Карма и бумеранг: закон или самообман?

38 1167

Стоит авторам научно-популярных журналов и каналов затронуть тот или иной исторический миф, псевдоученого или секту, как в комментариях неизменно появляются люди, которые пишут про карму, возмездие и бумеранг. Но ведь с тем же успехом можно полагать, что мы и есть бумеранг. Мир справедлив и каждый получает по заслугам – так полагают люди, которые верят в круговорот возмездия.

Существует ли на самом деле эффект бумеранга? Справедлив ли мир сам по себе? Способен ли он наказывать злодеев некой неведанной силой?

Люди верят в то, что мир несет некую справедливость, которая есть повсюду: она заполняет пространство, а когда приходит время, она проявляется. Вот только кто и как решает, что уже пора? Как выяснить, что именно этот человек заслуживает наказания? Ведь для одних он будет не виновен, а его поступки – безобидны. А для других те же поступки покажутся совершенно недопустимыми. Такие люди будут убеждены, что человека следует наказать.

Мы часто видим, как человек попадает в неприятность. Многие сразу начинают предполагать, что это его настиг бумеранг за какие-то прошлые проступки. Он сам виноват, поэтому случившаяся неприятность – расплата за его плохое поведение. А вдруг это только начало цепочки? И бумеранг должен прилететь к тому, кто виноват в неприятностях этого человека?

Где начало справедливости? Будет ли наказан злоумышленник за причинение вреда человеку? Или по закону бумеранга он послан свыше, чтобы наказать этого человека за что-то? Получается, что цикл бумеранга бесконечен, и правосудие настигнет всех людей, неважно за что.

Но здесь не работает элементарная логика. Полностью отсутствует причинно-следственная связь. Случайные события наделяются некими особенными свойствами, которые удобны человеку в данной ситуации. Мир в таком представлении расценивается, как нечто созданное для человека, порой даже для одного конкретного индивидуума. Все отложено на потом: потопы, войны, эпидемии.

Всем известный пример: на лавочке у подъезда сидят бабушки и обсуждают соседа, который почему-то кажется им очень плохим человеком. Поэтому справедливость ведет его прямиком в ловушку: огромную глубокую лужу, полную грязи. Всё, обувь испачкана. Этот явно нехороший человек наказан всесильной целеполагающей волей и последствиями непогоды. Бумеранг настиг цель. Неизвестно точно, за что, но Марья Петровна знает: Бог шельму метит. Как правило, сторонний наблюдатель сам определяет, исходя из своей субъективной позиции, кто жертва, а кого должно настигнуть возмездие.

Порой бывает невозможно понять, к чему приведет тот или иной поступок. Невозможно даже дать верную оценку: хороший он или плохой. И уж тем более невозможно оценивать человека в целом и решать, наблюдая за ним, заслуживает он своей неприятности или нет.

В подобных ситуациях можно увидеть своего рода ошибку атрибуции. Это когда происходит переоценка личностных качеств и недооценка обстоятельств при рассмотрении поведения человека. Возможно, сосед не поздоровался, потому что он работал 16 часов в ночную смену и просто вас не заметил, а не потому, что он невоспитанный и обязательно должен быть наказан по закону бумеранга.

В современной культуре на религиозной основе сформирован такой взгляд на вещи: некое зло всегда является антагонистом добра, поэтому оно обязательно должно быть повержено. На самом деле добро и зло – оценочная категория, которая строится на этике и морали. И она может измениться. То есть в какой-то степени – это относительные понятия. Как отмечал в свое время Фридрих Энгельс: представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу и от века к веку, что часто противоречили одно другому.

Допустим, известно, что есть человек, который совершил плохой поступок и он объективно является преступником. По закону справедливости его должен наказать бумеранг. Но наблюдая за ним, все видят, что ничего не происходит. Он продолжает наслаждаться жизнью и чувствует себя вполне счастливым. Что делать в такой ситуации, где заслуженное наказание? И тогда наблюдатель переносит сладостный момент воздаяния на загробную жизнь или на родственников. В итоге бумеранг берет такую траекторию, что сложно догадаться, где, как и кого он стукнет. Очевидно, что в объективном мире вещи так не работают. Это работает только в головах и является когнитивным искажением реальности.

Вера в справедливый мир. Этот феномен заставляет людей думать, что действие человека в конечном итоге приведет к некой моральной справедливости. Благородные действия вознаграждаются, а злые обязательно наказываются. Гипотезу об этом явлении впервые выдвинул в 60-х годах прошлого столетия канадский социальный психолог Мелвин Лернер. Согласно его теории, вера в справедливый мир – это не просто логическая ошибка, это психическая потребность человека. Лернер полагает, что относительное благополучие и успех одних на фоне неблагополучия других требует каких-то объяснений и оправданий. Вера в справедливый мир помогает человеку, получившему какие-либо блага, считать, что он это заслужил. А другие имеют то, что заслужили они. То есть каждый получает то, чего достоин.

Всем нам не раз приходилось видеть, во что вытекает подобная вера. Часто жертвы мошенников, ограблений или изнасилований вместо сочувствия получают порцию обвинения в свой адрес. На них возлагается вина за случившееся. Первое, что слышит обманутый человек, даже от своих близких: «Ну нельзя же быть таким доверчивым». По сути, они назначают человека виновным.

Вторую жертву ограбили, а ему начинают говорить: «Зачем ты ходишь в такой привлекательной одежде, носишь с собой деньги, да и зачем ты вообще куда-то ходишь! Сиди дома, и тогда тебя точно никто не ограбит». Люди рассуждают так: «Ну вот меня же никто не грабит. Это потому что я правильно себя веду. Меня не за что грабить. А вот он плохо себя вел, поэтому и получил по заслугам». Вера в подобное мироустройство дает опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и мучительных раздумий и сомнений. Мир справедлив, поэтому люди в безопасности, пока не делают ничего плохого.

Однако, чтобы сохранить эту веру, нужно закрывать глаза на все акты несправедливости. Или еще проще: назначать их актами справедливости. Но те, кому пришлось побывать в роли жертвы, проявляют больше милосердия к другим жертвам и менее склонны верить в справедливый мир. Лернер полагает, что события, которые воспринимаются, как явная несправедливость, могут побудить нас к каким-то действиям, чтобы устранить ее. Но в том случае, когда мы не можем победить зло, мы убеждаем себя, что ничего просто так не бывает и зло будет наказано по законам кармы.

Вера в справедливый мир – это самообман. Люди считают, что пока не совершат какого-либо проступка, с ними не произойдет ничего плохого. Они не пострадают, потому что для этого нет никаких причин. Некоторые психологи считают, что это возникает из-за желания предсказывать результат своего поведения и получить порцию ментального успокоительного. Высокая степень общей веры в справедливый мир считается позитивной иллюзией, которая помогает людям справиться с непреодолимостью и потенциальными угрозами жизни.

В исследованиях Мелвина Лернера и Каролин Симмонс 1966 года 72 женщины наблюдали, как другая женщина выполняет задания. В случае ошибки она получает удар электрическим током и изображает боль. Разумеется, подопытную током не били, но участницы об этом не знали. Когда их опросили по поводу увиденного, многие обесценили страдания жертвы и отметили, что им не понравилась ее внешность, ум, манера себя держать, поэтому она заслужила наказание.

Еще в одном исследовании на глазах у участников эксперимента двое мужчин решали головоломки. Потом один из них получил денежный приз. При этом испытуемым мужчинам заранее объяснили, что приз достанется не за результат, а случайным образом. Затем опросили участников эксперимента. Большинство из них ответили, что человек не зря получил свою награду. Он показался более умным, старательным и предлагал оригинальные решения задач. Словом, он заслужил этот полученный приз.

Вслед за Лернером некоторые ученые повторяли подобные исследования и приходили к аналогичным результатам. Человек хочет жить в справедливом мире, и ради своей иллюзии готов идти даже на подтасовку фактов в своей голове.

Шведские ученые Роберт Торнберг и Свен Клутсен в 2010 году провели опрос среди подростков и попытались узнать, почему некоторых из них дразнят и обижают в школе. Одни ученики среди причин назвали необоснованную жестокость других детей и желание мнимого превосходства. А 42% опрошенных обвинили тех, над кем издеваются. Если наблюдатели бессильны изменить участь жертвы, они нередко отвергают и принижают ее.

Зик Рубин из Гарвардского университета и Летиция Эн Пилау из Калифорнийского провели исследование в Лос-Анджелесе. Они хотели изучить характеристики людей, которые больше всего убеждены в справедливом мире. Ученые обнаружили, что люди, имеющие сильную веру в заслуженное наказание, более религиозны и авторитарны. Они консервативны и склонны восхищаться политическими лидерами, имеют негативное отношение к обездоленным группам населения. Также усиленная вера в справедливость положительно коррелирует со сверхъестественными или духовными убеждениями и опосредует связь между духовностью и благополучием.

Среди различных дискриминаций такая вера наиболее сильно взаимосвязана с религиозной. Одно из исследований показало, что в странах, где большинство населения является угнетенным и беспомощным, вера в справедливый мир гораздо слабее, чем в других, более развитых странах. Это подтверждает гипотезу о том, что у обездоленных и угнетенных было больше личного и общественного опыта, который предоставил им доказательства несправедливости и непредсказуемости мира.

В классическом эксперименте социального психолога Линды Карли двум группам людей предлагали прочитать один и тот же рассказ, но с разными концовками. В рассказе женщина и ее начальник, мужчина, вместе обедали. Потом шли к нему домой и выпивали по бокалу вина. После этого в одной концовке начальник предлагал женщине руку и сердце, а в другой – насиловал ее. Те, кто читал первую концовку с замужеством, хвалили женщину и босса за безупречное поведение. А читатели второго варианта говорили, что женщина сама виновата в изнасиловании. История была одна и та же. Но когда она заканчивалась актом насилия, читатели задним числом находили ошибки в поведении женщины. Если же конец был хорошим, эти ошибки, по мнению опрошенных, напрочь отсутствовали.

Результаты подобных исследований позволяют предположить, что люди равнодушны к социальной несправедливости не потому, что справедливость их не волнует, а потому что они не видят несправедливость. Вера в справедливый мир влияет на мышление людей. Даже когда конкретные свидетельства указывают на то, что нет никакой связи между поступком и теми событиями, которые происходят с человеком, мышление идет по другому пути. Оно заставляет думать, что связь существует и поэтому все произошло так, как и должно было.

С помощью иллюзий справедливого мира люди могут обосновывать как положительные, так и отрицательные результаты. Как для себя, так и для других. При этом одни демонстрируют большую уверенность в отношении себя, а другие – в отношении окружающих.

Также можно разделить подобное восприятие на ретроспективное и проспективное. Ретроспективное – это когда то, что человек получил сейчас, является результатом действий в прошлом. В проспективном, наоборот, текущие поступки человека оцениваются как причина каких-либо событий в будущем. Можно считать, что это полезное свойство и оно позволит людям избежать плохого поведения. Люди будут бояться справедливого наказания, а потому будут контролировать и свои действия. Но исследования показали несколько другие результаты. Нечестность проявляется главным образом тогда, когда выгода превышает возможные издержки. Например, быть пойманным или чувствовать себя виновным и аморальным.

Кроме того, нечестность возрастает вместе с оправданиями, которые появляются либо до, либо после преднамеренного неэтического поведения. Они уменьшают страх ожидаемого наказания. Поэтому люди могут вести себя нечестно, но при этом чувствовать спокойствие. Авторы описывают различные формы оправданий, которые снижают этический диссонанс.

Эти результаты позволяют сделать вывод, что вера в справедливый мир – это своего рода адаптивная функция, которая позволяет людям снять с себя ответственность. Конечно, не всегда хочется думать, что мир несправедлив. Порой хочется верить в карму и заслуженное наказание. Хочется видеть мир таким, где добро побеждает зло, где люди, которые усиленно трудятся, получают вознаграждение, а те, кто нечестен – наказание.

Мысли о справедливом мире дают ложное чувство безопасности. Человек считает, что находится под покровительством справедливости и думает, что пока он не сделает ничего плохого, с ним ничего не должно произойти. Он верит в то, что тот, кто плохо себя ведет – получит сполна. И поэтому жить в таком мире гораздо спокойнее и уютнее.

Однако в действительности зло процветает, а расплата часто не наступает. Нужно помнить, что мир несправедлив, а случаи бывают разными. Человек прежде всего ответственен перед людьми, а не перед эфемерной справедливостью. Виновен всегда преступник, а не жертва. Никто не заслуживает быть случайным образом ограбленным, изнасилованным или убитым просто потому, что кому-то кажется, как будто в этом и есть справедливость. Противостояние злу – это тяжелый труд, и поэтому лучше не надеяться на чудесный естественный баланс.

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Отличная статья, спасибо!
    • SRK33
    • 3 апреля 2021 г. 05:37
    Учёные доказали , что бога нет . ? ))))
  • Благой порыв, но крайне противоречивый текст. Странно выглядит даже последний абзац, с последней фразой которого можно согласиться. = Виновен всегда преступник, а не жертва= да, конечно, но:=Человек прежде всего ответственен перед людьми, а не перед эфемерной справедливостью= а вот это уже спорно. Где, в какой культуре предписано "сожри ближнего"? Я о такой не слышал. Вообще, имеет смысл сравнивать только конкретные культуры, поскольку каждая из них складывается в определенных реальных условиях.