• РЕГИСТРАЦИЯ

Закат материалистических законов истории и конструктивизм как предчувствие

1 181

Артамонов Герман Анатольевич

кандидат исторических наук,

профессор кафедры истории России ИИП МПГУ



Аннотация. Статья посвящена изучению отдельных элементов современных технологий гибридной войны, развязанной против Российской Федерации странами Западной Европы и США и направленных на разрушение объективных исторических и культурных основ этнического самосознания ныне живущих поколений украинцев и их подмену искусственно созданными конструктами, ставших главными ориентирами современных граждан Украины в вопросах национального самоопределения. Предметное поле настоящего исследования лежит в сфере оценки роли методологии конструктивизма и структурализма в разрушении базовых элементов ментальных сфер национальной идентичности граждан современной.

В мировой системе наук гуманитарного и обществоведческого профиля проблема определения конституирующих черт такого важного феномена социальной и, отчасти, политической жизни индивида и группы как этничность, никогда не имела универсального решения и видимо еще долго будет сохранять дискуссионной характер в обозримой перспективе. Принципиальность расхождения во взглядах специалистов во многом обусловлена существенными отличиями на уровне применяемых ими методологических подходов. При этом возможности направить полемику в конструктивное русло и обеспечить синтез различных взглядов затруднены настолько, что ученым не удается согласовать даже понятийный аппарат и используемую терминологию, что в свою очередь, иногда не позволяет спорящим сторонам адекватно оценить содержательно-смысловые аспекты позиции и причины разногласия оппонентов. Извечное со времен античности противостояние материалистического и идеалистического взгляда на мир «дольний и горний», практически в своем первозданном виде наиболее отчетливо проявляется в настоящее время именно в оценках таких явлений, как народ, нация и т. п. Для одних этносы – это существующая в объективной реальности форма социальной организации людей и всего лишь мыслительный конструкт их сознания – для других.

При всем богатстве методологических школ и направлений, в разные годы разрабатывавшихся в отечественной гуманитарной и обществоведческой научной традиции, все-таки материалистическое понимание нации традиционно имело наибольшее количество приверженцев. Безусловно, огромное влияние на утверждение этого подхода оказал марксизм, исторически решительно противостоявший любым попыткам биологизировать или идеализировать социальную сущность человека и тем более любые формы его общественной организации. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что попытки подвергнуть ревизии материалистическое ленинское определение нации периодически осуществлялись именно в советский период отечественной истории, что само по себе и удивительно и заслуживает постановки отдельной проблемы и изучения. Как вообще такое оказалось возможным? Борьба В.И. Ленина с культурно-психологической теорией нации, принципом ее «экстерриториальности» которые насаждались и преподносились в качестве результата «новейших исследований» сколоченным Л.Д. Троцким в 1912 г. августовским блоком, равно как и австро-марксизмом, хорошо известна и не единожды становилась предметом рассмотрения в специальной литературе. Гораздо менее изучены попытки ревизии материалистических подходов к этнической природе, перманентно рождавшиеся в недрах советской научной школы. А ведь вопросы о том, какие силы стояли за навязанной в 60–70-е гг. ХХ в. всесоюзной дискуссией о сущности понятия этнос таким ведущим академическим периодическим изданиям, как «Вопросы истории», «Советская археология», «Советская этнография», в рамках которой под видом «обогащения» марксистско-ленинской теории нации на самом деле ставилась задача ее радикального пересмотра в духе все той же чисто троцкистской «мантры» об «общности биологического происхождения и самосознания», не только не исследованы, но даже и не поставлены. Молодой и не очень генерации современных ученых России, имеющих степени кандидатов и докторов исторических наук, но предпочитающих при этом называть себя антропологами, культурологами, политологами, этнологами и еще с десяток «не пойми чего ..логами», и на полном серьезе полагающих, что такие, не так давно, позаимствованные ими у наших «западных коллег» концепты как, например, «вождество», - являются чем-то новым, а главное наделенным едва ли не божественным даром свести к одной единственной и якобы универсальной форме, все многообразие переходных от первобытности к государству форм социальной организации людей, включая специфические территориальные доклассовые общности, независимо от места и времени их формирования, будет небезынтересно узнать, что отменить принцип необходимости общности территории, а заодно и нацию как таковую, пытались вовсе не только франко-англо-американские структуралисты и конструктивисты, а именно советские исследователи-марксисты в годы, которые по недоразумению мы продолжаем величать как «застойные». В этом контексте нельзя не вспомнить о «дуалистической» концепции директора Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР академика Ю.В. Бромлея, автора такого «фундаментального» и до него никому не известного и не понятного термина как «этникос». Революционность его монографии «Очерки теории этноса», вышедшей в 1983 г., состояла в том, что в ней он попытался решить этнологическую задачу, подобную «великой теореме Ферма» у математиков, поскольку ранее к ней не рисковали приблизиться не только самые амбициозные и талантливые ученые Советского Союза, но и курировавшие вопросы развития марксистско-ленинской теории идеологические структуры ЦК, а именно примерить Ленина с Троцким в вопросах о сущности нации. Приблизительно в эти же годы выходят и популяризируются работы Л.Н. Гумилева, в которых истоки и факторы этнического развития вообще выведены за пределами социальных явлений и рассматриваются с позиций таких космических высот, подняться до которых не суждено даже вооруженным профессиональной оптикой астрономам. В этом контексте, не так уж и удивительным выглядит легкость, с какой вчерашние верные приверженцы «всепобеждающих идей марксизма-ленинизма» в одночастье перестроились и стали последовательными проводниками откровенно позитивистских западноевропейских конструктов и их производных, скромно именующими перепетые чужие мысли «новым словом в науке», а на деле откатившими ее до казалось бы изживших себя форм крайнего субъективного идеализма и махизма начала прошлого века.

