• РЕГИСТРАЦИЯ

Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

1 4843

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.

Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана с житием этого святого (1). Постепенно христианские святые сами приобрели черты древних богов. Так, св. Илья-пророк в народных верованиях немало перенял от Перуна, а св. епископ Севастийский Власий, Георгий Победоносец, Николай Угодник, св. Михаил, св. Василий, свв. Флор и Лавр – от Волоса. Кроме того, Георгий Победоносец, возможно, взял некоторые черты у Ярилы (2). То же самое имело место и в культуре западных и южных славян (3).

Порой святые оказывались жёстко связанными с календарными датами, выступая своеобразными воплощениями последних. Так, в календарных песнях крестьяне просили дать два Ильюшки в году, ибо он накормил-напоил, а Петрушки хоть ни одного: с голоду уморил (4). В календарных песнях упоминается также о трёх братьях – Рождестве Христовом, Крещении Господнем и Василии Кесарийском (5). Илья же пророк в народной культуре вообще считался своего рода подателем плодородия. Стремясь «запрограммировать» хороший урожай, что было связано с началом Нового Года, совпавшего с 1700 г. с праздником св. Василия Великого, участники обряда говорили: Ходит Илья / На Василья (6). Данные фольклора подтверждаются данными Ипатьевской летописи, отражающими, как видно, обыденное словоупотребление, сохранившееся и через много веков в фольклоре. Язык здесь «обличает» летописца. Итак, в 1146 г. «Епископъ же Черниговьскии Ѡнофрии прозвитеромъ своимъ рече: «Аще кто сего крестьно цѣлования състоупить, а проклѧтъ боудеть Господьскима 12 празникома». Итак, 12 главных праздников христианства, если воспринимать данный текст буквально, имеют сознание и волю и могут проклясть клятвопреступника. В.Н. Татищев или его источник «поправили» текст уже в стадиально позднем ключе: «И аще епископ черниговский Онуфрий рече презвитером, да восвестят всем, аще кто преступит крестное целование, да будет проклят клятвою 12-ти апостол…» (7).

Универсальным оберегом в народной культуре были любые предметы, связанные с отправлением христианского культа, в первую очередь, крест, и в былинах, к примеру, спасающий спящего Илью от вероломства его собственного сына (8). Во многом крест заменил языческий оберег и у восточных славян, и у греков. Климент Александрийский в «Педагоге» ещё не отводит ему соответствующего значения, но позднее свв. Ефрем Сирин, Афанасий Великий и пр. немало сделали для внедрения данных представлений в сознание мирян (9). Что же касается восточных славян, впрочем, как и армян, то отношение здесь к нему нередко было далеко не безупречным канонически. Так, в Вязниковском и Шуйском уездах Владимирской губернии от зажина снопы склоняли крестом. У армян хачкары (особые кресты) могли облачать в воинскую одежду, что вызывало у турок ужас и вынуждали их сдаваться (10). Известен и общеславянский способ защитить от нечисти содержимое сосуда – положить крест-накрест две соломинки или лучинки (11). Обдериха (существо иного мира, нередко вредоносное) превратится в женщину, если на её шею надеть крест (12), ибо это неотъемлемый атрибут представителя мира людей. Отметим также, что археология даёт немало примеров применения и собственно языческих амулетов из зубов медведя и заячьих косточек, в том числе и после Крещения Руси (13).

Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христианских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. (14). Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том числе и славян. Его образ, в основном, связан с плодородием, а у балтийских славян – с морем, откуда, как предвестник несчастий Ретры, являлся вепрь, сверкающий белым клыком. Др.-исл. jọfurr - `вепрь`, но и `конунг`, и `бог`. Др.-ирл. torc - `вепрь`, но и `правитель` (15). В «Беовульфе» мы видим изображения вепрей-хранителей на шлемах дружинников главного героя (16). Как и все сакральное, кабан амбивалентен. Так, встреча с одинцом или свиньёй у восточных славян считалась дурным предзнаменованием, и летописец ополчался против данного верования (17). В колядке читаем: Сколько осиночек, / Столько свиночек (18). Таким образом, свинья в народной культуре сближается с осиной – деревом, воспринимавшемся в отрицательном ключе (19). В позднейшей православной традиции отрицательное отношение к данному животному соединилось с евангельским образом свиней, в которых, по разрешению Иисуса, вошли изгнанные Им бесы. Отсюда и монах Матфей, который в «Киево-Печерском патерике» «виде единого беса, седяща на свиньи и величающася…» (20). Только гораздо позже сказочный сюжет о «свином чехле» стал восприниматься как вариант идеализации социально обездоленного (21). В русских сказках пародийного содержания герой называет свинью сестрой своей жены или тёткой по матери. В другой сказке мать крестьянина – крёстная свиньи. Отсюда же, по нашему мнению, обозначение свиньи в знаменитом польско-ятвяжском словарике как kuma, т.е., по З. Зинкявичюсу, `кума`. Как бы мы не относились к этому источнику, название этого животного «кумой» известно в ряде языков Европы. Существовало оно и в литовском фольклоре. В письме Константина Багрянородного к своему другу, митрополиту Феодору Кизикскому, дикий вепрь связывается со скифским нашествием, под которым подразумевается нашествие войск Игоря в 941 г. (22). Таким образом, источник намекает на культ вепря у восточных славян. В русских сказках свинка-золотая щетинка «клыками землю пашет, хвостами засевает». Следовательно, перед нами – «хозяин плодородия», обеспечивающий успехи земледелия. Иногда и леший, что отмечала Н.А. Криничная, в русской традиции выступает как поросёнок. Изредка в свинью превращается и литовский Вяльняс. В виде этого животного последний превращается в камень или жёрнов, что также говорит в пользу хтонизма образа вепря у данной группы индоевропейцев. Интересно, что в том же русском сказочном тексте, где свинка-золотая щетинка – податель плодородия, «от щетин её как от солнечных лучей сияет» (23), что обличает и солнечную природу этого священного животного восточных славян-язычников. Противоречия здесь нет: перед нами, видимо, зооморфное Ночное Солнце, Солнце подземного мира. Недаром в одной из сказок афанасьевского сборника она живёт в подсолнечном государстве (24). У «двоеверного» «народа фульского» отполированные кабаньи клыки были связаны с культом Великой Матери, богини плодородия (Горный и Южнобережный Крым) (25). Возвращаясь же к вщижскому апотропею, необходимо отметить, что подобное известно и в Греции, причём до недавних пор. Здесь в качестве последних применяют мешочки с крестиками, кусочками ладана, но и с камнями, частями растений, зёрнами, костями и головами змей (26). Известны и подвески-амулеты с апокрифическими текстами-заговорами от трясавиц и нежита в Северо-Восточной Болгарии X-XI вв. (27).

Подобные явления, подчеркнём, не составляют исключительной принадлежности народной культуры одних восточных славян. Как писал ещё Н.А. Полевой, рассуждая, в данном случае, как ревностный христианин, «народность каждой страны обезображивала христианскую религию». Действительно, принятие христианства, впрочем, как и ислама, приводило к подобному синтезу древних и новых черт. Данный тезис следует принять несмотря на то, что, как писал в своё время М. Блок, «наши сведения о древних народных обычаях вообще крайне скудны». Но даже то, что сохранилось, представляет в данной связи значительный интерес. Так, Дж.Дж. Фрэзер отмечал, что св. Ипполит, по сути, - прежний, языческий Ипполит. На окраинах Византии, особенно в землях со славянским субстратом, но и в центральных районах, существовало, по сути, своё «двоеверие» (28). К аналогичным выводам пришёл и А.С. Саакян. Усвоение христианства шло через конкретизацию и упрощение, с упором на культ святых. Иногда люди, жившие далеко от епархиальных центров, писал учёный, не были даже знакомы с содержанием Евангелия (29). В «двоеверном» обществе тот или иной святой мог считаться и более могущественным, чем сам Христос (30). У западных славян простое созвучие между Aleluja! и Lelom или Łołom облегчила восприятие обрядности новой религии (31). Наличие двоеверия можно констатировать и у осетин – православных и мусульман, не понимавших, что языческие по своему происхождению обычаи противоречат новым, вопреки всем указаниям духовенства. У картвелов функции громовника и бога Луны перешли к св. Георгию (32). И в Западной Европе на селе из-под христианской культуры порой и в XIX в. проступала вроде бы давно забытая древность. Так, ещё Дж.Дж. Фрэзер отмечал, что к священнику даже в его время нередко относились как к магу, властному над погодой. Разумеется, в раннее Средневековье подобных черт в культуре было здесь гораздо больше. Немалый интерес в данной связи могут вызвать англосаксонские этнические общности. Так, на панелях ларца Фрэнкса (VII в.) изображены Вёлунд, «Поклонение волхвов», Ромул и Рем, Тит из Иерусалима и Эгиль. Художник, видимо, действительно не понимал, что здесь что-то неверно или неестественно. Согласно Бэде Достопочтенному, папа Григорий писал миссионерам в 601 г., чтобы они уничтожали идолов, а капища не разрушали, а превращали в христианские храмы, принесение же в жертву быков заменяли пирами в честь святых мучеников (33).

Не будем и забывать невозможность выделения в древнерусской культуре «двух культур» - простонародной (языческой, деревенской) и княжеско-дружинной (городской) (34), о чём, в частности, справедливо писал Ю.В. Кривошеев. Близок к нему был и Л.Н. Гумилёв, отмечавший, что и массы, и знать в Киевской Руси отнюдь не забыли древних верований. Уже в статье, написанной в 1953 г., В.Л. Янин, в целом поддерживавший концепцию «двух культур», резонно писал о мощном влиянии народной культуры на культуру феодальных кругов. В.Л. Комарович доказал во многом языческий характер мировоззрения княжеских кругов домонгольского периода. Едва ли верно считать христианство, даже «в основном», верой «аристократического общества», ограничивая данный вывод первой половиной XI в., как пишет Ю.А. Артамонов. Перед нами – и не просто «патриархальщина», как писал В.Т. Пашуто (35). Под 1068 г. летопись обличает различные языческие воззрения, в частности, страх перед встречей с монахами как существами, принадлежащими нечеловеческому миру. Б.А. Романов обратил внимание на то, что здесь древний книжник обращается не к простонародью, а к представителям верхов (36). Едва ли данный исследователь был неправ и тогда, когда был склонен объяснять поведение впоследствии утонувшего в Стугне Ростислава Всеволодовича по отношению к предсказавшему беду монаху старой привычкой «подспудно всё же верить всякому предсказанию» (37). Подобная склонность светской знати к верованиям древности – не исключительно восточнославянская черта. Подобное имело место и у англосаксов, что даже особо подчёркивал Дж.Р.Р. Толкин (38).

Но и духовенство, даже высшее, далеко не всегда было на Руси столпом Православия. Под 1145 г. в Новгородской I летописи (НПЛ) мы видим, в частности, потрясающее свидетельство, не оценённое в науке в должной мере: «Въ то же лето утопоста 2 попа, и не да епископъ надъ нима пети» (39). Таким образом, сам новгородский владыка уже в середине XII в., судя по его действиям, верит в хорошо известные в позднейшей восточнославянской этнографии представления в «заложных» покойников, и не останавливается перед тем, что лишает утонувших священников христианского погребения! Если так вёл себя сам епископ, иного отношения к служителям новой веры сложно ожидать от «простецов». В русской сказке колдовкой оказывается любовница попа, стремящегося, к тому же, стать супругом священной «сестры» членов мужского союза, по толкованию В.Я. Проппа (40), что также следует воспринимать в качестве реликта аналогичных воззрений. В исландской традиции колдунами также нередко оказывались священники и даже епископы (41). Народ, таким образом, не видел большой разницы между служителями старых богов и нового Бога. В другой русской сказке, опубликованной в доафанасьевский период, церковь на небе построена из съестного, а служит там поп-оловянные глаза (42). В данном случае перед нами – кощунственный взгляд на священника как на зловещее потустороннее существо, ибо в восточнославянской традиции оловянные глаза являются атрибутом вредоносного покойника (43). Кроме того, в виде попа могла являться и холера (44). Поп в русских загадках – не мужик и не баба, что объясняется, разумеется, не отрицательным отношением народа к религии, как полагала В.В. Митрофанова (45), а общим индоевропейским восприятием инаковости служителей богов – всё равно каких.

Данные представления имеют настолько явственные параллели в Скандинавии, где и слово «скальд», и слова, обозначающие богов, среднего рода, что не могут быть случайностью. Отрицательное отношение к некоторым представителям духовенства, что проявилось, к примеру, в граффити Кирилловской церкви о «врагах попах» (46), - явление совсем иного характера. Наконец, и монах Даниил Игнатьевич, бывший богатырь, который пьяным делом порасхвастался своим 12-летним сыном на пиру (47), скорее напоминает древнего волшебника и воина в одном лице, в старости ушедшего на покой, сохраняя свой сакральный статус, чем христианина, принявшего ангельский образ. Галицко-Волынская летопись под 1248 г. сообщает об одной из русско-ятвяжских войн: «Еже Скомондъ и Бороуть зла воиника, иже оубьена быста посланиемь. Скомондъ бо бѣ волъхвъ и кобникъ нарочитъ, борзъ же бѣ, ѧко и звѣрь, пѣшь бо ходѧ, повоева землю Пиньскоую, иныи страны, и оубьенъ бысть нечестивыи, и глава его взотъчена бысть на колъ» (48). И здесь вызывает удивление и, с точки зрения любого православного человека, возмущение, позиция летописца, явно духовного лица, который, радуясь не только смерти, но и посмертной судьбе останков Скомонда, явно оказывается не на высоте своего положения!

…Тема, однако, настолько обширная, что продолжения ждите в следующих постах.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 2 мая 17:12

      Женское начало в язычестве древних славян. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.Исследователи начинают погружать Вас в эту...
      82
      Светославъ 25 апреля 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      52
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      653
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      94
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      520
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      80
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      142
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      77
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      85
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      85
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      60
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      670
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      119
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      221
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      66
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      433
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      270
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      116
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      809
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      112
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика