• РЕГИСТРАЦИЯ

Болезнь как духовный руководитель. Святитель Игнатий Брянчанинов

66 6597

  Животворящие наставления святителя, плод его страданий и радостей о Живом Боге, суть словеса Духа Святого.    

   

 Cвятитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867)                    Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние – не только в науках, но и в рисовании, и в музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина; здесь на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

                                День памяти: 30 апреля (13 мая)

«Людям, во время их земной жизни, даются различные положения непостижимой судьбой... Все эти положения не случайны: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, выработал свое спасение». Автору этих строк, святителю Игнатию (Брянчанинову), Промысл Божий поставил задачу спасаться на кресте болезней. Результатом решения этой задачи стала святость, а своим последователям святитель оставил учение о преображении болезней из врагов в наставников ко спасению.

Свт. Игнатий (Брячанинов)

Свт. Игнатий (Брячанинов), «Богоносец Российский», тяжело болел на протяжении всей своей жизни. Он страдал туберкулезом лимфатических узлов, хронической простудой, ревматизмом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. О беспрерывно осаждающих его недугах святитель нередко рассказывал в письмах друзьям:

«Здоровье мое очень расстроено. Приехал сюда полумертвым... Два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т.е. отнимались ноги... я оставил пищу, почувствовал сильнейшую боль в груди, в продолжение Великого поста так был слаб, что едва подписывал имя мое на аналое...».

Самоощущение человека, который всегда болен, святитель Игнатий выразил так:

«Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он живет полужизнью, какою-то тенью жизни. Самые душевные способности его цепенеют, не действуют так, как им должно было бы действовать... Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри».

Слабое здоровье, по признанию святителя, стало причиной его «преждевременной старости». Скончался он тоже довольно рано – в 60 лет. 

                                  Болезнь – готовое спасение         

Но, несмотря на то, что большая часть его жизни прошла на одре болезни, святитель Игнатий исповедовал несомненно: «Болезнь – готовое спасение».

В болезнях он видел предвестников вечного блаженства:

«По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни», – писал он своей страждущей духовной дочери.

За благодарное принятие болезней и веру в то, что Господь посылает их по Своей любви, ради спасения души, Святой Дух претворял недуги в духовное лекарство, «одр болезни» становился для святителя Игнатия «местом богопознания и самопознания», страдания тела – «причиной духовных наслаждений».

Духовная польза болезней была такова, что святитель Игнатий обращался к ним с мольбой:

«Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те беззакония, коих жилищем оно было!.. Подобает тому, кто хочет приблизиться к Богу, пройти душой и телом сквозь многие скорби и болезни...».

В 19-летнем возрасте Дмитрий Брянчанинов перенес «тяжкую болезнь, имевшую все признаки чахотки»и обещавшую скорую смерть. Но, вопреки ожиданиям, болезнь чудесным образом отступила и тем самым помогла будущему святителю укрепиться в убеждении, что без воли Божией никакие естественные законы – и даже смертельные болезни – не имеют власти над человеком.

Через несколько лет благодаря болезни Брянчанинов смог последовать призванию и стать монахом, к чему было множество препятствий, серди которых и резкое противление родителей, и воля самого Государя, желавшего видеть талантливого молодого человека среди своих приближенных.

«Расстроенное здоровье, – говорил Брянчанинов в прошении об отставке с государственной службы, – поставляет меня в совершенную невозможность нести труды служебные, и, предвидя скорую смерть, я должен позаботиться о приготовлении себя к вечности, для чего и избираю монашеское звание».

Поначалу отставку ему не предоставили, некоторое время он состоял в Динабургской инженерной команде для наблюдения за ходом строительных работ в крепости. Но слабое здоровье лишало его возможности исполнять служебные обязанности, запирая в квартире по нескольку недель кряду.

 Осенью 1827 года Великий князь Михаил Павлович посетил Динабургскую крепость и, убедившись в физической неспособности офицера Брянчанинова к службе, согласился на его отставку. Дмитрий Александрович был уволен с чином поручика и вместе со своим другом Михаилом Чихачевым немедленно отправился в Александро-Свирский монастырь к старцу Леониду, чтоб под его руководством начать монашескую жизнь.

В монастыре послушник Дмитрий неожиданно оказался в обстановке, совершенно не соответствующей его внутреннему настрою. Ни в Александро-Свирском монастыре, ни в Площанской пустыни, куда они позже перебрались вместе со старцем Леонидом, он не находил желанного уединения. 

Многочисленная монашеская братия, непрерывный поток посетителей, шедших за духовным советом к старцу Леониду, у которого Дмитрий был келейником, – все это разрушало его надежды на жизнь в безмолвии и безвестности. 

Опасаясь, чтобы «вместо спасения не попасть на погибель», Дмитрий просил старца благословить им с Чихачевым жить отдельно, но опытный старец, зная, что «безмолвие неопытных губит» (ср. «Лествица», Слово 27), долго не соглашался. 

Разрешить затруднение снова помогла болезнь. Душевная тягота, которую испытывал Дмитрий, постепенно перешла в болезненное состояние, от которого «он весь изныл и изнемог».

Однажды он не нашел сил подняться в 2 часа ночи к утрени и остался лежать в келлии, потрясаемый лихорадкой. Вдруг томящий его болезненный морок рассеялся, и перед молодым послушником явился светлый крест. 

Крест осеняли длани Спасителя, на древе были начертаны какие-то слова, а рядом с крестом Дмитрий увидел самого себя и своего друга Чихачева. «Знаешь ли ты, что значат слова, начертанные на кресте? – раздался голос. – Нет, – отвечал Дмитрий. – Это значит – искреннее отречение от мира и всего земного...» – также голос добавил, что его ожидают страдания. 

На этом видение окончилось, а в душе послушника воцарились мир и радость. Когда Чихачев вернулся из церкви, он нашел друга совершенно выздоровевшим, в веселом и бодром настроении. 

Но главное, с тех пор Дмитрий «получил особую духовную силу разума, удобно постигал и разрешал трудные вопросы и недоумения духовные и являл в себе многие свойства благодатные, нередко приводившие Чихачева к благоговейному удивлению».

Уединенная молитвенная жизнь приносила плоды Богопознания. Свои «аскетические опыты» послушник Дмитрий запечатлевал в поэтическом слове. В это период он написал небольшое произведение «Сад во время зимы», в котором изобразил таинственный момент постижения душой истины воскресения мертвых:

«В 1829-м году проводил я зиму в Площанской пустыни. И поныне там, в саду, стоит уединенная деревянная келлия, в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. 

Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы....  Какое же учение прочитал я в саду? – Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению. 

Если б мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: ‟мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?”».

 Получив Божественное откровение о смысле болезней, святитель передавал его ближним, говоря, как бы от лица Господа, о цели, с которой посылаются человеку страдания:

«Нарочно тебя болезнями поражаю, напастями, чтобы ты не пристрастился к чему-либо суетному, но в сокрушении сердца поискал прилепиться ко Мне, Создателю твоему, исполнением Моих заповедей и стяжал Меня в себе, а когда стяжешь Меня в себе, тогда взыграют все уды твои нескончаемым веселием, ибо Я есмь Само-Благость и Само-Блаженство, неоскудеваемое и непременяемое...».

В период настоятельства святителя Игнатия в Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга (1834–1857 гг.), в обители, которая, по его мнению, «совершенно не соответствует потребностям монашеской жизни... стоящая на юру, окруженная всеми предметами разнообразного, лютого соблазна», болезнь помогала святителю Игнатию сохранять тот образ жизни, к которому он всегда стремился. 

Келейная жизнь святителя наполнялась молитвой, изучением Св. Писания, святоотеческих творений

«По месяцам, по полугодам не выхожу из комнаты, – писал он художнику Карлу Брюллову, – но религия вместе с этим обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении. Скуки не знаю...».

Благодаря недугам архимандрит Игнатий избегал назначения на различные хлопотливые должности, которые ему нередко предлагало священноначалие.


Архимандрит Игнатий привел Троице-Сергиеву пустынь в цветущее состояние, сам же он был уверен, что находится не на своем месте, что его призвание – молитва и плач о грехах в уединенной келлии, что именно так он может принести наибольшую пользу себе и всему христианскому обществу. Призыв Божий к удалению на безмолвие видел он и в своей постоянной болезненности, только усиливающейся в обители, расположенной в тяжелом для него климате.

Зиму 1846–47 гг. архимандрит Игнатий провел в келлии, прикованный к постели, а весной подал прошение об увольнении его по болезни на покой. 

В письме члену Св. Синода, архиепископу Курскому Илиодору, который мог помочь архимандриту Игнатию получить отставку, он не скрывал своего внутреннего расположения:

«Болезненность моя требует совершенного удаления моего из Сергиевой Пустыни навсегда. Обстоятельства содействуют удалению. Вижу в этом судьбы Божии, вижу благодетельствующую мне руку Божию, ведущую меня в уединение – ‟да узрю грех мой и попекуся о нем”... Я всегда желал глубокого уединения, боялся его, признавая себя несозревшим к нему; боялся самочинно вступить в него. Но когда указуется оно Промыслом Божиим, то благословите меня, грядущаго во имя Господне

 Святитель избрал малоизвестный и уединенный Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. По приезде в эту обитель он начал выздоравливать.

Николо-Бабаевский монастырь

Николо-Бабаевский монастырь получил название от бабаек — больших весел, употреблявшихся вместо руля при сплаве леса вниз по Волге. Когда лесопромышленники вводили лес из Волги в Солоницу, тогда эти бабайки становились ненужными, и они складывались на берегу при самом устье Солоницы, близ того места, на котором находится монастырь.

«Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычайно нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какие воды, какие кристальные, ключевые воды! Бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их достаточно, думаю, для всего Петербурга... Положением моим, дарованным мне неизреченною милостию Божиею, я доволен и предоволен. Кажется, и здоровье мое начало поправляться...».

В целительной атмосфере Бабаевской обители архимандрит Игнатий провел 11 месяцев, после чего был вызван в Петербург и посвящен в сан епископа. Из-за слабого здоровья его направили на служение в епархию с мягким климатом, но очень трудную в религиозном и административном отношении: на Кавказ. Около четырех лет епископ Игнатий пробыл правящим архипастырем Черноморским и Кавказским.

Летом 1861 года из-за обострившейся болезни епископ Игнатий снова подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено. Вместе с несколькими преданными учениками он отбыл в Николо-Бабаевский монастырь.

«Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь, – писал он. – Кажется, мой Ангел Хранитель по повелению Божию продиктовал Святейшему Синоду указ о мне – так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевного настроения и телесного здоровья... Единственно перстом Божиим я выведен в Бабаевское уединение».

Отказаться в молодости от блестящей светской карьеры, хотя и «не без сильной душевной борьбы», святитель Игнатий смог, только познав на опыте радость богообщения, которая утешала дух и исцеляла страждущее сердце:

«...Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, – вот высота, к которой привлекались мои взоры», – говорил он в речи при назначении во епископа.

Бог даровал святителю желаемое, но образ и время дарования избрал Он Сам, когда узрел душу, испившую уготованную чашу скорбей и болезней, готовой к принятию дара.

Святитель признавал, что все попущенные ему трудности были необходимы, что Господь «попускает человеку потомиться голодом, чтоб человек дал должную цену пище в то время, когда она будет ему предложена. 

‟Душа сытая, – говорит Писание, – сотом рыгается” (Притч. 27 , 7)».

«Даруется человекам, труждающимся в деле, – учит святитель, – побороться с препятствиями и поскорбеть для их же душевной пользы, чтоб очистить дело от примеси тщеславия и других увлечений, чтоб оно было совершено в богоугодном смиренномудрии. Таков обычный ход дел, покровительствуемых Богом».

Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божьему милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления.

 Часто, весьма часто недуг бывает большим благодеянием, нежели исцеление, если б оно последовало; недуг бывает благодеянием столько существенным, что отъятие его исцелением было бы отъятием величайшего блага, не сравнимого с тем временным благом, которое доставляется исцелением телесного недуга».

По учению святителя Игнатия, христианин, который желает обратить болезнь в средство спасения и духовного совершенствования, во-первых, должен верить, «что телесными болезнями исцеляется душа»:

«Кого Бог возлюбит и захочет сделать Своим, тому посылает скорби, того умерщвляет к любви мира скорбями, – пишет святитель. – Так смотри на твои скорби, на твою продолжительную болезненность... Болезненность и сопряженные с нею тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и греховных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир».

Поэтому следующим духовным деланием больного является благодарение:

«Кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на Небеси. Благодарить Бога надо так: ‟Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя”».

«...Благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные... В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит, они от бесов – и надобно их отгонять от себя. Отгоняются же скорбные помыслы благодарением Богу. 

Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной. Будете благодарить – венчик примеряете... венчик небесный, венчик радования духовного! 

Благодарение из простеньких и немногих слов, а дела наделает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. Благодарение – оружие, завещанное христианам Духом Святым через Апостола. Благодарение – апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения!».

Благодарение заменяет болеющему христианину все добрые дела, совершаемые при посредстве здорового тела.

 Святитель наставлял своих болящих духовных чад:

«К правилу безмерно не нудьтесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения»;

«оставьте на время поклоны: их заменила болезнь; но не оставляйте молитвы с сердечным сокрушением»;

«находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усумнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы: ибо уха из рыбы менее даст крепости Вашему слабому телу, нежели сколько другому, сильному – хлеб и вода. Сердцеведец Господь, видящий немощь Вашу, не исключит Вас из числа постящихся».

