На фоне возросшего в последние годы интереса к поиску духовных скреп и национального самосознания, возник запрос на изучение того, как в течение тысячелетий менялись привычки, образ жизни, отношение к религии и искусству у нашего народа. Тема эта настолько обширна, что на анализ только дохристианского периода Руси уйдут сотни страниц. Потому остановлю своё внимание на начале 1930-х годов, когда был претворен в жизнь план "борьбы с пережитками прошлого".
Антирелигиозная пропаганда, развернувшаяся по всему СССР, затронула не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Чтобы показать глубину процесса, я расскажу о событиях, происходивших в небольшом городе Кашине, что в Тверской области.
Для начала предлагаю небольшую историческую справку. Кашинцы на протяжении всей истории отличались невероятной религиозностью, а местные купцы - набожностью. Благодаря их финансовой поддержке в городе с населением 7 544 человека (данные переписи 1897 года) к началу 20 века была построена 21 одна церковь и возведено 3 монастыря. В 1909 году в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны (сестра императрицы Александры Федоровны и настоятельница московской Марфо-Мариинской обители) была повторно канонизирована свята благоверная Анна Кашинская.
В январе 1930 года православная страница истории Кашина была безжалостно перевернута. До города дошла очередь очищения от "религиозных предрассудков". Вот, что писал корреспондент газеты "Знамя коммуны" 8 января 1930 года - " Шеститысячная демонстрация рабочих и крестьян, съехавшихся из окружных сел, поставила перед происходившим на днях пленумом Бежецкого окружного исполкома вопрос о закрытии собора и вскрытии мощей. Пленум назначил вскрытие на 29 декабря. Между тем, до сегодняшнего дня постановление в жизнь не проведено, это факт уже использован враждебными силами. По городу уже распускаются слухи, что власти "побоялись вскрыть мощи". С приходом в горисполком новой власти начались аресты бывших руководителей города, так называемых "отступников", и священнослужителей с кулаками - "наступников".
Всего на скамью подсудимых отправилось 53 человека. И если для ареста ряда крестьян, чиновников и хлеботорговцев были предпосылки - срыв хлебопоставок, спекуляция зерном и продуктами питания, то суд над представителями церкви представлял собой не что иное, как агитицию безбожия. Подтверждает это и выдержка из газеты "Знамя коммуны" от 14.01.1930 - "Заключительным аккордом процесса должно быть разоблачение поповского дурмана, вскрытие мощей Анны Кашинской и закрытие контрреволюционного гнезда - Воскресенского собора". Характерно поведение кашинцев в этот важный исторический период - если на судебном заседании представителей рабочих и крестьян почти не наблюдалось, то на вскрытии мощей присутствовал почти весь город и близлежащие деревни и села. На мой взгляд, подобный нездоровый интерес был вызван тем, что сильная внутренняя вера, порой неосознанная, вступила в когнитивный диссонанс с новой официальной идеологией - атеизмом. Вскрытие мощей святыни - проникновение в мир сакрального - как раз и давало однозначный ответ душам сомневающихся. Вот что написал про день вскрытия мощей Анны Кашинской известный книготорговец Н.П. Черенин 27 января 1930 года в своём дневнике: - "Проходя мимо костей, зрители шли в холодный собор и выходили боковым слева проходом наружу. В толпе говорили, что ребята старались по нескольку раз побывать в соборе. Большинство - сохраняло молчание. Одна крестьянская женщина при выходе из собора сказала: "Такие кости и после нас останутся". Сомнения, желание удостовериться и, наконец, облегчение - внутренний дискомфорт исчез. Именно в тот момент для большинства кашинцев оборвалась нить, соединявшая их с предками, началась новая история.
Сейчас стало модно мнение, что только благодаря советской идеологии мы утратили свои исторические корни. Однако, это не так - зерно нигилизма и безбожия, брошенное в землю ещё тургеневским Базаровым и взращенное Петром Верховенским из "Бесов" Достоевского, дало свои плоды спустя 60 лет. Именно с середины 19 века нашему народу прививали чуждые ценности, высмеивыли русскую традиционность, списывались все проблемы на ханжество и темную веру. А советские лидеры просто взамен религии предложили принципы гуманизма, братства, равенства, взаимопомощи. Прекрасные, надо сказать. Новая идеология была подкреплена успехами первой пятилетки, когда человек, несмотря ни на какие преграды, своими руками создавал новый облик страны. Значимость каждого пролетария, который вчера был практически крепостным у своего помещика, повысилась в разы.
Но одно не учли тогдашние партработники, что невозможно стереть историческую память навсегда, что вера в чудо, в высшее, нематериальное живёт в каждом из нас. Это то, что связывает нас с предками, с нашим прошлым, даёт надежду на успех в будущем. Именно потому использовал И.В. Сталин в своём обращении 3 июля 1941 года сакральное обращение - "братья и сёстры", чтобы в каждом загорелась давно погашенная церковная свечка, объединявшая некогда миллионы людей. В свою очередь, Русская Православная Церковь проявила себя в годы Великой Отечественной Войны с самой лучшей стороны - почти уничтоженная, оставшаяся без какой-либо государственной поддержки, она едва слышно начала молитву за Родную землю, за победу над кровожадным захватчиком, по-христиански забыв старые обиды, и Бог её услышал.
#ГражданинРоссии
Оценили 3 человека
3 кармы