Кто научил каменщиков инков их навыкам - 4

17 1986

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем узнавать об особенностях каменных работ тиауанакцев и инков. Мы уже познакомились с ходом развития каменного мастерства в Центральной и Южной Америке, особенностями каменной кладки и дизайна обеих цивилизаций. Пришла очередь поближе ознакомиться с техниками изполнения каменотёсных работ.

Как уже заведено, предисловие для новичков :о)

1. Прошу любить и жаловать, либо невзлюбить и обжаловать мою манеру писать слова с "иЗ", "раЗ", "беЗ", и "воЗ" в том виде, коего в современных грамматических правилах не прописали, применив стандартизацию. Дело в том, что по смыслу таковое написание слов более правильное, ведь нет слов "иС", "раС" и "воС", которые вошли бы в формулу слова в виде приставок. Тем, кто не может пожать плечами и отнестись к моей "причуде" или "иЗюминке" спокойно, попенять не имею права, они вольны, встретив первую же "З" на ненадлежащем месте, далее не читать. Люди любознательные не считают такое написание непреодолимой преградой к разширению кругозора. Как не считают для себя зазорным читать переводы статей, выполненные непрофессиональным переводчиком. Отсюда произтекает пункт 2.

2. Не переводчик, а всего лишь строитель, то есть технарь. Потому в тексте могут встретиться кракозябры, типа "кукуруза" вместо "зерно". Жалобы на кракозябр принимаю с благодарностью, и спешу от них избвиться.

3. Всегда стремлюсь разширить переводимый текст для большей понятности и лучшего представление о предмете. Потому вставляю найденные в интернете картинки и дополнительные пояснения. Обычно пояснения привожу в скобках курсивом.

4. Для любознательных даю ссылки на первоизточник и материалы по той же тематике.

5. Прошу в комментариях вести себя прилично. За злостное нарушение этики комментарии удаляю. Без обид.

Далее вольный перевод статьи Жана-Пьерра Протцена и Стеллы Наир "Кто научил каменщиков инков их навыкам? Сравнение каменной кладки Тиауанако и каменной кладки инков" 1997 г.

Методы строительства

Чертёж Леонса Анграна. Тиауанако. Обратная сторона Ворот Солнца 1848г.

Этот и другие чертежи и рисунки Леонса Анграна можно увидеть здесь несколько фотографий блоков различных типов взяты тут.

Изящная каменная кладка Тиауанако поражала воображение каждого посетителя этого места и побудила первых изследователей, включая Леонса Анграна (Leonce Angrand) в 1848 году и Альфонса Штюбеля (Alfons Stübel) в 1877 году (31 декабря 1876 - 8 января 1877), создать очень точные и изысканные мерные чертежи найденных здесь различных ворот и множества резных камней. В результате тщательного осмотра камней и изучения углублений различных видов, точных обводов и точных прямых углов углублений внутри углублений, а также идеально плоских поверхностей, Штюбель и Уле (Max Uhle) пришли к выводу, что

1. У каменотёсов Тиауанако были средства для создания прямых углов с постоянством (возможно, имеется в виду "без отклонений")

2. Камнерезы знали несколько способов шлифования (schleifen) и выглаживания (glätten) камней

3. Идеально выполненные внутренние углы требовали изпользования острых инструментов.

К этим наблюдениям мы добавим, что каменщики Тиауанако имели средства контроля плоскостности протяжённых, сглаженных или отшлифованных поверхностей.

За последние два года мы изучили и зарегистрировали около семидесяти строительных блоков, среди которых (оказалось) много тех же камней, которые были нарисованы нашими предыдущими коллегами. Вот что мы узнали из этого изследования техники каменной кладки Тиауанако.

Резьба по камню

Для черновой обработки, придания формы и отделки строительных блоков каменщики инков обстукивали или дробили заготовку каменными молотками. На необработанных камнях (такая) техника оставляет диагностические ямки от ударов молотков и узоры в виде чашеобразных или желобчатых углублений, отражающих незавершённую работу. На готовых или тщательно обработанных камнях она также оставляет следы: большие ямки в центре поверхности камня от больших молотков, маленькие ямки вдоль его основания от маленьких молотков. Особая техника черчения (создания) кромок на блоке приводит к двугранным углам, которые обычно превышают 90°, что делает грани камня выпуклыми, похожими на подушки.

Рисунок 20. Желобообразные углубления обнаружены на нескольких грубо обтёсанных камнях определённой формы в Тиауанако.

Следы в виде ямок и узоры чашеобразных или желобчатых углублений обнаружены на нескольких грубо обтёсанных и фигурных камнях в Тиауанако [Рис. 20]. Хотя найти настоящие камни-молотки нам ещё предстоит, отметины указывают на то, что каменщики Тиауанако для выполнения грубой работы изпользовали технику, весьма схожую с техникой инков. Но для получения гладкой отделки, идеально ровных граней и точных правильных внутренних и внешних углов на тщательно обработанных камнях они прибегли к методам, неизвестным инкам и в настоящее время нам.

Иногда инки шлифовали свои строительные камни не на видимой поверхности стены, а в стыках, чтобы улучшить прилегание камня к камню. Эксперименты по возпроизведению показали, что шлифование, возможно, производилось с помощью суспензии воды и почвы, богатой глиной, и плоской каменной плиты, изпользуемой для шлифования поверхности в линейном или вращательном движении. С помощью этой техники и хорошего зрения можно получить приблизительно плоскую поверхность, но не идеальную, как это наблюдалось в Тиауанако.

Сегодня, чтобы проверить плоскостность поверхности, каменщики изпользуют линейку, предпочтительно две. Первую линейку, установленную на чистом краю строительного блока они применяют, чтобы прицелиться но вторую, разположенную в любом месте на вырезаемой поверхности. Древнеегипетские каменщики применяли устройство, называемое костяными (обвязочными) стержнями (boning rods), состоящее из трёх стержней и верёвки. Два стержня одинаковой длины соединены вершинами друг с другом верёвкой. Третий стержень, также такой же длины, перемещается по поверхности обрабатываемого камня вдоль натянутой верёвки Что изпользовали тиауанаканцы, неизвестно.

Два человека устанавливают стержни одинаковой длины на края поверхности плиты, ещё один человек перемещает третий стержень по поверхности блока между двумя стержнями с натянутой верёвкой. Там, где на плите имеются выступающие части, перемещаемый стержень поднимается над линией верёвки.

Острые и точные внутренние углы 90°, наблюдаемые на строительных блоках и в различных декоративных мотивах, скорее всего, не были выполнены с помощью молотковых камней. Независимо от того, насколько точно остриё каменного молотка, им никогда не могут быть созданы чёткие прямые внутренние углы, которые видны на каменной кладке Тиауанако. Сопоставимые вызрезы в каменной кладке инков имеют закруглённые внутренние углы, типичные для техники нанесения ударов (каменными молотками).

Рисунок 21. Схема резьбы стрелы на камне

Возможно, самое замечательное искусство резьбы по камню в Тиауанако можно увидеть на примере того, что мы называем камнями-стрелами (arrow stones). Вершины у основания стрелки выступают в камень и под конструкцию поверхности, при этом идеально ровны четыре плоскости, три из которых сходятся попарно под прямым углом и в конечном итоге соединяются с четвёртой в одной точке (рис. 21). При внимательном изучении некоторых внутренних углов точно обработанных камней, даже невооружённым глазом видно тонкую канавку в самой вершине углов. Мы предполагаем, что эти канавки являются следствием лезвия долотообразного инструмента, и что точка, в которой сходятся четыре плоскости, была сделана инструментом, похожим на пробойник. Такие инструменты не были найдены или зарегистрированы, но другие детали в Тиауанако предполагают изпользование долот или инструментов, похожих на перфораторы. Несколько углублённых карманов с вырезанными в них Т-образными гнёздами для скоб (более подробно рассмотренных ниже) позволяют определить угол установки/направления инструмента и его минимальную длину [Рис. 22].

