Я решила показать Москву совсем другой. Не шумным суетливым мегаполисом, но тихой и камерной. Здесь есть множество историй и городских баек. Москва, про которую Марина Цветаева написала: «Домики старой Москвы, слава прабабушек томных». И далеко от работы идти мне не надо. История для меня ежедневно начинается прямо у порога офиса.
Точнее вот с этой церкви напротив. Она построена еще в начале ХVIII века по личному велению ПетраI и по "по данному собственной его величества руки рисунку" в честь великих побед над шведами.
Тогда в этом районе располагались полки солдат-иноземцев.
Хоть улица и называется Новой Басманной, но 1649 году в этой Капитанской слободе уже насчитывалось 113 домов. Кстати, этимология названия уходит еще к ханству, точнее к ханской печати «басме». Чуть позже также назывался рельефный узор на металле, им басмили деревянные кресты и иконы. А мастера-басманники сменили военных людей.
Хронологию во времени на этой улице вести сложно, поэтому я буду прыгать из одного века в другой. Держитесь. В этом доме прямо напротив церкви Пушкин познакомился со своей будущей женой Гончаровой на балу у Куракиных.
Прямо по соседству от нас в саду среди деревьев прячется очень интересный особняк. Его хозяин, купец 1-й гильдии Стахеев перед Первой мировой войной уехал во Францию. В 1918 году вернулся в Москву чтобы из тайника забрать свои припрятанные ценности. Но был задержан ГПУ. Николай Дмитриевич на допросе предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где спрятаны ценности, а ему назначают пенсию и дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. На часть «найденных» сокровищ в 1927 году архитектором Щусевым был построен Дом Культуры железнодорожников на Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Так купец Стахеев и стал прототипом Кисы Воробьянинова.
А один из хозяев соседнего дома попал в другую историю. Сергей Михайлович Варенцов, староста купеческой управы был невероятным красавцем. Большая часть женского населения Москвы тайно по нему сохла. Он был влюблен в дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Карзинкина, не такого красивого, зато очень богатого. Это стало новостийным поводом для художника Пукирева написать свою знаменитую картину «Неравный брак», изобразив жениха стариком-генералом, а шафером Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М. Третьяковым. А между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу.
Этот красавец дом сменил нескольких хозяев, и каждый его переделывал. Последним был богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода.
Эта усадьба построена по заказу Ивана Карловича Прове, известного промышленника и предпринимателя для его двойняшек Федора и Адели. И до сих пор на разных сторонах здания можно увидеть их инициалы.
А этот дом готовится отметить свой 200-летний юбилей. Род, давший ему имя, известен многими историческими личностями. Потомство от внебрачной связи графа Разумовского и Соболевской насчитывало десять детей. Им была дана новая фамилия – Перовские.
Старший сын, Николай стал губернатором Крыма. Его брат, Алексей Алексеевич, вошёл в историю русской литературы под псевдонимом – Антоний Погорельский, автор сказки «Чёрная курица или подземные жители», написанной для племянника Алёши (в будущем – писателя А.К. Толстого). Именно к нему в гости в 1836 году приезжал прославленный художник Карл Брюллов. Лев, стал министром внутренних дел и членом Государственного Совета. Еще одна близкая родственница Софья Львовна была повешена 10 апреля 1881 года за участие в убийстве императора Александра II. И все-таки они все четко следовали семейному девизу, выведенному на гербе «Не слыть, а быть».
А в этом флигелечке, чудом сохранившемся от большой усадьбы Левашовых в 1836 году писатель Петр Чаадаев, «басманный философ», узнал о том, что он официально объявлен сумасшедшим. В гости к нему съезжалась вся просвещенная Москва.
И вот площадь Разгуляй, самое злачное по тем временам место Москвы. И самый удивительный дом. Про него до сих пор ходит множество легенд и слухов.
Он принадлежал Мусину-Пушкину. Но в народе известен, как дом Брюса на Разгуляе. Хотя на самом деле знаменитый колдун, в честь которого даже переулок в Москве назван никогда в этом доме не был. Все дело в странной вставке между окнами. На ее полях были нанесены астрологические символы и еще какие-то полустертые знаки.
Говаривали, что по просьбе хозяина Брюс изготовил мистические солнечные часы, которые должны были предсказывать судьбу. Но к тому времени, как Брюс выполнил заказ, хозяин дома уже скончался. Наследники посмеялись над изобретением, и колдун проклял часы, наказав им показывать только плохое. Проклятье не раз сбывалось перед обеими мировыми войнами и революцией — тогда камень доски становился кроваво-красным. А еще ходят слухи, что там до сих пор скрывается тайная комната, и никто найти ее не может. А за той доской замурована жена Брюса за какую-то страшную провинность. Кстати, сам Мусин-Пушкин был одним из известнейших российских масонов, возглавлял даже одну из тайных лож. В 1788 году в его богатейшую библиотеку попал рукописный список «Слова о полку Игореве». Он перевел его на современный русский язык, и в 1800г. опубликовал тиражом в 1200 экземпляров. К сожалению, и сам оригинал, и большая часть тиража сгорела в 1812году.
Небольшая улочка, всего пару полос, и сколько самых разных историй. Это я рассказала только самые яркие. Но продолжение следует.
Оценили 24 человека
35 кармы