Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Планы и детали памятника, посвященного памяти императора Александра.гл.1

4 710

Продолжаем читать Монферрана

Plans et details du monument consacre a la memoire de l'empereur Alexandre

Глава I

Описание памятника, его основание. Монолитные скалы Финляндии. Средства, изпользуемые для обезпечения добычи гранитной массы карьера Пиперлакс. Египетская идентичность. Казачий камень.

Памятник, посвящённый памяти Императора Александра I, установлен в центре площади Зимнего дворца, в фасе Триумфальной арки Главного штаба. Он состоит из колонны дорического ордера колоссальных размеров, имеющей некоторое сходство с колонной Траяна (см. пл. 2). Его общая высота от пола площади до вершины статуи, которой он увенчан, составляет 22 сажени, или 154 фута. По своим пропорциям среди триумфальных колонн Траяна, Антонина и Наполеона этот памятник может быть поставлен на первое место (см. пл. 48).

Пластина 2

Первым условием для обезпечения устойчивости любого здания или памятника является прочность фундамента, и легко представить себе, какую тщательность требовала эта часть предприятия для Александровской колонны, представляющей собой перпендикуляр, малейший уклон которого изменил бы красоту, если бы не привёл к её разрушению. Поэтому лишь после сравнения фундаментов нескольких подобных памятников, я отдал, перед любой другой конструкцией, предпочтение сплошной гранитной глыбе, укреплённой по её периферии плечевой кладкой. В то же время увеличил поверхность фундаментов, чтобы, охватывая большую площадь земли, сделать осадки менее чувствительными, и чтобы их воздействие могло быть направлено только перпендикулярно и равномерно.

Я начал с зондирования земли и не счёл нужным продвигать разкопки далее 17 футов, на этой глубине я встретил свободный слой довольно твёрдого песка. Именно на этом слое песка я начал забивку свай. Сваи изготовлены из сосны и имеют 10.5 дюймов (26.7 см) на тонком конце. Они разположены равномерно и размещены так, чтобы на площади 7 квадратных футов их было 9. Сваи эти были вбиты в землю на 21 фут при помощи четырёх "колоколов" (копров), каждая из чугунных баб весила 2000 фунтов. Каждый копёр обслуживали 4 лошади. Хорошая служба, которую я получил от этих машин и которой я обязан покойному г-ну генерал-лейтенанту де Бетанкуру, обязала меня предоставить их чертёж (см. пл. 4).; они оказались предпочтительнее всех тех, которыми я пользовался до тех пор.

Чертёж копра. пластина 4

Работа по забивке свай продолжалась три месяца и была закончена 15 марта 1830 года. После этой операции грунт уплотнился настолько, что трудно было воткнуть в него железный лом. Для срезки верхних концов свай был изпользован простой способ. Я замедлил работу насосов и, когда вода (в котловане) достигла желаемой высоты, она позволила мне получить естественный и безопасный уровень для разметки и обрезки свай. Затем их выкопали (между головами свай удалили грунт) на глубину 2 фута и окружили сильно спрессованным щебнем. После этого земля представляла собой ровное и твердое плато, на котором остались непокрытыми 1250 свай; над которыми в качестве основания я положил гранитный плот. Этот слой, состоящий из блоков большого размера, образует нижнее основание фундамента; граниты хорошо обрезаны, обработаны в своих постелях и стыках под прямым углом, без изъянов и мягких жил, и уложены без клиньев на тонкий слой хорошо измельчённого цемента. Когда это основание было закончено, строительство гранитного массива было продолжено таким же образом, с отступом в 17 футов (5,18 м) для кладки плеча. Этот массив состоит из 12 (рядов) гранитных плит, высота которых варьируется от 16 до 24 дюймов. Блоки двух верхних ярусов массива скреплены железными штифтами в виде ласточкиного хвоста, залитыми свинцом.

Пластина 23, фрагмент

Кладка, окружающая гранитную конструкцию, была выполнена рядами из бутового камня одинаковой высоты, укладываемых в раствор из извести и песка. Каждый уложенный (камень или ряд?) втапливался битой. По высоте эта кладка перевязана тремя рядами ашларов (прямоугольных отёсанных блоков), а по углам укреплена гранитом и каменными цепями (см. пластину 23).

В центре верхней части кладки установлен гранитный блок размером 7 квадратных футов, в толще которого находится бронзовый ящик с золотыми, платиновыми, серебряными и медными медалями, которые были выбиты в честь императора Александра I во время его славного царствования. Среди этих медалей есть одна платиновая, на которой изображен памятник с годом 1830, а на реверсе сделана надпись:

В дополнение к этим медалям, в ларце находится пластина из позолоченной бронзы, на которой выгравирована следующая надпись:

Пока закладывался фундамент, я был занят работой над монолитным стволом колонны, как главной операцией, от которой произходили все остальные.

Из всех стран Европы Финляндия, без сомнения, наиболее подходит для добывания больших масс гранита. В нескольких местах побережья огромные гранитные скалы постепенно склоняются к заливу, воды которого омывают их подножие, сохраняя достаточную глубину для подхода крупных судов. Именно из этих неизчерпаемых каменоломен, ежедневно поставляющих в Санкт-Петербург огромное количество гранита, которым он украшен, были взяты сорок восемь колонн Исаакиевской церкви. *

___

* Я предлагаю обнародовать подробные планы этого сооружения из мрамора, гранита и бронзы, которое, за иpключением церквей Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне, превоpходит по своим пропорциям все остальные храмы христианства. Чтобы дать представление о важности этих каменоломен, я скажу лишь, что размер этих сорока восьми великолепных колонн, которые стоят уже долгое время, составляет 56 футов в высоту, и что они сияют самой красивой полировкой.

Замечу, что под словом фут (foot) я всегда подразумеваю английский фут, поскольку именно он изпользуется в России для ограничения мер страны; таких как сажени, аршины и т.д. Известно, что английский фут относится к французскому футу так же, как 0,932 к 1,000.

___

Во время многочисленных осмотров каменоломен, необходимых для создания этих колонн, я заметил глыбу гранита приятного вида, которую можно было отделить до нужной толщины и глубины на протяжении 100 футов. Поражённый характером величия, которое такой монолит мог бы придать памятнику, если бы обстоятельства давали для этого основания, я рекомендовал не умалять его частичными срезами и сохранить в целости; и как только ИМПЕРАТОР изъявил желание почтить память своего Августейшего Брата поразительной данью, я поспешил возпользоваться благоприятной возможностью, чтобы максимально изпользовать сделанное мною открытие.

Карьер Питерлакс** разположен в одной из бухт на северо-востоке Финского залива, между Выборгом и Фридрихсгамом.

___

** Pytterlaxe, название которого я позаимствовал, - это почтовая станция, где можно съехать с главной дороги на боковую, ведущую к карьеру. Разстояние от Выборга до этой станции составляет 76 вёрст, а от Фрдриксгама - 36 верст.

___

К каменоломне ведёт неровная тропа, прорубленная в скалах. Разположенный на полпути вверх по побережью и примерно в 300 футах от пляжа, карьер живописен и дик. Единственные следы человеческих рук - это скопившиеся обломки свежеотколотых гранитных масс и несколько жалких хижин, вокруг которых группируются глинобитные лачуги рабочих. Гора находится на высоте 49 футов над уровнем моря и имеет уклон 5 градусов к горизонту, к тому месту на берегу, где был построен усовершенствованный пирс для облегчения погрузки монолита. Вершина этой скалы в одних местах голая, а в других покрыта лёгким слоем почвы и кустарников. Масса, которую необходимо было извлечь для создания ствола колонны, имела длину 100 футов при средней толщине 22 фута. Её вес можно оценить в 9 560 000 фунтов***.

___

*** Поскольку было бы безсмысленно извлекать такую ​​большую массу, чтобы получить колонну, о которой идёт речь, следует отметить, что мы хотели возпользоваться трещиной, которая почти полностью разделяла скалу в её основании, и что из-за другого дефекта, чтобы колонна вышла целой, пришлось удалить камень толщиной почти 8 футов.

___

Легко понять, как трудно было выполнить такую работу, и как много внимания нужно было уделить тому, чтобы камень такого размера был извлечен неповреждённым. Прежде чем вдаваться в подробности изпользованных средств, я расскажу о тех, которые я неоднократно наблюдал при изготовлении колонн Исаакиевского собора.

Пластина 5. Место отделения блока колонны от массива указано эллипсом

Мы начали с того, что вскрыли породу в её верхней части, удалив покрывавшую её полосчатую корку, чтобы убедиться, что никакая трещина не нарушит однородность массы, которую мы предполагали извлечь. Когда эти первые приготовления были завершены, операция была продолжена путём грубого выравнивания скалы спереди до высоты, равной требуемой. Определив другие пропорции извлекаемой массы, обрезали её концы (торцы); результат был получен путём просверливания отверстий одного рядом с другим, настолько многочисленных, что они слились воедино. Пока одни рабочие обрезали концы (торцы) массы, другие были заняты подрезанием её снизу, чтобы подготовить её к падению.

На вершине скалы, по всей длине, которая была потребна (длина отделяемого блока заготовки), был вырезан жёлоб, шириной 5 дюймов (12.7 см) и глубиной 12 дюймов (25.4); когда этот желоб был закончен, он был разделён отверстиями, разположенными на разстоянии 10-12 дюймов (25.4-30.5 см) друг от друга, которые проходили, начиная от дна желоба, разсекая массу дополнительно. Эти отверстия пробуривали рабочие, размещённые в три ряда, один рядом с другим.

Двое рабочих поочередно наносили сильные удары молотками по ручному буру*, который держал третий рабочий, обычно сидевший и направлявший этот стержень, поворачивая его при каждом ударе. Чтобы облегчить ход этой работы и придать инструменту больше остроты, в отверстия время от времени подливали воду, которая также служила для смачивания образовавшегося там гранитного песка, последний удаляли железными ложками, изогнутыми и закреплёнными на конце шеста. Иногда это был сам затупившийся бур, который затем изпользовался как губка для удаления песка. Когда отверстия были просверлены, чтобы в них не попадали посторонние предметы, каждый раз уходя с работы, рабочие заботились о том, чтобы затыкать их деревянными клиньями **. Когда отверстия были просверлены до дна скалы, мы приступили к полному отделению массы. Прочные 18-дюймовые (45,72 см) железные клинья были разположены рядом друг с другом по всей длине жёлоба; эти клинья были закреплены между пластинами из листового металла, чтобы облегчить их установку и сохранить облицовку камня. Рабочие разположились так, чтобы перед каждым было два или три таких клина. По сигналу все руки одновременно наносили удар за ударом, и вскоре на двух концах массы появилась щель, которая сначала медленно увеличивалась в размерах, а затем разделила скалу. Эта щель никогда не отклонялась от направления, прослеживаемого многочисленными отверстиями, которые определяли плоскость её разделения. Наконец, с помощью рычагов и кабестанов блок был полностью отделён от породы, и опрокинут на балки, пересекающиеся без регулярности на полу каменоломни.

Разсматривая этот способ добычи, применявшийся до сих пор для колонн Исаакиевского собора, есть основания удивляться тому, что мы также полностью добились успеха и что сломаны лишь немногие (колонны) **; что я не могу объяснить иначе, чем тем, что придаю разновидностям гранита большую твёрдость, достаточно подтвержденную значительными усилиями, которые должны были претерпевать колонны, когда их отрывали от скалы.

Рассматривая этот метод эксплуатации, применяемый до сих пор для колонн Исаакиевского собора, есть основания удивляться, что и одна из них также полностью удалась и что сломаны лишь некоторые из них. что я не могу объяснить иначе, чем тем, что придаю этому типу гранита большую прочность, достаточно подтвержденную значительными усилиями, достаточно подтверждается значительными усилиями, которые пришлось испытать колоннам, когда их отрывали от скалы.

Однако, эти нехитрые способы добычи гранита такие же, как и те, которые изпользовались египтянами для добычи этих и по сей день столь желанных монолитов. Отверстия, похожие на те, что были в каменоломне Питерлакса, до сих пор можно найти в тех каменоломнях, которые древние разрабатывали на склонах гор от Сиена до водопадов Нила, и где до сих пор можно с интересом наблюдать грубые блоки огромных размеров, отделённые от большого массива, которые, похоже, были подготовлены для обелисков и колонн.

Очень рекомендую читать вместе со статьёй

Выломка Александровской колонны. Не излишне будет сообщить описание сих работ. ч.1

(продолжение впредь)

Как устанавливали колонны Исаакиевского собора. Свидетельство очевидца

Как на самом деле отзывался Монферран о русских рабочих

Первая книга Монферрана об Александровской колонне

Куда девалась йони Александрийского столпа?

Кому и зачем нужны эти памятники, или Монферран об Александровской колонне

Колонное дело времён строительства Исаакия, или литьё не заказывали :о)

Где докУменты строительства Исаакия, Зин?

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Обсудить
  • Вот как раз в Египетских каменоломнях подобных следов и не видно. Совсем другие следы там. Кроме, может быть, каменоломен Элефантины.
  • Солидно! А верхний снимок - так просто волшебный! :innocent:
  • Я обожаю альтов! Возбухнуть против самого обеспеченного документами памятника ушедшей эпохи, совсем недавно ушедшей! Прочитав и просмотрем всё это, меня прсто распирает гордость за моих предков, не побоявшихся столь сложной задачи. И за француза Монферана, которому выпало счастье участвовать и возглавить великий проект, честь ему и хвала! Нигде больше он не сумел бы создать столь величественное и красивое здание и прекрасную колонну, коих в мире единицы. Просто повезло ! Я уже даже не говорю про великих академиков, обеспечивших внутреннее убранство храма, коих альты выводят за скобки, а они половина проекта! Их живопись современна, их барельефы и скульптуры шедевральны, им нет равных!