Иногда христианские святые являются в абсолютно непостижимых видах. Таковыми будоражащими психику предстают святые, держащие в качестве орудия страстей собственную голову. Сто лет назад было изобретено специальное слово для подобного типа изображений – кефалофор.
Я не рекомендую данную статью для просмотра впечатлительным людям. Цель этой довольно неприглядной публикации - лишний раз заставить задуматься людей, считающих себя верующими, и приписывающих себя к той или иной религиозной конфессии, о противоестественной и античеловеческой сути религий как таковых.
Определённые сознательные действия человеческого тела после отсечения головы - известный феномен, не зависящий от религиозной конфессии. Но религия, как это всегда было, присвоила себе необъяснимое "чудо", объявив его прерогативой христианских мучеников.
То, что курица может бегать без головы - знает любой деревенский житель. Известна и подробно задокументирована история про петуха, который 18 месяцев прожил без головы. А вот свидетельства из жизни человеческого общества:
В 1336 году король Людвиг Баварский приговорил к смертной казни дворянина Дица фон Шаунбурга (Diez von SchauMburg, в других источниках его имя записано как Diez von Swinburg) и четырех его единомышленников за то, что они восстали против его величества и тем самым «нарушили спокойствие страны». Смутьянам должны были отрубить головы. Перед казнью, согласно традиции, Людвиг Баварский спросил у Дица фон Шаунбурга, каково будет его последнее желание. Диц попросил короля помиловать своих приговоренных друзей в случае, если он, обезглавленный, сумеет пробежать мимо них.
При этом фон Шаунбург уточнил, что приговоренные должны стоять в ряду на расстоянии восьми шагов друг от друга. Помилованию же подлежат лишь те, мимо кого он, лишившись головы, сможет пробежать. Монарх расхохотался, выслушав этот бред, и пообещал исполнить желание обреченного. Диц расставил своих друзей вряд, тщательно отмерив шагами оговоренное расстояние между ними и опустился на колени перед плахой. Свистнул меч палача. Белокурая голова фон Шаунбурга скатилась с плеч, а тело… вскочило на ноги и на глазах у обезумевших от ужаса короля и придворных, орошая землю потоками хлещущей из обрубка шеи крови, стремительно промчалось мимо приговоренных. Миновав последнего из них, то есть сделав более 32 шагов , оно остановилось и рухнуло на землю. Король сдержал слово и помиловал мятежников.
По некоторым свидетельствам такая же история произошла с германским пиратом Штёртебекер. Он сумел спасти половину команды своего корабля, пройдя мимо них без головы..... Дело было в 14 или 15 веке в одном из городов Ганзейского союза... Насколько точны детали в этой легенде, никто не знает, но ведь дыма без огня не бывает...
Есть много историй, в которых человек вообще живёт без мозга. Всё это довольно объяснимо, так как в первые секунды после внезапной смерти сущность (душа в терминологии религий) человека может сохранять частичный контроль над телом, но именно религии присваивают себе подобные необъяснимые случаи, чтобы иметь возможность манипулировать массами.
Причём не только христианство отличалось подобной мимикрией, в религиозной традиции Индии и Тибета тоже имеется свое головоносное святое существо – индуистско-буддийское божество Чиннамаста, что в переводе означает «та, у которой отсечена голова».
Богиня Чиннамаста. Кангра, Индия, около 1800 года.
Но вернёмся к традиции христианства.
Кефалофор - с греческого буквально переводится как «Главоносец».
Святой Никасий. Молитвенник, в том числе службы об усопших. Около 1430-1440 / Prayer Book, including Office of the Dead, St. Nicasius, Walters Manuscript W.164, fol. 173v, сa. 1430-40.
Варианты несения головы. Saints Gemolus, Aphrodise, Miliau, Denis
Кефалофор держит в руках свою голову – это служит указанием, что святой был умерщвлен путем усекновения головы. Обращение с нимбом при этом остается на усмотрении художника или скульптора: кто-то ставит нимб там, где глава должна бы быть; другие показывают святого, несущего нимб вместе с головой; у третьих мастеров – нимб и там и там; у четвертых – обе разделенные части тела без нимба.
Святой Дионисий
Считается, что данная иконографическая схема опирается на образы из двух каноничных текстов:
I. Одна из проповедей Иоанна Златоуста.
II. Жизнеописание Дионисия Ареопагита.
Святой Дионисий в итальянской церкви. Вальдаора, Южный Тироль, Италия.
1. Иоанн Златоуст
ПОХВАЛЬНАЯ БЕСЕДА о святых мучениках Иувентине и Максимине /Еввентии и Максиме, пострадавших при Юлиане Отступнике:
"Тогда головы их сделались еще более страшными для диавола, нежели когда они издавали голос, подобно голове Иоанна, которая была не так страшна, когда говорила, как тогда, когда безмолвно лежала на блюде, потому что и кровь святых имеет голос, не ушами слышимый, но охватывающий совесть убийц."
[...]
"Как воины, указывая на раны, полученные ими от врагов, с дерзновением беседуют с царем, – так и они, неся на руках отсеченные головы свои и выставляя их на вид, легко могут получить все, чего ни пожелают, от Царя небесного."
Святой Дионисий.
2. Дионисий
Наиболее известным кефалофором является святой Дионисий Парижский, небесный покровитель Парижа, первый епископ Парижа, живший в 3 веке. С ним существует путаница. Вернее большая путаница вышла с Дионисием Ареопагитом, упоминаемом в Библии в книге Деяний апостолов [Деяния 17:34]. Во время проповеди апостола Павла в Афинах в ареопаге Дионисий Ареопагит "приставши к нему, уверовал". К этиму-то новозаветному персонажу и приклеились другие Дионисии.
St. Denis. Horae ad usum Parisiensem, dites Heures de Charles VIII, c. 1475-1500, Ms. Latin 1370, f. 212v, Bibliothèque nationale de France.
В образе св. Дионисия соединились три личности:
1. Дионисий Ареопагит из Нового Завета – ученик апостола Павла, живший по традиционной хронологии в 1 веке.
2. Псевдо-Дионисий Ареопагит – автор "Corpus areopagiticum" /"Ареопагитики", живший, в 6 веке (но это не точно). Сочинения Псевдо-Дионисия имели исключительное значение для развития христианской мысли.
3. Св. Дионисий Парижский – христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию в 3 веке.
Объединил этих трех персонажей в 9 веке аббат Хильдуин /Hilduinus, аббатствовавший в 814-840 г.г.
Святой Дионисий на картине из церкви в городе Лойткирх, Альгой, земля Баден-Вюртемберг, Германия /St. Dyonisus, Gemälde in der Bergkapelle Ellmeney, Leutkirch im Allgäu. Date 18th century (?).
Официальная легенда звучит так:
Император Запада Людовик Благочестивый (778-840), сын Карла Великого, получил от византийского императора Михаила Заики рукопись "Сorpus areopagiticum". Людовик поручает аббату Хильдуину исправить существовавшее к тому времени жизнеописание св. Дионисия, дабы включить в него вновь обретенное сочинение. Предыдущая версия жития "Post beatam et gloriosam" появилась незадолго до этого и в ней впервые сообщалось о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения.
Святой Дионисий / Saint Denis Holding His Head (detail). Attributed to the Master of Sir John Fastolf France or England, about 1430–1440 Book of hours (text in Latin) The J. Paul Getty Trust, Ms. 5, fol. 35v.
Работа над жизнеописанием была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий – автор греческой рукописи и афинский архиепископ.
Дионисий отправляется в Рим, где его встречает папа Климент и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных Лисбиуса /Lisbius, чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью спутников Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие.
Император Домициан, правивший в 81-96 г.г., поручает префекту Сизинниусу /Sisinnius/Siscinnius разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников.
Св. Дионисий, сопровождаемый ангелом, несет свою голову и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия, увидив такое чудо, обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию.
Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус /Visbius, который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится главным источником сведений для сочинителя жизнеописания – он ссылается на некий трактат Висбиуса /"traité de Visbius, якобы случайно обнаруженный в Париже.
Св. Дионисий – второй справа, сопровождаемый ангелами, выражающими свое участие. Портал Нотр-Дам де Пари. Заменен, вероятно, в 19 веке.
Всего известно не менее 134 описаний жития святых, которые были умерщвлены усекновением головы и удостоились изображений себя без головы, с ней в руках.
Вот некоторые из них.
Иисус, Феликс, Регула и Экзюперантий /Jesus and Felix, Regula, Exuperantius, 1506.
Феликс, Регула и Экзюперантий – мученики 3 века, принявшие смерть в Цюрихе. Согласно преданию, казненные в 286 году святые Феликс и Регула, брат и сестра, а также их слуга Экзюперантий, входили в число мучеников, пострадавших вместе с воинами-христианами Фиванского легиона. Во время казни воинов им удалось бежать мимо местечка Гларуса, что на востоке Швейцарии, в район Цюриха.
Святые Феликс и Регула. Миниатюра, около 1130 года /Zürich, Wasserkirche: Felix and Regula, in 'Stuttgarter Passionale' (1130 a.D.), Württembergische Landesbibliothek, Stuttgart
Там они были схвачены, преданы суду и обезглавлены. Чудесным образом они встали, взяли свои головы и, поднявшись в гору на сорок шагов, сотворили молитву и отошли ко Господу.
Святые покровители Цюриха, Феликс и Регула в их числе. Фреска, около 1400-1425 / Zürcher Stadtheilige auf einem Fresko im Haus zum Königsstuhl an der Stüssihofstatt in Zürich, um 1400/1425.
В Цюрихе впоследствии был воздвигнут храм Гроссмюнстер, по легенде основанный Карлом Великим, чей конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы. Недавние археологические находки подтвердили наличие римских захоронений в основании Гроссмюнстер.
А на месте казни святых был построен храм Вассеркирхе. Святые Феликс и Регула считаются небесными покровителями Цюриха.
Скульптурная группа со Святым Никасием. Реймсский собор, северный портал /Cathédrale Notre-Dame de Reims, France. Statue of Saint Nicasius. Gothic scultures decorating the North Portal.
Святой Никасий был одиннадцатым епископом Реймса. Им был построен городской собор в честь Богоматери, на месте которого впоследствии воздвигнут Реймсский собор. Никасий принял смерть либо от вандалов, либо от гуннов. По преданию, когда честная глава святого Никасия была усечена, он взял ее и отправился на место своего погребения. То, о чем гласит предание, увековечено на тимпане портала святых Реймсского собора. В тот же день варвары умертвили его сестру, святую Евтропию, и диаконов, святых Жоконда /Jocond и Флорана /Florent.
Святой Никасий почитается покровителем города Реймс. Его имя на латыни означает «победа». Другие епископы с тем же именем были в Ди и Руане.
Св. Альбан в Диссен-ам-Аммерзее.
Священномученик Альбан Майнцский /Albanus Mogontiacensis.
Альбан был греческим священником с острова Наксос, что в Эгейском море, изгнанным арианами. По другим версиям – его родиной была Албания или северная Африка. Во времена императора Феодосия I Великого вместе со странствующим епископом Феонестом и мучеником Урсом он посетил Медиолан (современный Милан). После мученической кончины Урса в Аосте около 385 года Альбан и Феонест были посланы знаменитым Амвросием Медиоланским в Майнц (римский Могонциак), где около 404 года они начали проповедовать среди галлов. В 406 году при взятии города вандалами Альбан был обезглавлен. Ту же смерть принял и его спутник Феонест. По легенде Альбан был захвачен врасплох во время молитвы и был сражен мечом вандала-арианина. Альбан положил свою отрубленную голову на то место, где он хотел быть похороненным.
Альбан Майнцский. Неизвесный тирольский мастер. Около 1500/1525 годов / Tyrolean 16th Century, Saint Alban of Mainz, c. 1500/1525, oil on panel. National Gallery of Art, Washington.
Иногда Альбан называется учеником Феонеста, сопровождавшим последнего до места его служения епископом в Майнце и оставшимся с ним. Альбан Майнцский, считающийся одним из покровителей Майнца, почитался как целитель, излечивающий эпилепсию, каменную болезнь, грыжу, головную боль, отравления. Исследования позднеримского кладбища в Майнце свидетельствуют о древности местного почитания Альбана. Одну из могил этого кладбища считают местом захоронения Святого Альбана.
Почитание Альбана Майнцского в каролингскую эпоху распространилось далеко за пределы Майнца. Почитание Альбана распространяется в Западной Европе в 9-11 веках.
Из-за сходства обстоятельств гибели и имени Альбана Майнцского часто путают с Албаном Британским. Так, на гербе тирольской коммуны Матрай изображен Албан Британский, хотя покровителем считается Альбан Майнцский.
Тут голова не в руках, а в момент отсечения. Мученичество Святого Альбана Британского / The martyrdom of St. Alban from a 13th Century manuscript of The Life of St. Alban. Dublin, Trinity College Lipary, MS E. I. 40, folio 38r. Matthew Paris was both scribe and illuminator for this manuscript.
Альбан Британский/ Албан Веруламский /лат. Albanus, англ. Alban (ок. 209-305) – первомученник Британских островов. Упоминание о мученичестве Альбана является одним из первых исторических свидетельств о христианстве в Британии. По легенде Албан был римским воином. Обратившись в христианство под влиянием священника Амфибала, которого он укрывал во время преследований, Альбан был осужден на смерть и обезглавлен в городе Веруламиуме, ныне – город Сент-Олбанс, названный в честь святого.
Вторым британским мучеником стал палач, который отказался исполнять смертный приговор, так его потрясла вера святого. Он был немедленно казнен, и принял Крещение пролитой за Христа кровью. Историк Беда Достопочтенный свидетельствует, что у того палача, который встал на замену первого, глаза выпали из глазниц, как только голова святого слетела с плеч. Что и видим на миниатюре 13 века из Жития Святого Альбана.
Мученичество Св. Мелю. Он держит свою отрубленную голову, в то время как кровь бьет фонтаном из его шеи /The martyrdom of St. Miliau, who holds his severed head as blood gushes from his neck. Detail from the Retable of the Passion at Lampaul-Guimiliau.
Святой Мелю был королем Арморики. Королевство Арморика /брет. Arvorig – раннесредневековое королевство на территории полуострова Бретань, что в современной Франции.
Мелю был старшим сыном и с 501 года наследником короля Арморики Будика I /Budic. У Мелю были братья Теодорих /Theodoric и Ривод /Rivod. Став королем, Мелю правил мудро и справедливо. Однако, отношения между хорошим правителем Мелю и его младшим братом Риводом были напряженными. Однажды их спор настолько накалился, что Ривал ударил Мелю, после чего король скончался. Наследником Мелю стал его сын Мелор, бывший еще ребенком. Иногда Мелю изображается как кефалофор, но как было на самом деле никто не знает.
Статуя Святого Соланжа, покровителя французкой Берри. Musée du Berry à Bourges, Cher.
Святой Соланж /Solange принял мученическую смерть 10 мая около 880 года. Его отрубленная голова три раза возгласила имя Иисуса.
Святой Домнин из Фиденцы, около 1600 года.
Святой Домнин из Фиденцы, по преданию, был уроженцем Пармы. Он был камергером императора Максимиана и хранителем короны. По обращении в христианство подвергся гневу императора. Преследуемый императорскими силами, он проехал через Пьяченцу, держа крест. Св. Домнин был схвачен и казнен на берегу Стироне, за пределами Фиденцы, или на Эмилиевой дороге /Via Aemilia. По легенде, он подобрал свою усеченную голову и отнес ее туда, где нынче находится собор Сан Доннино /San Donnino. Мощи его находятся в соборе Фиденцы.
Св. Домнин считается покровителем Фиденцы. К нему обращаются в молитвах при водобоязни. Святого Домнина изображают в военном одеянии, держащим пальму мученичества.
Чудо святого Юстуса. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) / The Miracle of Saint Justus. Peter Paul Rubens. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux.
Святой Юстус.
Плитка Святая Валерия, Жак II Лоден, 17 век, художественная эмаль. Художественный музей Лиможа, дворец епископов /Епархиальный музей Лиможа, Франция.
Дева-мученица Валерия Лиможская, она же Аквитанская жила во 2 либо 4 веке. Сведения о ней сохранило житие Марциала Лиможского. Девушка была обезглавлена в Августорите, ныне Лиможе в области Лимузэн, Франция.
Статуя Святой Валерии, начало 15 века полихромное дерево. Церковь Сен-Мишель-де-Льон, Лимож, Франция / Statuette de sainte Valérie, début 15e siècle, bois polychrome, Limoge, église Saint-Michel-des-Lions
Мученичество Святой Валерии. Реликварий из Лиможа, эмаль.
Она происходила из семьи Августоритского градоправителя, супруга которого принимала святого Марциала Лиможского в их доме. Обратившись благодаря его проповеди, обещанная высокому римскому сановнику девушка отказалась идти замуж за язычника, за что тот приказал палачу отсечь ей голову.
Святая Валерия Лиможская пеподносит собственную голову святому Марциалу. Алтарь в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions, Лимож.
Но случилось чудо – тотчас после казни палач был поражен молнией насмерть, а святая Валерия взяла в руки свою главу и отправилась в храм святого Стефана, где святой Марциал совершал Богослужение. После этих событий жених принял крещение с именем Стефан.
Святая Валерия несет Марциалу свою голову. Картина написана до 1660 года, холст, масло. Приписывается монаху-францисканцу и художнику Клоду Франсуа
В 10 веке монахи монастыря святого Марциала перенесли мощи святой Валерии на берега реки Вуэз, где основали монастырь Шамбон-сюр-Вуэз /Chambon-sur-Voueize. Впоследствии во имя святой Валерии была устроена часовня в северном трансепте вновь отстроенного Лиможского Стефановского собора – по преданию на том месте, где святую встретил епископ Марциал.
В настоящее время нижняя челюсть святой пребывает в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions в Лиможе, а ее череп по-прежнему хранится в Шамбоне.
Оценили 0 человек
0 кармы