• РЕГИСТРАЦИЯ
В Чёрное море летит авиация НАТО. Детали в Телеграм Конта

Что говорит наука о бессмертии души

30 950

Многие ученые в последние несколько десятилетий исследовали околосмертный опыт и пришли к заключению о существовании души. Можно ли считать результаты их работы научно доказанными? 

На этот вопрос отвечает в статье Александр Моисеенко, попутно знакомя читателей с выводами своей дипломной работы на тему «Бессмертие души с точки зрения естественных наук ХХ века».

Бессмертие души — неизменная вера Церкви — в последние 40 лет находит свое подтверждение в популярных трудах зарубежных медиков. Речь идет об опыте людей, переживших клиническую смерть. Целью данной работы является систематический обзор современных достижений естественных наук по данному вопросу, их обобщение и церковная оценка. Рассматривается история исследований околосмертного опыта на примере работ десяти известных докторов медицины из США и Европы, пришедших к выводу о бессмертии души. Отмечается также наличие значительного количества иных авторитетных подтверждений дуализма сознания (его независимости от тела), и неспособность критиков удовлетворительно объяснить все аспекты околосмертного опыта в рамках материализма. В итоге, часть научного сообщества готова объявить бессмертие души как хорошо подтвержденную научную гипотезу. Признание ее научным фактом представляется делом времени, которое, однако, требует болезненной смены парадигмы, связанной в значительной мере с религиозными настроениями в мире науки. Делом Церкви является призыв к покаянию через свидетельство бессмертия души — теперь уже с опорой на научные данные. Но взгляд на последние в эсхатологической перспективе требует призвать ученых к особой осторожности при вторжении в духовный мир.

Введение

Говорит ли современная наука что-либо о бессмертии души? Может ли сказать в принципе? Для многих этот вопрос априори несерьезен. Но разберемся в нем глубже. Если мы полагаем душу существующей, бессмертной, но не имеющей материальной природы, либо нефиксируемой в настоящее время никакими техническими средствами (а только лишь мозгом ее «хозяина»), то нам остается лишь один путь «уловить» ее: лично опрашивать тех, кто умер («отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются»[1]). Как же это возможно? До недавних пор — никак (за исключением немногих явных чудес наподобие того, о котором просил евангельский богач Авраама, — но они не подходят для исследования научным методом). Лишь несколько десятилетий назад получила достаточное развитие и широкое внедрение в клиниках техника реанимации, способная вернуть к жизни человека (далеко не каждого, к сожалению), дыхание и сердцебиение которого прекратилось несколько минут назад[2] (в настоящей практике считается — до 30 минут[3]). Но и этих минут может оказаться достаточно для исследования нашего вопроса. Представляется важным опрашивать тех, кто пережил клиническую смерть — медицински зафиксированное прекращение жизнедеятельности организма — пытаясь узнать, что они поведают о состоянии своего сознания в этот период, набрать и проанализировать статистику. Если бы душа была функцией тела, то сознание в период клинической смерти, очевидно, отсутствовало бы у всех испытуемых и уж, по крайней мере, не могло бы как-то воспринимать окружающую действительность. Однако, начиная с рождения современной клинической реаниматологии и до настоящего времени, происходит и все ускоряется накопление статистики случаев, когда при прекращении жизнедеятельности организма сознание личности продолжает существовать и, более того, адекватно оценивать реальность. Этот необыкновенный феномен получил название «околосмертного», «предсмертного» или «внетелесного» опыта[4]. Многие слышали что-то о нем: из популярных статей или телепередач, из православной, а порой оккультной литературы. Все эти отрывочные, а на русском языке и весьма малочисленные, сведения не позволяют заинтересованному читателю создать целостную картину и получить четкий ответ о том, что же наука конкретно говорит о бессмертии души.

Целью данной работы является систематический обзор современных достижений естественных наук по данному вопросу, их обобщение и церковная оценка, — методом анализа соответствующих трудов.

