• РЕГИСТРАЦИЯ

Второй урок ЛОГИКИ

3 948

О реальности понятий

В Психологии мы видели, что понятиями называются такие умственные построения, которые относятся к классу, к группе однородных вещей. Мы обладаем известными понятиями, но вот вопрос, существует ли какая-либо реальность, которая соответствовала бы нашим понятиям? Вопрос о существовании реальности, соответствующая нашим понятиям, имеет следующее основание. Когда мы имеем представление этого стола, этого дома, этого человека, то мы говорим, что ему во внешнем мире соответствует известная единичная вещь. Если это так, то можно поставить вопрос: а что же соответствует нашему понятию стола, понятию дома, понятию человека? Ведь ничего не соответствовать не может, потому что в таком случае понятия в нашем понимании были бы фикциями, т.е. мы бы думали о чём-то, что не соответствует ничему реальному; у нас в уме было бы понятие человека, но никакой реальности, соответствующей этому понятию, не было бы. Из этого ясно, что вопрос о реальностях, соответствующих нашим понятиям, имеет известное основание.

Рассмотрим вкратце историю вопроса о реальности понятий.

Платон (427—347) признавал объективно-реальное существование понятий, которые он называл идеями. В мире, подлежащим нашему чувственному восприятию, существует этот, другой, третий стол; но кроме этих единичных столов в мире сверхчувственном существует еще идея стола, соответствующая нашему понятию стола. Истинное существование присуще только вещам мира сверхчувственного, небесного; чувственный же мир, который мы воспринимаем при помощи наших органов чувств – это только тусклое отражение мира идей. В то время, как чувственные вещи представляют нечто непродолжительное, постоянно меняющееся, идеи представляют собою нечто вечное и неизменное. Итак, по Платону, понятиям в нашем уме соответствуют те идеи, которые реально существуют в форме вещей, в мире сверхчувственном.

Аристотель, ученик Платона, соглашается с ним в том, что идеи, как их понимал Платон, действительно существуют реально, но он не находит никаких оснований для допущения, что идеи существуют отдельно от чувственно воспринимаемых вещей. То общее, что является предметом понятия, находится в единичных вещах – оно как бы распределяется между единичными вещами.

Таким образом, по Платону, идеи или понятия существуют отдельно от вещей; по Аристотелю, они существуют в самих вещах. Но – и по Платону, и по Аристотелю, понятия существуют реально. Поэтому Платон и Аристотель называются реалистами.

В средние века вопрос о реальности понятий появился в новой форме. Назывался он вопросом об универсалиях; универсалиями назывались общие представления, понятия, идеи, о реальности которых шла речь. Средневековые философы решали этот вопрос двояко.

Одни говорили: “universalia sunt realia”. Для них идеи, понятия, универсалии были реальностью, т.е., по их мнению, кроме единичных вещей, предметов чувственного восприятия, существуют еще и идеи. Это учение называлось реализмом.

Другие утверждали: “universalia sunt nomina”; понятия, общие представления реально не существуют; они – только умственные построения, которые обозначаются при помощи одного и того же имени; они собственно являются именами, обозначающие набор или совокупность сходных единичных вещей. Для этих философов реальны только единичные вещи, универсалии же – не более, чем простые названия, имена (nomina). Это учение называлось номинализмом.

Таким образом, к концу средних веков по занимающему нас вопросу мы находим две школы: реалистическую, признававшую реальность понятий или идей, и номиналистическую, отрицавшую эту реальность.

В номинализме выделяется одна школа, которая признавала реальность понятий или общих представлений в нашем уме, и её приверженцы находили, что универсалии существуют, но только в нашем уме; другие номиналисты, как мы увидим дальше, отрицали и это.

Концептуализм. Те номиналисты, которые признавали существование общих представлений, как психических явлений, называются концептуалистами (от conceptus mentis=понятия). Главный их представитель – Локк (1632—1704). По его мнению, человек обладает способностью создавать общие представления и выражать эти общие представления при помощи слов. Человек может из ряда сходных представлений абстрагировать или выделить то общее, что в них содержится, отбросивши все случайное, что обуславливается теми или другими обстоятельствами. Посредством этого общего мы можем мыслить множество единичных предметов. Это отвлечённое или абстрактное общее и есть общее представление или понятие, которое существует у нас в уме. Следовательно, по Локку, объективно, реально существуют только единичные вещи, но мы о единичных вещах имеем общее представление или понятие, которое, разумеется, существует только в нашем уме.

Номинализм. По мнению Беркли (1685 —1753), таких абстрактных общих представлений, о которых говорит Локк, в нашей голове нет и быть не может. По его мнению, можно легко показать, что абстрактного общего представления о треугольнике не существует, потому что, если бы такое представление существовало, то оно должно было бы быть в одно и то же время представлением треугольника остроугольного и прямоугольного, равностороннего и равнобедренного, и в то же время ничем из них, потому что, составляя общее представление о треугольнике, мы отвлекаемся от всех этих признаков. Точно так же общее представление, или идея, о человеке, должна была бы быть в одно и тоже время идеей о человеке чёрном, белом и смуглом, прямом и горбатом, большом, маленьком и среднего роста. Следовательно, по мнению Беркли, в нашем сознании нет абстрактных идей пли общих представлений.

Однако это утверждение вызывает недоумение: ведь общие представления существуют: иначе мы о них не были бы в состоянии говорить. Беркли согласен признать, что они существуют, но совершенно особенным образом. Если мы обратимся к нашему самосознанию, то в нашем уме мы не найдём общих представлений, в нашем уме есть только представления о единичных вещах, но они могут замещать собой общие представления. Для того, чтобы сделать эту мысль Беркли понятной, возьмём для примера геометра, который доказывает, каким образом можно разделить прямую линию на две части. Он проводить, например, чернилами черную линию длиной в десять сантиметров и на ней показывает, каким образом линия делится пополам. Эта линия является единичной линией, но тем не менее она по своему значению является общей, потому что в глазах геометра всё то, что доказано относительно данной единичной линии – будет справедливо относительно всех других линий, или другими словами, относительно линий вообще. Таким образом, единичная линия становится общей, потому что она стала знаком. Вследствие этого и слово “линия”, которое является частным словом, делается общим, благодаря тому, что становится знаком. Представление единичной математической фигуры приобретает общее значение, будучи на самом деле единичным.

Следовательно, по мнению Беркли, в нашем сознании находится представление единичных вещей, которое играет роль заменителя, так что, когда мы о чем-нибудь размышляем, то вместо понятий или общих представлений у нас появляются или единичные представления, или слова, которые заменяют понятия, играя ту же роль, какую должны бы играть сами понятия, если бы они существовали.

Это – теория номиналистическая.

Таким образом, у нас получаются две теории, именно, теория концептуализма и теория номинализма. По номинализму общих представлений или понятий нет, только слова придают тому или иному умственному построению общий характер. Но когда мы употребляем имена, слова, то в сознании мы имеем только представления о единичных вещах. По концептуализму, наоборот, наши представления могут быть общими: у нас могут быть представления класса вещей. Это – представления общих свойств ряда сходных единичных предметов.

Но какую из двух изложенных теории нужно считать истинной? Первая теория более вероятна. В нашем уме нет понятий в роде каких-то схем: их замещают какие-нибудь единичные представления. 

Общие представления и понятия. Различие между общими представлениями и понятиями соответствует различно между понятиями просто и понятиями логически обработанными. Обычные понятия – это те понятия, содержание которых мыслится неопределённым, в логически же обработанных понятиях мы всегда должны мыслить определённое содержание. 

Возьмём пример. Понятие “растение”, “животное” в обиходной жизни употребляется с очень неопределённым содержанием. Вследствие этого простолюдин может быть в затруднении относительно того, напр., растение ли морская анемона, или же нет. Т. н. морская анемона – животное, но по внешнему виду она похожа на растение. Поэтому она в обиходной жизни и считается растением. Само название “морские анемоны” или “морские розы” показывает, что популярное сознание не отличает их от растений. По тем же причинам простолюдин считает кита рыбой. Когда простолюдин употребляет слово “свет”, то он думает о том общем, которое является результатом сравнения световых явлений, которые они имели возможность наблюдать: “пучок света” “солнечный луч”, свет, который возникаете в комнате после темноты, и т. п. Понятие света в физике, как научное понятие, употребляется со вполне определенным содержанием. Физика предписывает нам, чтобы мы мыслили это понятие со вполне определёнными признаками. Так как это понятие является со вполне определённым содержанием, то его следует считать логически обработанным понятием.