Рисунок 22. Схема углублённых карманов с Т-образным гнездом для скобы.

Несколько строительных блоков и ворот свидетельствуют о том, что на заготовке одновременно выполнялись и черновые, и отделочные работы. К поверхностям, которые всё ещё находятся в стадии черновой обработки, примыкают тонкоотшлифованные или резные поверхности [Рисунок 23]. Там, где в камне должны были быть вырезаны углубления, внешняя поверхность была закончена до того, как начиналась работа над углублением. Доказательством этого служат ступенчатые камни-кресты в Кантатайите. Их внешняя поверхность плоская и отшлифованная, в то время как углублённые детали имеют только шероховатую поверхность, однако края, очерчивающие поперечный дизайн, чистые и острые и, по-видимому, сделаны с помощью пилы или напильника. Техника имеет смысл: подготовленная внешняя поверхность обезпечивает базовую плоскость, необходимую для размещения и начертания запланированных углублений и контроля их глубины.

Рисунок 23. Строительный блок, демонстрирующий поверхности в различных состояниях отделки.

Подгонка камней

При строительстве стены видимые верхние грани уже установленных камней инки обычно оставляли необрезанными до тех пор, пока не был готов к укладке следующий камень. Этот следующий камень сначала вырезали (формировали) по крайней мере на двух его гранях: на поверхности его основания (низа) и одной боковой поверхности. Затем формы этих граней вырезали (как отпечаток) на поверхности уже установленных камней, чтобы принять (ими) новый. Таким образом, каждый камень был подогнан к своим ближайшим соседям индивидуально. На разобранных стенах инков всегда можно найти уникальные следы камней, которые когда-то занимали эти места.

В Тиауанако такие следы встречаются нечасто и явно отсутствуют во всей регулярной каменной кладке из тёсаного ашлара и почти-исодомной кладки. Тот факт, что камни сходятся под прямым углом, имеют плоские грани и все одинаковой высоты, изключает индивидуальную подгонку камня к камню. Подгонка может быть заменена контролем размеров, углов и плоскостности каждого камня, выполняемым на земле или даже во дворе или мастерской камнерезов, удалённых от места кладки. Подготовленные таким образом камни можно было доставить на место и собрать без дальнейших монтажных работ. Другими словами, строительные камни могли быть сборными, даже массового производства. Такой процесс предполагает наличие соответствующих инструментов для выполнения функций управления: эталона измерения, квадратов и линеек или их эквивалентов.

Рисунок 24. Пумапунку, Тиауанако: вторая стена террасы на южной стороне, демонстрирующая остаточную выпуклость

Хотя предварительное изготовление и массовое производство камней - различные возможности, есть свидетельства того, что не вся регулярная и почти-исодомная кладка были сложены таким образом. Например, в стене второго яруса Пумапунку с её внутренним и внешним соединением, где один камень выступает из-под другого, на передних краях камней обнаруживаются остаточные выпуклости, что свидетельствует о том, что верхушки камней остались. необрезанными, а ряды по высоте выровнены на месте [Рис. 24]. Последний ряд первого яруса на южной стороне является является ещё одним доказательством, так как его верхняя часть осталась необрезанной. (На северной стороне соответствующий ряд выровнен, что позволяет предположить, что южная сторона осталась незавершённой.) И на последней ступени первого яруса, также на южной стороне, можно фактически наблюдать прогресс, достигнутый в вырезании ступеньки; есть ещё незавершённые участки. Если инки каждый камень индивидуально приспосабливали к нижнему ряду, вырезав соответствующее ложе, тиауанакцы, кажется, выровняли весь ряд, а затем положили на него новый ряд огранённых прямоугольных камней.

Рисунок 25. Типы I и 2, или H-камни

Н-образный камень 1 типа с крестом на тыльной стороне

Стандартизация строительных блоков

Многие блоки, расположенные вокруг платформы Пума-Пунку, демонстрируют поразительное сходство друг с другом, как по дизайну, так и по размерам, что ещё больше подтверждает идею сборных конструкций. Мы склонны утверждать, что у жителей Тиауанако был набор стандартных строительных блоков, из которых они собирали сооружения в Пума-Пунку. К сожалению, многие камни настолько сильно изуродованы, что их невозможно измерить с какой-либо точностью, или осталось недостаточно камней определённого типа, чтобы подтвердить существование комплекта. Кроме того, некоторые строительные блоки, которые кажутся идентичными по дизайну, демонстрируют значительные различия в размерах. Такие блоки не являются взаимозаменяемыми, как это было бы в случае с настоящим набором строительных блоков, но сильное сходство указывает на повторяющиеся особенности в архитектуре.

Рисунок 26. Камень с крестами. Андский крест.

Следующий перечень дает частичный обзор типов строительных блоков, найденных в Пума-пунку [Рисунки 25-29]:

Тип 1. H-камни со ступенчатым формованием (молдингом) и крестом на задней стороне (рисунок 25)

Тип 2. H-камни со ступенчатым формованием (молдингом) без креста на обратной стороне

Тип 3. Пилообразные камни (фото ниже)

Тип 4. Ступенчатые формовочные камни

Тип 5. Архитравные камни (рис. 29)

Тип 6. Крестовые камни (рисунок 26)

Тип 7. Камни-стрелы (рисунок 27)

Тип 8. Ромбовидные камни

Тип 9. Плиты перекрытия с нишей

Тип 10. Камни с кругом (циркульные)

Тип 11. Е-образные камни.

Несколько стандартных строительных блоков были выполнены в левосторонних и правосторонних версиях (типах 3, 4, 6, 7, 8, и 10), предполагая, что структуры, частью которых они были или должны были быть, имели высокую степень симметрии (см. Рис. 27).

Тип 3. Пилообразный камень, левая сторона - низ камня

Тип 8. Ромбовидный камень

Детали дизайна и похожее на головоломку разделение мотивов, разсмотренные выше, и гнёзда для скоб, разсмотренные ниже, дают представление об ориентации и положении блока в сборке, а также о форме и размерах непосредственно прилегающих (к ним) камней. Например, камни со ступенчатыми молдингами были разположены так, чтобы они проходили горизонтально с более широкой ступенью над более узкой, а пилообразные камни были разположены так, чтобы выступающие края зубьев лежали горизонтально и на верхней стороне. U-образное гнездо для скобы и контур ступенчатого молдинга на том, что мы называем камнем Пяти ниш, предполагают, что к нему был подключен камень 4-го типа (рис. 28).

Рисунок 27. Правосторонняя версия камня Типа 7 или камень-стрела

Рисунок 28. Строительный блок, демонстрирующий схему ступенчатого карниза и U-образной скобы.

Камни типа 5, из-за подъёмных захватов (описанных ниже), лежали плоско, резной стороной снизу и служили "крышками" на камнях, подобных камням типа 1 или 2, таким образом, завершая нишу (рис. 29).

Рисунок 29. Схема ниши с камнем типа 5 или архитравом вверху.

(продолжение следует)

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

"Всё это оплачено кровью и болью солдат": Раскрыты масштабы "заработка" замминистра Иванова на защитниках страны

Арестованный замглавы Минобороны Тимур Иванов вел роскошный образ жизни, не скрывая этого. В то же время по всей стране пустуют многоэтажки, построенные специально для военнослужащих. П...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Инкское лего Впечатляющий уровень стандартизации. Не терпится узнать об инструментах для формирования внутренних углов. Интрига.
  • Да, все эти от "иЗ" до "воЗ" изрядно напрягают. :disappointed: Ну ничё, ищем позитив хотя бы в том, что последователи не плодятся. :thumbsup: ... В башке, почему-то, всегда крутится образ легендарного специалиста "Галина Кондратьевна", который вот здесь, например, у укров фигурирует https://youtu.be/1bVgLfvY1z4?t=32 :smirk: Или здесь https://youtu.be/Qhf3A5vjTJo?t=335
  • извините, я не понял, кто же научил каменщиков инков их навыкам?