• РЕГИСТРАЦИЯ
Конфликт Армении и Азербайджана

О патриотизме в играх

8 2425

Размещаю статью писателя-фантаста, составителя сборников фантастики и игрового сценариста Сергея Чекмаева. Статья 2015 года, но она не потеряла актуальность, скорее наоборот.

Когда СМИ в очередной раз поднимают шумиху вокруг «оригинального» взгляда на нашу страну у западных гейм-дизайнеров, никто даже не пробует заняться аналитикой. Дума выступает с грозными заявлениями, инициируя слушания и круглые столы, политики-маргиналы призывают все вокруг запретить, отечественная индустрия ехидно комментирует на своих внутренних форумах, игроки же – продолжают играть. Стороны просто не слышат друг друга, и почему-то никому не приходит в голову перекинуть мостик между позициями. Сесть и подумать, а что действительно можно сделать в такой ситуации? Разрабатывать меры игровой самозащиты? Вводить цензуру? Издавать контр-проекты пропагандистского толка?

Я далек от идеи-фикс некоторых «желтых» изданий, в которых игровые разработчики представлены демонами пропаганды, насаждающими нужные ценности по указке Госдепа. Но как инструмент «мягкой силы» для переработки культурного кода и трансляции в мозг потребителя игры функционируют вполне успешно. Как это происходит? Главная особенность интерактивных развлечений в том, что их потребитель – нетерпелив. Он хочет играть здесь и сейчас, и для создания нужного настроения у производителя совсем мало времени. В кино для этого есть сценарий и визуальные образы, а в играх – только последние, потому что закадровый голос и долгая прелюдия им противопоказаны: игрок быстро заскучает и уйдет. Умение быстро подать окружающий мир, конфликт, спровоцировать игрока на выбор правильной стороны очень ценится, и, даже если в игре нет обширного текста и многостраничных описаний, все равно за ней стоит стахановский труд сценаристов. Прием визуализации, умение ненавязчиво рассказать историю образами называется нарративом, а профессионалы в данной области – нарративными дизайнерами.

Возьмем для примера известную многим игру Angry Birds – казалось бы, простенький логический таймкиллер, «убийца времени», отличный способ скрасить ожидание и отвлечься на полчаса. Однако за кажущейся простотой стоит серьезная работа. В демо-роликах нам мало рассказывают о конфликте, но птицы – вообще характерный образ. Давайте просто вспомним, на гербах скольких стран присутствуют гордые и свободолюбивые пернатые, начиная от США, России и Германии и заканчивая Польшей. Даже у французов есть свой норовистый галльский петух. Получается, что птицы по умолчанию – «наши». И вот у таких положительных персонажей грязные свиньи похитили… яйца, то есть – нерожденных детей. Те самые свиньи, что любят валяться в зловонных лужах, питаются помоями и годны лишь на антрекоты и барбекю. Понимаете теперь, какой глубокий смысл заложен в, казалось бы, внешне простую и незатейливую историю о злых птичках? Это и есть нарратив – визуализация смыслов.

Чтобы не обсуждать сферического коня в вакууме, напомню наиболее громкие скандалы с зарубежными играми на российском пространстве – в январе 2010 года игра Call of Duty: Modern Warfare 2 подверглась резкой критике за кровавую миссию в вымышленном аэропорту имени Имрана Захаева, где игрок должен был расстреливать мирных российских граждан и сотрудников ФСБ. Студия-разработчик потом долго оправдывалась, что хотела изобразить звериную сущность терроризма именно в той проекции, какую показывают по CNN. А в 2013 году после активного возмущения антиисторической игрой Company of Heroes 2 от Relic Entertainment российский дистрибьютор «1С-СофтКлаб» решил прекратить розничные продажи продукта. И здесь производитель лишь творчески переработал общий фон собственных СМИ о Второй мировой на Восточном фронте: заградотряды, политруки, ГУЛАГ, расстрелы.

С либеральной точки зрения любой запрет – покушение на свободу слова, сродни глушению западных «радиоголосов» в СССР 80-х. Есть ли другой выход? Даже начинающий маркетолог понимает, что нет ничего привлекательнее запрещенного продукта. Упомянутый выше Call of Duty вроде бы выкинул из российского релиза негативный эпизод, но попробуйте ввести в поисковике «запрещенная» или «удаленная миссия Call of Duty»: количество ссылок вас неприятно удивит. Черный пиар – тоже реклама, иногда куда более действенная, чем официальные ролики и слоганы. Когда китайский минкульт запретил в стране игру Battlefield 4, разработчики, по слухам, разве что шампанское не пили. Так что путь запрета – не самый удачный, скорее, наоборот.

Можно действовать по иранскому принципу: власти этой страны разрешают своим гражданам играть в западные игры, но… лишь после того, как производители заменят солдат и технику в прицеле игрока на потенциального противника. А сам он станет героическим революционным гвардейцем Исламской республики. Во многом подобный подход вызван слабостью местной гейм-индустрии, хотя недавно в Иране разработали собственную MMO (многопользовательскую игру), что характерно – при поддержке Национального фонда компьютерных игр. Французское ТВ немедленно озаботилось идеологической составляющей, назвав тенденцию «усилиями Тегерана по противостоянию культурной агрессии Запада».

У нас такой Фонд еще не создан, да и вряд ли он необходим, учитывая серьезный потенциал и бюджеты отечественных разработчиков. Но стезя указана верно: не запрещать плохое, а создавать свое, хорошее, качественное, востребованное. И здесь нас ждет фундаментальное противоречие, которое во многом определяет сложность проблемы. Дело в том, что один из принципов коммерческого успеха в игровом мире гласит: никогда не делайте упор на национальный колорит и идентичность. Гуру гейм-дизайна едва ли не в один голос предостерегают от «квасного патриотизма», ибо при всей своей востребованности внутри страны, он серьезно ограничивает доходы проекта за рубежом. А сегмент русскоязычных игроков, как бы мы того ни хотели, серьезно уступает носителям английского, да и вообще пиджин-бейсик в объеме школьной программы сегодня знает полмира.

Культурные образы у Запада весьма схожие – перефразируя пословицу: что американцу хорошо, то и европейцу сойдет. Глобализация не дремлет, кроме одинаковых бутылочек Coca-Cola экспортируются общие для всех коды и смыслы. В итоге, у наших гейм-дизайнеров выбор небогат: или зарабатывать деньги, или готовить почву для воспитания патриотов. Ну, кому за пределами России интересны битвы броненосцев времен Цусимы или Бородинское сражение? Наполеоновские войны в Европе – это Аустерлиц и Ватерлоо. Borodino? Нет, не слышали.

И российский игрострой просто вынужден закладывать в свой продукт различные отражения и взгляды на то или иное событие. Если это будет, скажем, игра о Второй Мировой войне, то наряду со Сталинградом и Курском в списке миссий мы обязательно встретим Эль-Аламейн, Мидуэй и Нормандию, без них западный игрок просто не поймет, о чем речь. Какой Сталинград, если в Европе все знают: немцы побеждены на Омаха-бич, а за океаном переломными сражениями считают Мидуэй и Гуадалканал?

Массовый игрок по умолчанию патриотичен – это доказанный факт. Ему интереснее играть за свою страну, водить в бой армии соотечественников, при сопоставимом качестве, разумеется. Недавно знаменитых «танчиков» (World of tanks от Wargaming) обвинили в том, что за рычагами фашистских панцеров русские школьники расстреливают броню собственных дедов и прадедов. К счастью, это не так. Кроме незначительной группы маргиналов, хотя и достаточно крикливых, в массе своей виртуальные танкисты глубоко патриотичны. Многие выходцы из бывшего СССР отдают предпочтение уральской броне, потому что, несмотря на все усилия доморощенной пропаганды, продолжают считать Победу нашей общей историей. В США выбирают американские машины, во Франции – бронетехнику Третьей Республики и так далее. Ориентируясь на патриотические настроения, «танчики» смогли создать игру, которая в прошлом году заняла 4-е место в мире среди проектов с моделью free-to-play.

Можно утверждать, что вышеописанный подход помогает преодолевать искомое противоречие игростроя. Wargaming прекрасно действует на внешнем рынке, не забывая при этом о мощном воспитательном и обучающем эффекте визуальных образов. Если нарисовать на танках красные звезды или двуглавых орлов на униформе спецназовцев, игра не станет более патриотичной. Важна подача материала, умение донести историческую фактуру. Когда World of Tanks проводит в игре акцию в память о танковом асе Колобанове или артиллерийском конструкторе Горлицком, можно, конечно, говорить, что все это – очередной повод выжать из потребителя немного дополнительных средств. Но как подсчитать пользу и прибыль для тех неравнодушных, кто заинтересовался фамилиями героев, полез в интернет искать подробности и узнал о славном боевом пути Зиновия Григорьевича Колобанова?

Источник.

На нашем канале Яндекс Дзен статей и обзоров еще больше!

Время, события, факты

    "СССР проиграл": Советские потери в Афгане - 14 тысяч. Показываю потери боевиков

    С 1979-го по 1989 год Советский Союз в виде ограниченного контингента советских войск находился в Афганистане. Цель прибывания там наших войск - поддержка дружественной СССР народно-социалистической п...

    Новшества отечественной пенитенциарной системы

    Новости демократизации отечественной пенитенциарной системы. Актер Михаил Ефремов отказался ехать в чувашскую колонию для отбытия наказания за смертельное ДТП, решив остаться в СИЗО в Москве. О...

    Веселые новости для вас — 4

    1. Украина: «О, сколько нам открытий чудных...» или «Есть многое на свете, друг Горацио,..» По прошествии шести постмайданных годов выяснилась парадоксальная ситуация, поставившая ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      red_odysseus 29 апреля 23:17

      Переехал в телеграмм, ну почти

      Завел канал в телеге. Времени писать длинные посты нет совсем, а высказаться на ту или иную тему надо. Канал о том, что мне интересно: политота, геймдев, философия. Наборчик странный, но что есть, то есть. В общем кому интересно ссылка ниже.https://t.me/neigrovoi...
      215
      red_odysseus 3 января 2019 г. 09:13

      Несём коммунизм на просторы вселенной!

      Правда, пока только виртуально. ;) В декабре мы выпустили в Steam нашу игру Spaseguy: Red Space в которой есть всё, что мило сердцу либерала, власовца, поклонника Солжа или русофоба, а именно: демонический СтальИН пьющий кровь несчастных жертв, КГБ, ГУЛАГ, Красная Армия, репрессии против инопланетных империалистов, водка, пельмени и ядерное оружие. Да,...
      3716
      red_odysseus 2 января 2019 г. 15:31

      Снова о системном кризисе.

      Россия находится в глубочайшем системном кризисе. Причем, по всем направлениям: экономическому, политическому, социальному. Фактически ситуация напоминает сейчас кризис власти РИ на начало 20 века. Огромный, растущий ком проблем, вызванных системными нарушениями в государственном устройстве. И в ответ на эти проблемы - невнятное мычание власти, которая, кажется, потер...
      786
      red_odysseus 18 октября 2018 г. 10:18

      Генезис трагедии

      Хотел сказать пару слов на тему трагедии в Керчи. Обсуждать детали самого события не буду, так как достаточно и без меня. Да и всей правды сейчас мы вряд-ли узнаем. Имеет смысл, на мой взгляд, поговорить о причинах.А причина с одной стороны очень проста, с другой невероятно сложна, так как многогранна и разбираться с ней надо комплексно. Имя причины — безразличие к Че...
      2627
      red_odysseus 26 июня 2018 г. 10:24

      Либералы против большинства

      Уже больше полугода делаем проект в Sсi-Fi сеттинге на тему космоса во вселенной близкой по духу к проекту СССР-2061. Игра простая, есть история, будут арты на тему советского будущего, есть хорошая музыка. Не хватает денег чтобы быстрее закончить. Но я так бы и пилил потихоньку, если бы не зашел на Planeta.ru и не увидел удивительную картину. Небезызве...
      4626
      red_odysseus 17 июня 2018 г. 20:47

      Вся суть пенсионной реформы

      Если без истерик рассуждать о сути пенсионной реформы, то она проста как три копейки. Мировой кризис никуда не делся, санкции тоже, доходы бюджета не растут по факту. Что делать?Вводные данные.Первое. Кудрин назвал суммы, которые государство сэкономит на пенсионной реформе: "в первые годы они составят порядка ста миллиардов рублей в год и к 2024-му дора...
      3429
      red_odysseus 30 мая 2018 г. 12:19

      Актуальные вопросы отечественного геймдева

      Если помните, не так давно я публиковал у себя статью известного писателя-фантаста, игрового сценариста и литературного редактора Сергея Чекмаева на тему нашего отечественного игростроя. Мне показалось интересным взять у него интервью и поговорить на ту же тему сейчас, узнать, что изменилось, какие тенденции наметились и вообще поговорить о отечественны...
      2344
      red_odysseus 24 апреля 2018 г. 21:02

      Путь Патриота

      Уже больше полугода мы делаем небольшую игру с научно-фантастическом сеттинге и рассказываем в ней одну из историй мира, в котором СССР это большая и сильная страна, занимающая лидирующее положение в освоении космоса. Type caption (optional) Игра с простым геймплеем но с историей, иллюстрированной хорошими рисунками, с хорошей музыкой...
      1322
      red_odysseus 4 апреля 2018 г. 05:56

      Танк, не такой как все

      Сегодня у нас обзор игры про танки от российского инди разработчика. Как ни банально это звучит, но тут такие танки, которые совсем не похожи на танки другие! ;)Игра называется One Tank to Rule Them All, что уже само по себе звучит многообещающе.Первое на, что обращаешь внимание это рисованный "школьно-бумажный" стиль. Выглядит очень симпатично и орган...
      851
      red_odysseus 2 апреля 2018 г. 20:26

      Мрачная сказка

      Ash of Gods: Redemption, первую игру отечественной студии AurumDust, еще с самого начала разработки окрестили русским клоном The Banner Saga. Однако на поверку оказалось, что общий у игр только жанр.Визуальное сходство обоих проектов пропадает уже через несколько минут после начала игры. Да, здесь есть ротроскопическая анимация. Да, графика больше напом...
      2480
      red_odysseus 1 апреля 2018 г. 20:24

      Кризис в Кремле!