История исследований околосмертного опыта

Впервые статистика воспоминаний «вернувшихся с того света» была описана в 1970-х в работах медиков Р. Моуди и Э. Кюблер-Росс. В 1975 году вышла книга первого автора «Жизнь после жизни», ставшая бестселлером, и знакомая многим нашим соотечественникам. В ней он описывает общие признаки околосмертного опыта: видения тоннеля, собственного тела, усопших родственников, картин из жизни, существо из яркого света, ощущения легкости и любви, точное восприятие происходящего вокруг тела, — а также прочие впечатляющие подробности, пересказывать которые здесь нет смысла. Несмотря на довольно недружелюбную, как и следовало ожидать, встречу этой работы в сообществе профессиональных ученых, за прошедшие 40 лет у Моуди появилось множество последователей, из которых можно выделить, по меньшей мере еще 9 крупных исследователей-медиков:

Двое из них уже умерли, шестеро и по сей день имеют медицинскую практику, их контакты можно найти в Интернете. Среди них 4 психиатра, 3 кардиолога, реаниматолог, педиатр и онколог. Все эти десять ученых — серьезные и признанные представители медицинского научного сообщества, закончившие престижные высшие учебные заведения США и Европы, имеющие солидную врачебную практику, списки научных трудов, степени докторов медицины, а некоторые и PhD (докторов философии). До начала своих неординарных исследований они ничем не отличались от своих коллег, не были изгоями и маргиналами, но наоборот — успешными и ведущими специалистами. Четверо из них называли себя скептиками, и начали изучать феномен околосмертного опыта, чтобы беспристрастно и тщательно в нем разобраться. Каждый из них провел исследования не менее сотни случаев последнего, сообщенного или их собственными пациентами, или пациентами коллег. Все они были в большей или меньше степени научно строго оформлены, результаты и условия их жестко зафиксированы, а затем опубликованы в реферируемых научных журналах, либо в популярных книгах. В результате все эти ученые единогласно пришли к заключению, что определенная доля (от 10% до 30%) выживших после клинической смерти, либо переживших смертельную угрозу, имеют четкий и независимый от чего бы то ни было опыт восприятия, который может быть разделен на ряд стадий. Исследование характера этого опыта, и, прежде всего, отмечаемые всеми исследователями, а в отдельных случаях и строго научно зафиксированные и подтвержденные случаи аномального внетелесного восприятия действительности[15], привело всех этих ученых к убеждению в существовании души и жизни после смерти, о чем они недвусмысленно говорят в своих работах. Двое из десяти после своих исследований стали апологетами христианства (Роолингз, Сабом), четверо (Моуди, Кюблер-Росс, Ринг, Морз) — эзотерических учений, остальные не уточняли своих верований, просто утверждая независимость сознания от мозга. Все они нашли текущую материалистическую научную парадигму фальсифицированной и подлежащей пересмотру, а некоторые предложили свои гипотезы сознания человека, связанные с квантовой физикой[16].

Результаты этих десяти ученых не явились совершенно неожиданными и не возникли на пустом месте. Конец XIX и весь XX век наполнены работами (нередко незаслуженно осмеянными и забытыми) по исследованию человеческого сознания[17] и того, что сейчас называется околосмертным опытом[18], которые согласуются с результатами указанных авторов, дополняют, углубляют, расширяют и продолжают их. При этом текущая парадигма, утверждающая монизм сознания (его единство с мозгом) кажется не более научно обоснованной, чем концепция дуализма (независимости сознания от мозга). Последняя отнюдь не выглядит курьезной, какой ее пытаются представить материалисты, учитывая, что ее сторонниками выступают многие выдающиеся ученые-медики XX века[19] [20], лауреаты Нобелевской премии[21], а в ее пользу свидетельствуют бесчисленные факты[22] [23].

Тема околосмертных исследований, как непривычная и претенциозная, сразу была осмеяна и отторгнута большинством научного сообщества, однако, благодаря самоотверженной работе энтузиастов она завоевала право на существование и на аргументацию в пользу дуализма сознания (существования души). Доктор Морз пишет в 2000 году, что на смену скепсису и враждебной интеллектуальной атмосфере, в которой приходилось работать пионерам, пришла нынешняя ситуация, когда в солидных медицинских журналах мы встречаемся с десятками статей об околосмертных переживаниях. «Сейчас, двадцать пять лет спустя (после выхода книги «Жизнь после жизни» — А.М.), наука приняла сторону доктора Моуди», — возможно, преувеличивая, утверждает М. Морз[24], но слова его не слишком далеки от истины, как можно видеть из нашей работы.

Критика также сыграла свою положительную роль — она заставила исследователей околосмертного опыта серьезней относиться к своей работе, не впадать в эйфорию открытия при слабо аргументированных результатах, а вступить в научную дискуссию, заняться разработкой действительно научной методологии исследования феномена и, особенно, поиска и подтверждения фактов аномального внетелесного восприятия. Но в настоящее время ни одна из предложенных критиками гипотез (фармакологические[25], физиологические[26], психологические[27] причины) объяснения околосмертного опыта не является полностью удовлетворительной и объясняющей все его аспекты[28]. Некоторые, даже самые последовательные и строгие скептики теоретически не исключают возможности доказательства дуализма сознания, его бессмертия. В частности, психолог Сьюзэн Блэкмор в статье «Околосмертный опыт» (под редакцией Майкла Шермера) в «Скептической энциклопедии псевдонауки» пишет, что для окончательного ответа на вопрос о жизни после смерти необходимы тщательные и объективные независимые проверки случаев внетелесного восприятия действительности, так как доныне последние известны лишь по непроверенным сообщениям[29]. Таковые проверки были сделаны[30], и продолжаются.

Заключение

Итак, вопрос — можем ли мы в итоге ответственно утверждать, что наука доказала бессмертие души? По меньшей мере, десять ученых пришли к убеждению в этом благодаря своим исследованиям. Совокупность научных данных в принципе допускает возможность этого и не представляет удовлетворительных опровержений. Как же нам сформулировать, что конкретно говорит наука по данному вопросу? В 2002 году доктор Нейл Гроссман, профессор философии Университета Иллинойса, рассуждая об исследованиях околосмертного опыта, высказал следующее утверждение: «ученые готовы объявить миру, если не как факт, то как хорошо подтвержденную научную гипотезу (выделено мной — А.М.):

1. Существует жизнь после смерти.
2. Наше истинное существо — не тело, а разум или сознание...»[31].

Чтобы научная гипотеза стала научным фактом, чтобы можно было говорить: «Наука доказала, что...», — необходимо, чтобы эта гипотеза была экспериментально подтверждена научным методом (объективно, в контролируемых условиях), причем независимо в нескольких лабораториях. Так, например, было доказано существование бозона Хиггса[32] (кстати говоря, число публикаций о нем в Wikipedia почти такое же, как и об околосмертном опыте — около 200), и любой другой элементарной частицы. Одно из таких научных подтверждений существования души было получено в рамках проекта AWARE, результаты которого опубликованы Сэмом Парниа с соавторами 6 октября 2014 года[33]. Можно ли считать подтверждения аномального внетелесного восприятия, сообщенные в исследованиях докторов Сабома, Ломмеля и других научными? Если да — то существование души научно доказано. Но мнения насчет «научности» определенных работ у исследователей расходятся. Скептики ожидаемо предъявляют высокие требования к подобным экспериментам. Таким образом, мы видим, что научное доказательство, признание научным фактом, является не одномоментным событием, а процессом, подчас весьма длительным. Хиггс постулировал свой бозон в 1964 году, а существование его было научно доказано лишь в 2014 году, то есть через 50 лет. Со времен первых работ Моуди прошло 40 лет, и у ученых уже есть по крайней мере одно строгое подтверждение гипотезы, которую сам он не смел объявить доказанной — это замечательный результат. Хочется верить, что в ближайшем будущем появятся работы, подобные проекту доктора Парниа и подтверждающие его результат. Таким образом, не будет ошибкой утверждать, что наука практически доказала бессмертие души. Формальное статистическое обоснование этого факта и его рецепция в научном сообществе — лишь дело времени. Однако, важно понимать, что мы имеем дело не с простым открытием, таким как открытие очередной элементарной частицы, а с открытием, претендующим на научную революцию, на смену парадигмы. Поэтому следует ожидать сильного противодействия, тормозящего признание очевидности. «Давно известно: для того, чтобы великое научное открытие стало достоянием широких масс, должно смениться как минимум два-три поколения (то есть, как раз 40-60 лет — А.М.), — пишет врач Петр Калиновский. — Человеческое мышление гораздо консервативнее и ленивее, чем принято думать... очень многие слепо и бездумно принимают всё, чем дышит эпоха, — её научные и социальные теории, мораль, этику и верования... Чувствуя себя на уровне эпохи, они уже всё знают, в новом не нуждаются и принимают новое и необычное медленно, с большим трудом, когда не видеть его уже невозможно»[34]. «Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое»[35], — замечает великий немецкий ученый, основатель квантовой физики Макс Планк. «Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом»[36], — пишет Томас Кун, американский историк и философ науки, автор теории научных революций. Кроме господствующей парадигмы материализма, доктор Нейл Гроссман выделяет еще три причины, тормозящие принятие обществом существования души как факта. Первое — это неопределенность в понятиях свидетельства и доказательства в научном мире. Второе — боязнь признать, что над человеческим разумом существует Высший Разум. И третье — это то, что вся жизнь цивилизации (по крайней мере, западно-европейской) организована материалистически, бездуховно, поэтому признание духовного мира как факта потребовало бы коллапса, коренного перерождения этой цивилизации, к чему ее представители, разумеется, не готовы[37].

Церковная оценка

Сколько еще будет продолжаться смена парадигмы в науке — неизвестно, но Церковь имеет полное право не дожидаться конца этого процесса, а помочь ему, свидетельствуя обществу в проповеди, что наука практически доказала бессмертие души, что это хорошо подтвержденная научная гипотеза (можно ссылаться на конкретные работы) — здесь не будет ни греха лжи, ни научной неточности. Так и поступают уже сейчас некоторые церковные авторы[38]. Свидетельство о вечной жизни — могущественное средство обращения к покаянию паствы и самого пастыря, возбуждающее память смертную. Господь для того и попускает происходить случаям «возвращения из мертвых», чтобы покаялся и сам «воскресший», и слушающие его.

Однако, многие — как это ни удивительно — не хотят бессмертия души, ибо справедливо опасаются, что посмертное существование будет определяться нынешним поведением, и этот факт налагает тяжелое бремя ответственности за свою жизнь. Господь щадит нас, и долготерпит, предоставляя каждому «ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями»[39], но избегает свидетельствовать о Себе неотвратимо, с научной точностью. Ныне духовный мир открывается очевидно, и, со святоотеческой точки зрения, как свидетельствует отец Серафим (Роуз) — это несомненный признак конца времен[40]. Как отзовется открытие медиков XX века на нашем обществе? Вряд ли приходится рассчитывать, что все станут православными христианами, и на земле наступит рай. Уже из тенденций, имеющих место в среде современных исследователей околосмертного опыта можно сделать определенные прогнозы. Смещение материалистической парадигмы в науке, которая является определенным «удерживающим» для развития «духовной науки» (которую первая считает лженаукой), приведет к расцвету последней — имеющей определенное стремление овладеть тайными силами, но отнюдь не для воспитания христианского благочестия. Мы видим, что значительная часть ученых, поверивших в бессмертие души, пошла по пути далеко не христианскому, а эзотерическому, оккультному, теософскому, стала проповедовать лже-любовь, любовь без покаяния. Можно представить себе, какое это окажет влияние на общество — разделяющее. Часть утвердится во Христе, а прочие будут готовы принять антихриста.

Святой преподобноисповедник Сергий (Серебрянский), по свидетельству матушки Н. Н. Соколовой, в 1947-м году пророчествовал, что «наука достигнет такого момента, когда докажет людям существование иного — духовного — мира, и люди убедятся тогда в существовании Бога, поверят в бессмертие душ. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (Пс.85:9). Но ненадолго будет этот рай на земле. Испорченному тысячелетиями грешному человеку надоест и невтерпеж станет чувствовать над собой Владыку и покоряться Ему. Тогда люди взбунтуются на Бога, открыто объявят Ему войну... Тогда и придет конец. Не раньше погубит Бог мир, пока не даст возможности всем уверовать в Него»[41].