С началом в 2014 г. так называемой «русской весны» и тем более после начала в 2022 г. Специальной военной операции Российской Федерации вроде бы возникли объективные предпосылки для освобождения отечественного гуманитарного научного знания от чарующего влияния «скромного обаяния буржуазной социологии» и не менее соблазнительных «западных» идей общества потребления. В публичное пространство вернулись почти ругательные в беспробудное ельциновское время лексемы «патриотизм» и «гражданственность». В такой ситуации был бы закономерным и разворот фундаментальной науки к актуальным проблемам общественной и государственной жизни Российской Федерации. Например, почему бы ей не задаться вопросом о том, как соотносятся такие понятия как «патриотизм» и «Отечество» с базовыми положениями конструктивизма и современных западных и доморощенных ментальных школ о субъективном ощущении «национального» каждым отдельным индивидуумом, в качестве единственного, по их мнению, существенного фактора, доступного для научного анализа. Тем более, если учесть, что впервые за многовековую героическую историю нашей страны, ныне живущие старшие поколения граждан России, в чьих сердцах еще жива святая память о самопожертвовании и подвиге советского народа в годы Великой Отечественной Войны, к своему ужасу, смогли со всей очевидностью оценить последствия воспитания, а вернее его отсутствия, в духе чубайсовско-немцовской идеологии и ценностной системы. Это первый случай за тысячу лет перманентной защиты родной земли, когда на призыв «вставай страна огромная» у нас вместо очередей добровольцев в военкоматы, выстроились ряды дезертиров на переходе границы с сопредельными государствами. А еще важнее было бы поставить вопрос о том, можно ли это ставить в укор тем, кто уже не одно десятилетие взращивается под лозунгом: «Пепси: бери от жизни все». А разве не очевидно было до начала СВО, что за «Пепси» жизнь не отдают? Ее отдают за Родину и за свой народ лучшие сыны и дщери Отечества!

Неожиданным свидетельством, убедительно доказывающим определенную научную состоятельность конструктивистских «объяснительных механизмов», стали процессы, происходящие в последние десятилетия в сфере этнического самосознания современного населения Украины. Широко известно высказывание Маркса о том, что и теория может стать материальной силой, когда она овладевает массами. Однако вплоть до недавнего времени, в соответствии с Марксовым же материалистическим пониманием истории, казалось, что достигнуть подобного результата невозможно вопреки объективным условиям бытия людей: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Феномен современной Украины как раз и состоит в том, что едва ли не впервые в мировой истории искусственно созданный конструкт стал основой этнического самосознания не отдельных «пассионариев» или фашиствующих маргинальных элементов, а целой нации. И это оказалось возможным не только вопреки «реальному процессу их жизни», но и тысячелетней истории и культуре народа, веками являвшегося и мыслившего себя неотъемлемой частью «русского мира». Все четыре фундаментальных столпа материалистического понимания этноса, рухнули под тяжестью практически невесомой, абсурдной субъективной идеи, но каким-то невероятным и до этого казавшимся невозможным способом сумевшей стать единственной объективной реальностью для людей, именующих себя украинцами. Но что это за технология, способная отделять сознание от тела и подключать к «виртуальной матрице», сегодня, отдельные народы, а если завтра все человечество? Ясно только одно, что технология эта работает и весьма эффективно, именно с ментальными сферами людей, которые и есть объект и предмет изучения научных школ конструктивизма и близких ему методологических направлений гуманитарного научного знания США и Западной Европы (объект и предмет исследования неизбежно смешиваются в позитивизме вплоть до неразличимости). Понятно и другое. Попытки манипуляции общественным сознанием возникли еще в эпоху классообразования. Поэтому любая идеология, религия и в принципе общественно значимая идея могут изучаться на предмет выявления в них элементов «оболванивания масс». Однако ранее эффективность их действия напрямую зависела от способности не подменять, а маскироваться под реальные интересы социальных групп и, в этом смысле, учитывать «реальный процесс их жизни». Успешность механизмов воздействия на ментальные сферы украинцев как раз и состоит в эффективной реализации подходов, когда целой нации прививается искусственно созданное этническое самосознание, т.е. «конструкт» не имеющий связи не только с условиями современной жизни, но и вообще противоречащий историческому пути, опыту и многовековой культуре огромной массы людей. В такой ситуации закономерно поставить вопрос о методологических основах новейших технологий гибридных войн их связи с наработками конструктивизма и структурализма и, наконец, возможности противодействия им в условиях очередного витка обострения геополитических противоречий. Подобное подобным!


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    «Пока радовались ATACMS»: уникальный украинский завод «Импульс» взлетел на воздух

    В ночь с 19 на 20 ноября в городе Шостка Сумской области раздался сильный взрыв, масштабы которого, судя по появившимся видеоматериалам, намного превышают обычные взрывы ATACMS. Военный...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ Вчера 16:09

      Аграрные технологии России. Часть 2. Дмитрий Быков и и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой беседе с учеником академика Л. В. Милова, к. и. н. Дмитрием Александровичем Быковым продолжается исследование важнейшей и практически неизвестной аграрной сферы жизни Российской цивилизации. На этот раз речь пойдет о таком уникальном природном и географическом явлении как южно-русские черноземы. Из передачи Вы узнаете о выдающихся свойствах и зн...
      62
      Светославъ 14 ноября 17:12

      Русский театр: Истоки и перспективы развития. Эдуард Бояков и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В гостях у профессора Германа Артамонова в студии фонда «СветославЪ» один из крупнейших деятелей современного российского театра, режиссёр Эдуард Владиславович Бояков. В новом выпуске речь пойдёт о народных истоках великой традиции русской театральной школы, ее очевидных достижениях, вкладе в ее развитие видных теоретиков и драматургов отечественной сце...
      89
      Светославъ 7 ноября 17:43

      В прицеле молодежь: как воспитать патриотов. Татьяна Дадаева и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео обращается к чрезвычайно актуальной теме деформации исторической памяти у современной молодежи.В ходе беседы рассматриваются традиционные и новые факторы манипулирования сознанием подрастающих поколений в условиях информационной войны и непрекращающихся попыток навязывания ложных представлений об особенностях исторического пути России.П...
      95
      Светославъ 31 октября 17:54

      А. А. Клёсов в прицеле Ваших вопросов. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В новом видео создатель ДНК-генеалогии Анатолий Алексеевич Клесов отвечает на многочисленные вопросы наших зрителей, поступивших в его адрес по следам наших предыдущих программ.В ходе беседы будет затронут широкий круг проблем: от Аркаима и древних носителей гаплогруппы R1a1, ее связи с русскими, ариями, иранцами и тюрками до проблемы генетической идент...
      155
      Светославъ 24 октября 17:20

      Современный норманизм: амбиции и реальность. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой беседе с известным современным ученым-антинорманистом, профессором, доктором исторических наук, Вячеславом Васильевичем Фоминым анализируется современный этап изучения "варяжского вопроса". В центре внимания будут находится археологические и лингвистические аргументы современного норманизма, пытающегося представить свои старые и хорошо известные...
      94
      Светославъ 17 октября 17:08

      Раненое детство: в продолжение важного разговора. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      «Если хочешь победить врага-воспитай его детей!»Социальная мина замедленного действия… или как на страницах детских книг формируется мировоззрение подрастающего поколения? Какие скрытые темы и образы внедряются в детскую литературу? Кто и как ведет тихую войну против нас и нашего будущего?Представляем новое видео от Фонда "СветославЪ" — "Раненое детство...
      130
      Светославъ 10 октября 16:57

      Что такое государство. Лекция Германа Артамонова №10 // Фонд СветославЪ

      Эта лекция хронологически подводит наших слушателей к важному рубежу в истории восточных славян, а именно к процессам формирования у них ранних форм государственности. Однако в начале следует решить одну из наиболее значимых и дискуссионных для данной темы методологических проблем, связанной с осмыслением в науке сущности такого казалось бы всем известн...
      125
      Светославъ 3 октября 17:15

      Жизнь в Древней Руси: шокирующее и непонятное. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой программе известный специалист в области актуальных проблем древнерусской истории, профессор, доктор исторических наук В.В. Долгов рассказывает о неизвестных и плохо изученных сторонах жизни простых людей на заре становления восточнославянской государственности. Что шокировало бы современного человека в обычаях и нравах наших предков, если бы у ...
      218
      Светославъ 26 сентября 18:19

      Александр I: Несбывшийся реформатор. Часть 2. Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новом видео мы продолжаем разговор о противоречивой личности первого российского императора Александра I, его характере, отношении к отцу и участии в заговоре против него, а также о его политике, которая сочетала реформаторский запал с консервативными традициями, что в целом, позволит Вам лучше понять сложную личность Александра I, его стремления и ош...
      103
      Светославъ 23 сентября 18:38

      Отчего ультранорманисты проклинают антинорманистов и гневаются на В.В.Путина?

      То, что норманизм не имеет отношения к науке, видно даже по его ненависти к оппонентам, идеи которых он опровергнуть не в состоянии. В связи с чем старается их – от имени многоголосой «научной общественности» и «академического сообщества» – дискредитировать и очернить. И по мере ослабления гипноза норманистов их ненависть к антинорманистам, подобно зрею...
      428
      Светославъ 19 сентября 17:11

      Масштабы и уровни самоуправления в России. Лекция Германа Артамонова №9 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции закрепляются ранее сделанные выводы о роли общинного самоуправления в структурировании всего общества в Древней Руси.На примере Новгородской республики показывается как принцип самоорганизации первичных коллективов мог использоваться при формировании более широких социальных объединений славян. Об этом и еще о многом в новой лекции профе...
      132
      Светославъ 12 сентября 17:09

      В прицеле дети России. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда Светославъ очень необычный гость, и речь пойдет не об истории, а о шокирующей современности...Известный российский эксперт в области детской литературы, Председатель Совета по детской книге Союза писателей России — Николай Вячеславович Нилов расскажет об итогах анализа детских книжек, предлагаемых современным поколениям наших самы...
      188
      Светославъ 5 сентября 17:03

      Аграрные технологии России. Часть 1. Дмитрий Быков и и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда СветославЪ замечательный гость: ученик выдающегося историка России ХХ века, блестящего источниковеда, аграрника Л.В.Милова, к.и.н. Д.А.Быков.Дмитрий Александрович занимается изучением уникальной и очень важной темы: аграрными технологиями восточных славян, в настоящее время практически утраченными. В первой передаче, из задуманног...
      137
      Светославъ 29 августа 16:30

      Варяжский вопрос в наследии Аполлона Кузьмина. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, два ученика профессора, доктора исторических наук, Аполлона Григорьевича Кузьмина, пытаются охарактеризовать его вклад в отечественную историческую науку.В ходе беседы раскрываются не только особенности его методологического кредо, но и приводятся конкретные примеры применения оригинальной авторской теории к решению наиболее важных ...
      102
      Светославъ 22 августа 17:11

      А. А. Клёсов отвечает на Ваши вопросы. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В студию фонда Светославъ пришел замечательный гость, известный российский историк, автор учебников и нескольких монографий Евгений Юрьевич Спицын.Беседа двух историков строится вокруг одной из значительных, но мало изученных и противоречивых сфер общественной жизни нашей страны, а именно проблем экономического развития СССР. В ходе разговора затрагиваю...
      160
      Светославъ 15 августа 20:33

      Александр I: Несбывшийся реформатор. Часть 1. Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вы узнаете о противоречивой личности первого российского императора Александра I, его образовании, характере, отношении к отцу и участии в заговоре против него, а также о его политике, которая сочетала в себе реформаторский запал с консервативными традициями, что в целом, позволит Вам лучше понять сложную личность Александра I, его с...
      120
      Светославъ 8 августа 17:44

      А. А. Клёсов отвечает на Ваши вопросы. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В новом видео основатель ДНК генеалогии А. А. Клесов отвечает на наиболее актуальные вопросы, вызвавшие наибольший интерес и носящие наиболее дискуссионный характер. В своих ответах учёный затрагивает проблемы происхождения русских, украинцев и белоруссов, влияния монгольского компонента на генетический код восточных славян и многое другое. ...
      198
      Светославъ 1 августа 19:12

      Как работало общинное самоуправление. Лекция Германа Артамонова №8 // Фонд СветославЪ

      Эта лекция профессора Г. Артамонова продолжает развивать начатую ранее тему об особенностях общины восточных славян. На этот раз речь пойдет о принципах общинного самоуправления. Кто и как принимал основные решения, регулирующие основы общественной и экономической жизни деревни? Почему без понимания принципов сельского управления нельзя в...
      128
      Светославъ 25 июля 18:26

      О сталинской модели экономики. Евгений Спицын и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой программе фонда СветославЪ известный российский историк Евгений Юрьевич Спицын рассказывает о факторах и противоречиях строительства советской экономики в годы правления И.В. Сталина.В ходе беседы Евгению Юрьевичу пришлось отвечать на ряд неудобных вопросов, заданных автором и ведущим цикла исторических программ, профессором Г. А. Артамоновым.До...
      226
      Светославъ 18 июля 17:44

      ДНК-генеалогия об альтернативной истории и Фоменко. Анатолий Клёсов и Герман Артамонов // СветославЪ

      В новом видео обсуждается степень научной достоверности огромного количества так называемых направлений в альтернативной истории вообще и "новой хронологии" в частности. Рассматриваются конкретные примеры использования методов ДНК-генеалогии для проверки их репрезентативности. В ходе беседы затрагиваются как проблемы популярности тех или иных версий а...
      200
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика