Происхождение иберийских писаний ученым неясно. Как обычно письмо рассматривается как производное от финикийского и других "потомков греческого языка". Артур Эванс, открывший Минойскую цивилизацию, предположил связь с критскими писаниями.
Испанцы говорят: " Возможно, решение проблемы было бы, если бы мы знали происхождение древних жителей Пиренейского полуострова" и посматривают на кавказцев, потому что им рассказали, что они есть те самые иберы, которые жили на Кавказе.
О славянах, естественно, никто не говорит и думать не велено.
Надписей сохранилось достаточно много, на могильных камнях, на свинцовых, серебряных и бронзовых пластинах, на глиняных сосудах и игрушках.
Свинцовую табличку из Алькои датируют 4 в. до н. э., свинец был смят, но надпись хорошо сохранилась:
"..икщо дити гао и окан дадула вазквуг зтинщо (укр.з тими що) вагадок (укр.вигадок) змеихк гуолваилуоа алщгузщ гиквама щоио кщиунва идауокщвама видипва дитин и пикщвама щоокаоитщ вин двщ латаз и кауп иим виниаи а матанка (укр. матінка) им татима тапок виникщ вин залиои кидщи таи витаит (укр.вітает) ... И ун матио залиог ва маи отио мааваои да увиог наогуозво из тиап з дидмащ згщоз (укр.щось) дуоанмащма диогадщдин мащоаи када налтин гневио удщдинил Дуниоащна ив щкодма (укр.шкода) щ вагщоио (укр.вагітна) ан... а у наи малклои макщо".
"Еще с детьми Гао и Окан дедуля возился, с теми что измышление змеиной головы алчной Гиквама, еще его щенки ели, увидел детей с напичканными щеками он, одев латы?, капнул им вина, а мать им дала тапком, вином он залил кинутый (тапок) да и привет... И он к матери залег моей, да увидел ногу без тапка, про деда что-то додумал догадался, когда налетел гневно удушил Дуниоишну и жаль, что беременна она, у нее молоко мокло".
Видимо, пишет сын убитой отчимом матери, путает буквы Г и Т, имя матери - Дуниоишна (королевишна, царевишна).
Алфавит привожу общий и для последующих текстов (использовался в Испании и Португалии), делить его на части так, как это годами делали лингвисты, нет смысла, язык один:
Надпись на стеле из Санта-Перпетуа-де-ла-Могуда:
БОС ЗЕХ НЕМЕС
БОЕННХ НЕМСЕ
И НЕНКА (укр.ненька)
СТОТНЕНН ЗА (укр.стогне)
ЩО МНЗЕ
ЕНЗА ЗЕНИ
НСМЕН
"Бог взял Немес, больного Немеса,
и мать стонет, зачем мне эта женитьба"
Немес - имя и египетский головной убор, один из символов власти фараонов. Понятно, откуда имя Немес у пришлых из Африки германцев, отсюда, вероятно, и славянское "немцы", более позднее обобщение - "фрицы".
Еще одна известная надпись обнаружена в Кастельоне и хранится в Национальном археологическом музее в Мадриде. Удивительно, но в памяти людской сохранилось, что здесь «execratio» - проклятие против мертвых врагов, в могиле которых и была найдена эта свинцовая пластина:
УИИО МАОЕН БОЗ ОИИОЕ НЕЕН БОЕЗМЕЕННЕ РОИЩН ТИОИИ ИОЕИОЕ ОТИОТНЕН РОЕНСОЕН ОЗМЕВО РОЕНЕОЕНЕ ЕАИО ЕНТО И КАННЕТ ИХ ДЕЕНИЕН ВО ЗННЕО ЗМЕТ ЗМЕН ЗМЕЕНН УТИОТ ИХИО РОИОЩНЕН ТКМА НЕН ТИЕНИО БОРОИОЕНЕ ОЗМЕЕНЗМЕ ВТГИЩ ВОСИООЕ НА ЗМЕЕОИОЗИШС ДОЕНА ЗМЕИГСА ТИООЕНЕ ЗМЕИЕНВО ЗМЕИНЕНЕА И ОЗМЕЕ
"Его, моего Бога, они не боялись, рою тем и в этом вот вырытом змеином канут их деяния во веки веков, вот в этом вот змеином ихнем вырытом, только не те (поля) бороненные озмеенивать, а то осенью на змеиной долине зазмеится тихонько змеенво змеиное и озмеет".
Надпись на свинцовой пластине, найденная в г. Улластрет, датируется 4 в.до н.э.:
"одг змеенои оеяе гиоена
рое и каенис змее ниоожд змево осиос жд змевовоиомио
змесенио змеунеен в осио рожо ягенщи овеш рощо
ззио сдхм каионяенве сенио змеено змеогка и каивег ежяи овесозгш
ио змевоеио емтикш гненея деж малени озмегщои
змеогшуу тоижнем змеог казлеоивег
и хоит ножг сгог мосж змея ои ентне дно ждоат"
"От змеи они гибнут
рою и каюсь змея неожиданно зимой в осень ждали змеиного
смешения (спячки) змей осенью родились ягнята овец ращу
зимой сдох конь в сено заползла змеюка и конь жевал овес
его змея укусила ягненка тоже маленького заползла змея
на неделе родился козленок
и ходит ножками скок может змея и этого давно ждет".
Еще одна надпись из Улластрета, датирована аналогично предыдущей:
НЕ ЕНМАН ЕНТИЗ МАОУЕНИ
ОГНЕНЕ КАЛГАНЯ ЕНЕЗО ИОО ГРЗО
И ОАЛЗАТ З СЕНШИ
"Не ешь этого моего
огненного коня внизу его
грызет и лазает в сене"
Эту бронзовую табличку ученые называют "кельтиберийская тессера неизвестного происхождения", понять не смогли, трактуют так:
l.u.bo.s:a.l.i.s.o
cu.m:a.u.a.l.o:ce
co.n.te.bi.a.s
be.l.a.i.s.ca.s
На самом деле здесь написано:
ГТИХ МОГЕНЗЩ
В РООТОГЩЕ
КНВГОЗ
ОГОЕНМАЗ
"У этих могучих
в ротоще
коней
огонь"
Каменная стела, Синаркас (Валенсия):
УЗСИ ИЗЗИ (иззи - скандинавское сокращение "оиззи")
ИЕНЗЕХ МЕНЛАХМЕИН
УЕНЗЕЛХ ДИНУЕН
ЯОЯЕН ОДЕНЕТЗО
У ЕНААЕАМ ПЛЩЕНИШ
АШЕ НЕТ ГОДЗЕГХДИН укр.гудзик
УЕНИ ЗЕНИГАО УИШУЕН
"Все разыскивают
Иензеха Менлахмеин
уехал днем
он одет
в своем плаще
нет пуговицы одной
ими звенящими увешан"
ОЕГОИ НОИЕЕ ЕГН ПГНУ
ЕГКАИ ТИХН МУ ЕГО ЕГНМ
ОГЕОИ КАТОИЕМ
"Олега новую погоняем пегую,
ехали тихонько, мы его погоняем,
Олега катаем"
ХЕТТЗ МАИОЕЕ НОИЕНОАЕН ЗЕОИХИМАНЕН
ЩИХНУ ОЕИОЕ И ТРОЕН РУИОХЗИИ ЕИООНУН РОУЩ
АН ЗТО РОЕХН ЗОА КАЕН ЗИ СИОИХЕНУХ И ООРУ
ЗДОИУ ИЗИИО....
"Хеттз мой не верю...трое роем ему...каюсь...и ору жду разыскиваю".
ТЕМАХУОА:АИО
"Темаху это его".
Бронза из Лузаги (Гвадалахара):
РИОЕ ХИОО МОИЖ МААИО ТЩО ЕЕН
ХИО МАГТМ ОСЕН ОТЗ МАИИОО ЗМЕЕНЩА
ЕИОУ ОТЕГО МЕОИ ЗМЕЕИХ ЗМЕМАЩ
ТЕН ЗМЕТЕН МАГО ЕНЩО ИНОИЕ
СУЕНМА ИОЕН ХОИЕ СУЕНМ
МХН ХИО МАНЕГО З МЕТУЩМА укр.мед [мэт]
А ИО ТЩ ВОСЗМЕ МАОИХ И ОМАА укр.омає
ВО ЕНТЩИО ЕЕНЗМА
"Рою Хио мужу моей тещи
ее Хио мог осенью отцом моего змееныша
он тогда мною змеиный змеище замечен
мог еще в иное (время) сунуть свой х.
сунул мохнатый Хио моей с медовой
а теща возьмет моих и получит еще этого".
Надпись из Форте-Белла вьется змеей по-скандинавски:
ГЕКЕШ ЕГГИА ШЕУУЕАЯ АНГЛАГ ЩО
ГЕКЕНАН ОНАЯ
ОЛАИОЕН МЕНЕНН
КЕГЕ ШЕЕНЕН ЩО РЕЗА
РОООНЩА ЕЕ НЕНЕЕНЕНЕН
"Гекеш. Ее шея ангела та
Гекенина оная
облаял меня
когда шею ту резал
рога ее ненавидел".
Образцы надписей отсюда:
ALFABETO IBÉRICO
http://www.proel.org/index.php...
Оценили 12 человек
16 кармы