Только ленивый, пожалуй, еще не бросил камень в «богохранимую страну нашу, власти и воинства ее»**. Выражать свое недовольство стало просто и в общем-то вполне безопасно. Обзаведись логином и паролем в соцсети, и ты уже властитель дум, имеющий свое «авторитетное» мнение, точку зрения, суждение обо всем на свете, будь тебе хоть восемнадцать лет. Теперь можно жечь своим глаголом, словно напалмом, все, что попадется на пути. А повод найдется: то погода за окном паршивая, то глава государства не догадается подарить тебе квартиру, а то вдруг еще международная ситуация в Никарагуа и Гондурасе некстати забеспокоила, отнимая последние крохи драгоценного покоя.
Безропотный же, довольствующийся малым, скорее навлечет на себя подозрение в неполноценности или отсутствии зрелой гражданской позиции. Доволен всем? - Точно: или псих или религиозный фанатик.
Впрочем, как говорил премудрый Экклезиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». «Старые слова в новом шрифте», но суть их неизменна.
По случаю вспомнилась сказка А.С. Пушкина о рыбаке и золотой рыбке. В сей поучительной истории («сказка ложь, да в ней намек» - NB) взаимоотношения между ее персонажами - старухой, дедом-рыбаком и волшебной рыбкой - выстраиваются в устрашающей прогрессии. Претензии старухи на вселенское господство навевают, не много не мало, параллели с известной вавилонской историей. А все начиналось-то с сущего пустяка, самой малости - потребности в новой стиральной машине, пардон, - новом корыте.
«Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает - он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел», - как нельзя кстати подходят к нашему разговору эти слова автора повести «Старик и море». «Корни неблагодарности - в человеческой ненасытности, - пишет о том же святитель Лука (Войно-Ясенецкий), - сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше... Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать».
Нет, никто не призывает отказываться от насущных желаний и потребностей. Но не должен ли страх остаться без Бога превозмогать страх остаться голодным? Иначе действительно рано или поздно «грянет гром» (Рэй Бредбери в одноименном рассказе проводит мысль о взаимосвязи человеческих поступков и их последствий, которая в библейской версии звучит предельно просто: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).
Вернемся к главному: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Эти слова Христа вновь и вновь напоминают нам, что каждый свой день должно проживать с благодарностью и доверием Богу. Из таких дней и складывается благочестивая жизнь христианина.
Однако все отчетливей слышен ропот «несытых сердец» (см. Псалом 100), раздраженные претензии: «Мы живем плохо, другие живут лучше нас» (далее следует накатанный список «виновных»: Президент, Патриарх и другие; разве только себя ропотники по своему смирению в список этот не включают). А желание вырвать кусок побольше и послаще не есть ли признак тотального недоверия Богу? Стена неутолимых желаний действительно способна изолировать человека от Бога и прервать живую связь.
Заметим: превалирует недовольство социально-экономическим обустройством жизни. Мнить себя идейными оппозиционерами, борцами за справедливость и спасителями России нетрудно. Как же не открыть обществу глаза на истинное положение вещей, не рассказать, как нужно жить и трудиться? Полагая при этом, что существуют только права, не отягощенные никакими обязанностями перед своей страной и обществом, обладая глубокой уверенностью, что государство непременно должно только давать и обеспечивать...
Как же изменились потребности и представления о земном счастье?! Минимальная планка материального благополучия, желаемого современным человеком - собственное жилье, автомобиль, всевозможные технические гаджеты, безбедная жизнь, которой не ведомы лишения, нужда в одежде и питании. Безусловно, это само по себе не так уж и плохо. Но если попытаться осторожно возразить, сравнив относительно благополучный уровень современной жизни хотя бы с отечественными реалиями 90-х годов ХХ века, мы рискуем услышать в ответ что-то вроде: «Вы еще с 1913-м годом сравните или вообще со средневековьем». Достойный ответ детей своего времени: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины».***
Представления о политической и экономической жизни государства у населения, особенно у молодежи, нередко формируются на уровне школьных картинок-демотиваторов, высмеивающих всех и вся: от государства и его руководителей до Православной Церкви (вспомним типично-стандартные «мерседесы», «золотую пыль» и прочую бижутерию).
Но посмотрите, есть ли на вашем столе еда, а над головой крыша; мягкий диван и монитор перед глазами? Поверьте, этого лишена большая часть населения земного шара. Чем заслужили вы все это, и заслужили ли? Благодарны ли за все Богу? Мы уже не замечаем Божией помощи и благодати, поскольку ее, по слову святителя Николая Сербского, слишком много вокруг. «Мы станем жить лучше только когда мы сами станем лучше», - также отмечал святитель.
Да, мы хотим, чтобы нас жалели, любили, ценили. Но почти не слышен голос тех, кто говорит: «Я так благодарен Богу за все!» Не рискуем ли мы впасть в страшный грех Хама, с угодливой готовностью порицая и отрицаясь своей страны и веры, с нескрываемым удовольствием выставляя все их язвы и недостатки на посмешище? Не о нас ли сказал святитель Тихон Задонский: «Сердце злое ничем довольно не бывает»? А нам бы, вслед за распятым рядом со Христом разбойником, возопить: «Господи! Достойное по делам нашим приемлем!»
Помолимся же Господу о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее. - Господи, помилуй!
____
* По названию стихотворения О.Э. Мандельштама.
** Из текста Великой Ектении на богослужении, во время которой молящиеся испрашивают у Бога милости.
*** Из «Писем римскому другу» И.А. Бродского.
Оценили 4 человека
6 кармы