Библиография

1. Библия. М., 2000.

2. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. М., 2013. С. 105.

3. Калиновский П. Переход. М., 2010. С. 11.

4. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М., 1971. С. 85, 173.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С. 113.

6. Моуди Р. Жизнь после жизни. - Перев.с англ. М., 2005. С. 182.

7. Осипов А.И. Посмертная жизнь. Беседы современного богослова. М., 2007. С. 27.

8. Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г., №73 // Российская газета. 2003. № 72 (3186).

9. Роуз Серафим, иером. Приношение православного американца. М., 2003. С. 210.

10. Соколова Н.Н. Под кровом Всевышнего. М., 2005. С. 108.

11. Хасьминский М. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание? // Ресурс: http://www.memoriam.ru/sushhestvuet-li-dusha-i-bessmertno-li-soznanie (дата обращения: 01.12.2014).

12. Blackmore S. Near-Death Experiences // Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience (Ed. M. Shermer). Santa Barbara, 1998. P. 152-157.

13. Eccles J. The human mystery. Berlin, 1979. P. 176.

14. Fenwick P. The Truth in the Light. UK, 2012.

15. Facco E, Agrillo C. Near-death experiences between science and prejudice // Frontiers in Human Neuroscience. 2012. N. 6. P. 209.

16. French C. Near-Death Experiences in Cardiac Arrest Survivors // Progress in Brain Research. 2005. N.150. P. 351-367.

17. Grossman N. Who’s Afraid of Life After Death? // Journal of Near-Death Studies, 2002. N. 21(1). P. 21.

18. Higgs boson // Ресурс: https://en.wikipedia.org/wiki/Higgs_boson (дата обращения: 01.12.2014).

19. Jansen K. L. R. Using ketamine to induce the near-death experience: mechanism of action and therapeutic potential // Yearbook for Ethnomedicine and the Study of Consciousness. 1996. I. 4. P. 55-81.

20. Kubler-Ross E. On Life after Death. Berkeley, 1991.

21. Long J., Perry P. Evidence of the Afterlife: The Science of Near-Death Experiences. NY, 2010.

22. Moody R. Life after life. Seattle, 1975.

23. Morse M., Perry P.Learning from the Near-Death Experiences of Children: Closer to the Light. NY, 1990.

24. Morse M. Mind Without Brain: A Scientific Analysis of Near Death Experiences With Special Attention Paid to Those in Children. A New Scientific Paradigm of Consciousness // Annais do 4th CIPRO Congresso International of Consciousness and Conscientiology. International Journal of Consciousness. 2008. Vol. 11. N. 41. P. 183-208.

25. Morse M. Near Death Experiences and Death-Related Visions in Children: Implications for the Clinician // Current Problems in Pediatric and Adolescent Health Care, 1994. Vol. 24. P. 55-83.

26. Osis K, Haraldsson E. At the Hour of Death: A New Look at Evidence for Life After Death. Winter Park, 1997.

27. Parnia S. et al. AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study // Resuscitation. 2014. Vol.85. I.12. P. 1799-1805.

28. Penfield W. The mystery of the mind. Princeton, 1975. P. 25-27.

29. Planck M. Scientific Autobiography and Other Papers. NY, 1949. P. 33-34.

30. Rawlings M.Beyond Death's Door. Nashville, 1979.

31. Ring K. Life at Death: a scientific investigation of the near-death experience. Coward, 1980.

32. Sabom M. Recollections of Death: A Medical Investigation. NY, 1981.

33. Van Lommel P.Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands // Lancet. 2001. Vol. 358. P. 2039-2045.

[1] Лк.16:30

[2] Моуди Р. Жизнь после жизни. - Перев.с англ. М., 2005. С. 182.

[3] Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г., №73 // Российская газета. 2003. № 72 (3186).

[4] Моуди Р. Указ.соч. С. 38.

[5] Moody R. Life after life. Seattle, 1975.

[6] Rawlings M. Beyond Death's Door. Nashville, 1979.

[7] Ring K. Life at Death: a scientific investigation of the near-death experience. Coward, 1980.

[8] Sabom M. Recollections of Death: A Medical Investigation. NY, 1981.

[9] Morse M., Perry P. Learning from the Near-Death Experiences of Children: Closer to the Light. NY, 1990.

[10] Kübler-Ross E. On Life after Death. Berkeley, 1991.

[11] Fenwick P. The Truth in the Light. UK, 2012.

[12] Van Lommel P. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands // Lancet. 2001. Vol. 358. P. 2039-2045.

[13] Long J., Perry P. Evidence of the Afterlife: The Science of Near-Death Experiences. NY, 2010.

[14] Parnia S. et al. AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study // Resuscitation. 2014. Vol.85. I.12. P. 1799-1805.

[15] Ibid.

[16] Morse M. Mind Without Brain: A Scientific Analysis of Near Death Experiences With Special Attention Paid to Those in Children. A New Scientific Paradigm of Consciousness // Annais do 4th CIPRO Congresso International of Consciousness and Conscientiology. International Journal of Consciousness. 2008. Vol. 11. N. 41. P. 183-208.

[17] Хасьминский М. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание? // Ресурс: http://www.memoriam.ru/sushhestvuet-li-dusha-i-bessmertno-li-soznanie (дата обращения: 01.12.2014).

[18] Morse M. Near Death Experiences and Death-Related Visions in Children: Implications for the Clinician // Current Problems in Pediatric and Adolescent Health Care, 1994. Vol. 24. P. 55-83.

[19] Penfield W. The mystery of the mind.Princeton, 1975. P. 25-27.

[20] Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М., 1971. С. 85, 173.

[21] Eccles J. The human mystery.Berlin, 1979. P. 176.

[22] Osis K, Haraldsson E . At the Hour of Death: A New Look at Evidence for Life After Death. Winter Park, 1997.

[23] Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. М., 2013. С. 105.

[24] Моуди Р. Указ.соч. С. 15.

[25] Jansen K. L. R. Using ketamine to induce the near-death experience: mechanism of action and therapeutic potential // Yearbook for Ethnomedicine and the Study of Consciousness. 1996. I. 4. P. 55-81.

[26] French C. Near-Death Experiences in Cardiac Arrest Survivors // Progress in Brain Research. 2005. N.150. P. 351-367.

[27] Facco E, Agrillo C. Near-death experiences between science and prejudice // Frontiers in Human Neuroscience. 2012. N. 6. P. 209.

[28] Моуди Р. Указ.соч. С. 193-210.

[29] Blackmore S. Near-Death Experiences // Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience (Ed. M. Shermer). Santa Barbara, 1998. P. 152-157.

[30] Parnia S. et al. Op. cit.

[31] Grossman N. Who’s Afraid of Life After Death? // Journal of Near-Death Studies, 2002. N. 21(1). P. 21.

[32] Higgs boson // Ресурс: https://en.wikipedia.org/wiki/Higgs_boson (дата обращения: 01.12.2014).

[33] Parnia S. et al. Op. cit.

[34] Калиновский П. Переход. М., 2010. С. 11.

[35] Planck M. Scientific Autobiography and Other Papers. NY, 1949. P. 33-34.

[36] Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С. 113.

[37] Grossman N. Op. cit. P. 4-24.

[38] Осипов А.И. Посмертная жизнь. Беседы современного богослова. М., 2007. С. 27.

[39] Деян. 14:16-17

[40] Роуз Серафим, иером. Приношение православного американца. М., 2003. С. 210.

[41] Соколова Н.Н. Под кровом Всевышнего. М., 2005. С. 108.



https://bogoslov.ru/article/45...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Дебаты в доме престарелых

    После просмотра ночных дебатов я немного поспал, потом сразу с корабля на бал (в смысле «из кровати в телевизор») к Веселовскому на эфир. Поэтому описываю свои впечатления только сейчас,...

    В музее русского деревянного зодчества Витославлицы

    В музее русского деревянного зодчества «Витославлицы»«На холсте небольшая деталь -С позабытой церквушки на кручеОткрывается вечная даль!Верить хочется - это не случай.Старорусский народ...