Таким образом, различие между общими представлениями и понятиями сводится к большому совершенству этих последних. Их содержание более устойчиво, более определённо, более постоянно. В то время, как общие представления у различных лиц различны, понятия у всех людей должны быть одинаковыми.

Вопросы для закрепления. /В рамках курса ответы на эти вопросы проверялись преподавателем - в рамках бесплатной публикации - можете отвечать в комментариях - по возможности я буду отвечать и проверять их - но только по возможности.../ Какой смысл имеет постановка вопроса о реальности понятий? Изложите взгляд Платона. Изложите взгляд Аристотеля на реальность понятий. Какое различие между учением Платона и Аристотеля? Какие существуют две теории об универсалиях? Что такое концептуализм? Что такое номинализм? Изложите теорию Беркли. Какое различие между концептуализмом и реализмом? Какое различие между общими представлениями и понятиями?

---

Если будет желание и возможность - любая поддержка приветствуется и любая сумма в биткойнах поможет в этом: 15SGrmL2jJbnZiL8pNbJytCLioeKLnPkGE

или рублями можно сюда: https://qiwi.com/n/HINUM115

не забудьте подписаться на меня и на Cont'e чтоб не пропустить ничего важного и полезного...


No War

    «Москва подала нам пример»: Китай аплодирует тому, как Россия арестовала активы американского банка JPMorgan
    • amurweb
    • Сегодня 09:23
    • В топе

    Валентин Катасонов: США больше не будут трогать «русские доллары»Арест в России активов и недвижимости американского финансового конгломерата JPMorgan Chase вызвал на Западе такой шок, ...

    Немецкая пресса возмущена «публичным унижением» танка Leopard на выставке в Москве
    • sam88
    • Сегодня 11:40
    • В топе

    Выставка трофейной военной техники, открывшаяся накануне на Поклонной горе в Москве, стала одной из главных тем западной прессы. Европейские издания не скрывают своего раздражения сами...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      RedBlackPurple 21 марта 2022 г. 21:02

      не возвращение... всего пара фактов...

      1-й факт24 февраля 1920 года на собрании в пивной «Хофбройхаус» Гитлер огласил программу «25 пунктов» и тогда же было принято решение о смене названия партии — к нему было добавлено «национал-социалистическая».2-ой факт24 февраля 2022 года - нападение на Украину......
      218
      RedBlackPurple 28 февраля 2022 г. 07:56

      Я ухожу с Конта... а ещё - что с уроками логики...

      Сначала об уроках логики, на Конте продолжения не будет, те кому они понравились и/или нужны - подписывайтесь на меня в новой соцсети - так вы узнаете и когда будет опубликован урок и где он будет опубликован: https://www.desentric.com?ref=MarkSway---Итак, я оказался прав, в одной из статей, я писал о возможном (на тот момент возможном) развитии ситуации: ht...
      1873
      RedBlackPurple 24 февраля 2022 г. 22:35

      Первый день войны - такой слабости я не ожидал...

      Слабости российской армии... По сути, ничего кроме ядерной дубинки как аргумента у РФ нет. И только это наследие совка ещё держит на плаву режим путина, помимо конечно рабского населения с промытыми мозгами.Я писал ранее - НЕТ ВОЙНЕ... сейчас она началась... мне пока везёт, я очень близко к линии разграничения на Донбассе, но кроме отдалённых бахов ничего не...
      668
      RedBlackPurple 18 февраля 2022 г. 22:12

      Lectio nona logicae

      (Девятый урок ЛОГИКИ) Почему я изменил традицию и сделал название на латинском языке? Попробуйте придумать логическую цепочку для этого и напишите её в комментариях.---Деление сужденийДеление суждений. В логике принято делить суждения с четырёх точек зрения: 1) количества, 2) качества, 3) отношения и 4) модальности.Количество суждения. Когда суждения рассматриваю...
      1094
      RedBlackPurple 18 февраля 2022 г. 20:09

      Восьмой урок ЛОГИКИ

      На этот раз - ссылки на предыдущие уроки я решил дать в начале: https://cont.ws/@thirdromestar/2197311https://cont.ws/@thirdromestar/2197558https://cont.ws/@thirdromestar/2199961https://cont.ws/@thirdromestar/2200108https://cont.ws/@thirdromestar/2200108https://cont.ws/@thirdromestar/2201702https://cont.ws/@thirdromestar/2202525https://cont.ws/@thirdromestar/2204...
      1336
      RedBlackPurple 18 февраля 2022 г. 17:03

      Седьмой урок ЛОГИКИ

      Давно я не публиковал уроки, уже 8 дней прошло от второй части шестого урока. На этот раз я решил не делить на части и полный урок чуть ниже.А сначала хотелось бы попросить об информационной поддержке цикла уроков - публикуйте ссылки на них в соцсетях, пожалуйста. Вам это ничего не стоит, а автор и те люди что найдут нужные им уроки будут рады.---О деленииЗадача делен...
      1116
      RedBlackPurple 17 февраля 2022 г. 15:19

      Гипотеза по военному конфликту

      Точнее, всего лишь возможный её ход, в контексте - что будет с РФ.Не важно, кто её начнёт. Предположим - большая война с Украиной началась.Россия может нанести удары, в данный момент, только по Украине, турецким войскам в Сирии, и всё - иначе - это уже втягивание в войну НАТО - что не нужно властям РФ, как минимум на первом этапе (хотя моё мнение - не нужно вообще) - ...
      2222
      RedBlackPurple 17 февраля 2022 г. 14:37

      Блеф перерастающий в войну?

      К сожалению, я поспешил с выводами в прошлой заметке... поверив в заявления властей РФ про отвод войск... и решил, что войны не будет... но очень быстро начали поступать новости, которые начали менять мой вывод - поэтому я долго не писал - я думал и анализировал, пытаясь предсказать шаги неадекватных представителей власти.Пока что, я полагаю, что вероятность полномасш...
      338
      RedBlackPurple 15 февраля 2022 г. 13:59

      Войны не будет, имхо

      Мне всё равно кто там выиграл и проиграл в рамках пропаганды всех сторон. Однозначно, это победа человечности. Победа миропонимания 21 века над 19.Главное, что будут сохранены жизни миллионов людей.И по новостям:В РФ заявили об отведении войск в места дислокацииГосдума РФ обратилась к Путину о признании "ЛДНР"Это уход в политическое решение, точнее просто деэскал...
      368
      RedBlackPurple 13 февраля 2022 г. 17:36

      Война...

      Будет или нет? Такой вопрос задают сейчас большинство обывателей. А кто-нибудь думал что она за собой несёт? Например, лозунг "можем повторить" - о чём он? Конечно, те идиоты, что лепят наклейки на авто - думают только о конечном факте победы. А на самом деле что он значит? Или иначе - какова его другая сторона.Самые упоротые дальше могут не читать - вс...
      970
      RedBlackPurple 12 февраля 2022 г. 17:13

      Что кроется за нагнетанием военной истерии

      Или чем это может быть... несколько гипотез.Предпосылка к гипотезе - слишком много, сильно и показушно все игроки действуют. К войне так не готовятся. Разве что сейчас идёт что-то типа великой битвы прошлого, но в информационном/гибридном варианте.Поэтому у меня возникли сомнения в целях всех мероприятий, особенно памятую, недавнюю синхронную политику в связи с ковидо...
      3355
      RedBlackPurple 12 февраля 2022 г. 15:17

      Чудесатее и чудесатее

      Почему я выбрал такой заголовок? Есть одна причина - у меня в голове не укладывается как оправдывают происходящее и уводят в сторону некоторые комментаторы (речь не только о комментах на Конте - вообще обо всех высказывающихся с провластной стороны).В целом я понимаю почему это делают т.н. тролли, или те кто хорошо имеют от нынешней власти - здесь вопросов не возникае...
      1215
      RedBlackPurple 11 февраля 2022 г. 18:14

      Говорят что Зюганова тоже положили...

