Второй урок ЛОГИКИ

3 1064

О реальности понятий

В Психологии мы видели, что понятиями называются такие умственные построения, которые относятся к классу, к группе однородных вещей. Мы обладаем известными понятиями, но вот вопрос, существует ли какая-либо реальность, которая соответствовала бы нашим понятиям? Вопрос о существовании реальности, соответствующая нашим понятиям, имеет следующее основание. Когда мы имеем представление этого стола, этого дома, этого человека, то мы говорим, что ему во внешнем мире соответствует известная единичная вещь. Если это так, то можно поставить вопрос: а что же соответствует нашему понятию стола, понятию дома, понятию человека? Ведь ничего не соответствовать не может, потому что в таком случае понятия в нашем понимании были бы фикциями, т.е. мы бы думали о чём-то, что не соответствует ничему реальному; у нас в уме было бы понятие человека, но никакой реальности, соответствующей этому понятию, не было бы. Из этого ясно, что вопрос о реальностях, соответствующих нашим понятиям, имеет известное основание.

Рассмотрим вкратце историю вопроса о реальности понятий.

Платон (427—347) признавал объективно-реальное существование понятий, которые он называл идеями. В мире, подлежащим нашему чувственному восприятию, существует этот, другой, третий стол; но кроме этих единичных столов в мире сверхчувственном существует еще идея стола, соответствующая нашему понятию стола. Истинное существование присуще только вещам мира сверхчувственного, небесного; чувственный же мир, который мы воспринимаем при помощи наших органов чувств – это только тусклое отражение мира идей. В то время, как чувственные вещи представляют нечто непродолжительное, постоянно меняющееся, идеи представляют собою нечто вечное и неизменное. Итак, по Платону, понятиям в нашем уме соответствуют те идеи, которые реально существуют в форме вещей, в мире сверхчувственном.

Аристотель, ученик Платона, соглашается с ним в том, что идеи, как их понимал Платон, действительно существуют реально, но он не находит никаких оснований для допущения, что идеи существуют отдельно от чувственно воспринимаемых вещей. То общее, что является предметом понятия, находится в единичных вещах – оно как бы распределяется между единичными вещами.

Таким образом, по Платону, идеи или понятия существуют отдельно от вещей; по Аристотелю, они существуют в самих вещах. Но – и по Платону, и по Аристотелю, понятия существуют реально. Поэтому Платон и Аристотель называются реалистами.

В средние века вопрос о реальности понятий появился в новой форме. Назывался он вопросом об универсалиях; универсалиями назывались общие представления, понятия, идеи, о реальности которых шла речь. Средневековые философы решали этот вопрос двояко.

Одни говорили: “universalia sunt realia”. Для них идеи, понятия, универсалии были реальностью, т.е., по их мнению, кроме единичных вещей, предметов чувственного восприятия, существуют еще и идеи. Это учение называлось реализмом.

Другие утверждали: “universalia sunt nomina”; понятия, общие представления реально не существуют; они – только умственные построения, которые обозначаются при помощи одного и того же имени; они собственно являются именами, обозначающие набор или совокупность сходных единичных вещей. Для этих философов реальны только единичные вещи, универсалии же – не более, чем простые названия, имена (nomina). Это учение называлось номинализмом.

Таким образом, к концу средних веков по занимающему нас вопросу мы находим две школы: реалистическую, признававшую реальность понятий или идей, и номиналистическую, отрицавшую эту реальность.

В номинализме выделяется одна школа, которая признавала реальность понятий или общих представлений в нашем уме, и её приверженцы находили, что универсалии существуют, но только в нашем уме; другие номиналисты, как мы увидим дальше, отрицали и это.

Концептуализм. Те номиналисты, которые признавали существование общих представлений, как психических явлений, называются концептуалистами (от conceptus mentis=понятия). Главный их представитель – Локк (1632—1704). По его мнению, человек обладает способностью создавать общие представления и выражать эти общие представления при помощи слов. Человек может из ряда сходных представлений абстрагировать или выделить то общее, что в них содержится, отбросивши все случайное, что обуславливается теми или другими обстоятельствами. Посредством этого общего мы можем мыслить множество единичных предметов. Это отвлечённое или абстрактное общее и есть общее представление или понятие, которое существует у нас в уме. Следовательно, по Локку, объективно, реально существуют только единичные вещи, но мы о единичных вещах имеем общее представление или понятие, которое, разумеется, существует только в нашем уме.

Номинализм. По мнению Беркли (1685 —1753), таких абстрактных общих представлений, о которых говорит Локк, в нашей голове нет и быть не может. По его мнению, можно легко показать, что абстрактного общего представления о треугольнике не существует, потому что, если бы такое представление существовало, то оно должно было бы быть в одно и то же время представлением треугольника остроугольного и прямоугольного, равностороннего и равнобедренного, и в то же время ничем из них, потому что, составляя общее представление о треугольнике, мы отвлекаемся от всех этих признаков. Точно так же общее представление, или идея, о человеке, должна была бы быть в одно и тоже время идеей о человеке чёрном, белом и смуглом, прямом и горбатом, большом, маленьком и среднего роста. Следовательно, по мнению Беркли, в нашем сознании нет абстрактных идей пли общих представлений.

Однако это утверждение вызывает недоумение: ведь общие представления существуют: иначе мы о них не были бы в состоянии говорить. Беркли согласен признать, что они существуют, но совершенно особенным образом. Если мы обратимся к нашему самосознанию, то в нашем уме мы не найдём общих представлений, в нашем уме есть только представления о единичных вещах, но они могут замещать собой общие представления. Для того, чтобы сделать эту мысль Беркли понятной, возьмём для примера геометра, который доказывает, каким образом можно разделить прямую линию на две части. Он проводить, например, чернилами черную линию длиной в десять сантиметров и на ней показывает, каким образом линия делится пополам. Эта линия является единичной линией, но тем не менее она по своему значению является общей, потому что в глазах геометра всё то, что доказано относительно данной единичной линии – будет справедливо относительно всех других линий, или другими словами, относительно линий вообще. Таким образом, единичная линия становится общей, потому что она стала знаком. Вследствие этого и слово “линия”, которое является частным словом, делается общим, благодаря тому, что становится знаком. Представление единичной математической фигуры приобретает общее значение, будучи на самом деле единичным.

Следовательно, по мнению Беркли, в нашем сознании находится представление единичных вещей, которое играет роль заменителя, так что, когда мы о чем-нибудь размышляем, то вместо понятий или общих представлений у нас появляются или единичные представления, или слова, которые заменяют понятия, играя ту же роль, какую должны бы играть сами понятия, если бы они существовали.

Это – теория номиналистическая.

Таким образом, у нас получаются две теории, именно, теория концептуализма и теория номинализма. По номинализму общих представлений или понятий нет, только слова придают тому или иному умственному построению общий характер. Но когда мы употребляем имена, слова, то в сознании мы имеем только представления о единичных вещах. По концептуализму, наоборот, наши представления могут быть общими: у нас могут быть представления класса вещей. Это – представления общих свойств ряда сходных единичных предметов.

Но какую из двух изложенных теории нужно считать истинной? Первая теория более вероятна. В нашем уме нет понятий в роде каких-то схем: их замещают какие-нибудь единичные представления. 

Общие представления и понятия. Различие между общими представлениями и понятиями соответствует различно между понятиями просто и понятиями логически обработанными. Обычные понятия – это те понятия, содержание которых мыслится неопределённым, в логически же обработанных понятиях мы всегда должны мыслить определённое содержание. 

Возьмём пример. Понятие “растение”, “животное” в обиходной жизни употребляется с очень неопределённым содержанием. Вследствие этого простолюдин может быть в затруднении относительно того, напр., растение ли морская анемона, или же нет. Т. н. морская анемона – животное, но по внешнему виду она похожа на растение. Поэтому она в обиходной жизни и считается растением. Само название “морские анемоны” или “морские розы” показывает, что популярное сознание не отличает их от растений. По тем же причинам простолюдин считает кита рыбой. Когда простолюдин употребляет слово “свет”, то он думает о том общем, которое является результатом сравнения световых явлений, которые они имели возможность наблюдать: “пучок света” “солнечный луч”, свет, который возникаете в комнате после темноты, и т. п. Понятие света в физике, как научное понятие, употребляется со вполне определенным содержанием. Физика предписывает нам, чтобы мы мыслили это понятие со вполне определёнными признаками. Так как это понятие является со вполне определённым содержанием, то его следует считать логически обработанным понятием.

Таким образом, различие между общими представлениями и понятиями сводится к большому совершенству этих последних. Их содержание более устойчиво, более определённо, более постоянно. В то время, как общие представления у различных лиц различны, понятия у всех людей должны быть одинаковыми.

Вопросы для закрепления. /В рамках курса ответы на эти вопросы проверялись преподавателем - в рамках бесплатной публикации - можете отвечать в комментариях - по возможности я буду отвечать и проверять их - но только по возможности.../ Какой смысл имеет постановка вопроса о реальности понятий? Изложите взгляд Платона. Изложите взгляд Аристотеля на реальность понятий. Какое различие между учением Платона и Аристотеля? Какие существуют две теории об универсалиях? Что такое концептуализм? Что такое номинализм? Изложите теорию Беркли. Какое различие между концептуализмом и реализмом? Какое различие между общими представлениями и понятиями?

---

Если будет желание и возможность - любая поддержка приветствуется и любая сумма в биткойнах поможет в этом: 15SGrmL2jJbnZiL8pNbJytCLioeKLnPkGE

или рублями можно сюда: https://qiwi.com/n/HINUM115

не забудьте подписаться на меня и на Cont'e чтоб не пропустить ничего важного и полезного...


Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Логика замечательный инструмент и она хороша для решения многих задач, но как и любая формальная система она не полна ( По теореме Гёделя о неполноте формальных систем) и не стоит применять её к системам принципиально более - ну пусть будет, говоря по простому, сложным. Текущую реальность России, да и не только её, одной логикой не объять - это невозможно сделать без очень больших искажений восприятия, делающих саму эту попытку бессмысленной, не стоит и пытаться...
  • Словоблудие всё это, и субъективные мнения, не имеющие практического применения в повседневной действительности:)