Дорогой друг, я думаю, ты уже ясно представляешь воина первого уровня. Я также думаю, что присутствует некоторое разочарование – ждал чудес, а их вроде как и нет. Ну что же, перейдем к чудесам. Но сначала определение. Если воин первого уровня «всего лишь» может делать в бою то, на что способен в обычной обстановке, то у воина второго уровня в бою получаются такие вещи, которые, в принципе, хотя и возможны, но в обычных условиях получаются крайне редко.
Любой человек может вспомнить случай из своей жизни, когда у него все получалось, причем было понятно, что это не случайно. Совершенно явственно присутствовало состояние «я хочу – я могу». Оно появилось, и попасть в баскетбольную корзину из центра зала – запросто.
Вот отрывок из статьи, описывающей нечто подобное, произошедшее с гонщиком «Формулы I» Айртоном Сена (все заснято и замерено):
«Некоторые вещи из той «Формулы» сегодня и вправду кажутся безумием, лишенным всякой логики. Безумие – это квалификация к Гран-при в Монако 1988 года. Айртон Сена, с каждым кругом все улучшающий и улучшающий свое время, хотя вроде бы предел уже достигнут.
Его собственный рассказ о той квалификации не проясняет почти ничего: «Я ехал все быстрее и быстрее. Десятая, две, целая секунда, полторы… В конце концов я перешел – как бы это правильнее сказать – порог сознания, что ли. Трасса превратилась для меня в тоннель, то есть вокруг не было ничего, и я мчался по этому тоннелю, словно поезд по рельсам, не отклоняясь от оптимальной траектории ни на сантиметр. Это было странное ощущение. С одной стороны, я контролировал ситуацию полностью, с другой – не знал, что происходит…»
Подобный случай произошел однажды со мной, причем было более или менее понятно, что к этому привело.
Это случилось более тридцати лет назад во время военных сборов, на которых я, как и все курсанты, с удовольствием палил из всех видов оружия и из всех положений. Однако через пару недель как-то все наскучило. Армейская методика всегда рассчитывается на самого тупого, поэтому при желании и некотором усилии легко все упражнения выполнять на «отлично» – в общем, немного надоело.
Но однажды идем утром, как всегда, на стрельбище, и тут вдруг выясняется, что наш отличник и умница Коленька забыл очки в палатке, а он, как все отличники, очень трепетно относился к оценкам. А по учебному плану – стрельба из пулемета на время, то есть в разных местах полигона неожиданно появляются, а потом снова исчезают мишени, и надо их успеть увидеть, прицелиться и поразить ограниченным количеством патронов. Тут-то все и случилось. Понятно, что в данной ситуации воином первого уровня я уже был: мишень фанерная, ее не жалко, и страха нет – на оценку наплевать, я же не отличник и не за Олимпийское золото стреляю. Но какой-то кураж возник – от скуки, наверное. Ну и говорю Коленьке: «Поскольку стреляем парами, давай будешь со мной на втором рубеже. Когда я буду стрелять по своим и твоим мишеням, то и ты пали, не важно куда, главное одновременно». А мне предстояло одним боекомплектом и за то же самое время поразить в два раза больше мишеней.
Легли на огневом рубеже, заправили ленты в пулеметы, доложили – мол, к стрельбе готовы, и как-то все изменилось. Исчезли звуки, видимость сузилась до сектора огня, а сам я не то что слился с пулеметом, я в него превратился. Вроде как моя душа в него вселилась. Когда появилась первая пара мишеней, ствол сам собой развернулся, причем одновременно совместились мишень, мушка и прорезь, и сразу же раздалась очередь, после чего ствол повернулся ко второй мишени, и вторая очередь. Время как бы растянулось, я просто ощущал, как затворная рама плавно двинулась, захватив очередной патрон, и дослала его в патронник, вот повернулся затвор, запирая ствол; ударник воспламенил капсюль, вспыхнул порох и пуля, набирая скорость и закручиваясь вправо, устремилась к дульному срезу. Вот она проскочила газоотводное отверстие и затворная рама начала движение назад, вытаскивая из ленты очередной патрон. Как только пуля покинула ствол, затвор, развернувшись, полетел назад за новым патроном, по пути «сплевывая» стреляную гильзу в синхронно открывшееся окошко.
Ствол искал мишень, короткая очередь, снова поворот ствола; параллельно в голове крутился счетчик оставшихся патронов (это, впрочем, и раньше получалось), и, наконец, все кончилось.
Мир вернулся на свое место, возник острый камешек под левой коленкой, упала капля начинающегося дождя на горячий ствол и мгновенно испарилась. Счетчик в голове показывал остаток – три патрона. Посмотрел вправо – на входе в ствольную коробку желтел последний патрон; предпоследний, стало быть, был по центру коробки, а третий, выдернутый из ленты, находился сзади, готовый к выстрелу. Но стрелять уже не нужно. С вышки загремел репродуктор: «Первый и второй огневые рубежи – все мишени поражены».
А кто бы сомневался. На Коленьку это произвело сильное впечатление. Не результат стрельбы, а как это все происходило. Он сказал, что у меня на лице была маска релаксации (мы такое наблюдали у умственно отсталого в психбольнице на практике). Потом я прочитал, что некоторые восточные школы боевых искусств очень долго добиваются именно этого состояния – состояния боевого транса.
В восточной притче рассказывается, как учитель заставил одного новичка вместо обучения навыкам фехтования ходить по периметру квадрата «три на три». Тот и ходил так целый год, но потом стал выказывать недовольство: все, мол, учатся, а он нет. На что учитель ему сказал: «А ты уже все умеешь», – дал ему боевой меч и велел вспомнить то состояние, в котором он целый год тупо ходил по квадрату. И стали они сражаться, и ученик успешно отразил все выпады учителя.
На эту тему есть классическая книга – «Дзэн в искусстве стрельбы из лука». Ее написал европеец, который обучался этому искусству пять лет. Вернее, это так выглядело со стороны, на самом же деле таким образом постигалась философия Дзэн, а успехи в стрельбе были просто побочным эффектом. Вот ключевая фраза из книги:
«Когда лучник достигает верха совершенства, лук, стрела, мишень и он сам сливаются воедино, и он не стреляет – это происходит само по себе».
Современная западная цивилизация, основанная на рациональном отношении к миру, также учит владеть оружием.
Предлагается учесть все мыслимые и немыслимые влияния и внести в процесс прицеливания соответствующие поправки (расстояние, ветер, движение цели, стрелка, да и много чего еще).
Если посмотреть, как стреляют современные лучники-спортсмены, то видно, что они именно прицеливаются: тетива у глаза, прицельное устройство на самом луке, что-то с чем-то совмещают, задерживают дыхание и прочее.
На древних рисунках, изображающих войну, видно, как лучники натягивают тетиву, – не до глаза, а до уха. Это увеличивает дальность полета стрелы, но совершенно лишает возможности целиться (в современном понимании).
Да и как можно целиться, стреляя с боевой колесницы? Движется стрелок, противник, понятно, не стоит на месте, расстояние, ветер – все определяется как бы на глаз. На самом же деле совсем не определяется. Стрелок просто хочет попасть и попадает, если, конечно, действительно хочет.
В древности воинов учили не целиться, а правильно хотеть. Именно так происходило обучение стрельбе одного из героев книг Б. Акунина:
«…Представь, что от дула тянется тонкий луч. Нащупай цель этим лучом, – учил Хасан, дыша в затылок и поправляя мальчишечьи пальцы, крепко вцепившись в ружейное ложе. – А сила не нужна. Ружье – оно как женщина или конь, дай ему ласку и понимание». Ахимас старался понять ружье, прислушивался к его нервному железному голосу, и металл начинал гудеть ему на ухо: чуть правей, еще, а теперь стреляй. «Ва! – Дядя цокал языком и закатывал глаза. – У тебя глаз орла! Со ста шагов в бутылку!..»
Из пистолета стрелять было еще легче. «Никогда не целься, – говорил дядя. – Ствол пистолета – продолжение твоей руки. Когда ты показываешь на что-то пальцем, ты ведь не целишься, но тычешь именно туда, куда нужно. Думай, что пистолет – это твой шестой палец». Ахимас показывал длинным железным пальцем на грецкий орех, лежавший на пне, и орех разлетался в мелкое крошево».
Само собой, Ахимас, кроме всего прочего, был и воином, прошедшим первый уровень, – никакие эмоции не мешали ему делать то, что он хотел делать. И так продолжалось до тех пор, пока не появилась в его жизни женщина, чувства к которой стали если и не приоритетными, то, по крайней мере, соизмеримыми с его другими желаниями. На этом воина Ахимаса (теперь уже бывшего воина) непревзойденный Эраст Фандорин и подловил.
Если есть желание освоить состояние воина второго уровня в домашних условиях – это легко сделать, научившись ударом бича гасить свечу (как это удавалось Зорро).
Инструкция простая: берешь бич, смотришь на свечу и щелкаешь. И если сумеешь правильно захотеть, то получится.
Оценили 57 человек
68 кармы