Петра в строительном аспекте

18 10128

Здравствуйте, уважаемые читатели. В продолжение темы о Петре мы вновь встречаемся с римским влиянием и самыми простыми способами обработки камня. Видимо, лазерных болгарок мэрам Петры в Ватикане не выдали (у-у-у, бяки), а потому, трудились потомки эдомитов и кочевых арабов кирками :о) Наши альтернативщики привыкли заявлять, что города просто не могут строиться быстро и масштабно. Но Петра показывает, что при наличии средств и желания, всё очень даже возможно. Статья написана, изходя из содержания научных работ, посвящённых Петре (большей частью - это вольный перевод при помощи гугль и яндекс переводчиков). Так что, у альтернативщиков нет основания заявлять, что древними городами, сооружениями и методами строительства наука не интересуется :о)

В 312 году но новой эры Диодор Сицилийский описал набатейцев как кочевников. Страбон же к 24 году до н. э. заметил, что набатейцы имели дорогие каменные дома с лепниной и росписью. Эти два сообщения являются первыми описаниями набатеев в древних классических исторических източниках. Руины Петры богаты и полны удивительных архитектурных памятников, не смотря на разительный контраст между этими двумя записями. Археологические свидетельства набатейской архитектуры до конца 2-го - начала 1-го века до н.э. не встречаются. Переход к осёдлой жизни в Петре произошёл где-то между 3-м (самое раннее) или 1-м веком (самое позднее) до н.э. Поэтому вполне вероятно, что описание Диодора Сицилийского отражает ситуацию Петры на ранних стадиях, а три столетия спустя Страбон наблюдал город в период, когда набатейцы уже развили технику строительства, и уровень архитектуры был продвинутым.

Петра сокрыта в горах, выходящих на восточную часть Вади Араба - часть рифтовой долины, которая проходит между Акабой и Мёртвым морем на юге Иордании. Через город зигзагом проходит Вади Муса и простирается в сторону Вади Араба с востока на запад. Место было заселено из-за наличия постоянного водоснабжения, его было легко укрепить. Петра контролировала проходившие через этот район основные торговые пути Север-Юг и Восток-Запад, по которым следовали караваны торговцев, путешественников и армии завоевателей. Таким образом само место расположения древней Петры играло важную роль в торговой и военной истории ближневосточных цивилизаций. Поскольку географическое положение и политические факторы определяли экспортно-импортные перевозки, Набатейское царство играло важную роль в политике и экономике греко-римского ближнего Востока. В результате город разбогател, а набатейцы расширили границы их царства от Босры на севере до Мадаин-Салиха (древней Хегры - Hegra) на юге.

Несколько снимков сооружений в Хегре

Произхождение набатеев-спорный вопрос. Вполне возможно, что это первоначально были кочевые арабы, мигрировавшие на север с Аравийского полуострова в землю Эдома в 4 веке до нашей эры. Однако более поздние открытия предоставили некоторые свидетельства преемственности набатейцев от эдомитов, которые в железном веке занимали территорию к югу от Вади-Хеса. Набатейцы управлялись царями, которые документированы монетами, по крайней мере, со 2–го века до нашей эры, от Арета I (168 г. до н. э.) до Раббела II ( 70-до н. э. 106).

Позже, в 106 году нашей эры, Аравия перешла под контроль римлян, которые затем направили часть своей торговли через Пальмиру. Однако, даже если независимость Набатейского царства закончилась в 106 году, существующие записи о Петре простираются гораздо позже этой даты (по крайней мере, до 6-го века нашей эры). Недавние открытия выявили некоторые постройки в городе, относящиеся к более поздним временам, например, улица с колоннадой, ворота Теменоса, небольшой храм и скульптурный комплекс к северо–западу от Каср-эль-бинта.

Открытие церквей, в том числе церкви Петра с её мозаичным полом (см. видео) и карбонизированными папирусами 6-го века, показывает, что и в это время город процветал достаточно, чтобы позволить себе новые сооружения такого масштаба.