      Пока в больницу... Лидера КПРФ Геннадия Зюганова на несколько дней положили в больницу для профилактики. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу пресс-службы партии Александра Ющенко.По его словам, такое решение было принято из‑за эпидемиологической ситуации, а также перенесенных политиком операций в течение последних двух лет.Ющенко отметил, что Зюганов...
      185
      RedBlackPurple 11 февраля 2022 г. 15:13

      Итак...

      Всё же 5 лет лишения свободы... за игру... и не надо лицемерам здесь писать, что мол взяли при расклеивании листовок - ибо судили не за это... да и опять же - 5 лет за листовку??? вы серьёзно???Хотя, чего уж удивляться... тут и ещё интересная новость - суд над Навальным в тюрьме... но главное судебное заседание ОТКРЫТОЕ... у меня вопрос - к защитничкам его скрепоношес...
      1024
      RedBlackPurple 10 февраля 2022 г. 17:29

      Жириновский умер?

      Вопрос в заголовке несколько провокационен... но как скоро мы узнаем о подобном факте?Ведь лгали представители его партии о состоянии здоровья...Но даже главное не в этом... интересный вопрос - узнаем ли мы о смерти другого пожилого лица облечённого такой себе вполне диктаторской властью... в разумные сроки, или окружение будет скрывать до последнего и делить пирог?Ве...
      1929
      RedBlackPurple 10 февраля 2022 г. 11:59

      Шестой урок ЛОГИКИ

      Как обычно, в конце урока ссылки на предыдущие.Об определенииЦель определения. Когда мы произносим какое-либо слово, соответствующее известному понятию, и хотим сделать его понятным для всех, то мы должны раскрыть содержание понятия, соответствующее указанному слову, а так как содержанием понятия называется совокупность его признаков, то "раскрытие" содержания понятия...
      733
      RedBlackPurple 10 февраля 2022 г. 10:47

      Ковид заканчивается...

      Скорее не сам ковид, а вся истерия и попытка лишить людей прав... под видом заботы об их здоровье.Это весьма хорошая иллюстрация выражения - Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех. Оригинал: You can fool all the people a part of the time, or a part of the people all the time; but you can never fool al...
      1337
      RedBlackPurple 9 февраля 2022 г. 09:55

      Поговорим о ...?

      Или как всегда не будем?.. Я сначала хотел назвать статью "табу or not табу", но передумал, ибо многим сразу же понравился бы английский язык... а кто-то просто не понял бы о чём я...Я сейчас не буду затрагивать давно табуированные темы, по типу каннибализма... и не только потому что это мерзко само по себе, а по причине другой направленности этой статьи...Сначала нем...
      570
      RedBlackPurple 8 февраля 2022 г. 22:38

      Арабские цифры придумали арабы? НЕ теория заговора!

      В дополнение к урокам логики.---Попалась мне то ли статья, то ли комментарий весьма обширный под статьёй на неделе... где человек на полном серьёзе утверждал что арабские цифры придуманы арабами...Я даже не знаю, кроме того что отправить его заново в школу, что по этому поводу высказать... ибо арабские цифры у нас так называются т.к. арабы из завезли из Индии...Это я ...
      2207
      RedBlackPurple 8 февраля 2022 г. 19:22

      Говорите не 37? Согласен - намного хуже...

      Знаете, я долго живу уже (относительно, но тем не менее)... может уже больше половины срока позади, может даже и меньше - здоровье у меня не очень... так что не факт что смогу прожить ещё столько же...И в детстве, мы играли в войнушки и конечно же, т.к. это был конец 80-х начало 90-х - мы делились на немцев (фрицев скорее) и "наших"... и мы "взрывали", "убивали", "ран...
      2124
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика