Александра Александровна Нейхардт (01 августа 1920 г., Оренбург —24 апреля 2007 г., Санкт-Петербург) –– известный антиковед, специалист в области историографии Северного Причерноморья античной эпохи. А.А. (окружающие обычно называли ее Аллой Александровной) родилась 1 августа 1920 г. в Оренбурге. Отец, студент московского Ломоносовского университета, скончался в 1921 г. В 1930 г. семья переехала из Москвы в Ленинград, где А.А. окончила среднюю школу. В 1938 г. она поступила на исторический факультет ЛГУ, но ее занятия были прерваны войной. В марте 1942 г. семья была эвакуирована в г. Йошкар-Ола по месту работы отчима. С мая 1942 по июль 1944 г. А.А. работала лаборантом-оптиком в Государственном оптическом институте. Вернувшись из эвакуации в Ленинград в 1944 г., А.А. была восстановлена в Университете и возобновила занятия. Университетский курс А. А. закончила только в 1947 г. Учителями, оказавшими большое влияние на А.А., были Т.Н.Книпович и В.Ф.Гайдукевич; позже ей довелось близко сотрудничать с А.И.Доватуром.
По окончании университета, в 1948 г., А.А. поступила в аспирантуру при Ленинградском отделении Института истории материальной культуры АН СССР и занялась изучением амфорных клейм, которые стали темой ее кандидатской диссертации (защищена в 1952 г.): «Памятники керамической эпиграфики Мирмекия и Тиритаки как источник для изучения торговых связей Боспорского царства с центрами Причерноморья в эллинистическую эпоху». Эти занятия отразились в ряде работ, в том числе в историческом исследовании «К вопросу о политике Евмела на Понте Евксинском (По материалам керамической эпиграфики)», которое было помещено в учебном пособии: «Древний мир. Изд. АН СССР. М.; Л., 1962». В 1951–1955 гг. А.А. служила в Музее истории религии и атеизма, где отвечала за тему: «Религия и атеизм древней Греции». В 1955 г. А.А. поступает в ЛОИИ и остается с ним связанной до конца своих дней.
Начав с научных задач в области истории материальной культуры, А.А. с середины 1950-х гг. принимала участие в серьезнейших историко-филологических предприятиях послевоенного времени. Кроме вклада в коллективные исследования по истории античного рабства, это был «Корпус боспорских надписей» (М.; Л., 1965), увидевший свет под редакцией В.В.Струве, М.Н.Тихомирова, В.Ф.Гайдукевича, А.И.Доватура, Д.П.Каллистова, Т.Н.Книпович. К той же категории относится работа по изданию «Народы нашей страны в истории Геродота. Тексты. Перевод. Комментарий / Под ред. А.И.Доватура, Д.П.Каллистова и И.А.Шишовой. М., 1982», где А.А.Нейхардт составляла первую часть историографического очерка (с. 14–40) и готовила научные данные по археологическому аспекту в комментариях. Собранный при подготовке этого издания материал впоследствии послужил для отдельной книги А.А.: «Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии» (Л., 1982), а затем для докторской диссертации, защищенной в ЛОИИ (1985 г.). Роль А.И.Доватура, широким фронтом проведшего почти исчерпывающую инвентаризацию (равно западно-европейской и русской) научной традиции о Скифском логосе Геродота была определяющей в этих ее занятиях.
В последние годы своей деятельности в Санкт-Петербургском Институте истории А.А. приняла участие в проекте по истории русской византинистики, выразившемся в трех томах под редакцией И.П.Медведева. Здесь она занималась научной биографией И.И.Толстого ст., главным образом по материалам неопубликованной корреспонденции. При этом, конечно, существенна была дружба с внучкой Ивана Ивановича –– Людмилой Ивановной Толстой (1921–2006). А.А. рано осознала важность популяризации знаний о классической древности. Об этом свидетельствует ее участие в пособиях: «Древняя Греция. Книга для чтения. (Л., 1958)», где ей принадлежит ряд материалов, в «Хрестоматии» по этому же предмету, в часто переиздававшемся своде Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима» и т.д. Вместе с И.А.Шишовой А.А. стала автором книги, вызвавшей заметный читательский спрос: «Семь чудес света» (варианты названия: «Семь чудес древнего мира / ойкумены»). Книжка переиздавалась многократно (1960, 1963, 1965, 1966, 1990), а в 60-е годы была переведена на грузинский, латышский и литовский языки.
Тесное сотрудничество сложилось у А.А. с деятельным в последние советские десятилетия издательством «Восточная литература». Участие А.А. сыграло роль в появлении таких востребованных читателями книг, как Э.Церен «Лунный бог» (М., 1977); он же, «Библейские холмы» (М., 1986); Я.Буриан, Б.Моухова «Загадочные этруски» (М., 1970); Э.Пауль «Поддельная богиня» (М., 1982); М.Римшнейдер «От Олимпии до Ниневии во времена Гомера» (М., 1977); Ф.Шахермайр «Александр Македонский» (М., 1984, 1986, 1999) и др.
А. К. Гаврилов. Источник.
Основные работы:
*Музей истории религии и атеизма. Ленинград. Религия и атеизм Древней Греции. Справочник-путеводитель. М., Л., 1956.
*Древнегреческие ритуальные терракоты. Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 1957. № 1. "Ежегодник Музея истории религии и атеизма" - сборник научных трудов и публикаций по вопросам теории научного атеизма, проблемам истории религии и атеизма, выходивший в 1957-1963 гг. Всего издано 7 томов.
* Происхождение креста. М., 1956; М., 1975. Крест занимает в христианской религии совершенно особое место. По учению церкви, крест является «священным знаменем христианина». Основываясь на большом фактическом материале из этнографии, археологии, истории религии и культуры древнего мира, автор раскрывает необоснованность учения церковников о принадлежности знака креста исключительно христианству.
* Легенды и сказания древнего Рима. В книге А.А.Нейхардт «Легенды и сказания древнего Рима» собраны как известнейшие так и мало знакомые широкому кругу читателей легенды и мифы древнего Рима. Здесь вы найдете истории могущественного Юпитера, властелина неба, его супруги Юноны и дочери Минервы, историю бога Януса, который до Юпитера был небесным владыкой, а затем уступил трон Юпитеру, сам став владыкой всех начал, узнаете о древних традициях и обрядах, одним из которых являются Лупрекалии, предшественники всем известного дня Святого Валентина. Текст написан живым, красочным языком и вызовет безусловный интерес у читателей.
* Загадка «святого креста». Автор этой книги — ленинградский ученый, кандидат исторических наук Александра Александровна Нейхардт известна своими работами по истории древнего мира. Много лет изучала она памятники далекого прошлого, археологические материалы, литературные источники, раскрывающие родословную креста. В результате родилась книга, повествующая об истории этого христианского символа, его роли в христианской религии. Обращаясь к фактам, добытым учеными из глубины веков, автор показывает несостоятельность утверждений богословов о происхождении креста, приводит убедительные доказательства тому, что почитание знака креста возникло в глубокой древности и было заимствовано христианами из первобытных религий. На протяжении всей многовековой истории христианства культ креста играл реакционную роль. Он служил и служит церковникам одним из средств воспитания безвольных и покорных «овец стада Христова». Под знаком креста церковь выступала против науки, против всего нового, передового. Под этим знаком совершались кровавые преступления во имя «святой» церкви. О многих из них рассказывается в книге, написанной просто, доходчиво, в увлекательной форме.
* Семь чудес света. Книга для чтения в 5 классе. Совм. с И.А.Шишовой. Л., 1960; Изд. 2-е М., 1963.
* К вопросу о политике Евмела на Понте Евксинском (По материалам керамической эпиграфики) // Древний мир. Сб. статей. М., 1962. Сборник статей, посвященный памяти В.В. Струве. В сборник вошли статьи по древней истории Египта и Африки, Переднего Востока, Ирана и Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, а также Северного Причерноморья.
* Херсонесские клейма как источник изучения торговых связей Херсонеса и Боспора в эллинистическую эпоху. Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. М.; Л., 1963.
* Греко-персидские войны. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964, раздел 6. Составитель раздела.
* Расцвет рабовладельческой демократии. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964, раздел 7. Составитель раздела.
* Семь чудес древнего мира. М.; Л., 1966. Совм. С И.А.Шишовой. Чаще других к числу семи чудес древние авторы относили египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнассе, Колосс о. Родос и Александрийский маяк. Именно эти произведения древних архитекторов и скульпторов принято считать семью чудесами света. Из них до настоящего времени сохранились только пирамиды. Все остальные были разрушены. Ссылка 2.
* Рабство на периферии античного мира. М., 1968. Совм. с Д.П.Каллистовым и И.А.Шишовой.
* Образы античной мифологии в публицистике В.И.Ленина. В.И.Ленин и проблемы истории. Л., 1970.
* Фукидид. История. Подгот. издания (В соавт. Г.А.Страгановский, Я.М.Боровский). Л., 1981. (Литературные памятники). В своём произведении Фукидид является одним из самых выдающихся и характерных представителей греческой мысли той эпохи, которая может быть названа эпохой «Просвещения»; это была пора нового философского движения, охватившего Грецию, критической мысли и рационализма.
* Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. В книге дается обзор обширной литературы по изучению Скифского рассказа Геродота и связанных с ним проблем, накопленной более чем двухвековой период изысканий отечественных ученых в этой области. Ссылка 2.
* Семь чудес древней Ойкумены. М., 1990. Совм. с И.А.Шишовой. (Сер. «Из истории мировой культуры»).
* Семь чудес света. Петрозаводск, 1997. Совм. с И.А.Шишовой.
* И.И.Толстой: ученый, человек, гражданин (штрихи к портрету). Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
Коллективные труды
* Древняя Греция. Книга для чтения. Под ред. Д.П.Каллистова и С.Л.Утченко. Л., Книга состоит из небольших рассказов, посвященных наиболее важным социально-экономическим и общественно политическим событиям древней Греции, и предназначена для внеклассного чтения учащихся VI классов. Ссылка 2.
* История Древней Греции. Под ред. акад. .В.В.Струве и проф. Д.П.Каллистова. Изд 3-е, перераб. И доп. М., 1963.
* Корпус боспорских надписей. Под редакцией В.В.Струве, М.Н.Тихомирова, В.Ф.Гайдукевича, А.И.Доватура, Д.П.Каллистова, Т.Н.Книпович. М.; Л., 1965. Издаваемый Корпус боспорских надписей представляет собой полное собрание всех известных эпиграфических текстов, найденных за последние полтораста лет на территории, в древности принадлежавшей Боспорскому царству. Корпус включает в себя 1326 эпиграфических текстов, тогда как во II и IV томах известного издания В.В. Латышева было опубликовано в общей сложности всего 780 надписей. Ссылка 2. Ссылка 3.
* Народы нашей страны в истории Геродота. Тексты. Перевод. Комментарий. Под ред. А.И.Доватура, Д.П.Каллистова и И.А.Шишовой. М., 1982. Книга включает в себя все известия Геродота по истории, географии и этнографии юга нашей страны в античную эпоху. Заново выполненный перевод этих известий снабжён филологическим, историческим, географическим, этнографическим и археологическим комментарием. Во введении содержатся сведения о жизни и творчестве Геродота, изданиях и переводах его труда. К изданию приложен историографический очерк, содержащий наиболее полное изложение истории изучения известий Геродота о юге нашей страны в отечественной и зарубежной литературе.
* Кун Н.А., Нейхард А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 1998.
Переводы:
* Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. Вас ждет глубокое погружение во время древней Греции. Вместе с Римшнейдером Вы проследуете в незабываемом историческом путешествии от Ниневии до Афин. Весь древний греческий мир в одном этом издании!
Дополнительно:
Оценили 5 человек
11 кармы