    Уединение графини Орловой -Чесменской

     «Гощу в своем милом уединении, которое день от дня становится мне всё милее»Анна Алексеевна Орлова-Чесменская«Орловым я обязана тем, что я есмь». Императрица Екатер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 23 июня 12:12

      Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на святую Пятидесятницу.

      Опять праздник, опять торжество и опять многочадная и чадолюбивая церковь украшается множеством чад. Но какая ей польза от чадолюбия, если она только в праздники, а не постоянно видит вожделенные лица своих детей, подобно тому, как если бы кто, имея прекрасную одежду, не имел дозволения пользоваться ею постоянно? Многочисленность приходящих есть одежда церкви, как и п...
      105
      Ros Orthodox 23 июня 12:08

      Письмо 5. Матери, которая не смогла найти могилу сына

      Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Искала ты его на всех военных кладбищах. Прошла от Златибора до Корфу и Салоник, поднималась на Каймакчалан, на Кошачий Камень. Спускалась в долины мертвых. Где бы ни услышала о военном кладбище, спешила туда. Просила читать тебе списки погребенных. Сама читала надписи на крестах. Нет и нет его...
      97
      Ros Orthodox 18 июня 18:26

      Атеизм глазами христианина

      Прежде всего, мне хотелось бы сердечно приветствовать моих читателей-атеистов и русское атеистическое движение вообще. Такое приветствие может показаться странным в устах христианина, но я готов его объяснить. Противоположность веры – не атеизм; противоположность веры – фальшивая вера.Некоторые черты в современном русском атеизме мне глубоко симпатичны.Прежде всего – ...
      984
      Ros Orthodox 18 июня 13:27

      "Либерализм чужд русскому духу, потому что чужд христианству. Убого и уродливо выглядят попытки совместить духовную жизнь и комфорт. Православие с гордыней и мамоной."

      Либерализм в Православии На протяжении всей истории христианство сталкивалось с непониманием, неприятием и отторжением. Происходило это из-за того, что истина, открытая Христом, превышает всяческое человеческое разумение. Даже те, кто слышал и откликался на Божий зов, зачастую понимали его лишь отчасти, ограниченно и опосредовано, старались приспособить ...
      115
      Ros Orthodox 18 июня 13:13

      "Одной из самых острых проблем Российской армии сегодня является отсутствие полноценных политработников, комиссаров. Война со всей беспощадностью поставила точку в спорах: нужны политруки или нет? Нужны! Причем, нужны так же как боеприпасы и хлеб!"

      Должен ли полковой священник исполнять обязанности военного политрука?Церковь считает войну неизбежным в этом мире злом, которое часто спасает нас от еще большего зла. На войне православный христиан поднимает меч, чтобы спасти не себя самого, а свой народ, своих ближних, свою веру, свою Родину или просто постоять за правду. Но в воинском деле православные люди уповают...
      747
      Ros Orthodox 9 июня 22:43

      Без молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. А.В. Суворов

      Не все считают себя верующими. Не так много людей ведут церковный образ жизни. Однако уж совсем мало найдется таких, которые бы вовсе отрицали для себя Бога. Часто мы даже не подозреваем, что вера и надежда на помощь Божию хранятся глубоко в сердце и только ждут своего часа. Для некоторых этот час наступает в периоды трудностей и испытаний, когда мы понимаем, что наши...
      488
      Ros Orthodox 9 июня 22:11

      Брать или не брать Харьков?

      Российские войска продвигаются к Харькову. Под нашим контролем уже 12 населенных пунктов области.Зачем нам ещё и Харьков?Отвечу.Хватит стрелять по мирным жителям Белгорода, отправлять беспилотники в Курск, Подмосковье, другие регионы России! Нам нужна санитарная зона для безопасности наших людей! Белгород после обстрела 30 декабря 2023 года. Фото: Антон ...
      273
      Ros Orthodox 1 июня 20:58

      Международный день защиты детей - один из самых лицемерных праздников в государствах, где разрешены убийства нерождённых детей (аборты).

      Особенно там, где все жители в обязательном порядке оплачивают услуги палачей через фонд медицинского страхования...Аборт – это не право женщины распоряжаться своим телом, а право женщины распоряжаться другим телом, потому что с момента зачатия плод – это не ее тело, а тело, растущее в ней. Оно и генетически имеет частицы не только матери, но и отца.Только по официаль...
      808
      Ros Orthodox 1 июня 00:38

      Иван Ильин. О РУССКОЙ ИДЕЕ

      Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле — продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть её духовную силу и своеобразие и выговаривать з...
      529
      Ros Orthodox 1 июня 00:33

      Россия Азией должна владеть…

      Митрополит Вениамин (Пушкарь) рассказал о миссии России на востоке и об истории строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока Россия идет на восток. Об этом пишут и говорят уже не первый год. Об этом свидетельствуют сегодня многие церковные и государственные события в наших отношениях со странами Азии и всего Азиатско-Тихоокеанско...
      269
      Ros Orthodox 30 мая 11:59

      От Почаева до Тихого океана

      Издана уникальная и долгожданная книга о выдающемся архиерее-исповеднике Вениамине (Новицком) С радостью сообщаем, что книга о подвижнике Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) вышла в свет! Называется работа «От Почаева до Тихого океана. Жизненный путь выдающегося архиерея-исповедника Вениамина (Новицкого)».Издание уникально тем, ...
      84
      Ros Orthodox 30 мая 11:52

      Антицерковная геополитика Кураева

      В сложной многоуровневой и разветвленной системе антироссийских и антиправославных сил особое место занимают лица или целые институты, аккуратно встроенные в церковно-православную или государственно-политическую среду. В истории Церкви и России известны разоблачения и даже саморазоблачения таких церковных, общественных или политических субъектов. Яркий пример – Алекса...
      865
      Ros Orthodox 29 мая 15:14

      Бог все может, кроме одного

      Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал...
      120
      Ros Orthodox 29 мая 15:09

      Несомненный признак, что человек не имеет в себе духовной жизни

      Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть...
      127
      Ros Orthodox 28 мая 12:42

      "Русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде."

      Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Письмо 69. Неправославному священнику, на вопрос: «За что Бог наказывает православную Россию?»Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Бож...
      842
      Ros Orthodox 28 мая 12:30

      "Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма... В 1938 г. гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления."

      Иван Ильин: Поющее сердце21 декабря 2024 года — 70 лет со дня смерти  Ивана Александровича Ильина, известного философа, теоретика религии и культуры, публициста. Иван Александрович ИЛЬИН родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жен...
      1990
      Ros Orthodox 25 мая 23:46

      Молится Царь, чтобы мы молились Христу

      К 133-летию посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Владивостока Фото: РНЛЦарь – вершина земной власти. Царь Православный – Помазанник Божий, человек, которого ставит над людьми Сам Бог. Господь избирает Царя, не люди. В иерархии земной власти никого нет выше Помазанника Божьего – Царя Православного. Но, конечно же, Царь Царей - Господь. Царство Б...
      227
      Ros Orthodox 25 мая 19:08

      "Все верующие, благочестивые христиане, как добрые Ангелы-Хранители, поможем падающим своею молитвою, советом, наставлением, материальной помощью."

      Слово об АнгелахОкинем умственным взором судьбы мира и человека, чтобы видеть служение Ангелов. Когда Господь Бог, во Святой Троице прославляемый, вечно блаженный в Своей жизни, восхотел даровать участие в Своем блаженстве, Он сотворил прежде всего Ангелов, и когда затем творил наш дольний мир, Ангелы Божии уже существовали и были безмолвными зрителями Божественных пл...
      93
      Ros Orthodox 24 мая 11:45

      Святитель Николай и вор.

      «НАБОЖНЫЙ ВОР» Фото: https://nikolasakh.ru/news/post/804/Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку. Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряе...
      766
      Ros Orthodox 24 мая 10:13

      Зе-команда готовится к сдаче территорий Левобережья Днепра

      Украинское руководство переносит производства на Запад Украинское руководство по максимуму переносит производственные предприятия, учреждения с Сумской, Харьковской и Запорожской областей на Западную Украину.Так, в Харькове приступили к демонтажу одного из крупнейших в мире производителей паровых, гидравлических и газовых турбин, оставшихся от советской ...
      1271
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика