Древние цели йоги и современные методы их достижения

0 2466

[Эпиграф]

"Вне йоги к разумным себя не причисли:
В неясности нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли нет мира, покоя,
А где вне покоя и счастье людское?
То сердце, что радостей алчет и просит,
У слабого духом сознанье уносит,
Как ветер стремительно и невозбранно
Уносит корабль по волнам океана.
Так знай же, могучий на битвенном поле:
Там – разум и мудрость, где чувства – в неволе.
Всё то, что для всех – сновиденье, есть бденье
Того, кто своё пересилил хотенье,
А бденье всего, что познало рожденье,
Для истинно мудрого есть сновиденье
".

«Бхагавад - гита»

перевод С.Липкина

«О главной цели йоги»

На сегодняшний день существует немало мнений о том, что же такое йога, кого и почему называют йогом (йогиней) и какова цель йоги. Набрав в поисковике соответствующую фразу, читатель без труда найдёт изрядное количество различных мнений по этому поводу. После чего естественным образом следует (а точнее должен следовать) вопрос о компетентности найденных мнений. И в целом все эти мнения отчасти имеют место быть, хотя и весьма условно. Точные и верные определения йоги целесообразно искать исключительно в первоисточниках - авторитетных ведических священных писаниях.

С точки зрения данных священных писаний (брахмано-буддистской направленности), со всей определённостью очевиден тот факт, что цель йоги-как-таковой существовала, существует и будет существовать в своей абсолютной неизменности, по существу находясь вне времени и пространства, т.к. является единой, неделимой Реальностью - Богом если хотите (хотя в данном случае необходимо учитывать, что этот термин имеет множество значений и интерпретаций... а потому ограничимся лишь нейтральным санскритским наименованием - "Брахман").

<Вкратце концепция йогического учения такова>

До тех пор, пока сознание человека находится зависимо от глобальной вселенской иллюзии [Майя] - оно обречено на страдания.

> I. Осознание же собственного невежества - есть признак разума.

> II. Осознание подлинной природы своей души - есть проявление мудрости.

> III. Осознание же Бога внутри себя - можно считать началом в йоге-как-таковой.

Однако, в данной связи уместен вопрос: ежели главная цель йоги единственна и неизменна, почему же в таком случае существует такое немалое количество систем и методик йоги, непрестанно растущих к тому же числом?

«Методология йоги в рамках реалий современного мира»

Если цель йоги по определению не может быть иной, нежели Богопознание, то с практической методологией йоги дела обстоят совсем иначе.

В относительно недалёком прошлом, когда Индия стала фактически колонией Британии, представители брахманской элиты некоторые из техник йоги, получившие позднее известность в форме различных стилей хатха-йоги. Многие из выдающихся йогов посвятили всю свою жизнь изнурительной миссии по передаче данной части йогического Учения западному сообществу…

Наш век Кали-юги, момент наступления которой подробно описан в знаменитом эпосе ведической культуры «Махабхарате», налагает собственные объективные условия (оковы) на степень свободы любого практикующего, идущего классическим йогическим Путём, подробно описываемом в таких священных текстах, как: «Гхеранда-самхита», «Хатха-йога прадипика» и «Йога-сутры Патанджали». В данных наиболее авторитетных первоисточниках йоги подробно изложен восьмиричный (восьмизвенный) Путь реализации абсолютной (экзистенциальной) Свободы. В описываемой в них классической йогической системе [Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьиана, Самадхи] исключительно важное и решающее значение отведено двум первым: фундаментальным этико-нравственным принципам поведения практикующего - Яме [гармония внешняя] и Нияме [гармония внутренняя]. Кроме того - предполагается, что практикующий не станет и пытаться освоить последующие ступени, в достаточной степени не утвердившись в первых двух.

Перечислим более подробно, что собой представляют первые две основополагающие ступени классической системы йоги:

<Яма>

- 1) ахимса [ненасилие]

- 2) сатья [правдивость]

- 3) астея [нестяжательство]

- 4) брахмачарья [контроль чувственных удовольствий]

- 5) апариграха [непривязанность]

<Нияма>

- 1) шауча [чистота]

- 2) сантоша [удовлетворённость]

- 3) тапасья [дисциплина]

- 4) свадхьяя [самопознание]

- 5) ишвара пранидхана [служение]

Однако необходимо учитывать то крайне важное обстоятельство, что данный подход идеалистичен и его реализация в полной мере (по всем канонам) была возможна лишь в прошлые эпохи – т.е. не в наш век Кали. А потому применение классической восьмиричной системы йоги в нынешнюю эпоху целесообразно, так сказать, исключительно в комбинированном комплексном варианте. И, тем не менее, важно помнить о необходимости поэтапного продвижения на Пути йоги, стремясь к нему насколько это в принципе осуществимо в условиях современных реалий социума.

«РЕЗЮМЕ»

Если же говорить о целях изучения/следования Пути йогической традиции в более узком смысле, нежели чем конечная цель единения с Абсолютом, то уместно помнить о таких неотъемлемых составляющих как:

> 1) Лад во всех сферах жизни (гармония тела, ума и духа);

> 2) Контроль (успокоение) ума и чувств [читта-вритти-ниродха];

> 3) Проработка кармических обусловленностей и, в конечном счёте – преодоление всех оков кармы;

> 4) Окончательный выход из череды перерождений сансары.

~

#йога #аюрведа #боевыеискусства #магия #интегральное

https://www.i-rasa.com/archive/articles/articles-about-yoga/the-ancient-goals-of-yoga-and-modern-methods-to-achieve-them/

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

«Кинжалы» прилетели в загадочный особняк в Киеве: уничтожено логово убийц генерала Кириллова

Убийство военачальника готовили сразу три группы спецслужб УкраиныОтветным ударом за террористический акт, в котором погиб начальник войск радиационной, химической и биологической защит...