Болезнь, лишая христианина возможности активно действовать, помогает исцелить ум от ложного мнения, будто Бог спасает человека за так называемые добрые дела. Спасение, учит святитель Игнатий, даруется нам не за дела, но «за единое преломление слепотствующей воли нашей и покорность Его всепремудрому Промыслу». 

Для спасения важнее всего состояние нашего сердца, смиренное обращение его к Богу, что достигается благодарным принятием посылаемых скорбей и болезней, тогда как добрые дела, видные окружающим, могут совершаться и со злым расположением души. 

Благодать Святого Духа, нисходя в смиренную и благодарную душу, претворяла страдания в радость, делала время болезни для святителя «приятным»:

«Приехав в обитель, я получил подарок, – рассказывал он в одном из писем. – 14-го числа, пред утренею, видел сон: как будто хочу подать нищим милостыню и для сего вынимаю из своего кармана кошелек, из коего вдруг выскочил мне на ладонь ярко светящийся золотой крест. В тот же день я занемог, а 16-го слег в постель; приключилась горячка; семь дней не принимал никакой пищи; теперь хотя и получше, но очень слаб. С того времени, как я в Петербурге, не проводил я дней моих с такою приятностью, как сии дни болезни. Точно Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе рай».


6 июня 1988 года епископ Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, мощи епископа Игнатия были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле, где покоятся и поныне.

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова

Тропарь святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского

глас 8

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

                                                                                                                                          По  материалам  статьи И. Кабанова  https://pravoslavie.ru/132069....

  https://azbyka.ru/days/sv-igna...  Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский



Мир прекрасен

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    И за учИтелей своих... Россия предоставит желающим оружие для нанесения ударов по территории Великобритании?

    Не сказать, чтоб неожиданно, но то один, то другой западный Лидер-у-руля делает заявления о желательности нанесения своим оружием ударов по территории России. Отметился вот и британский...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Пихтовая 22 января 15:14

      Прощальный поцелуй

      Коренной москвич иеромонах Феодорит (Сеньчуков) свыше трех десятков лет работает врачом-реаниматологом на 1-й подстанции столичной скорой помощи. Постриг он принял девять лет назад после смерти жены. На вопрос, почему ушел в монахи, отвечает: «А какие еще варианты могут быть у верующего человека, потерявшего супруга?»Врачую по благословению. ...
      494
      Пихтовая Свет Христов
      6 апреля 2023 г. 17:52

      День Благовещения

      «День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в которы...
      1849
      Пихтовая 25 марта 2023 г. 16:52

      Внеземное. Лучшие снимки с телескопа Хаббл 2022

      Таинственные туманности, до которых миллионы световых лет, рождение новых звезд и столкновения галактик. Подборка лучших фотографий с космического телескопа Хаббл за последнее время. Галактика, названная SGAS J143845+145407                    Искажение пространства на снимке произошло благо...
      3266
      Пихтовая 24 марта 2023 г. 11:18

      Трудная дорога в Оймякон

      Долина Кенилибита   Этап первый - Река Индигирка от Томтора До Усть-Неры Чтобы попасть на Индигирку, нужно для начала добраться до Якутска. А чтобы сплавиться по реке и при этом захватить её верхнюю часть, нужно доехать из Якутска до Томтора, от которого уже рукой подать до моста через Индигирку по старой Колымской трассе. Вот от этого мо...
      1378
      Пихтовая Свет Христов
      21 марта 2023 г. 15:35

      Сорок Севастийских мучеников

      Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император свято...
      1544
      Пихтовая Свет Христов
      10 марта 2023 г. 22:53

      Календарь Великого поста и Страстной седмицы в 2023 году

      Великий пост в 2023 году. 27 февраля – 15 апреляВеликий пост — важнейший и самый древний из четырех многодневных постов церковного года. Некоторые источники уже в V веке сообщали, что сорокадневный пост перед Пасхой — Апостольское установление.Даты начала и окончания Великого поста передвижные, поскольку он приурочен к Пасхе, переходящему празднику.Пост...
      1425
      Пихтовая 18 ноября 2022 г. 17:59

      Полярный Урал. Оленеводы. Северное сияние

                     Сергей КарпухинПолярный Урал - самая северная часть Уральских гор. В географии южную границу проводят по истокам реки Хулга, а дальше к югу уже Приполярный Урал. На севере Полярный Урал протягивается до горы Константинов Камень. А дальше на север Пай-Хой и Новая Земля. Т...
      4634
      Пихтовая Свет Христов
      11 ноября 2022 г. 13:50

      «Он всегда был выше страха». Памяти протоиерея Михаила Васильева

      Вчера в главном кафедральном соборе страны – храме Христа Спасителя – Святейший Патриарх Кирилл совершил чин отпевания Героя России и кавалера ордена Славы и чести I степени (обе награды вручены посмертно) протоиерея Михаила Васильева.«Батюшка ВДВ», как его называли, побывал практически во всех горячих точках современности, где только воевали русские во...
      1649
      Пихтовая Свет Христов
      8 ноября 2022 г. 16:36

      Чудо Димитрия бомбардира

      Храм святого Димитрия Бомбардира (Афины). Фото: Антон Поспелов / 8 ноября (26 октября ст. стиля) – день памяти великомученика Димитрия СолунскогоНедалеко от Афинского Акрополя расположен небольшой храм в честь великомученика Димитрия Солунского.        На туристических маршрутах он обозначен как "храм Димитрия Ломбардийца (...
      1338
      Пихтовая Свет Христов
      3 ноября 2022 г. 08:07

      Димитриевская родительская суббота

        Павел РыженкоВ 2022 году Димитриевская суббота отмечается 5 ноября.                                     Куликовская битва Согласно преданию, история Димитриевской субботы начинается во времена Куликовской битвы. Великий князь Дмитрий ...
      1704
      Пихтовая 1 ноября 2022 г. 17:20

      Неизведанными тропами хребта Черского

      На северо-востоке России, через междуречья и верховья Яны, Индигирки и Колымы, на полторы тысячи километров протягивается глобальная горная система, именуемая хребтом Черского. По сути, это не какой-то единый хребет, а именно целая система хребтов, имеющих преимущественно субмеридиональное простирание. Удивительно, но только лишь в 1927-м году хребет Че...
      3132
      Пихтовая Свет Христов
      27 октября 2022 г. 19:08

      Иверская икона Пресвятой Богородицы: явившаяся в огненном столпе

      Иверская икона Пресвятой Богородицы 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой БогородицыГражданская война может разгореться не только на политической, но и на религиозной почве. Эту простую истину очень трудно осознать в наш толерантный век, зато в старину она была очевидной. Примеров тому — много, взять хотя бы печально извес...
      1828
      Пихтовая Свет Христов
      9 октября 2022 г. 19:08

      Молитва за ближних и их поминовение на проскомидии. Молитва о мобилизованных

      О молитве за ближних и их поминовении на проскомидии Священник Димитрий Беженарь – клирик Сергиев-Посадского благочиния Московской областной епархии.Как молиться, чтобы обратить человека к Богу? И можно ли подавать записки за нецерковных людей на проскомидию? Отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный за миссионерс...
      1560
      Пихтовая 26 сентября 2022 г. 11:23

      Край тысяч озёр и водопадов - плато Путорана

                      Плато Путорана – это самое северное и одно из самых древних в мире плато вулканического происхождения. Расположено плато южнее полуострова Таймыр и восточнее самого крупного заполярного города в мире – Норильска. Основная часть плато Путорана простирается с севера ...
      4805
      Пихтовая Свет Христов
      28 августа 2022 г. 13:29

      Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

                      Дата праздника: 28 августа Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют о...
      1048
      Пихтовая Свет Христов
      19 августа 2022 г. 08:46

      Праздник Преображения Господня. Яблочный Спас

      19 августа 2022: Преображение Господне - двунадесятый праздник. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте...
      1625
      Пихтовая Свет Христов
      13 августа 2022 г. 19:02

      14 (1)августа Медовый Спас. Начало Успенского поста

      Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход...
      1162

      Путешествие вглубь Урала. Вадим Зайнуллин - певец природы Урала

      Август. Река Чусовая Красота моего родного Урала  представлена в картинах Вадима Анваровича Зайнуллина.Вадим Зайнуллин родился в Нижнем Тагиле. Профессионально занимается живописью с 1993 года. Работает в традициях русской школы пейзажной живописи. На первый взгляд, простые сюжеты – уральские виды, художник изображает очень глубоко и необыкно...
      1821
      Пихтовая Свет Христов
      10 июня 2022 г. 18:59

      Святая Троица и Троицкая родительская суббота

                                        День Святой Троицы Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: "П...
      2587

      Загадочная русская душа

      Душа России - русская земля! Это бескрайние зеленые просторы, Березовые рощи и поля, Высот небесных достигают горы. Душа России - снежная зима! Мороз трескучий, бурые медведи. И деревянные со ставнями дома, И тройка с бубенцами где - то едет. Душа России - сильная Любовь. И настоящие безудержные чувства! Талант людей - всё понимать без сл...
      2462
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика