Все возмущаются новым сериалом «Противостояние». Про фашистского карателя, проявившегося в восьмидесятые. Мол, чего там столько антисоветчины? И какой замечательный был сериал по книжке Юлиана Семёнова в 1985 году.
Открою страшную тайну – он и тогда был антисоветским, только за режиссёром ходили ребята в пыльных шлемах и сделали из очередной агитки очень неплохой детектив. Про подлинное нутро этой киноработы рассказывал Басилашвили, который в 1985 очень неплохо сыграл советского следователя.
Кто ещё не успел посмотреть новый сериал «Противостояние» - и не смотрите, ничего не потеряете. Вроде и артисты неплохие, но красивая обёртка без содержания. Разворачиваешь, а конфеты нет.
На поздний СССР, уж извините, это творчество Эрнста не похоже совсем какие фильтры на камеру не накладывай. Диалоги – дурацкие, ситуации сплошь заставляют только кривиться.
Гуськов сыграл бывшего карателя, вроде, и неплохо. Но веет какой-то психической жутью. Какой-то маньяк без страха и упрёка.
В картине 1985 года Кротов – обыденный, на улице встретишь и глазом не зацепишься. Обычный человек, ни в жизни не заподозришь, что целыми деревнями выжигал. В этом и сила драматического произведения. Попробуй такого выведи на чистую воду.
Старый сериал – натурально, противостояние. Борьба двух миров, не только уголовника и милиционера. Вот подполковник милиции, честный, советский, даже слегка наивный, если такое вообще можно сказать о подполковнике милиции.
И вот зверь в овечьей шкуре, хитрый, злобный и крайне продуманный. Кто кого переиграет, кто кого передумает?
Ничего этого и в помине в новом сериале нет, потеряли тот самый нерв. Помните советский сериал «ТАСС уполномочен заявить»? Тоже по Юлиану Семёнову, кстати
Там был старый власовец, уже отсидевший. К нему главный герой ходил за советом, письма показывал. Эпизод, вроде, но как это сыграно! Тому власовцу верю, фашисту в исполнении Гуськова, извините.
Гораздо удивительнее, что старый сериал получился настолько забористым. Не скажу, что шедевр, но оторваться было невозможно. При том, что сама книжка Семёнова, мягко говоря, любовью к Советам не переполнена.
Попалось любопытное интервью Басилашвили, в котором он рассказывал уже в сильно святые девяностые про что на самом деле «Противостояние». Ну конечно, про Сталинские репрессии, про воровскую Советскую власть и прочее, и прочее. Только почему-то в телевизоре ничего про это не было.
Басилашвили рассказывает, что, якобы, режиссёр сериала Семён Аранович советскую власть не любил. Больше того, посмеивался, мол, всё у этих большевиков так, показуха одна.
Как пример, байка как его, известного документалиста позвали снимать небывалый урожай кукурузы. Куда-то в Ленинградскую область.
Вообще, дело это для телевизионного репортажа, а не для съёмочной бригады документального кино. Но это же явная клюква, кукуруза в смысле. Которая вызревает в Ленинградской области, рекордными урожаями. Верим, как не верить.
Но, якобы, по личному заданию партии Аранович мчится на ленинградские поля. А там кукуруза, натурально, по пояс. Чахлая такая и как быть?
Но великий режиссёр на то и великий. Выкопали ростовой окоп для оператора. Председателя колхоза и главу района поставили на колени. И снимали как они ковыляют в кукурузном «лесу».
Это антисоветская байка, конечно. Тем более рассказывал это Басилашвили когда режиссёра уже не стало и можно было любую лапшу вешать.
Вы когда-нибудь на коленях ходить пробовали? Ну хоть в школе на физкультуре? А теперь представьте как смешно мотылялись бы в «рекордной» кукурузе партийные чиновники.
Были у Басилашвили большие роли, но его высказывания меня всегда малость перекашивали. Агент охранки Мерзляев из «бедного гусара» - вот это его. По-моему, он там самого себя играет.
Он и про роль следователя Костенко из «Противостояния» рассказывает какую-то дичь. Мол, как можно играть детектива, не понимая советчик он или антисоветчик. Уже хороший, вопрос, правда?
Подразумевается, что подполковник из уголовного розыска нашу власть должен ненавидеть по умолчанию. Он же не дурак, значит непременно должен скрытым врагом оказаться.
Басилашвили примерно это и вещает:
«Я спросил Семена: вот этот человек, которого я играю, подполковник Костенко, как он относится к Правительству к ЦК КПСС.
Ну он же понимает кто вся эта верхушка, это бандиты, незаконно захватившие власть, живущие в свое удовольствие и эксплуатирующие, уничтожающие свой народ. Но он сыщик, ему надо найти другого бандита, поменьше, он его ищет. Вот и всё».
Перевожу, Басилашвили сообщает нам, что никакой разницы между советским руководством и фашистом-карателем, убивавшем пачками людей в концлагерях просто нет. Что одни бандиты, что другие. Приехали. Какой молодец!
Может мы не так поняли заслуженного артиста? Да как же его иначе понять? Мне вот любопытно, он это всё в 1985 году осознал, когда его советская власть с экранов не выпускала? Или в девяностые, когда советской власти не стало и пришлось срочно переобуться?
Дальше Басилашвили рассказывает, что сериал вообще не про погоню за убийцей. Нет, главный вопрос – а чего это в начале Великой Отечественной столько людей «вели себя пораженчески».
Переводя на русский, как бы понять (и оправдать) коллаборационистов, изменников Родины и прочих прекрасных людей. Артист говорит:
«А может быть просто попали раненые в плен, но может быть люди, которые ненавидели Советский строй, Сталина?»
Ага и поэтому пошли служить нацистам? Убивать евреев в концлагерях и жечь мирные деревни. Ну они же Сталина ненавидели, им можно. Так выходит, гражданин Басилашвили?
Да-да, именно так. Якобы, режиссёр набабахал аж восемь серий. Про ужасный советский строй, про Сталинские репрессии. И почему Советским людям было проще перекинуться к Гитлеру, чем сражаться за ненавистного Сталина.
Но вот беда, чекисты без формы из комитета кинематографии «картину развалили». Пришлось перемонтировать сериал целиком. Больше четырёх сотен замечаний талантливому режиссёру!
И вот вместо антиСталинского памфлета получился всего-навсего крепкий детектив. Из восьми снятых серий едва-едва накропали шесть. И главный вопрос куда-то из сериала делся.
Байка вполне в духе Солженицына и веры ей росно столько же. Режиссёр Аранович был фигурой сложной. Но, кажется, человеком вполне порядочным и вполне советским.
В политику не лез, работал в документальном кино и работал виртуозно. Даже в игровом сериале «Противостояние» вспомните как блистательно вмонтированы современные артисты в реальную хронику Великой Отечественной. Уже почти непонятно где хроника, а где современные съёмки. Удивительное мастерство!
Ничего антисоветского режиссёр Аранович на публике не говорил и не делал. Да и жизненный путь более чем достойный, боевой полярный лётчик, тяжёлая авиакатастрофа, почти инвалидность и нелёгкий путь в кино.
А вот, поливающий грязью режиссёра, Сталина, да и весь Советский народ Басилашвили за жизнь наговорил немало. Это он, кто не помнит, требовал поскорее переименовать ненавистный Ленинград, переживший блокаду, в Питер.
Это он тряс бумагами и требовал поскорее строить по всей стране мемориальные комплексы. Не в честь погибших защитников Родины, нет «жертвам Сталина». Вредителям, шпионам, изменникам Родины.
И да, когда хоть и в беспомощной оранжировке, но предложили вернуть советский гимн Александрова… Артист и бывший депутат Басилашвили опять был категорически против.
Обыденная жизнь и обыденная позиция. Сколько мы таких верных ленинцев видели, которые через мгновение уже со свечкой стояли и демократическим идеалам клялись в первых рядах. Мигнуть не успели.
Ровно в этой обыденности и дело. В новом «Противостоянии» много пафоса в каждой сцене. Фирменный, Эрнстовский стиль. Всегда слишком.
А вот в сериале 1985 года предатель Кротов притащил фашистам своего друга комиссара Козела вполне обыденно. И убил вполне обыденно. Как входной билет в каратели прокомпостировал. Не меняясь в лице.
Вот эта обыденность и страшна. Когда артист играет советского следователя, хорошо играет. А за пазухой камень. И ведь не скажешь по нему, что антисоветчик. Как и по убийце Кротову в старом сериале не сказать было.
Так что извините, не верю я байкам артиста Басилашвили ни на грош. Отличный был многосерийный фильм «Противостояние». Снят и сыгран вполне советскими людьми.
А не самый плохой артист Басилашвили, увы, для меня навсегда останется тем самым подлым офицером охранки Мерзляевым. Или даже Мерзяевым, куда-то пропала буковка из его фамилии. В кино.
МОИ КНИГИ / ТЕЛЕГРАМ
Оценили 19 человек
26 кармы