В результате особенностей геологического сложения местности, архитектура Петры в основном состоит из песчаника (и некоторых известняков), чем отличается от Босры, которая построена из базальта. В геологии района Петры преобладают разломы, трещины и слабое стратиграфическое погружение. Крутые долины Петры можно отнести к обширным разломам и стыкам, которые простираются по песчанику и известняку. Хронологическая последовательность литологических образований, обнажённых в районе города и его окрестностях, состоит в основном из трёх групп: гранит, песчаник и известняк. Первая группа, обширный докембрийский фундамент, лежащий в Петре под песчаником, является самой низкой и частично выпадает на западе Петры. Вторая группа, группа песчаников группы Рам среднего и верхнего кембрия и ордовика, широко распространена в горах Петры. Третья группа, меловой известняк, появляется на верхней поверхности города в Вади Муса.

Архитектура Петры

Основываясь на первом наблюдении за зданиями в Петре, можно выделить три группы: отдельно стоящие здания, памятники, вырубленные в скале, и сооружения, представляющие собой смесь того и другого.

Каср-эль-бинт

Улица с колоннадой

Ворота Теменоса

Храм крылатых львов

Великий храм

Первая группа (отдельно стоящие здания) включает: Каср-эль-бинт, улицу с колоннадой, ворота Теменоса, храм крылатых львов, "Великий храм", здание бань, комплекс бассейнов, "средний и верхний рынки", треугольный Нимфей, "Нижний гимнастический зал" и дома, такие как эз-Зантур I и эз-Зантур IV. Все упомянутые общественные здания находятся в гражданском центре и по обе стороны Вади-Мусы. Большинство домов находятся чуть дальше от неё. Недавние изследования предполагают, что большинство монументальных отдельно стоящих зданий были построены между началом 1-го века до нашей эры и концом 1-го века нашей эры, в частности, в конце эллинистического периода и в римский период, т.е. до римского завоевания Аравии в 106 году нашей эры.

Фотография ландшафта восточной Петры с очень привлекательными плато из песчаника Диси.

Вторая группа - скальные памятники, высеченные в окружающих скалах, являются наиболее примечательными из достижений набатейской архитектуры. Набатейцы вырезали эти памятники с масштабом и характером, непревзойденными в древнем мире. Бруннов и фон Домашевский зафиксировали более 800 высеченных в скале памятников, среди которых гробницы, триклинии, биклинии и дома. Маккензи установила свою хронологическую структуру для скальных фасадов с классическими чертами, основанными на набатейских скальных памятниках в Медайн-Салехе, городе, следующем по значимости после Петры в отношении резных памятников. На этой основе она смогла датировать резные памятники Петры с 1-го века до н.э. по начало 2-го века нашей эры.

Лучшим и наиболее известным примером этих памятников является Хазнех, который до сих пор хорошо сохранился и имеет наиболее искусно вырезанный фасад. Он состоит из двух этажей; нижний имеет шесть коринфских колонн и фриз. Центральный набор из четырех колонн увенчан фронтоном и образует вход в вырезанные в скале погребальные камеры. Верхний этаж имеет в центре толос, помещённый между двумя выступающими эркерами, которые увенчаны двумя половинами "сломанного" фронтона. Толос увенчан урной высотой 3,5 метра. Фасад имеет размеры примерно 30 м в ширину и 42 м в высоту и обрамлён двумя рядами квадратных отверстий, простирающихся вертикально на большей части его высоты. Резной фасад имеет много особенностей, которые связывают его с архитектурой 1-го века до нашей эры, или эллинистического периода, а не со 2-м веком нашей эры. Маккензи датирует Хазнех не позднее начала 1-го века нашей эры, что подтверждается недавними раскопками. Другие примеры резных фасадов включают Дейр, датированный 40/44–70 гг. н. э. и могилу римского солдата, которая датируется 1 веком нашей эры.

Дейр (ed-Deir) Petra

Третья группа состоит из зданий, в которых изпользованы вместе методы сооружения как отдельно стоящих, так и высеченных в скале построек. Примеры этих зданий включают главный театр, который расположен к востоку от центра на естественном склоне над речным руслом главного Вади.

Пещера и оркестровая площадка были высечены в скале. Напротив, здание сцены и его стороны были построены отделоностоящими и поддерживались цилиндрическими сводами. Кроме того, hyposcaenium (римское обозначение области под сценой) и два боковых коридора (aditus maximi) были частично вытесаны и частично построены отдельно, в то время как полукруглый оркестр был полностью вытесан из скалы и покрыт твердой штукатуркой. Наконец, здание сцены было построено на скальной породе, но стены сцены и скаены (комплекса построек сценической части) были отдельно стоящими и построены из тонко отесанного камня. Сигал утверждает, что театр был построен во времена Аретаса IV.

Urn Tomb, Petra

Palace Tomb, Petra

Маккензи  датировала его 1-м веком нашей эры. Другие примеры зданий в этой группе, как с автономными, так и с каменными элементами, - это гробница урн (Urn Tomb), датированная 1-м веком нашей эры, и Дворцовая гробница (Palace Tomb), датированная позже в 1-м или начале 2-го века нашей эры.

Из чего и как строили

Песчаник

Песчаник был важным материалом, изпользуемым Набатейскими архитекторами. Легко доступный в качестве строительного материала, с инженерной точки зрения песчаник не является высококачественным материалом (по сравнению с известняком или гранитом), и он, по-видимому, был изпользован из экономических соображений, чтобы сэкономить на затратах на рабочую силу. Например, набатейцы не полностью полагались на продукцию первичных карьеров, которые были открыты в ограниченном количестве мест. Каменоломни в Вади-эс-Сийяге, Вади-Туркмании и Умм-Сайхуне были раскопаны на склонах холмов в основном для производства песчаниковых блоков.

Каменоломни в Вади-Туркмании

Рабабех изследовал эти карьеры и обнаружил, что они дали бы приблизительно половину каменных блоков для отдельно стоящих зданий в городе. Другая половина блоков была получена при вырезании скальных памятников, а также в процессе выравнивания коренных пород для некоторых строительных площадок, например, задняя часть "Большого храма", комплекс бассейна и "средний и верхний рынки". Кроме того, процесс выравнивания, кажется, использовался в нескольких местах для создания вырезанных в скале памятников, таких как High Place и близлежащие обелиски. В случае создания фасадов, чтобы подготовить вертикальную поверхность скалы для высечения памятника, большая часть склона должна была быть удалена, и это был ещё один източник материала для строительства. Поэтому почти каждый вырезанный в скале памятник, и особенно крупные, также служил в качестве карьера. Вероятно, что когда набатейские каменщики пытались вырезать какой-либо из своих памятников, они думали о высечении прежде всего как о проекте карьера (карьерной добыче).

Незавершённая гробница - пример ступенчатой карьерной выработки.

Набатейские работники карьеров для извлечения блоков изпользовали технику траншей и клиньев; это подтверждают траншеи, которые можно увидеть в разных местах города и в могилах. Чтобы вырезать эти траншеи, карьерщики изпользовали кирки. Чтобы сэкономить время и упростить процесс, они извлекали камень в карьерах ступенями, изпользуя эту процедуру для создания горизонтальных рабочих площадок вместо строительных лесов. Эта техника применялась как для вырезания экстерьеров (внешних поверхностей), так и интерьеров гробниц (что подтверждено при проведении лазерного сканирования в Петре). При изготовлении небольших памятников вырезание скалы до вертикальной грани и декоративная резьба (украшения) могли выполняться одновременно (см. фото выше). В то же время, для более крупных памятников эту работу требовалось выполнять в два этапа .

Причины этого могут быть практическими, такими создание достаточного рабочего пространства, доступного на выступе, или требование своевременной (заблаговременной) вытески каменных блоков для изпользования в отдельно стоящих зданиях, которые строились в то время. В некоторых случаях, когда добыча блоков произходила в центре скал, карьерщики, чтобы добраться до рабочего уровня изпользовали лестницы, канаты и пазы (прямоугольные вырезы).

Набатейцы изпользовали тёсаные блоки для двух типов кладки стен. Первая включала переплетение тычков и ложков. Второй тип, названный "эмплектон", для создания более толстых стен, в которых две сложенные параллельные оболочки были заполнены ядром из щебня и раствора. Эта техника возведения стен была быстрее, но давала такой же прочной кладки. Эти типологии уникальны для "песчаниковой кладки". В Римской систематике Витрувий  разделил стеностроение на два вида: один из них называется "Изодом", когда все ходы (курсы блоков) имеют одинаковую высоту, другой - "псевдодом", когда ряды курсов не одинаковы по высоте, а идут неравномерно. Оба вида кладки можно увидеть в храме Крылатых львов. Толщина стенки варьируется в зависимости от расположения стенки и её конструктивной функции. В храме крылатых львов ширина стены в контрфорсных углах составляла 1,3 м, в то время как её ширина между сцеплёнными колоннами колеблется от 68 до 73 см, а ширина передней подпорной стены колеблется от 1,6 до 1,7 м .

Деревянные "струны" в стенах Каср-эль-бинт

В Каср-эль-бинте стены частично построены из твёрдого тёсанного песчаника, а в других ядро заполнено щебнем на растворе. В то время как раствор в швах в значительной степени виден внутри (из-за грубых или раздетых внутренних граней), он менее заметен снаружи из-за применяемого наружного декорирования. Строители изпользовали курсы ортостатов (вертикально стоящие плиты, обычно их помещали в нижней части стен) высотой 1,6 м, разделённых опорами. Кроме того, сооружение полостей шириной 1 м в двух боковых камерах позволяет скрыть лестницу, ведущую к уровню мезонина. В "Великом храме" изогнутые стены, построенные из хорошо вырубленных песчаниковых ашларов (ашлар - тёсаный камень), использовались в Экседрах Нижнего Теменоса. Самый большой из этих блоков шириной 1,5 м соответствует внутренней кривизне апсиды, которая была украшена нишами.

Набатейские каменщики сооружали свои колонны из песчаника в виде стопки блоков из тёсаных камней, а не одним высеченным монолитом. Они состояли из нескольких коротких барабанов высотой 0,5–0,8 м, как видно, например, в «Великом храме», Храме Крылатых львов, Воротах Теменоса и на Улице с колоннадой. Все эти барабаны маленькие по сравнению с другими эллинскими и римскими колоннами, в которых изпользовали более твердый камень. Это было необходимо, потому что набатейские каменщики не могли делать большие барабаны из-за природы местного песчаника. Эту же технику с идентичными результатами изпользовали в Египте.

Известняк

Для автономных капителей, таких, как капители с растительными или зооморфными украшениями (слоновьи головы), изпользовали не песчаник, а мелкий известняк, поскольку на нём легко могли быть вырезаны мелкие детали. Они были общей чертой отдельно стоящих зданий Петры и её резных памятников, таких как Каср-эль-бинт, Храм крылатых львов и одна из купольных комнат в здании бань.

Зооморфные капители

Литтелтон и Благг утверждают, что существует разнообразие в технике дизайна растительных свитков, и причина этого возможно в том, что различие техник указывают на работу разных каменщиков. Кроме того, они утверждают, что тип изпользуемого камня отличается, известняк даёт тёску капители хорошего качества, в то время как песчаник позволяет лишь более грубый дизайн. Больше внимания уделялось тем архитектурным особенностям, которые требовали более тонкого обрабатываемого известняка (капители и карнизы). Точно так же известняк часто изпользовался для аттических оснований, которые сопровождали флористические капители, например, в "Великом храме". Для этой же цели изпользовались полые декоративные мраморные кольца, например, как в храме Крылатых львов.

С другой стороны, самый твердый известняк набатейцы изпользовали для тротуаров, например, для мощение улицы с колоннадами. Плиты из более мягкого камня вырезали различных размеров, (в зависимости от типа камня ) и различных форм: прямоугольные, квадратные и шестиугольные.

Дерево

Древесина для строительства была дефицитным ресурсом (за изключением можжевельника и оливковых деревьев), район страдал от вырубки лесов. Тем не менее, в некоторых крупных храмах в кровле изпользовали древесину. Лучшим примером является Каср-эль-бинт, где крыша опиралась на деревянные балки, идущие с севера на юг. На этом месте были найдены куски черепицы. Хаммонд описал некоторые черепицы крыши храма Крылатых львов, типичные для этого периода. Черепица изпользовалась для скатных крыш. Хэммонд предполагает, что структуру (конструкцию здания) покрывала остроконечная кровля или комбинация продольного фронтона с наклонной крышей, и что кровля этого храма не поддерживалась ни арками, ни бочкообразными сводами. Напротив, в домах эз-Зантура кровля поддерживалась арками, что было вызвано экономией древесины. В жилищном строительстве древесина также не изпользовалась. Кровля в домах эз-Зантура поддерживалась арками. Дерево также не применяли в купольных конструкциях зданий бань, где она подвергалась бы воздействию пара. Поэтому набатейские архитекторы в основном избегали изпользования древесины, за исключением Каср-эль-бинта и, вероятно, храма Крылатых львов. Причина этого, возможно, была связана с отсутствием данного материала, который оставляли для более важных монументальных зданий. Также возможно, что набатейцы импортировали по крайней мере часть изпользуемой древесины, в том числе ливанский кедр. Остатки кедра сохранились в деревянных струнных курсах на стенах Каср-эль-бинта.

Древесные прокладочные курсы против землетрясений

Возможно, что симметричный план Каср эль-Бинта помог уменьшить моменты кручения, возникшие во время сейсмической активности на площадке. Однако изпользование деревянных струн также может улучшить способность конструкции рассеивать сейсмическую энергию. Некоторые ученые считают, что именно благодаря включению этих курсов деревянных струн, здание всё ещё стоит во весь рост.

Недавние изследования показывают, что "струнные" лесоматериалы явно изпользовались в Петре для укрепления зданий из ашлара. Эти встроенные балки удерживали вместе хрупкие каменные ашлары во время землетрясений. Для оценки влияния изпользования встроенных деревянных балок на целостность памятника из песчаника - Каср-эль-бинта изпользовалось микро- и макромоделирование. Проверялось поведение стен, сложенных из различного раствора с деревянными струнами и без них. Результаты этих изследований подтвердили роль встроенных деревянных курсов в качестве антисейсмического устройства.  Сдвиговое напряжение в структуре каменной кладки было понижено древесиной до 33%. Согласно выводу учёных, ремонт и сохранение этих балок, которые функционируют как антисейсмические устройства, необходимы для укрепления конструкции памятника от потенциальных землетрясений. Отсюда

Продолжение следует

Предлагаю также ознакомиться с другими статьями на эту и подобные темы:

Открытие, сделанное под личиной араба, или как была открыта Петра

Открытие, сделанное под личиной араба, или как была открыта Петра - 2

Баальбек, Петра и Иерусалим - лихо закрученный сюжет истории


300 наемников 10 августа 2020 г. напали на 17 экозащитников на шихане Куштау в Башкортостане

ЧТО ПРОИЗОШЛО?Днем 9 августа 2020 г. в Башкортостане на флешмоб в защиту горы Куштау рядом с ней собралось приблизительно 3000-5000 человек. Было ощущение настоящего праздника. htt...

О языках и не только...
  • kont
  • Сегодня 07:55
  • Промо

Интересоваться языками (родным или иностранными) весьма полезно - это в первую очередь возможность общения, что в перспективе позволяет найти понимание и помощь где угодно на планете. Но ведь это...

Лукашистские эсэсовцы против женщин

Минск. Возле ИВС на Окрестина сегодня собрались многочисленные родственники тех, кого не могут дождаться дома с 9 по 12 августа. У входа за ними наблюдает ОМОН, с крыши в бинокли следят за обстановкой...

Обсудить
  • Все рано не понимаю,....как так можно сделать!!!??? :flushed:
  • Спасибо! :rose: :thumbsup: Начала читать предыдущее, а потом зайду сюда. Давным-давно интересовалась и читала о Петре, но тогда было мало информации. Буду заходить и получать удовольствие. :blush:
  • Интересно, а что разрушил ИГИЛ, что исчезло из этого великолепия? Новые съёмки проводили после освобождения от ИГИЛ в Пальмире и Петре?
  • Круто, Взор! И очень красиво. Аплодисменты!)