Тест Тьюринга (который по идее его основателя должен определить является ли «искусственный интеллект» интеллектом) за время своего существования претерпел значительную трансформацию. Поначалу ИИ должен был убедить эксперта-человека в том, что он не глупее человека. Сейчас же человек должен убедить эксперта (в качестве которого выступает ИИ), что он не глупее тестируемого ИИ. В свою очередь тестируемый ИИ должен убедить эксперта в том, что он не умнее человека.
Тест Тьюринга, по сути, превратился в свою собственную противоположность. (Однако осталось и сходство – в обоих случаях ИИ, чтобы доказать наличие у него интеллекта, должен как можно лучше обмануть эксперта.)
Тест Тьюринга всегда представлялся мне хренью на постном масле. Но широкое его принятие научной и околонаучной публикой заставляет задуматься, задаться одним оч. не простым вопросом.
Представим, что в тесте Тьюринга против ИИ выступает обезьяна или годовалый ребенок, или олигофрен и т.п. Ясно, что нынешний ИИ вполне способен имитировать этих персонажей, тем более, если в качестве эксперта задействован человек среднего ума.
Короче, ясно, что самодовольство эксперта, считающего, что он сам-то уж точно обладает интеллектом, ничем не обосновано.
То, что представители человечества обладают интеллектом, мы принимаем как аксиому. Так верно. И только идиот попытается это оспаривать. Но и то есть факт, что одна лишь принадлежность к биологическому виду сапиенсов не гарантирует, увы, наличие интеллекта.
Например, из Википедии: Интелле́кт — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Первая часть определения (подчеркнуто), как видим, подходит уже для самоходного пылесоса. А далее идут лишь количественные приращения к понятию. И никак мы не можем определить, где количество перешло в качество, где «конечный автомат» вдруг превращается в обладателя интеллектом.
Почему понятии «интеллект» не отражает сущность человека (никак не может различить этот «интеллект» от его имитации)? Полагаю потому, что мы не там ищем сущность человека…
Бог, как говорится, наградил человека искрой своей, «свободой воли». ВОЛЯ – вот главное отличие настоящего человека от механического или биологического автомата.
У Бога, согласно вероучению, есть абсолютная воля, которой одной он из НИЧЕГО создал ВСЕ! У человека есть искорка, и это «искра» позволяет ему из НИЧЕГО создавать КОЕ-ЧТО.
Что же может человек создать из ничего?
Человек может сделать мановение рукой. И от этого жеста полетит копье или ракета за пределы солнечной системы. Волевое движение руки – а все остальное уже чистая механика.
Но и само движение руки механика. Нервный импульс (электрический ток) заставляет шевелится. Электрический ток происходит от наличия электрического заряда.
И вот тут мы должны ответить на вопрос:1) электрический заряд в данной точке нашего мозга возникает исключительно лишь в результате различных сочетаний всяких внешних (внешних для этой точки мозга) условий или 2) мы сами своим волевым усилием из ничего создаем в этой точке, скажем, электрон.
Первый случай означал бы, что мы ничем не отличаемся от автомата, получающего сигналы извне, обрабатывающего эти сигналы по имеющейся программе и запускающего какое-то механическое движение. Чистая физика с химией, биологией и зоологией.
Но если мы признаем за человеком «свободу воли», то должны и признать его способность из ничего создать (или уничтожить) у себя в мозгу этот электрон… (А если мы не признаем свободу воли, а признаем исключительный физический детерминизм, то и эти наши рассуждения теряют смысл)
Как происходит этот процесс, узнают, видимо, лишь будущие интеллекты более высокого уровня воли. И хоть сегодня мы еще не видим аналогичной возможности (создать электрон из ничего) у современных машинных искусственных интеллектов, это не значит, что эта способность у машины как-то незаметно для нас вдруг да не появится.
На все, как говорится, «воля божья»... Н-да!!
Оценили 4 человека
4 кармы