Если оценить вклад России в мировую культуру, то он огромен. Имена русских писателей, композиторов, драматургов и режиссеров золотыми буквами вписаны в культурное наследие человечества. Со школьной скамьи мы все знаем о золотом и серебряном веке русской культуры, лаконичным продолжением которого стал расцвет советской культуры. Весь мир до сих пор поражается красотой русского балета, изучает актерское ремесло по системе Станиславского и постигает глубину произведений русских классиков.
И понятно почему. Ведь русская культура всегда обращалась к высшим человеческим субстанциям, воспевала лучшие духовные качества человека, мастерски описывая душевные терзания героев и высвечивая худшие человеческие пороки. Она задевала такие струны человеческой души, которые толкали его к познанию и развитию своей духовной природы. Играла на них своеобразную гуманистическую симфонию, ведя человека наверх по лестнице духовного развития. Струны же эти присущи каждому человеку и не имеют ни расовой, ни национальной, ни социальной, ни какой-либо другой дифференциации, а значит понятны в любом уголке нашей планеты.
К сожалению, все вышеперечисленное нельзя отнести к современной российской культуре, которая за последние 25-30 лет настолько потеряла свое лицо, что ее даже русской с трудом назвать можно. Огромный поток пошлятины, секса, хамства, вульгарщины и бесталанной безвкусицы непрерывно льется на российского обывателя из экранов телевизоров и кинотеатров, из страниц карманных книжонок, из колонок радиоприемников и т.д. Особо удивляет то, что в этом мутном потоке зачастую присутствуют те творцы, которыми еще не так давно восхищалась вся страна.
При этом характерная черта современности - это творческая импотенция. Хороших произведений создается крайне мало, а те, которые появляются, теряются на фоне распиаренного «культурного» брака. Идет постоянное паразитирование на любимых народом произведениях советской эпохи. А то новое, что создается, ужасно смердит либо дешевой голливудщиной, либо антисоветчиной. Что уж говорить, если за последние 10-15 лет наша эстрада не может сочинить более-менее хорошей песни на Новый год!
Отдельно стоит отметить качество представителей нашей творческой интеллигенции. Качество это таково, что современный деятель культуры не стесняется публично осыпать нецензурной бранью не угодивших ему журналистов, выступать перед зрителями в состоянии алкогольного или иного опьянения и рекламировать всякую дрянь. А для женской половины этой культуры оголиться на страницах глянцевых журналов считается успехом, а не позором. Как же так случилось, что русская культура сбросилась вниз с высоты своего заслуженного пьедестала на самое дно, а иной раз кажется, что, пробив его, она отправилась в свободное падение?
Дело в том, что еще советская творческая интеллигенция, увидела, как хорошо живут их западные коллеги, каким высоким социальным статусом они обладают. Тем более, западная культура всегда имела очень привлекательную упаковку, которую мастерски раскручивали армии маркетологов. Советская интеллигенция соблазнилась и предала те идеалы, которым служила: нести доброе, светлое, вечное в души простых людей. Этому также существенно способствовало предательство советской партийной элиты. Постепенно коммунистические идеалы, которые воспевали советские творцы, стали заменять западные идеалы потребителя.
Этот процесс ускорился с началом горбачевской перестройки, когда объявили гласность и убрали последний барьер - цензуру. Не говоря о тех идеологических перегибах, которые она имела, объективно цензура все же держала качественный уровень творчества на достаточно высоком уровне и направляла его в сторону возвышенного, как того требовала советская идеология. Когда же ее не стало, русское культурное поле стала заполнять откровенная пошлятина и похабщина. Тогда это казалось даже забавным: можно оказывается матерные частушки петь, постельные сцены снимать и глумиться над теми идеалами, на которых еще вчера воспитывались миллионы советских людей!
Однако, признав свою творческую капитуляцию перед западной попсой, наша культура утратила свое уникальное и богатое содержание. И если в западном обществе воспитывали законопослушного потребителя, то в России воспитывался высокодуховный Человек. Теперь и в нас воспитывают потребителя, у которого на первом месте стоят его инстинктивные хотелки, а не высокоморальные принципы. Рынку ведь нужен потребитель, а не Человек.
Потребитель не должен отвлекаться на высокие материи, душа и мозг его необходимо погрузить в комфортное состояние посредством разного рода бессмысленной развлекухи. Максимальное внимание необходимо уделять лишь его инстинктам. Потому, что потребитель, ведомый инстинктами – идеальный источник дохода. От того вместо «Войны и мира» у нас «Камеди клаб», вместо «Лебединого озера» «Рюмка водки на столе», а героями нашего времени стали персонажи «Реальных пацанов», Человек-паук и Бэтмен. И вместо официальной советской цензуры у нас теперь цензура неофициальная продюсерская. Цензура эта не пропускает настоящих талантливых творцов, а тех, кого пропускает, превращает в однотипных размалеванных кукол, которые вливаются в этот мутный развлекательный поток.
В последнее время в среде нашей элиты стали появляться проблески понимания катастрофичности ситуации в культурной среде. Время сейчас очень тревожное, ибо борьба за новый мировой порядок все более обостряется и давление на Россию идет по всем фронтам. Поэтому появились установки на пропаганду патриотизма. Только есть одна небольшая проблема: патриотизм – это не идеология, а лишь одно из ее производных. И когда фанат американского хип-хопа Тимати перекрашивается в цвета российского триколора и поет оды Путину или отечественному автопрому, то ничего кроме истерического смеха это вызвать не может. Родина – это не бутылка отечественного пива, президент или автомобиль.
На сегодняшний день воскрешение русской культуры - есть острая необходимость текущего момента, потому что потребитель не сможет дать отпор тем вызовам, которые встали перед нашей страной. Стране нужен Человек, понимающий, что такое честь и отвага, благородство и самопожертвование. Именно такого Человека может воспитать исконная русская культура. Нужно воскресить эти высокие идеалы и смыслы, от которых нас когда-то отвернули, и которые глубоко сидят в нашем народе. А раз так, то потребительскую идеологию рано или поздно придется выкинуть на свалку истории.
Оценили 5 человек
6 кармы