• РЕГИСТРАЦИЯ

Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

4 4892

В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.

Спасибо вам за это.

Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу между сознанием современного человека – то есть своим собственным! – и сознанием наших же далёких предков. Условно назовём последнее «языческим».

Не будем особенно останавливаться на этом слове хотя бы потому, что, как это будет ясно ниже, грань между «языческим» и «неязыческим» весьма зыбка, а мифологично (без чего язычество немыслимо) любое человеческое мышление: похоже, просто потому, что оно - человеческое. Сразу также хочу предупредить: слово «язычество» не имеет для нас исключительно негативного оттенка. Вспомним также высказывание известного буддолога А.М. Пятигорского: «Пробив чердак одного мифа, человечество тут же оказывается в подвале мифа следующего».

Итак, в путь…

При рассмотрении интересующих нас проблем постепенно вырисовывается грандиозный гипертекст, многие элементы которого оказалось невозможно понять при изолированном изучении. Однако, своего рода импульс для рассмотрения не только эпиграфических, но и фольклорно-этнографических источников дала иная наука – археология. Историко-археологические исследования последних десятилетий позволили кардинально изменить взгляды на интересующую нас проблематику и даже общее видение культуры восточного славянства. Дело в том, что вопрос о степени устойчивости язычества у последних долгое время, строго говоря, не мог считаться решённым. Констатация многих элементов дохристианских воззрений в народной культуре данной группы славянства в XVII-XX вв. всё же не могла заменить прямых данных письменных источников. Отсюда и серьёзные разногласия исследователей (1).

В частности, не совсем понятны мифологические связи ряда ареальных божеств славян, впрочем, как и германцев, с трудом сводимых к божествам общеславянским и общеиндоевропейским. К примеру, Н.А. Ганина определяет и Святовита, и Дикого Охотника в качестве ареальных реализаций «индоевропейской мифологемы верховного божества» (2), предпочитая, таким образом, эту весьма осторожную формулировку. Сохранившиеся же до нашего времени источники были написаны духовными лицами. Над ними же тяготел запрет даже упоминать имена древних богов, недвусмысленно отражённый в самой Библии. Так справедливо считал ещё Е.В. Аничков. «Вся, елика глаголахъ вамъ, сохраните, именъ же боговъ инехъ не поминаите, ниже да слышатся изо оустъ вашихъ», - читаем в книге Исход по синодальному церковнославянскому переводу. «Яко да не внидете во языки оставшыяся сия, и имена боговъ ихъ да не возименуются въ васъ, - говорится в книге Иисуса Навина, - ниже да кленетеся ими, ниже да послужите имъ, ниже поклонитеся имъ» (3). Г. Ловмяньский выдвигал, однако, следующий аргумент против мнения Е.В. Аничкова. Он писал о том, что древние летописи не употребляли имён языческих богов, а более поздние стали употреблять их. По мысли польского историка, составители ранних сводов просто не знали имён данных божеств. Б.А. Рыбаков писал, что «у летописца не было случая вспоминать о языческих богах» (4), что, разумеется, неверно. Что же касается мнения Г. Ловмяньского, то в данном случае необходимо сказать следующее.

Изучение святилищ восточных славян археологами, пусть и неполное, уже сейчас позволяет нам сделать ряд важных выводов. Капища, причём действующие, существовали у восточных славян до второй половины XIII в. включительно. Выделены их признаки (5). Более того, ужасы ордынского нашествия и последующих десятилетий привели даже к отчётливо фиксируемому всплеску поклонения древним богам, у которых, очевидно, ждали защиты от страшных врагов. Масштабы святилищ также порой поражают. Это не только семейные или родовые капища, а и места молений большой округи. Например, одно из них в районе Звенигорода следует сопоставить со знаменитой Арконой, которую, таким образом, уже нельзя считать чем-то уникальным в истории Славянского Мира. Данные выводы, сделанные, в первую очередь, И.П. Русановой и Б.А. Тимощуком (6), в своей рецензии на их монографию 1993 г. постарался оспорить В.П. Даркевич. В числе прочего, против интерпретации руководителей раскопок, по мысли учёного, можно привести и общетеоретические аргументы (7). Аргументация В.П. Даркевича, однако, не представляется убедительной, в том числе и после развёрнутого ответа И.П. Русановой и Б.А. Тимощука (8). Данный вывод, с другой стороны, не отрицает явное уменьшение влияния язычества в данном регионе уже в XII в., что можно объяснить, в числе всего прочего, и учреждением собственной Галицкой епархии (9).

В частности, вовсе не христианским на Руси был погребальный обряд. В деревне перелом здесь происходит только в XIII в., но и тогда сохраняются многочисленные языческие пережитки (10). Исключения существуют, но это либо именно исключения, либо недооценка того, простого, в общем, обстоятельства, что переход от трупосожжений к трупоположениям далеко не означает, по крайней мере, в большинстве случаев, перелома и в это области (11). До XIII в. в воинские погребения массово клали оружие (12). Даже в княжеских погребениях XI в. мы видим мечи, тогда как в погребениях новгородских посадников Юрьева монастыря, раскопанных М.К. Каргером, оружие, как известно, положили даже в начале XIII в. (13). Могилы в домонгольское время продолжали очищать огнём, а над ними насыпать курган. Последний обычай исчезает только в XV в. (14). Пища для покойников известна и в Киевской земле, где влияние христианства, разумеется, было явно выше, чем на окраинах страны (15). Впрочем, даже в старших исторических песнях любимейшего народного героя Скопина хоронят, как известно, с оружием (16), и это, видимо, никого не шокировало. Типологически сходной была ситуация у англосаксов VII в. Так, погребение в Саттен-Ху является языческим, но здесь же находятся предметы с христианскими символами (17). Напротив, готы Крыма, судя по письменным источникам, уже были христианами, но погребальный обряд до VI в. и даже позже в целом следует характеризовать как языческий (18). Данное явление известно и среди мусульман (точнее, конечно, «плохих мусульман»). Так, в ряде могильников мусульман, живших в хазарское время на территории бассейна Северского Донца, имеются следы обряда обезвреживание покойных (нарушение скелета), т.е. обряда, относящегося к самому что ни на есть «чистому» язычеству (19).

Суммируя всё вышесказанное, ясно и то, что летописцы едва ли действительно не знали имён древних богов славян. Не следует подозревать в недостаточной информированности и византийских дипломатов, составителей договоров Руси с греками, вопреки П.С. Стефановичу, который писал, что последних «был очевиден лишь религиозный характер лишь клятвы христиан («по вере их»), а какие представления стояли за клятвой язычников, им ясно не было, поэтому они выбрали более обтекаемую формулировку: «по закону своему» (20). Византийцы, несмотря на свой прагматизм, отрицать который также нельзя, всё же не могли действовать без оглядки на Библию, и там, где можно было не осквернять себя и договор описанием «идольских обычаев», они это и не делали, тем более, что в такой «обтекаемой формулировке» не было лжи, ибо обычаи язычников Руси - славян и иных народов – разумеется, были сходны не во всём. Кроме того, как справедливо писал П.С. Стефанович, имело место и ещё одно обстоятельство: «Учитывая изменчивость составных частей клятвы языческой Руси и взаимодействие её с христианской клятвой, мы не можем характеризовать её как некий устойчивый и внутренне связный обряд» (21).

На это фоне по-иному, чем ранее, выглядит и особое явление, известное в науке как двоеверие. Так называют причудливое и порой парадоксальное смешение языческих и христианских черт в культуре восточных славян, сохранившееся кое-где едва ли не до наших дней. Таково мнение большинства исследователей (22), распространяемое и на Древнюю Скандинавию (23), и на другие страны Западной Европы (24), и на предков адыгов до XVII-XVIII вв. (25), и на мордву XIX в. (26), и на якутов XVII-XIX вв. (27), и у нас нет оснований его отрицать, понимая, с другой стороны, что порой оно объяснимо и простым ужасом перед нечистью в крестьянской среде (28). Последнее, в числе всего прочего, объяснимо, по всей видимости, серьёзным забвением древних богов, амбивалентных в своей сущности – заботливых и грозных, страшных одновременно. Там, где христианизация (пусть даже не евангелизация) произошла позже, древние боги, образ которых сохраняет фольклор, могут и не быть враждебными людям (Святовит на Рюгене до XIX в.). Напротив, Дикий Охотник и Сигурд (последний - в Норвегии) превращаются в отрицательных персонажей (29). Отметим и ещё одно обстоятельство. «В странах Западной Европы, точно так же и на Руси, - резонно писал в данной связи В.Н. Дряхлов, - языческие верования сохраняли свою жизнестойкость, главным образом, из-за сильной приверженности крестьян к почитанию природных сил, от которых зависела успешность сельского труда» (30).

Иное мнение о двоеверии мы видим у Г.В. Вернадского, А.А. Горского и П.С. Стефановича. Г.В. Вернадский, в частности, полагал, что новая вера уже прочно укоренилась на Руси ко времени правления Ярослава Владимировича, А.А. Горский – в середине XI в., что частично было связано с деятельностью митрополита Илариона, и «вызвало в третьей четверти XI в. серию конфликтов с религиозной окраской». Немалую роль, по мысли исследователя, сыграла и карательная роль знати: «Эффективность предпринятого наступления на языческий уклад жизни была связана с тем, что теперь в контроле за соблюдением норм общежития стала участвовать светская знать, - была установлена ответственность за их нарушение как перед церковными властями, так и перед княжеской властью». Позиция А.Л. Никитина противоречива. В одном случае учёный критикует В.Л. Комаровича за преувеличение роли пережитков родового строя в княжеской среде в развитом феодальном государстве, каким была, по его мнению, Русь XII в., в другом заявляет, что после открытия действующих языческих святилищ в XIII в. нельзя делать вывод о том, что языческая культура тогда исчезает. П.С. Стефанович же считает вопрос о двоеверии на Руси шатким и с теоретической точки зрения, а в одной из своих работ даже полагал, что сводчику ПВЛ ничего не было известно «о почитании озёр, колодцев и растительности», причём, почему-то, в противоположность его источникам. Но аргументы исследователя не убеждают. Ни религиозное рвение жителей Древней Руси, ни участие бояр в церковной жизни страны (31) не могут служить решающими доводами против существования двоеверия в домонгольское время. Данный вывод не противоречит и тезису о том, что уже в XI-XII вв. на Руси действовали прекрасно образованные в христианском ключе люди. Так, С.Ю. Темчин резонно выделяет особый древнерусский этап в развитии славянской гимнографии (ок. 1062 – ок. 1097 гг.) (32).

Обобщая исследования различных поучений против язычества и памятников церковного права, исследователи давно писали о том, что «двоеверные» по сути и даже собственно языческие моления в Древней Руси были обычным делом. Действительно, упрекать данные источники в необъективности нельзя, ибо не имело смысла укорять паству за то, что она не совершала. Митр. Макарий сравнивал положение дел в домонгольское время с ситуацией в поздней Римской империей и ранней Византии (33). Христианство на Руси окончательно утверждается уже после ордынского нашествия (34), но и гораздо позже элементы подобного мировоззрения следует признать ещё «живыми». О последних относительно XVII в. нам сообщает Густынская летопись (35). В Средневековье (36) и даже в XIX в. мы можем говорить о сохранении многими крестьянами элементов языческой культуры, причём такое «язычество» не осознавало себя в качестве такового. Одновременно следует сказать, что народ и тогда нередко плохо понимал смысл христианских праздников, проводил молебны несуществующим святым и пр. (37). Причём «христианские нормы направлены, в первую очередь, на изменение правил поведения, нежели образа мыслей». Данное положение, сформулированное относительно Древней Норвегии (38), как нам кажется, имеет значение и для истории домонгольской Руси.

Теперь остановимся.

Подумаем…

Продолжение же – в следующих постах.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      80
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      52
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      653
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      94
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      520
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      80
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      142
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      77
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      85
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      85
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      60
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      670
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      119
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      221
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      66
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      432
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      270
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      112
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика