Часть 1.
Утверждение: Если вы действительно убеждены в отсутствии бога, то чем это отличается от веры в то, что бога нет? И то, и другое являет собой ответ на фундаментальный вопрос религии, решение которого может основываться только на вере. Следовательно, атеизм является ещё одним видом религии.
Контрапологетика
Односторонние определения
Атеизм может быть приравнен к религии при помощи специально подобранного одностороннего определения (определения, не проводящего различий), которое включает лишь те аспекты понятий, которые являются общими для них, что делает эти понятия неразличимыми. Например:
Религия — это собрание людей.
Атеизм — это собрание людей.
Следовательно, атеизм — это религия.
И теперь, поскольку религию составляют группы людей, всё, начиная с бейсбольных команд, и заканчивая людьми, находящимися в зале ожидания, являет собой религию. Такой аргумент мало кому покажется убедительным: апельсины состоят из материи; звёзды состоят из материи; следовательно, апельсины являются типом звёзд. Свойство "состоять из материи" не является определяющим отличием звёзд от не звёзд.
Прочие типичные неразличимые характеристики:
образование групп/социализация;
обладание системой убеждений;
наличие налоговых льгот;
обладание некоторыми убеждениями относительно богов;
выражение обеспокоенности/точки зрения ("прозелитизм" или "евангелизация").
Хотя многим религиям присущи перечисленные свойства, они являются религиями не по причине этих свойств, но, скорее, по причине характеристик, отличающих религию от остальных понятий, к которым можно отнести веру в реальность сверхъестественных событий либо существ.
Анализ словарного определения
Согласно с dictionary.com, религия определяется как:
система верований о причине, природе и цели Вселенной, особенно, когда рассматривается её сотворение сверхчеловеческой сущностью либо сущностями, обычно с привлечением ритуальных обрядов и поклонений, и часто включающей моральный кодекс, регулирующий поведение человека.
Атеизм (и сильный, и слабый), в отличие от определения религии, данного выше, не содержит верований в сверхчеловеческую сущность, создавшую мир, не предусматривает ритуального поведения и не содержит нравственных установок. Кроме того, атеизм ничего не утверждает в отношении целей и природы Вселенной.
Атеизм являет собой отсутствие конкретного верования, и не является системой верований. Даже сильный атеизм утверждает лишь одно: богов нет. Следовательно, даже положительная вера в отношении богов (в то, что их нет) не подразумевает автоматом некие убеждения телеологического характера о космологии.
Мнение, что атеисты придерживаются единого мнения в вопросе происхождения и назначения Вселенной, можно опровергнуть примером раэлитов, "заселяющих" Вселенную "богоподобными" инопланетянами, и рассматривающих достижение "богоподобия" в качестве главной цели развития человеческой цивилизации.
Определение апологетов
По всей видимости, в попытках повернуть вопрос религиозности атеизма в выгодное русло, апологетами придуманы альтернативные определения религии, и одно из таких определений можно сформулировать как:
...некое убеждение и преданность этому убеждению; взгляд на этику и совесть: [например] создание религии борьбы с предрассудками.
Формально атеизм можно называть религией в этом смысле, но отсюда не следуют выводы, которые строят апологеты после признания такой принадлежности, наводя на подмену понятий. В определении указывается, что "борьба с предрассудками" является религией. Если это так, то таковыми являются любые просветительские движения, и, по-видимому, многие спортивные и политические. Едва ли анализ настолько широкой группы позволит сделать какие-либо нетривиальные выводы (с другой стороны, многие верующие при прочих обстоятельствах, каковыми являются ряд случаев, связанных с аспектами религиозных чувств, отказываются пользоваться одним и тем же определением религии). Атеизм был бы религией в смысле, в каком религией является футбол, но не в смысле, в каком религией является католицизм.
Если атеизм — религия, то...
...не коллекционирование марок — хобби.
...отказ от игры в гольф — спорт.
...неверие в несчастливое число 13 — суеверие.
...лысый — это цвет волос.
...нагота — это тип одежды.
...выключенный телевизор тоже показывает некий канал.
...быть здоровым — тоже заболевание.
...воздержание является позой в сексе.
...вакуум — это газ.
Ответная реакция.
Присваиваемые ярлыки содержат скрытые выводы. Назвав атеизм религией, верующий стремится перейти к заключению с помощью силлогизма:
Религии заставляют людей поступать безрассудно.
Атеизм — это религия.
Следовательно, атеизм заставляет людей поступать безрассудно.
Такой переход проводится при помощи подмены понятий: здесь п.1 утверждения не является атрибутом понятия "религия", к которому был отнесён атеизм в п.2. Поэтому слова "религия" в п.1 и п.2 обладают совершенно различными значениями, и силлогизм некорректен.
Поскольку, как правило, речь идёт о конкретном случае, нет необходимости переходить к обобщению, и судить об атеизме и о религии в целом. Однако, дискуссия может повернуться в русло разговора об этих терминах, если о религии было сделано замечание. В этом случае рекомендацией является упоминание конкретных аспектов религии, поддерживающих аргументацию, и прекращение использования слова "религия" (или синонимов). Например, вместо утверждения, что религия приносит вред, следует утверждать, что догматические верования приносят вред, и тогда аргумент исключит небольшое число либеральных религий и включит некоторые радикальные политические движения.
Прочая контрапологетика.
Tu quoque!* Этот аргумент предназначен для защиты религии через оглашение того, что атеисты попадают в ту же категорию. Аргумент является попыткой демагогии, поскольку отвлекает внимание от вопроса оснований религии. Кроме смещения бремени доказательства аргумент содержит утверждения типа non-sequitur**.
* Tu quoque (с лат. — «Ты тоже», менее формально — «Посмотри на себя!»)
** Non sequitur это латинское выражение, означающее "не следствие", и обращается к случаям разрыва между заключением и предпосылками.
Часть 2.
“Попытки образовать фанатика - это
то же самое, что направить луч света
в глаза: зрачки инстинктивно сужаются”.
Оливер Венделл Холмс
Довольно часто в беседах с верующими людьми и при чтении религиозной литературы мне приходится встречаться с высказываниями типа: “атеизм - это религия”, “Вам (атеистам) на самом деле приходиться верить в то, что Бога не существует” и т.д. Подобные безграмотные заявления можно встретить и в печати. Например, в казанской газете “Вера” (1996 год №8) опубликована статья с громким и тенденциозным названием “Атеизм - религия лжи”. Автор заявляет, что “религиозность - одно из первейших свойств личности и атеизм - настоящая религия со всеми ее атрибутами”. И далее следует “логичный” вывод: “Такой религии нужно противодействовать всеми силам, помня, что она представляет собой гибельный путь, и атеист - коварнейший враг”. Похожее заключение делает в своем очередном опусе “Детская вера” небезызвестный диакон А.Кураев: “...ибо атеизм есть род религии, есть антирелигия”. А уж от простых верующих такое приходиться слышать по нескольку раз на дню - “Никаких премуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же построен на вере в отсутствие Бога, ему присущи те же проблемы, что и другим религиям” - это типичная реплика, взятая мной из конференции с “Атеистического сайта”.
Прежде чем объяснить, почему атеизм не является религией, а уж тем более видом верования, я хочу кратко проанализировать мотивацию подобных заявлений. Мне кажется, что наклеивание ярлыков - сильно облегчает и упрощает мыслительный процесс - ведь если определить атеизм как одну из многих религий, то нет необходимости лично разбираться в этом сложном феномене. Помимо этого, атеизм, будучи одной из религий автоматически причесляется к разделу неправильных религий, т.е. таким образом верующий человек структурирует окружающий мир - есть “мы” (например, правильно славящие бога), есть “они” (“заблудшие овцы”), а третьего, понятное дело, не дано - короче, кто не с нами, тот против нас и т.д. Что дает подобное примитивное структурирование и стереотипизация? Ответ очевиден: психологический комфорт - нет белых пятен в картине мира и, следовательно, незачем самому мучиться в поисках истины (ведь она уже давно есть в священном писании, пророчестве и т.д.) и не надо делать сложный мировоззренческий выбор (опираясь на собственные выводы и умозаключения).
Проанализировав некоторые аспекты религиозной психологии, пришло время обратиться к теме моей работы: является ли атеизм религией? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять что из себя представляет феномен религии. Для этого я воспользуюсь услугами такой науки как религиоведение. Но вполне вероятно, что научное определение религиии не устроит часть верующих читателей этой работы, поэтому сначала стоит обратиться к богословским разработками данной тематики. Итак, начнем с теологического определения религии. Для А. Меня религия “есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным” (“История религии”. В поисках Пути, Истины и Жизни. Стр. 16-17, М. 1994). По мнению этого православного богослова, вышеупомянутая связь осуществляется прежде всего посредством мистического опыта (т.е. переживаний, связанных с чувством реального присутствия в жизни человека некого высшего начала (там же, с. 12)). Для другого богослова П.А. Флоренского религия - это “система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”. И, наконец, энциклопедический словарь “Христианство” выделяет среди всех трактовок главное: “религия - организованное поклонение высшим силам” (II том, стр. 462). А теперь зададимся простым вопросом: есть ли в атеизме “связь с Духом Божественным”, “действия и переживания, обеспечивающие душе спасение”, и, в конце концов, “огранизованное поклонение высшим силам”? Не надо быть атеистом, чтобы отрицательно ответить на заданный вопрос.
Но может быть атеизм - религия в научном понимании этого термина? Передо мной лежат пять относительно новых книг по религиоведению: А. Тришин “Мировые религии и религиозные памятники” М. 1997 г., А. Радугин “Введение в религиоведение” курс лекций М. 1997 г., “Религии в истории и культуре” под редакцией М. Писманика 1998 г. М, “Основы религиоведения” под редакцией И.Яблокова 1998 г. М, и, наконец, “Религии человечества” Мишеля Малерба. Во всех этих учебниках можно найти перечисление общих для всех религий признаков и атрибутов:
Идеологическая (концептуальная) составляющая – догматы, “символы веры” и т.п.
Эмоционально-психологическая – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.
Культово-прагматическая – религиозные обряды, таинства, ритуалы…
Организационная – церкви, общины и т.д.
Для удобства изложения и наглядности я составил таблицу:
Есть еще один предрассудок относительно атеизма, который стоит прояснить:
“…безбожник изо всех сил старается убедить себя и других в том, что он … ничего не принимает на веру, полагая, что его неверие в Бога есть результат мыслительной деятельности… А что же в действительности? Разумеется, заслоняясь от света Истины, человек просто верит в то, что Бога нет, ибо доказательств привести не может, а совершенно ни во что не верить он не способен” или “Все в этом мире построено на вере. Даже если Вы абсолютный скептик и считаете, что ни во что не верите, то это и есть ваша вера”. Я полагаю, что в целом приведенные цитаты представили точку зрения на атеизм как на веру в то, что бог (и сверхъестественное, вообще) не существует. Это типичное заблуждение кроется в незнании точного значения такого понятия как религиозная вера. Религиозная вера - это убежденность в реальном существовании сверъестественных существ, особых свойств у отдельных предметов, помимо этого еще и особое психологическое состояние, которое характеризуется рядом объективных признаков: особыми эмоциональными переживаниями и настроениями, эстетическими чувствами и даже аффектами (например, религиозный экстаз). Более того, религиозные верования - это всегда чувства с "положительным знаком", нечто позитивное, это всегда вера во что-то - святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т.д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Поясню на примере: если Вас спросят, верите ли Вы в леших и кикимор? Каков будет ответ? Нет, я не верю или я верю, что их не существует? Очевидно, что неверие не может быть предметом веры, тем более религиозной. Или, например, если Вы христианин или мусульманин, то верите ли Вы, что Зевса не существует или просто не верите в него, а верите во Христа (Аллаха)?
Если Вы честно ответили самому себе на этот вопрос, то теперь понимаете, почему атеизм не является верой в несуществование того или иного божества или сверхъестественного в целом - отсутствие веры никак нельзя превратить в веру в отсутствие.
Автор: Вязовский А.
Дополнительно:
Ёжик читает: история атеизма и религий.
Был ли Гитлер атеистом, а его режим - атеистическим.
156 признаков того, что вы христианин-фанатик.
Как атеисты могут защитить здравый смысл: 16 способов.
Джеймс Рэнди — «Вы не обязаны доказывать отсутствие!»
Ад и божья (не)справедливость
Атеистический дайджест #128. Как освятить ракету, чтобы она не упала?
Религиозная аморальность.
Александр Пыжиков о царских и церковных репрессиях
4-й аргумент РЕЛИГИИ (4/20) Суровая ПРАВДА о ПРАВДЕ
7-й аргумент РЕЛИГИИ (7/20): "Мир устроен РАЗУМНО"
***
АрктидА - Мы Штурмуем Небеса
Оценили 23 человека
32 кармы