• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Фольклор. - Женщина в народной памяти. Символ-традиция-миф. Часть V. - Русская сказка.

1 3665

Бытовая новеллистическая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла. Неразумность обыденного, привычного вскрываются в сказках-новеллах с помощью приемов условного изображения. В задачи параграфа входит выявить особенности лексического воплощения образа женщины в бытовых сказках.

Занимательны и веселы сказки о неумных, болтливых и легкомысленных женщинах, о глупых людях. Сказки наказывают злых жен адскими муками: «...а злая жена и теперь в яме сидит в тартарары» (Аф. 433, 437). Бытовые сказки, в которых представлен образ женщины можно разделить на несколько тематических групп.

1. Сказки о мудрой женщине.

К этому типу сказок принадлежит старуха из описанной выше сказки «Морока».

Вообще, надо отметить, что семейно-бытовая сказка возникла во времена, когда была в полной силе жива традиция волшебного повествования. Во многом связанная с существующими традициями других сказок, бытовая сказка-новелла обрела переходный тип, сочетающий в себе особенности волшебного рассказа и свойства бытовой истории. Таковы сказки о загадках царевны, об оклеветанной девушке, о терпеливой жене и прочие полуволшебные, полуновеллистические истории. К этим сказкам необходимо отнести и сказки о мудрой девушке, которая отвечает на трудные вопросы царя и ставит его в затруднение своими речами. Царь женится на девушке. Позже он ее изгоняет, позволив унести с собой то, что ей дороже всего. Она забирает с собой усыпленного неблагодарного мужа-царя. Сказка о мудрой деве и немногие другие подобные ей позволяют думать, что тематическая группа новеллистических сказок об отношениях супругов начала складываться на Руси не ранее XII – XIV вв. Древнерусская повесть о деве Февронии, испытавшая непосредственное и живое влияние сказок о мудрой девушке, сумевшей выйти замуж за царя, относится к XIV – XV вв. Надо полагать, что созданию этой повести предшествовал более или менее долгий период обращения сказок о мудрой деве среди народа.

К этому же типу сказок принадлежат и такие как «Мудрая дева», «Мудрая девица и семь разбойников», «Дочь пастуха».

Основные лексические средства, которыми характеризуются женщины в этих сказках – мудрая, умная, догадливая, способная, сведущая, терпеливая и пр. Как можно видеть, все они несут положительную коннотацию.

2. Сказки о глупых женщинах.

Особую, как тематическую, так и композиционную, группу представляют собой сказки, в которых героями являются какие-нибудь необычайные глупцы, совершающие самые нелепые поступки. Сказки эти бывают двух родов: в одних глупостью отличаются целые этнические группы, население какого-либо города или местности, в других глупцами выступают отдельные люди. Точной границы здесь невозможно провести, так как необычайные поступки в конечном итоге совершают все же отдельные люди. Тем не менее некоторое тяготение сюжетов или мотивов к той или другой группе имеется.

Глупцами могут оказаться решительно все, независимо от возраста, пола и социального положения. Есть сказки, в которых глупец оказывается одураченным более хитрыми людьми, пользующимися его глупостью. Глупостью отличаются, например, старухи, даже если они добрые и сердобольные. Такая старуха пускает к себе ночевать солдата, который называет себя «Никонец, с того свету выходец». С ним она посылает для своего умершего сына на тот свет холста, денег и всякого добра (Аф. 391). Баба продает в долг быков, но одного из них оставляет себе под залог. Покупатели исчезают навсегда. Этим она выводит из терпения своего мужа, который отправляется искать еще более глупых и обычно их находит. Подобная отправка – весьма простой композиционный прием, позволяющий путем встреч нанизывать один за другим самые разнообразные эпизоды. В такую цепь попадают и сказки о глупой девке и др.

Ближайшее знакомство с бытовыми сказками обнаруживает в них стилевую структуру, в принципе мало отличимую от структуры сказок о животных и структуры волшебных сказок. В этом можно убедиться, рассмотрев небольшую анекдотическую сказку о бабе, которая ведет речь с торговцем иконами (Аф. 528).

Сказка начинается повествованием: «Одна глупая баба приехала на ярмарку купить образ Временной Пятницы». Это место нуждается в небольшом пояснении бытового характера. Святая Параскева-Пятница весьма почиталась в старое время. Она слыла покровительницей семейного благополучия, домашнего хозяйства, целительницей разных недугов. Кроме дня 28 октября, в церковном календаре святую чтили в особые двенадцать пятниц на праздничных и предпраздничных неделях – это и были так называемые «временные» пятницы. В честь Параскевы праздновали еще особые девять торговых пятниц. Вот почему торговец так авторитетно, как увидим из сказки, разъясняет смысл изображения на иконе. Пятница слыла строгой, даже грозной святой. В стародавние времена ей ставили на распутье часовни. В обычае было встречать и провожать родных и знакомых у этих часовен. Вообще образ Пятницы связывался с дорогой, чем и воспользовался сказочник. В сказке говорится: «Приходит баба в балаган к разносчику» (продолжение повествования в прошедшем времени с заменой прошедшего времени – настоящим). «Дядюшка, покажи-ка мне образ Временной Пятницы!» (речевая реплика, включенная в повествование). «Вместо того показывает он ей Егория Храброго» (повествование). «Дядюшка! Да отчего же она, матушка, на коне?» – «Экая ты, баба, дура! Оттого она и называется Временною, что иной раз пешком ходит, а временем на коне ездит. Вишь, конь-то так копытища и задирает!» (диалог-сцена).

Несмотря на краткость, сказка демонстрирует типичную стилевую структуру бытовых сказок. Другие сказки могут отличаться от нее лишь объемом повествования, диалогов-сцен в составе целого. Каждый структурный компонент рассказываемой истории принимает печать той бытовой манеры, которая составляет особую привилегию любителей этого вида сказок. В сказке о бабе, пришедшей за иконой, всего выразительнее диалог. В обмене речевыми репликами и выразился комический эффект целого. Произвольное осмысление имени Временной Пятницы («временем на коне ездит») продиктовано либо желанием торговца всучить покупательнице одну икону вместо другой, либо свидетельствует о его неведении. И в любом случае сама по себе сцена смешна уже тем, что очевидное несоответствие изображения Георгия на коне и предлагаемого толкования нисколько не смущает торговца: это либо попытка сплутовать, либо глупость, которая под стать неведению бабы. Похвала изображению дана не по сути, которая может отличать одну икону от другой, а по простодушию или по расчету: «Вишь, конь-то так копытища и задирает!» Народ не однажды обыграл эту путаницу и смещение понятий. Насмешливая пословица гласила: «Вольно богомазу Егорья пешком, а Пятницу на коне писать» либо так: «Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать». Существовало насмешливое присловье: «Георгия замест Пятницы променяли» (о суздальцах). Возможно, и пословица, и присловье прямо связаны со сказкой, но независимо от этого все они – яркие образцы обиходной речи. Сказка блещет всеми достоинствами простонародного разговора. Здесь и просьба: «Дядюшка, покажи-ка мне образ...», и недоумение: «Дядюшка! Да отчего же она, матушка, на коне?» И раздражение торговца или нарочитое выражение превосходства над наивной и темной бабой: «Экая ты, баба, дура!..» Речевые реплики полны живой экспрессии и обрисовывают характеры действующих лиц.

К этой же группе сказок относятся истории о господах и слугах, людях низкого социального положения: об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином, и другие истории. Меняется их тон сравнительно с остальными. Легкий комизм, свойственный новеллистическим сказкам об отношениях неверной жены и одураченного мужа, в сказке о барине и плотнике уступает место жестокому, даже мрачному юмору. В нем больше чувства социальной мести, чем того комизма, который так типичен для новеллы. Сказка не ведает жалости к барину. Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Барин поддерживает сосну, чтобы сосна наземь не упала («Барин и мужик»). Барин стережет под шляпой мнимого сокола, высиживает лошадей из тыкв, покупает козу, которая умеет ловить волков, верит, что отелился, лает на волков собакой. Барыня так же глупа, как и барин. Она верит хитрому кучеру, который вызвался высидеть пятьдесят черненьких цыплят. Прошло три недели, не терпится барыне увидеть высиженных кучером цыплят. Послал он ей двух, взятых из-под наседки, и через барынину служанку велел передать: «На цыплят долго любоваться нельзя. Поскорее верните назад – сердце ломит» («Барыня и цыплятки»).

Сказки о господах в еще большей степени, чем сказки о супружеских изменах, чем прочие семейно-бытовые новеллистические истории, характеризуются критикой ненормальностей и несообразностей в обществе и людском поведении. В сказках по-своему мотивировано обращение к внешне искажающим действительность приемам рассказа в виде придуманных положений, взятых во всей их бытовой необычности. Ненормальное жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, явная ненормальность обыденного, и породил бытовую выдумку. Сказки высмеивают неумение господ, незнание ими настоящих свойств вещей. Жизненное явление осуждено в нарочито комических сценах.

Выделяя сказки о глупцах и присматриваясь к их героям, мы приходим к заключению, что глупость здесь нечто большее, более значительное, чем только художественный прием для создания необычайных ситуаций и комических происшествий. Эти сказки принадлежат более широкому кругу комических сказок, комизм которых производит на современного человека иногда несколько странное впечатление.

Основными лексическими средствами в этой группе сказок являются слова глупая, дурная, безмозглая, тупая и пр. Как можно видеть, все эти слова, в противоположность рассмотренным ранее несут отрицательную коннотацию.

3. Сказки о злых и неверных женах.

К наиболее распространенным видам сказок-новелл относятся многочисленные и разнообразные сказки о супружеской неверности и верности, о женитьбе героев и выходе героинь замуж, об исправлении строптивых жен, о неумелых стряпухах, ленивых хозяйках.

Особое пристрастие, питаемое новеллистическими сказками к любовной тематике, не есть еще самое характерное их свойство. Характернее другое: все, что говорится о супружеских изменах, рассказано с веселой издевкой и над обманом неверных жен, и над простотой одурачиваемых мужей. Явление в жизни, возникшее в условиях, когда люди не свободны в решении своих судеб или поддаются соблазну, обманывают друг друга, высмеяно в нарочито глупых сценах.

В особую тематическую группу могут быть выделены сказки, в которых выведены строптивые, ленивые, злые и неверные жены. Такие сказки окрашены сатирически. В них отмечены некоторые отрицательные стороны семейного быта патриархальной деревни. Применение гиперболы придает им ярко комический характер. К сказкам о злых женах относится, например, такой сюжет, как «Злая жена в яме» ( Аф. 433 – 437). Муж чтобы избавиться от своей злой и сварливой жены, сбрасывает ее в яму к чертям. Через некоторое время он приходит к этой яме и видит, как черти один за другим из нее вылезают так как не могут выдержать соседства этой женщины. Много сказок имеется о ленивых, упрямых и строптивых женах. Муж ищет труп утонувшей жены, идя вверх по течению, так как он убежден, что она и после смерти все делает наперекор (Аф. 439). Такая жена лучше даст себя похоронить или утопить, но никогда не согласится с мужем. Она, например, укоряет мужа, что он плохо побрился (не «брито», а «стрижено»). Муж сбрасывает ее с моста в воду, но она из-под воды поднимает руку и двумя пальцами показывает, что стрижено (Аф. 440). Женщина еще в девичестве отличается строптивостью. Жених или молодой муж берется ее исправить и делает это весьма решительно: он запрягает ее в сани вместо лошади и приезжает на ней к своему тестю (Аф. 519) («Укрощение строптивой» Шекспира).

В числе сказок о неверных женах намечаются две группы. В одних неверная жена обличена, торжествует муж, наказывающий свою жену, в других, наоборот, ловкая жена проводит своего мужа, который остается в дураках. Международен и очень древен сюжет «Матроны Эфесской», рассмотренный еще Ф.И. Буслаевым. Неутешная вдова оплакивает мужа в склепе, но изменяет ему с преступником, который приходит спасаться в склеп, и выдает ему труп своего мужа (тип 1510). Она готова выйти замуж за человека, который приносит ей известие о смерти мужа (тип 1350). Даже царь Соломон обладает неверной женой, которую он казнит (тип 920).

В Западной Европе такие сюжеты о женах-изменницах были известны еще в средние века, что мы знаем из сохранившихся латинских монашеских проповедей. С точки зрения церковного аскетизма женщина – это источник всякого зла, сосуд дьявола, и это доказывалось историями о неверности жен. Народная мораль, выраженная в них, однако, совершенно иная. Осуждается распущенность, она выведена в комическом виде в форме занимательных рассказов, но в фольклоре нет никакого аскетизма. С другой стороны, сюжет о жене, с успехом обманывающей своего придурковатого мужа или мужа-деспота, старика, ревнивца, отражает более поздний взгляд на женщину в эпоху Ренессанса. Такого рода сюжеты использованы Боккаччо. Международным также является сюжет о Госте Терентии, известном у нас как в форме сказки, так и в форме былины-скоморошины. Жена посылает мужа за лекарством. Наученный скоморохами, он в корзине скоморохов возвращается домой, застает пир с любовником и излечивает жену плеткой («Гость Терентий», Аф. 445). Сюжет еще в XI веке в Голландии исполнялся в кукольном театре. К этому же кругу сюжетов может быть отнесена сказка «Дорогая кожа». Продавая кожу, бедняк попадает в дом богача, жена которого находится с любовником. Изобличения не происходит, хитрый бедняк спасает любовника и остается в выигрыше (Аф. 447). Большой популярностью пользовалась также сказка «Никола Дупленский». Жена спрашивает у дерева, как ей избавиться от мужа. Муж отвечает ей из дупла вместо святого Николы, а затем убивает ее любовника (Аф. 446).

Комизм сказок-новелл весьма часто обнаруживается в прямом изображении заведомо нереальных ситуаций и положений. Зная упрямый характер жены, муж говорит противоположное тому, чего хочет, – и упрямица поступает так, как надо. Собрался он ехать в лес рубить дрова и сказал: «Ты не думай пшена намыть, пшена натолочь, блинов испечь». Жена ругается: нарочно, мол, блинов напеку. Муж говорит: «Ну, баба, ты не вздумай завтра блинов напечь, да в лес принести, да маслом, сметаной намазать!» – «Нет, – отвечает жена, – так и сделаю, принесу!» И вправду, принесла блины. Муж заставил жену даже дрова рубить. Выдумка основана на том, что упрямство обрело невозможный в жизни вид.

Встречаются в сказках и более разительные случаи несоответствия рассказа действительности. Застигнутая врасплох мужем женщина ставит любовника в передний угол и выдает его за новую икону святого Спаса. Муж сделал вид, что верит. За обедом, поглядывая на «нового Спаса», муж говорит: «А ну-ко, не хочет ли новой-то Спас щей-то?» – и выливает на любовника горячие щи. «Спас» бежит, а муж, прикинувшись полным дураком, кричит вслед: «Спас, Спас! Постой, еще каша у нас!»

Основная характеристика женщин в этих сказках – ленивая, упрямая, строптивая, неверная, неумелая. Все эти определения носят отрицательную коннотацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в бытовых сказках образ женщины нашёл своё воплощение в трёх основных типах:

1. Сказки о мудрой женщине.

Женщина в этих сказках характеризуются при помощи таких эпитетов как мудрая, умная, догадливая, способная, сведущая, терпеливая и пр. Как можно видеть, все они несут положительную коннотацию.

2. Сказки о глупых женщинах.

Основными лексическими средствами в этой группе сказок являются эпитеты глупая, дурная, безмозглая, тупая и пр. Как можно видеть, все эти слова, в противоположность рассмотренным ранее несут отрицательную коннотацию.

3. Сказки о злых и неверных женах.

Женщина в этих сказках характеризуется при помощи эпитетов ленивая, упрямая, строптивая, неверная, неумелая. Все эти определения носят отрицательную коннотацию.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что образ женщины в русских сказках воплощается при помощи специальных лексических средств, выбор которых определяется типом данной сказки.

В сказке остается еще много неразъясненного. Нелегко толковать и судить о предмете, простота которого обманчива. Русская сказка – художественное творение, в котором отложилась тысячелетняя история народа, это красочный наряд его памятливой души. И сколько бы ни нашлось тем, образов и сюжетов, общих у сказок разных народов, это не меняет общего взгляда на сказку – яркое проявление национального искусства. Творил сказку главный носитель демократических начал в культуре каждой нации – народ.

Сказки о животных в комических и сатирических характеристиках жизненных положений воссоздают реальность в том бытовом ключе, который только и мог быть избран теми же строгими моралистами, судьями и фантазерами, которые творили волшебные истории. Только на этот раз их жизненная позиция представала негативно – в форме шутки, задуманной вполне серьезно.

Что касается бытовых сказок, то они выворачивают наизнанку все лицемерные покровы благопристойного бытия и нормы обывательского существования. И в этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих, а не временных, ложных порядков в быту и людских отношениях. Высокая позиция народных сатириков и юмористов проглядывает сквозь нарочито глупые сцены.

В сказках отразилось представление народа обо всех сторонах жизни. Мы видели, как в сказках отражается народное представление о женщине. Оно несет в себе как негативные, так и положительные смыслы. При этом, образ женщины в русских сказках воплощается при помощи специальных лексических средств, выбор которых определяется типом данной сказки.

Так, образ женщины в сказках о животных воплощается в основном в образе лисы, которая характеризуется как хитрая, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая.

Образ женщины в волшебных сказках может быть воплощен как в антропоморфных существах (Баба-Яга, Лихо), так и в образе обычных женщин (мать, дочь, невеста, падчерица). Образ женщины в этих сказках может быть рассмотрен по нескольким категориям: по возрастным группам, живой / мертвый, болезнь и здоровье, целый / расчлененный, истинный / преображенный, добрый / злой, мудрый / глупый, сильный / слабый, красивый / уродливый, чистый / грязный, большой / маленький.

Главной фигурой практически всех волшебных сказок является умная женщина. Есть сказки, называющие героиню прямо по уму, например: «Мудрая жена», «Елена Премудрая» или «Василиса Премудрая», «Царевна, разрешающая загадки». Из 600 сказок найдется 1 – 2, где героиня именуется «глупой».

В бытовых сказках образ женщины нашёл своё воплощение в трёх основных типах:

1. Сказки о мудрой женщине.

2. Сказки о глупых женщинах.

3. Сказки о злых и неверных женах.

Каждый из этих типов имеет своё особое лексическое воплощение.

Женские образы в русских народных сказках олицетворяют, с одной стороны, желанную цель – это безликая принцесса, которую герой получает как вознаграждение; с другой стороны – основное затруднение на пути к цели – безобразная колдунья. Таким образом, образ женщины одновременно и манит, и пугает, воплощает в себе как злое, так и доброе начало. 


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

    Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ Вчера 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      66
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      486
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      64
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      130
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      67
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      76
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      76
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      53
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      650
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      109
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      209
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      57
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      424
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      254
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      106
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      799
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      106
      Светославъ 23 января 19:33

      ​Новолетие в истории русского народа: о ритуале и пище.

      Дорогие друзья, близятся к своему концу важные даты календарного цикла, думаю каждый из нас с нетерпением ждал чудес и загадывал важные желания в этот период. Каждая семья и город имеют свои внутренние локальные традиции, не говоря уже о народе. А всегда ли одинаково праздновался новый год? Об этом и многом другом в нашей новой статье.Исторически русски...
      666
      Светославъ 22 января 22:25

      О славянских землях, Мавро Орбини и Славбурге // Герман Артамонов. Спросите историка #2

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О климате и урожае в славянских земляхО Славбурге, русах, славянах и общинеО Мавро Орбини и его «Славянском царстве» Свои вопросы вы можете оставлять в комментар...
      108
      Светославъ 21 января 19:04

      Гибридная война: Запад против России.

      В разговоре с профессором кафедры истории России МПГУ Германом Артамоновым, доктором исторических наук и автором книги о гибридной войне, Димитрием Чураковым, рассмотрены вопросы сохранения национальной идентичности и отражения нависших над страной угроз в условиях гибридной войны.Последние десятилетия «коллективный Запад» негласно ведет гибридную войн...
      747
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика