Любопытная статья с ярким заголовком: "Кремль отвернулся от РПЦ. Церкви грозит политический раскол"
http://militariorg.ucoz.ru/pub...
Безотносительно того, насколько верен данный слух, поведение власти описано весьма характерное, я бы даже сказал, овеянное многовековой историей. При всем том, что православие у нас с 988 года официальный краеугольный камень в основании государства и его идеологии, в реальности взаимоотношения церкви (как общественного института) и власти строится крайне любопытно. Проиллюстрирую.
Эпизод первый: 990-991 годы. Насильственное крещение Новгорода, когда в город назначили епископом грека (Иоаким Корсунянин), он пришел туда с войском (воевода Добрыня и тысяцкий Путята), в результате чего полгорода сожгли и перебили, а оставшуюся в живых половину покрестили. Кстати сказать, на первом этапе религиозной реформы Владимира в 980, когда он насаждал повсеместно пантеон во главе с Перуном (в Новгороде тогда поклонялись Велесу, а Перун был "чужой": он был в составе Триглава и больше известен у западных славян). было то же самое - тот же Добрыня город уже брал и громил.
Короче говоря, в Киеве убедились, что греки вообще и епископ Иоаким в частности точно не годятся для деликатных дел и потому следующие 50 с лишним лет денег Новгородская епархия из Киева не получала. А своих пожертвований понятное дело ни на что не хватало - после погрома епископ Иоаким, судя по всему, был крайне не популярен, жил под усиленной охраной и лишний раз без необходимости в город не выходил. И пока на епископский престол не заступил Лука Жидята (несмотря на характерное прозвище, считается первым русским епископом в Новгороде) никакой большой стройки соборов и монастырей там не велось. Зато после этого довольно быстро (в 1045 году) приехал Ярослав Мудрый с женой и казной, заложил Софийский собор и вообще дело пошло споро и Новгород стал центром христианства на Севере.
Кстати сказать, после 991 года следующие религиозные волнения в Киевской Руси случились примерно в 1070 году и были, судя по всему, по масштабу несравнимо меньшими.
Эпизод второй: 1480-1505 гг. Иван Третий, "жидовствующие", "иосифляне" и "нестяжатели". Церковные споры и борьба с ересью серьезно наложились на политическую борьбу и в итоге привело к казням еретиков через сожжение на костре. Минимум 8 человек в Москве и наверняка не меньшее количество в Новгороде. Иван Третий быстро понял что опять вышел перегиб, и потому при сохранении полного почтения победившей партии "иосифлян" от реальной власти их потихоньку отодвигали, хотя идеология "Москва-третий Рим" была придумана как раз последователями Иосифа Волоцкого. Но уже все их дальнейшие (и весьма, к слову, регулярные) предложения сжигать как можно больше "двоеверцев" и еретиков особого отклика не находили
Эпизод третий - реформы патриарха Никона и раскол XVII века. Там соблюсти приличия не удалось и события были довольно трагичными. Никон умудрился внести такой раскол в общество, что куча народу погибла, а около 100 тыс старообрядцев ушло в Турцию и потом они регулярно воевали в составе турецкой армии против России следующие 200 лет. А как-то замирять общество пришлось уже Петру Первому, что вылилось в церковную реформу по английскому образцу, завершенную упразднением патриаршества в 1721 году. И в отношении религиозных гонений на старообрядцев время Петра стало поворотным моментом, хотя их положение улучшалось крайне медленно и, к слову, старообрядцы самого Петра все равно считали антихристом.
Во всех трех случаях князья и цари сначала шли на поводу у церковных иерархов, а потом (после особо скандальных событий) меняли свое отношение и аккуратно оттирали от реальных рычагов власти, сохраняя при этом внешние приличия, почет и уважение.
Судя по всему история с Исаакиевским собором тоже имеет шансы стать таким поворотным моментом. Если уже не стала.
Оценили 0 человек
0 кармы