На популярные вопросы атеистов отвечает священник Владислав Береговой.
Вопрос:
«Если Бог – апогей любви, зачем он создал ад, сбросив в его огненную пучину своё чадо?»
Во-первых, Бог ад не создавал. Бог творит добро и только добро.
Во-вторых, что такое ад? Ад – это действие Божьей любви по отношению к свободным существам, которые в вечности не хотят быть с Богом.
Если бы Бог не был любовью, он был бы тираном, он бы заставлял людей себя любить. Как какой-нибудь домашний тиран, который заставляет любить свою супругу, допустим, избивая её, побивая, обзывая и чего только не делая, заставляя любить.
Но заставить любить нельзя. И потому ад – это состояние души человеческой, находящейся в вечности, которая не хочет любить людей, которая не хочет любить Бога, потому что при жизни в теле не любила ни людей, ни Бога. Более того, может быть, даже ненавидела, может быть, даже была богоборцем.
Поэтому это возможность для человека, не желающего быть с Богом, не терпящего человеческое присутствие, превращающего жизнь других людей в ад, быть в состоянии вне Бога, вне людей.
Это не котлы кипящие, это, наоборот, абсолютное одиночество. Это холод, нежели огонь. И Бог даёт свободным существам возможность быть вроде бы как бы вне Божьего присутствия.
Хотя, говорит пророк,
Это тоже некоторая иллюзия, но вполне себе объективная.
И только для тех, кто с Богом, только для тех, кто в вечности, в Царствии Божьем, кто любит людей и Бога, вот это состояние людей, находящихся в аду, оно воспринимается состоянием адским: скрежет зубов, плач, абсолютная, возведённая до точки кипения ненависть ко всему и вся.
Но тем, кто в аду, им хорошо, им в раю будет хуже. Поэтому это возможность, дарованная Богом людям, которые не хотят, категорически не хотят быть с Богом ни в земной жизни, ни в вечности. Это свободный выбор человека, это состояние души человека, которого Бог не заставляет любить себя.
Вопрос:
«Батюшка, если Бог всемогущ, зачем ему ждать Страшного суда, чтобы покарать своих врагов? Что мешает сделать это здесь и сейчас?»
Танос хотел сделать здесь и сейчас хорошо для всех, но почему-то его идеи не воспринимались как идеи положительные и хорошие ни человечеством, ни Мстителями. Поэтому такие идеи явно не про Бога и любовь.
Бог ждёт, пока люди придут к познанию Его, придут в себя в конце концов. Многие люди, живя совершенно беспечно, бывают безбожными многие десятилетия, в конце жизни приходят в себя, приходят к Богу или хотя бы внутренне раскаиваются в том, как жили. И Бог долготерпелив и ждёт человека до последнего его вздоха.
Вопрос:
«Почему некогда сотворивший всё сущее ныне ограничивается распусканием вербочек в церквях и зажжением свечек в Иерусалиме?»
Если открыть Евангелие и посмотреть, то Господь совершает чудеса, только тогда, когда это безоговорочно связано с нравственным перерождением человека, который является свидетелем этого чуда или непосредственным его участником.
Если Он видит, что это ни к чему не приведёт, то Он его не совершает. Более того, когда Он мог совершить чудо – сойти с креста, Он его не совершал, потому что фокусов Господь не делал, не делает и не будет делать.
Он говорил, что этому развращённому и прелюбодейному роду не дастся никаких знамений, кроме чуда воскрешения. Поэтому для нас наличие каких-то сверхъестественных чудес ни в коем случае не является основой веры.
Для нас, особенно для священников, огромным чудом является настоящее перерождение человека, его изменение, исправление образа жизни, его покаяние. Вот это действительно чудо.
Многие знают даже по себе, насколько тяжело перестать гневаться, раздражаться, осуждать, объедаться, совершать много чего ещё. То есть тяжело стать свободным. И для нас человек, который нашёл в себе силы освободиться от страсти и порока, это, конечно, замечательный человек и проявление чуда Божьего в этом человеке.
Вера, основанная на чудесах, некрепкая, слабая, шаткая, потому что для своего укрепления требует постоянного совершения всё более впечатляющих чудес. То есть уже мало воскресить одного — давай троих. Мало троих — давай шестнадцать. Мало ходить по воде — давай ходить по раскалённым углям.
То есть люди хотят фокусов, и всё равно на их личную жизнь это никаким образом не влияет. Поражает воображение, и всё. Но к вере не приводит.
У апостола Иакова есть такие замечательные слова, что бесы веруют и трепещут. То есть они видят Бога живым, видят, что Он делает и как Он делает, но к вере их это не приводит. Они как ненавидели его, так и ненавидят.
Вера — это сознательный выбор человека, и уж никак не на чудесах он должен основываться. Поэтому так много скептически настроенных священников по отношению к тому же благодатному огню.
Вопрос:
«Если Бог создал женщину из одного ребра мужчины, почему и у тех, и у других сейчас одинаковое количество рёбер с обеих сторон?»
Потому что Писание имеет не только буквальный смысл, но и аллегорический, метафорический, небуквальный. С одной стороны, мы можем рассматривать ребро Адама как действительно кость, которая ближе к сердцу находится.
Не из головы сделал Господь помощницу Адаму, чтобы не главенствовала над ним, но и не из ноги, чтобы Адам не главенствовал над ней, но из ребра, из той кости, которая ближе к сердцу, как равную ему, которую нужно любить.
Но есть же ещё, допустим, ребро как грань – ребро книги или ребро стола. То есть, если хотите, то женщина — это одна из граней человеческой природы. И мы видим, что мужчина действительно отличается. Поэтому мне более близка вот такая аллегорическая история.
Почему ребро?
Чтобы было понятно, что ты равен с ней, не в подчинении должно тебе находиться, не пяткой ты должен её давить, не через колено ломать, а быть с ней на равных, слушать, внимать, советоваться, сочувствовать, считаться с её мнением, прислушиваться к интуиции.
Это очень важный пример, понятный как пастухам, которые жили три тысячи лет назад где-нибудь в Месопотамии, так и современному учёному, богослову, уже выросшему внутри христианской культуры. Этот образ, понятие для каждого из людей. Мне он очень нравится. А количество рёбер – это уже схоластика некоторая.
Оценили 11 человек
22 кармы