Пушкин и духовность. Лицейские стихотворения неизвестных лет

0 325

Как и прежде, цитирую Пушкина по первому тому двадцатитомника. 

https://imwerden.de/pdf/pushki...


СТИХОТВОРЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ ГОДОВ

I

СТАРИК ( ИЗ МАРОТА )


Уж я не тот философ страстный,

Что прежде так любить умел,

Моя весна и лето красно

Ушли — за тридевять земель!

Амур, свет возраста златого!

Богов тебя всех боле чтил;

Ах! если б я родился снова,

Уж так ли бы тебе служил!


Поздняя редакция

СТАРИК

Уж я не тот любовник страстный,

Кому дивился прежде свет;

Моя весна и лето красно

Навек прошли, пропал и след.

Амур, бог возраста младого!

Я твой служитель верный был;

Ах! если б мог родиться снова,

Уж так ли б я тебе служил! 

с. 286

                                           Бог любви



II

От всенощной вечор идя домой,

Антипьевна с Марфушкою бранилась;

Антипьевна отменно горячилась.

«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;

Ты думаешь, что я уж позабыла

Ту ночь, когда, забравшись в уголок,

Ты с крестником Ванюшкою шалила?

Постой, о всем узнает муженек!»

«Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает, —

Ванюша — что? Ведь он еще дитя;

А сват Трофим, который у тебя

И день и ночь? Весь город это знает.

Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,

А всякого словами разобидишь;

В чужой <.....> соломинку ты видишь,

А у себя не видишь и бревна». 

с. 298


Из примечаний.

Датируется временем пребывания Пушкина в Лицее (1 8 1 4 — 1 8 1 7 );  твердых оснований для более точной датировки нет.

О происхождении эпиграммы рассказывает И. И. П у щ и н : «Сидели мы с Пушкиным однажды вечером в библиотеке у открытого окна. Народ выходил из церкви от всенощной; в толпе я заметил старушку, которая о чем-то горячо, с жестами рассуждала с молодой девушкой, очень хорошенькой. Среди болтовни я говорю Пушкину, что любопытно бы знать, о чем так горячатся они, о чем так спорят, идя от молитвы? Он почти не обратил внимания на мои слова, всмотрелся, однако, в указанную мною чету и на другой день встретил меня стихами (следует текст).

„Вот что ты заставил меня написать, любезный друг", — сказал он, видя, что я несколько призадумался, выслушав его стихи, в которых поразило меня окончание. В эту минуту подошел к нам Кайданов, — мы собирались в его класс. Пушкин и ему прочел свой рассказ.

Кайданов взял его за ухо и тихонько сказал ему: „ Не советую вам, Пушкин, заниматься такой поэзией, особенно кому-нибудь сообщать ее. И вы, Пущин , не давайте воли язычку", — прибавил он, обратясь ко мне. Хорошо , что на этот раз подвернулся нам добрый Иван Кузьмич, а не другой кто-нибудь» ( П у щ и н . С . 5 9 ) .

___________________

Итак, после торжественного богослужения из церкви выходят две кумушки (Антипьевна, вероятно, доводится крёстной матерью сыну или дочери Марфушки). Охваченная молитвенным настроением Антипьевна энергично и решительно обличает Марфушу в эротических её проступках. Но, как говорится, не на таковскую напала. Марфушка тоже охвачена молитвенным настроением. Марфушка не оспаривает самый факт блудного прегрешения со своим малолетним крестником Ванюшкой, но справедливо указывает Антипьевне на то, что её связь со сватом Трофимом  не менее, а более греховна, ибо... Нет, речь не идёт о том, что совокупление со сватом более сокрушительное для скреп и устоев занятие, чем "шалости" с несовершеннолетним крестником.

Речь о том, что:

1) грех с Ванюшкой - не очень-то и грех, ибо у него пока не бревно, а соломинка;

2) Марфушка грешит потихоньку, а пагубная страсть Антипьены известна всему городу, вводя многих во искушение;

3) этот упрёк присутствует как-то имплицитно, но, всё-таки, он угадывается. Антипьевна уже не так молода и могла бы начать бороться со своими страстями.

Ну а соломинка и бревно перемещаются из глаза в более понятное место, вколачивая последний гвоздь в шаткую аргументацию Антипьевны. 

Духовные истины хорошо известны обеим прихожанкам, освоены ими ментально и этически и используются для обретения душевного покоя и для защиты своих жизненных интересов от разнообразных посягательств. А как иначе?


III

ИСПОВЕДЬ БЕДНОГО СТИХОТВОРЦА


                   С в я щ е н н и к

Кто ты, мой сын?

                  С т и х о т в о р е ц

                                  Отец, я бедный однодворец,

Сперва подьячий был, а ныне стихотворец.

Довольно в целый год бумаги исчертил;

Пришел покаяться — я много нагрешил.

               С в я щ е н н и к

Поближе; наперед скажи мне откровенно,

Намерен ли себя исправить непременно?

               С т и х о т в о р е ц

Отец, я духом слаб, не смею слова дать.

              С в я щ е н н и к

Старался ль ты закон Господний соблюдать

И, кроме Вышнего, не чтить другого Бога?

              С т и х о т в о р е ц

Ах, с этой стороны я грешен очень много;

Мне богом было — я, любви предметом — я,

В я заключалися и братья и друзья,

Лишь я был мой и царь, и демон-обладатель;

А что всего тошней, лишь я был мой читатель.

             С в я щ е н н и к

Вторую заповедь исполнил ли, мой сын?

            С т и х о т в о р е ц

Кумиров у меня бывало не один:

Любил я золото и знатным поклонялся,

Во всякой песенке Глафирами пленялся,

Которых отроду хотя и не видал,

Но тем не менее безбожно обожал.

           С в я щ е н н и к

А имя Божие?

          С т и х о т в о р е ц

                              Когда недоставало

Иль рифмы, иль стопы, то, признаюсь, бывало,

И имя Божие вклею в упрямый стих.

            С в я щ е н н и к

А часто ль?

            С т и х о т в о р е ц

                       Да во всех элегиях моих;

Там можешь, батюшка, прочесть на каждой строчке

«Увы!», и «се», и «ах», «мой Бог!», тире да точки.

            С в я щ е н н и к

Нехорошо, мой сын! А чтишь ли ты родных?

           С т и х о т в о р е ц

Не много; да к тому ж не знаю вовсе их,

Зато своих я чад люблю и чту душою.

           С в я щ е н н и к

Как время проводил?

          С т и х о т в о р е ц

                                            Я летом и зимою

Пять дней пишу, пишу, печатаю в шестой,

Чтоб с горем пополам насытиться в седьмой.

А в церковь некогда: в передней Глазунова

Я по три жду часа с лакеями Графова.

           С в я щ е н н и к

Убийцей не был ли?

           С т и х о т в о р е ц

                                            Ах, этому греху,

Отец, причастен я, покаюсь на духу.

Приятель мой Дамон лежал при смерти болен.

Я навестил его; он очень был доволен;

Желая бедному страдальцу угодить,

Я оду стал ему торжественно твердить.

И что же? Бедный друг! Он со строфы начальной

Поморщился, кряхтел... и умер.

          С в я щ е н н и к

                                                              Не похвально!

Но вот уж грех прямой: да ты ж прелюбодей!

Твои стихи...

          С т и х о т в о р е ц

                            Всё лгут, а на душе моей,

Ей-богу, я греха такого не имею;

По моде лишний грех взвалил себе на шею.

А правду вымолвить — я сущий Эпиктет,

Водой не замутишь, предобренький поэт.

          С в я щ е н н и к

Да, лгать нехорошо. Скажи мне, Бога ради:

Соблюл ли заповедь хоть эту: не укради?

          С т и х о т в о р е ц

Ах, батюшка, грешон! Я краду иногда!

(К тому приучены все наши господа),

Словцо из Коцебу, стих целый из Вольтера,

И даже у своих; не надобно примера.

Да как же без того бедняжкам нам писать?

Как мало своего — придется занимать.

        С в я щ е н н и к

Нехорошо, мой сын, на счет чужой лениться,

Советую тебе скорее отучиться

От этого греха. На друга своего

Не доносил ли ты и ложного чего?

       С т и х о т в о р е ц

Лукавый соблазнил. Я малый не богатый —

За деньги написал посланье длинновато,

В котором Мевия усердно утешал, —

Он, батюшка, жену недавно потерял.

Я публике донес, что бедный горько тужит,

А он от радости молебны Богу служит.

      С в я щ е н н и к

Вперед не затевай, мой сын, таких проказ.

Завидовал ли ты?

      С т и х о т в о р е ц

                                    Завидовал не раз,

Греха не утаю, — богатому соседу.

Хоть не ослу его, но жирному обеду,

И бронзе, деревням, и рыжей четверне,

Которых не иметь мне даже и во сне.

Завидовал купцу, беспечному монаху,

Глупцу, заснувшему без мыслей и без страху,

И, словом, всякому, кто только не поэт.

        С в я щ е н н и к

Худого за собой не знаешь больше?

       С т и х о т в о р е ц

                                                                     Нет.

Во всем покаялся; греха не вспомню боле,

Я вечно трезво жил, постился поневоле,

И ближним выгоду не раз я доставлял:

Частенько одами несчастных усыплял.

      С в я щ е н н и к

Послушай же теперь полезного совета:

Будь добрый человек из грешного поэта.


Из примечаний.

Датируется предположительно 1814 г.

Принадлежность стихотворения Пушкину оспаривалась (см.: А. С—кий. Псевдо - Пушкин // И В . 1881. № 4 . С. 2 4 4 — 2 4 6 ) . Аргументы в пользу его авторства (наличие текста в копии Соболевского в числе четырнадцати несомненных стихотворений Пушкина, близость по теме и форме к ранней лицейской лирике Пушкина, в частности к посланию 1814 г. « К другу стихотворцу») выдвинуты М. А. Цявловским (см.: Цявловский M. З а б ы т о е стихотворение Пушкина «Исповедь стихотворца» //Новый мир. 1 9 3 0 . № 4 . С. 1 6 9 — 1 7 4 ) ; тематические и лексические переклички с посланием 1814 г. обусловили и предложенную им дату стихотворения (предположительную). В Акад. ( Т . 1. С. 3 2 1 ) включено в отдел « D u b i a ».

«Исповедь...» в травестированной форме воспроизводит ритуальные формулы исповеди в грехах и является одним из образцов раннего пушкинского «вольтерьянства». Литературные темы, затронутые в ней, ситуации и образы традиционны для сатирической литературы 1810-хгг.; к их числу относятся, например, тема бедного поэта-ремесленника, пишущего из куска хлеба (ср. в «Послании к стихам моим» К. H . Батюшкова ( 1 8 0 4 ) : « И бедный Стукодей, что прежде был капрал, Не знаю для чего теперь поэтом стал; Н е т хлеба ни куска, а роскошь выхваляет» — БатюшковК.Н. Соч.: В 2 т . М . , 1 9 8 9 . Т . 1. С. 3 3 6 ) , мотивы усыпления (убийства) чтением стихов, их заимствования ( « к р а ж и » ) и т. п. В стихотворении есть следы знакомства с полемической литературой карамзинистской ориентации (упоминание о «Графове» — графе Д. И. Хвостове) .

_______________________

"Ни жив ни мертв сидит под образами//Чернец, молясь обеими руками" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1814 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1815 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовость. 1816 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность, 1817 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Продолжение следует.






Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

«Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...