      Это игра в которой нам предстоит принять роль главы государства такой махины как СССР. Игра представляет собой текстовой квест с элементами экономики. У нас есть возможность повторить сценарий 1991 года, либо объединить весь мир под одной идеологией, либо весь мир в труху.Правда присутствуют также и промежуточные варианты. Как говорится, в...
      3198
      red_odysseus 1 апреля 2018 г. 16:40

      Тоталитарный Сталкер

      Если честно не знаю, нужно ли кому-то на КОНТе читать обзоры по новым играм, все же аудитория тут не совсем молодая, как мне кажется. С другой стороны, игровая индустрия оказывает огромное влияние на подрастающее поколение и вообще на молодежь и нужно понимать, что она из себя представляет. Это инструмент вполне сопоставимый с телевидением.Поэтому я реш...
      2146
      red_odysseus 6 февраля 2018 г. 22:01

      О символах, классах и просто логике

      Не хочу пересказывать по новой историю со Знаменем Победы без серпа и молота, все уже в курсе. Хочу в этой связи обсудить другой вопрос, касающийся того бардака в головах многих наших сограждан, вызванного современной больной реальностью.Огромное количество людей возмутилось отсутствием советских символов на Знамени Победы и с одной стороны мне это понятно, но с друго...
      1777
      red_odysseus 4 февраля 2018 г. 11:43

      Об «обездоленных» спортсменах и социальной сегрегации в России

      Сегодня по России прокатилась волна официозных мероприятий с целью «поддержать» российских спортсменов, принявших решение выступать на предстоящих зимних играх в Южной Корее под флагом враждебного нашей стране Олимпийского комитета. То, что эти громозвучные митинги не смогут и на микрон поднять сдувшийся авторитет российского спорта, для меня очевидно. Как очевиден и ...
      1663
      red_odysseus 22 января 2018 г. 20:10

      Вместо войны

      Вот многие тут гадают для чего созданы криптовалюты. Касперская высказала идею про доллар 2.0... Я сегодня приболел и у меня появилось время просто лежа и глядя в потолок немного поразмышлять на разные темы. Держите результат недолгих раздумий.После кризиса 2008 года ФРС США начал так называемую программу "количественного смягчения", за ней последовал с...
      9625
      red_odysseus 15 января 2018 г. 22:10

      Про события в Перми

      Коротко про события в Перми со стратегической точки зрения. Вы помните про подобные пришествия в СССР? Нет? И я тоже нет потому, что их не было. И не было их отнюдь не потому, что время было другое, не было компьютерных шутеров и прочего. В то время в США были подобные инциденты, пусть не в таком масштабе как сейчас, но были.У нас их не было потому, что цель в СССР со...
      3071
      red_odysseus 16 декабря 2017 г. 17:39

      Курс на Запад. Часть вторая. Интересы сторон.

      В своей первой статье я начал рассматривать формирование в советском руководстве проекта «Вхождение в Европу», во второй статье серии я вынужден был сделать отступление для пояснения интересов Запада в развале СССР. В этой статье начнем с того, что пунктирно обозначим группы преследующие разные интересы в этом проекте. Первая группа, это советская элита...
      4349
      red_odysseus Советский Союз
      13 декабря 2017 г. 23:02

      Курс на Запад. Необходимые пояснения.

      В предыдущей статье я рассматривал предпосылки и начало проекта «Вхождение в Запад». Я уже было, сел за написание следующей статьи из серии, но вдруг понял, что остался не рассмотренным очень важный вопрос о заинтересованности Запада в разрушении СССР и без его обсуждения дальше двигаться будет сложно. Поэтому я позволю себе остановиться на этом вопросе...
      2872
      red_odysseus 12 декабря 2017 г. 23:00

      Курс на Запад. Часть первая. Истоки.

      Основная проблема патриотической общественности России заключается в том, что она считает, будто её представления о благе для страны совпадает с представлениями российской элиты и правящего класса, включая Президента. А это очевиднейшим образом не так. И к концу серии статей я берусь это наглядно продемонстрировать.В одном из предыдущих постов об олимпи...
      9895
      red_odysseus 7 декабря 2017 г. 14:23

      Конец старого мира

      За шумихой про олимпиаду и выдвижение Путина в тени осталось не менее важное, а может и гораздо более важное событие, а именно стремительное укрепление Биткоина.Причем, произошло небывалое, криптовалюта, по сути совершенно ничем, кроме спроса на него, не обеспеченный набор байтов информации по своей капитализации обогнал такие реальные валюты как фунт с...
      2799
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика