НЕ ЗАВИДУЙТЕ.

2 558

Давайте поговорим о чем-нибудь общечеловеческом и вечном, но не о вирусах. Например, о зависти. Вирусы нас достали.

Нет, не надо думать, что я никогда не завидую. Я тоже иногда завидую, как и любой нормальный человек, правда все меньше и меньше. Человеку также свойственно завидовать, как и ошибаться - важно то, как ты обращаешься со своей родной завистью. Чем дольше живу на этом свете, тем больший дискомфорт мне причиняет зависть, масштабы этого явления, независимо от того, на кого она направлена. Наконец, я понял, что не могу больше молчать, что должен высказать все, что думаю по этому поводу и показать завистливым людям их уродливость .

Зависть – страшное явление, которое разлагает твой духовный мир изнутри, но ты, к сожалению, этого не чувствуешь. Как вирус иммунодефицита человека глушит иммунитет, не позволяет ему видеть себя, так и зависть вызывает моральный дефицит, зависть – это вирус, который заглушает нравственность, не позволяя ей распознавать себя как чужеродный нашей духовности элемент. В результате многие не только не отталкивают зависть от себя, а придерживают как карманную собачку. Питают и лелеют ее, чтобы, не дай бог, она не подохла, а то ведь можно остаться одному. А иногда совершенно отчетливо можно видеть людей, для которых зависть – способ почувствовать себя человеком, почувствовать себя «счастливым». Правда, страшно?

Я думаю, что зависть недооценена человечеством. Это неотъемлемая часть нашей психики, как скажем любовь и ненависть, однако, удивительно, что до сих пор не дана адекватная оценка ее разрушительной силы. Я думаю, что ни в кинематографе, ни в художественной литературе, ни в дисциплине «психология» по достоинству не описана роль зависти в извращении личности и межчеловеческих отношений. Слава Богу, хоть христианство выразило свою крайне негативную позицию по отношению к этому пороку, включив его в список семи смертных грехов (наряду с жадностью, гордыней и т.д.). В этом контексте я сожалею об одном – в этот список не включена ревность, однако, это не делает ее менее интересной темой для отдельного обсуждения.

Ницше и другие обвиняют христианство в том, что оно заставляет человека скрывать свою зависть, стыдиться ее, и, таким образом, подавлять ее. Полный абсурд. Где было христианство, когда родилась зависть, когда человек идентифицировал ее и понял, что завидовать нехорошо? Эти же люди спрашивают – а что плохого в зависти? Якобы, по их мнению, зависть стимулирует саморазвитие. Заключение слабоумного. Давайте разберемся. Самый простой анализ позволяет понять, что зависть состоит из трех компонентов: во-первых, неприятное чувство, сильная досада, душевная боль, даже злость, которые испытываешь, когда кто-то имеет то, чего у тебя нет (часто, даже если есть), во-вторых, болезненное, неконтролируемое желание заиметь это, именно это, и последнее – желание, чтобы субъект зависти лишился этого. Все это может пахнуть чем-то, но никак не саморазвитием. В конце концов, как может содержаться что-либо положительное в том, что христианство считает смертным грехом?

Взрослый человек совершенно отчетливо сознает, что, с одной стороны, невозможно иметь все, что имеют другие, а с другой стороны, судьба человека уникальна и неповторима, и если у тебя нет чего-то, значит это не может составлять часть твоей судьбы и счастья. И, тем не менее, зависть процветает.

Чему завидуют люди? Материальным ценностям, то есть деньгам и всему, что можно приобрести на них – машина, дом, одежда, пища, путешествия и так далее. Люди завидуют также здоровью, счастью, молодости, красоте, таланту, культуре, семье, чужим жене/мужу, детям, физическим данным, характеру, знанию языков, профессиональным достижениям, положению в обществе и так далее. Человек может завидовать мелочам, даже тому, что ему не нужно. А теперь скажите мне – разве кто-то должен купить машину, чтобы мы узнали о существовании машин? Разве кто-то должен жениться, поехать на курорт, родить ребенка, выучить иностранный, купить аквариум, стать профессором и так далее, чтобы мы узнали о существовании этих и многих других предметах зависти? Конечно же, нет, мы прекрасно осведомлены обо всем этом, однако, эта осведомленность почему-то не приводит к саморазвитию. Зависть возникает в тот момент, когда у всего этого появляется хозяин. Мысль «Почему у него должно быть, а у меня нет?» не самая ужасная, на которой строится зависть. Зависть рождается от страшного убеждения в том, что «он менее достоин, чем я». Вот где кроется смертность зависти – ты обвиняешь Иисус Христа в том, что Он несправедлив, Он дал тому, кто недостоин, ты убежден в необъективности Бога, поскольку Он не может отличить достойного от недостойного, ты считаешь, что Бог предвзято относится к нам – кому-то дает больше, а кому-то меньше. Иисус Христос создал этот мир, Он продумал все до мелочей, от субатомарного уровня, Он создал тебя, твой разум, твой интеллект, Он создал и передал тебе понятия справедливости, объективности, достойности, и ты позволяешь себе сомневаться в Нем?! Но завистливому человеку обо всем этом неизвестно, ему невдомек, что «дается достойному», а объективная шкала «достойности» тоже дается – свыше. И именно сравнение с той, что дана свыше, позволяет откорригировать собственную шкалу, судить справедливо и осознать, кто на самом деле достоин, а кто – нет. Таким образом, зависть имеет вполне конкретную направленность – другой человек, и не имеет ничего общего с развитием собственной личности. Даже наоборот – завидовать означает стать на путь саморазложения, поскольку, зависть, в числе прочего, не позволяет человеку увидеть, оценить и насладиться своей собственностью, не позволяет быть благодарным Богу за то, что имеешь.

Зависть иногда принимает абсурдные и уродливые формы, когда, например, предметом зависти является нечто, что человек не может иметь по объективным причинам. У меня есть коллега, но не уролог, который завидует моим операциям. Я знаю женатого мужчину, который завидует некой женщине за то, что она очень удачно вышла замуж. Нонсенс. Вы скажете – это недоброжелательность, нежелание добра ближнему. А что это, если не зависть?

Есть люди, которые не способны сдерживать свою зависть, однако, осознавая ее неприемлемость, прилагают все усилия – лишь бы скрыть ее проявления. Такое поведение можно лишь приветствовать, поскольку, многие не способны даже обуздывать себя и не завидовать явно. А есть такие, которые понимают, что борьба с завистью – не их ума дело, вследствие чего живут и упиваются ею.

Наконец, я решил написать об этом уродливом явлении, поделиться мыслями и призвать людей не завидовать, поскольку, это крайне некрасиво. Я уверен, что таких людей как я, которых раздражает зависть, очень много. Короче говоря, я решил бороться с этим уродливым явлением по мере моих скромных сил. Я решил сделать открытие завистливым людям: что бы ты не делал, скрыть зависть невозможно, она все равно откуда-нибудь да вылезет наружу, фекалии всегда вылезут откуда-нибудь – из речи, взгляда, отношения, позы…, фейсбука. Как и смартфон, который может и принимать, и раздавать WiFi волны, так и человек – он может и принимать, и распространять волны зависти. Так что, не питайте иллюзий, что вам удается искусно маскировать свою зависть – она как густой гной неизбежно проложит себе путь, и заполнит сперва вашу душу, а затем – воздух. Зависть – удел низких людей, порядочному человеку не пристало завидовать, это просто стыдно. Можете протестировать себя – чем меньше вас раздражает зависть, тем более завистливый вы человек, то есть Ваша антенна неспособна принимать волны зависти, а только распространяет их. Я решил по мере моих сил помочь людям избавиться от зависти, хотя бы осознать ее уродливость. Не завидуйте, люди, не унижайтесь, не отдавайте ваше духовное богатство на растерзание пороку. Когда, время от времени, сам сталкиваюсь с завистью, у меня возникает желание спросить – чему завидуете? Дети? У меня один единственный сын (пока). Дом? Ваши жилища намного лучше. Женаты вы были лишь раз, зарабатываете больше меня, путешествуете чаще меня, работаете в более хорошей больнице или учреждении, условия работы ваши намного лучше моих, у вас больше должностей и званий, машины ваши лучше моей и так далее…

Наслаждаться надо тем, что имеешь, что уже дано (Богом).

Хочу сделать завистникам еще одно открытие. На самом деле, зависть действительно создает возможность для самосовершенствования, однако, отнюдь не тем путем, о котором говорит Ницше и иже с ним. Самосовершенствование отнюдь не заключается в достижении высот субъекта зависти, зарабатывании таких же денег, в овладении его женой, и так далее. Самосовершенствование заключается в непрестанной борьбе с собственной завистью, в непрерывном шлифовании собственной нравственности, собственного образа мышления и жизни. Самосовершенствование заключается в очищении, возвышении, в полноценном выдавливании из себя по каплям зависти и других «болезней», которые родились с тобой, в становлении тем человеком, которого Он задумал при твоем зачатии.

Хочу закончить эту тяжелую тему на мажорной ноте, рассказав одну интересную историю. Когда я впервые, много лет назад, оказался в Италии, в Ломбардии и провел там несколько месяцев, то убедился в том, что они сильно завидуют французам (есть, конечно, во Франции многое, чему могут завидовать итальянцы). Это конечно не новость, поскольку даже слово “mafia”, как многие предполагают, раскрывается как “Morte Alla Francia Italia Anela”, хотя и ощущения очень впечатляющие, когда лично убеждаешься в этой зависти. Некоторое время спустя, я пожил во Франции, Лионе и убедился, что французы, в свою очередь, завидуют англичанам самой жгучей завистью (там есть по поводу чего разгуляться зависти французов). Наконец, в один дождливый день, сбылась моя мечта, одна из немногих, какие у меня есть – я поехал в Англию. Я там прожил пару месяцев, стажировался в Лондоне и путешествовал по стране. К моему величайшему удивлению, даже намека на зависть к какой-либо нации не заметил. Однажды я рассказал про зависть итальянцев и французов Профессору Вудхаусу, завотделением онкоурологии (барон Террингтон, между прочим) и сказал: «Профессор, за все это время я так и не понял, вы завидуете кому-нибудь или нет. Может вы вообще не завидуете?». Подумав пару секунд, коллега ответил: «Как не завидуем? Завидуем, еще как». Я начал лихорадочно прикидывать в уме: «Германия?.. Да этим стыдно завидовать... Китай?... Количество без качества... Неужели Россия?!... Не может быть... Но больше некому...». Прочитав вопросительный знак на моем лице и выдержав аристократическую паузу, профессор улыбнулся и продолжил: «Таиланду мы завидуем, погода у них – чудесная...».

Если завидовать, то как англичане – только погоде, если завидовать – только своему завтрашнему дню.

Рубен Оганесян.

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить