• РЕГИСТРАЦИЯ

46 МузЧас (Ольга ТРУШИНА)

24 4747

Песенное наследие смоленской певицы Ольги Владимировны Трушиной

Ольга Владимировна Трушина (26 июня 1919 – 10 июня 2006) являлась носительницей фольклорной традиции Смоленского Поднепровья, которая исторически сложилась в верхнем течении Днепра. Именно здесь среди жителей Смоленского края долго сохранялся древний пласт дохристианского славянского календаря: святочные, масленичные, волочебные, майские, купальские и др. обряды и песни. Архаические верования присущи также местным свадебному и похоронному обрядам, отражены в песнях. До сегодняшнего дня хорошо сохранилась традиционная песенная протяжная лирика, хороводно-плясовые песни и частушки.

22 июля 1981 года фольклористы Института русской литературы (Пушкинский Дом) С.В. Фролов и А.Н. Розов, продолжая экспедиционную работу на Смоленщине, приехали в село Нетризово Кардымовского района, где познакомились с Ольгой Владимировной Трушиной.

Она жила в небольшом казенном доме, разделенном на две семьи. Маленькая прихожая, кухня и одна комнатка метров в 12. Две железные кровати, тумбочка, небольшой шкаф и стол, пара стульев и табуреток, телевизор в красном углу под иконами – вот и вся предельно скромная обстановка. Комната очень чистая, на полу – домотканые половики. Всюду – на столе, кроватях, тумбочке – различные салфеточки, явно не магазинные. На новых голубеньких обоях висят обычные для русской деревни застекленные фотографии родственников и знакомых. Два окна с двойными зимними рамами, которые не вынимаются даже в жаркую летнюю погоду. Из окон виден палисадник с несколькими тщательно ухоженными грядками. Сама хозяйка, сидевшая напротив нас, под стать своей комнатке: маленькая, скромно, но аккуратно одетая немолодая женщина. У нее доброе, открытое лицо почти без морщин, очень живые, глубоко запавшие глаза, натруженные, привыкшие к любой работе руки. Самая типичная русская женщина, очевидно, много испытавшая в жизни.

Завязался обычный легкий разговор для того, чтобы поближе узнать друг друга. Ведь человек не будет петь и раскрывать свою душу перед незнакомыми людьми. Вскоре между собирателями и хозяйкой установилось полное взаимопонимание. В ответ на просьбу спеть самую любимую песню Ольга Владимировна немного задумалась, как-то сразу стала серьезной, крепко сцепила руки на коленях, закрыла глаза и начала петь негромким, но сильным и удивительно красивым голосом:


Ты, ох, талан, ты мой талан,
Ох, талан да доля, ох, доля горькая.
И если б знала свой талан,
Ох, да если ве... ох, если б ведала,
И век бы в девушках, млада,
Ох, да я б про…ох, я б просидела.


Уже не раз слышали собиратели эту песню, но в сольном исполнении она звучала совсем по-иному: казалось, что перед нами сидит человек, только сейчас ее сочинивший и вложивший в нее всю личную боль и страдание.

Ольга Владимировна спела еще несколько столь же печальных песен, немного устала, и стала рассказывать о себе.

«Родилась я в 1919 году, – начала она, – в деревне Семехино, здесь недалеко, теперь уж этой деревни нет. Тогда ж гражданская война была; и вот с нее я в полтора года осталась без отца. И жили мы вдвоем с матерью, а потом, уже позже, втроем: сын у матери родился. Ну, жили мы вдвоем очень бедно: у нас и есть, бывало, нечего в доме. А когда я подросла, мне уже годов семь было, то взяла к себе баба, мамкина мать, Проской ее звали. У них было четыре коровы, их надо было пáстивать. Ну вот, баба, бывало, меня гукает: «Погоним, Ольга, коров пастивать на росу!» (Тогда ж на росу все гоняли, рано). Ну вот, погоним, а как не хочется: сама еще ребенок была. Пригоним, она, бывало, накажет мне: «Ольга, туда коров не пускай: там чужое и туда тоже. Пастывай, ходи кругом и пей песни!» Ну, а какие я тогда умела петь? Я не знала ничóго, бывало, вот и хожу кругом и кричу песни: ля-ля-ля. Какие могут быть песни в семь лет? Потом баба придет, садится со мной и говорит: «Ну вот, внученька, теперь, вот я тебя научу песню». А я маленька не маленька была, а песни те быстро перенимала. Бабушка моя хорошо пела. От матери у меня ничего не осталосе, а от бабе что с детства запомнила, то все и есть у меня. Бабушкины песни все грустные были. Вот эту она меня учила, тяжелая же песня: «Ой беда ль моя бедушка, горюшко мое большое» или «Надоело мне горе, надокучило», или «Кто поверит моему горю, тот потужит обо мне». И, знаете, как раз пришлись те песни к моей жизни. Тут-то у меня жизнь ведь не удалася».

Ольга Владимировна замолчала, вздохнула и продолжала:

«В школе я училась начальной. Три года полностью кончила, а четвертый не доходила, хотя и училась хорошо, и нравилось учиться…

Деревня наша большая была: и домов много, и молодежи. Работать я рано пошла, много работали тогда, но все равно жили как-то веселей, чем сейчас. Как святки приходят, нанимаем музыкантов. По вечерам по очереди ходили друг к другу в хаты, клуба же не было. Если из соседней деревни гармонист был занят, то тогда на балалайке свои ребята играли. А святки, это, как положено, две недели и каждый день вечеринки. Ну, вот соберемся, мне и говорят: «Ольга, зачинай!» Я всегда зачинала, а мне подружки подводили. Даже когда замуж вышла (мне и 18 лет еще не было в 1937 году) все продолжала ходить на танцы, игры там всякие. Хоть и дробна была, маленька, но все равно в веселье первая считалась. Все говорили: «Пока Ольга не станцует Сербияночку или Казачка, с вечеринки не разойдемся!»»

С мужем, с Василием, мы еще со школы дружили. Парень он был хороший, в семье у них было 8 детей. Потом мы переехали в Смоленск. Муж работал на железной дороге, а я поступила в психбольницу санитаркой и проработала там три с половиной года до войны. Когда началась война, я не стала эвакуироваться, а уехала к себе в деревню, потому что готовилась стать матерью. 18 июля Вася и еще несколько человек поехали по делам в сторону Смоленска. Подъехали к железнодорожному переезду у поселка Колодня, а там полз наш ранетый. Увидел подводу и стал просить: «Ребяты, спасите вы меня!» А немцев здесь не было, но десанты уже были высажены и стрельба слышна близко. Вася мой попросил приятеля повернуть коня, сам подбежал к раненому, пытаясь ему помочь, встал на корточки, а из-за стрелочной будки вдруг очередь из автомата, оба упали. Похоронили Васю тут на кладбище. Скоро я родила сына, но он прожил три с половиной года и в самый сенокос умер. Похоронила его на том же кладбище.

Уже когда война кончилась, в 1947 году, приняла я к себе из соседней деревни одинокого такого мужчину. Хороший он был, но только горе нажила: даже году не прожили – умер он после операции. Остался у меня сын от него месячный, весь 1948 год страшно болел, но выжил.

И зажили мы втроем с матерью. Хата у нас стала уже плохая, мать болела. Продала я уж корову, купила дом в соседней деревне. Сама все доила коров. Хорошо работала: телевизор мне в премию дали, грамот много. Одиннадцать лет назад мать похоронила, два года хотела ей справить, тут хата моя и сгорела. Я с теткой в хате, а в сенях у нас уже все горит. Я так растерялась, дак ничóго не схватила, только сумку старую почему-то вынесла, которая на стенке висела.

Сделала я потом глупость: купила развалюху в деревне в восьми километрах. Восемь с лишним лет прожила там с теткой. Изба гнилая, крыша течет, магазина нет, до станции 11 километров. Вообще все плохо: сын в Смоленске живет неважно, тетка умерла, брат от вина сгорел, вот и переехала сюда, а там все бросила. Восьмой год на пенсии. Пенсия чуть больше пятидесяти рублей. Ну ничего, я тут и воду на водокачке качаю, а то и за шефами прибираю. Живу здесь все время на людях, не то что в Ломейково. Дом у дороги самой, так целый день бегают на работу, в магазин, с работы. Здесь веселее».

Ольга Владимировна замолчала. Рассказчицей, как и певицей, оказалась она замечательной. Договорились о встрече на завтра в классе местной школы.

Утром Ольга Владимировна пришла со своей маленькой собачонкой. Она села на стул, взяла в руки Бимку и вдруг неожиданно спросила: «А как вам петь: вполголоса или в полный?» «В полный, конечно», – ответили ей. Ольга Владимировна глубоко вздохнула и начала петь таким мощным, чисто концертным голосом, что, во-первых, собиратели оглохли от того, что сели слишком близко, а, во-вторых, резко зашкалил уровень записи у магнитофона. Пришлось прервать исполнительницу, перенести всю аппаратуру и сесть чуть ли не в самый конец просторного помещения. Через несколько минут певица вновь запела:


Не шатайся, да ты не валяйся
Да в полюшке трав… в поле травка.
Не горюй-ка, да ты не печалься
По молодцу да… красная девка.

Много, очень много пела в тот день Ольга Владимировна. Казалось, что именно сейчас к ней пришло особое исполнительское вдохновение, а к нам – вдохновение собирателей, открывших редчайший талант. Звучали не только грустные лирические песни, но и свадебные, среди которых было немало озорных припевок, календарно-обрядовые, веселые и плясовые. Когда же она уставала, просили ее спеть частушки, которых она знала несчетное количество, либо расспрашивали ее о песнях, уже слышанных нами на Смоленщине. И, пожалуй, почти не было песен, которые были бы ей незнакомы.

Особенно проникновенно звучали в ее исполнении поминальные стихи, в которых либо отражалась христианская тематика, либо содержались архаические представления, связанные с человеческой смертью, либо звучали чисто балладные мотивы. Оказалась, что Ольгу Владимировну, как лучшую певицу, очень часто приглашали даже в соседние села и деревни на похороны и на поминальные дни.

Все лирические песни четко распределялись по четырем временам года: «Раньше у нас всегда песни разбирали: летние – в сенокос, осëнные – только по осени, зимние – одни лишь в филипповки, в пост перед Рождеством, другие –святковские – в святки, значит, после Рождества. А сейчас поют просто, когда хочешь какую…»

Пела Ольга Владимировна с каким-то врожденным артистизмом, ни сразу не сбившись с напева. Только раз или два она чуть забывала текст, замечала: «Ой, постой, баба взбунтовалася! Выключи машину вашу!» Закрывала глаза, губы ее шевелились, и довольно быстро вспоминала забытое, тут же сама давала нам знак рукой или кивком головы, что готова петь дальше. И в этом, как и во всем стиле поведения певицы, чувствовалось и очень серьезное отношение к своему исполнительскому дару, и понимание важности нашей работы. Казалось невероятным, что человек с таким глубоким профессионализмом никогда не пел на сцене хотя бы деревенского клуба.

Четыре последующих дня Ольга Владимировна безропотно приходила на запись, оставив свой дом, живность: кур, поросенка, кошку и собаку. Уставали мы, уставала и перегревалась звукозаписывающая техника, и только певица не уставала, она работала, занималась любимым и важным делом.

Кроме песен она рассказывала о том, как справлялись раньше свадьбы, как отмечались праздники. Удалось записать от нее и несколько сказок, которые она совсем маленькой слышала от деда Ивана Ивановича. От него же научилась молитвам перед иконами.

Осенью того же года Трушина была приглашена в Ленинград и участвовала в фольклорном концерте в зале консерватории, да еще как единственная сольная певица. Но и здесь сказался уникальный трушинский артистизм. Очень скромно одетая, она без всякого, казалось бы, волнения вышла на сцену и запела так же уверенно, как пела в нетризовской школе. Голос ее легко и свободно заполнил старинное помещение с высокими потолками. К концерту была приготовлена программа из шести песен, но успех был такой, что пришлось спеть еще столько же.

В тот первый приезд в Ленинград Трушину записывали на студиях Фонограммархива Института русской литературы и Дома музыки. Два часа без единого перерыва продолжалась запись на ленинградском радио. Несколькими месяцами позднее, во время своего второго приезда, она выступила на телевидении в программе «Живая песня». Ольга Владимировна не только пела песни, совсем не смущаясь перед телевизионными камерами, но и остроумно отвечала на самые неожиданные вопросы сидящей в студии публики. Уже тогда Ольга Владимировна сшила себе «концертный» сарафан, красивый фартук. Этому наряду суждена была долгая артистическая жизнь. В нем она участвовала в концертах пленума Союза композиторов РСФСР во Владимире и Суздале, выступала в Москве, Ленинграде, Смоленске, Витебске, Кардымове. Песни ее записывались на Всесоюзном телевидении и радио. О.В. Трушина – лауреат I и II Всероссийских фестивалей народного творчества. В 1985 году фирма «Мелодия» выпустила альбом из двух пластинок «Песни Смоленского Поднепровья» с 27 песнями: лирическими, свадебными, календарно-обрядовыми и поминальными стихами.

Односельчане долго не могли привыкнуть к трушинским «гастролям». Когда она вернулась из первой поездки, то неожиданно столкнулась с суровым осуждением соседок: «Это ж надо: дом бросила и поехала песни петь!» Такое отношение постепенно сменилось уважением, когда певица показала и дала послушать песни на двух пластинках. Пережили соседки и то, что однажды в сельсовет прислали командировку «артистке О.В. Трушиной» на съемку фильма в Ивановской области. Это был короткометражный фильм «День прощения» (дипломная работа одного из выпускников операторского факультета ВГИКа). В нем О.В. Трушина снялась вместе с известным актером В.П. Заманским, которого, благодаря своей естественности, «переиграла» полностью. Сюжет фильма предельно прост: в деревню приезжает немолодой уже человек, который когда-то здесь родился; его дом заколочен, и он приходит в первый попавшийся дом, где вступает в диалог с хозяйкой. Если Заманский проговаривает заученный текст из сценария, то Ольга Владимировна все время импровизирует.

Администрация и жители Смоленской области и Кардымовского района по достоинству оценили особый талант О.В. Трушиной. По-праздничному торжественно, с цветами и подарками были отмечены ее 70-ти и 75-летие. Приезжали и выступали хоровые и танцевальные коллективы. Эти праздники были очень важны для нее. В одном из своих писем, рассказывая как было отмечено ее 75-летие, она писала: «День прошел очень хорошо в Нетризове около клуба. Из Москвы было 6 человек, из Смоленска тоже 6 человек, из Кардымова было 4 человека. Отдел культуры Кардымово преподнесли такой подарок: самовар тульский электрический и вся чайная посуда, и потом еще вся кухонная посуда: тарелки большие и маленькие, и кофейник, и суповница. В общем, описать все не могу. Москва – ковер, а Смоленск – большую корзину цветов, две печатные грамоты, такие как ваша; отдел культуры – две грамоты: большую и маленькую. Наш совхоз подарил салфетку, платок и полотенце, и <…> делал дармовой обед всем, кто присутствовал; отдел же культуры делал чаепитие. Было очень хорошо, пели, танцевали».

Эти строчки, как и другие подробные описания награждений, успеха на разных конкурсах и концертах, присылки вместе с письмом вырезок из журналов, газет, в которых писалось о ней, – это не проявление личных амбиций и тщеславия, а всего лишь свидетельство того, как дорого было для нее внимание людей и признание ее таланта.

Удручало Трушину лишь то, что некоторые односельчанки довольно долго не могли понять: за что ей такие почести, чем она лучше их? В том же письме Ольга Владимировна так заканчивает описание праздника: «Но одно только плохо, что на меня теперь не глядят и не разговаривают наши женщины нетризовские; и из-за большой ревности сердятся, что меня так хорошо одарили; у некоторых глаза на лоб [подчеркнуто ею. – А.Р.] повылазили». Однако прошло пять лет, и Трушина пишет: «Меня все в деревне уважают, называют не Ольгой, а Ольгой Владимировной».

Надо отметить, что все ее письма – это лишь ответы на письма, посланные ей. У нее, человека очень открытого, радушного, на первом плане была жажда непосредственного общения с близкими людьми, но никогда не было потребности самой писать письма, несмотря на то что она вела большую переписку. Ей писали народные исполнители, с которыми она встречалась на фольклорных фестивалях, конкурсах, концертах, фольклористы из Москвы, Ленинграда-Петербурга, Саратова, Костромы, Оренбурга, Подольска и других городов. Ольга Владимировна очень высоко ценила письма близких ей людей, любая весточка от них была для нее свидетельством того, что ее не забыли. «Пишите, – просит Трушина в 1999 г., – не забывайте, я только живу вами».

Наиболее интересна в письмах Трушиной их основная, информационная часть. Здесь содержатся сведения по таким важным для фольклористов проблемам, как 1) взаимоотношения исполнителя и собирателя в течение продолжительного времени; 2) самооценка исполнителем своего дарования; 3) отношение к талантливому исполнителю как со стороны лиц, руководящих в области и районе отделами культуры, местных сельских властей, так и со стороны односельчан.

За двадцать с лишним лет нашей переписки с Ольгой Владимировной оценка ею своего дарования претерпела значительные изменения: от неуверенности и критических высказываний в свой адрес до высокой оценки уровня собственного исполнения, убежденности в том, что она всегда и везде выступит лучше других. Так, в 1981 году после первого сольного выступления в зале ленинградской консерватории, получив восторженное послание от слушателей, Ольга Владимировна никак не могла поверить в свой успех. Напротив, ей всё время казалось, что она провалилась: «Пишу откровенно: неделю полную не находила места себе, это я переживала по вас <…> будут вас ваши начальники ругать, скажут привезли <…>, а толку никакого». Также ей нужен был отзыв со стороны об ее участии в съемках уже упомянутого короткометражного фильма «День прощения»: «Когда пройдет, посмотрите мою передачу. Напиши мне, пожалуйста, ти дюжа будет плоха. Только пиши откровенно: плохо – и пиши плохо; хорошо, и пиши – хорошо».

Однако в 1994 году она уже пишет: «Своей радостью я с вами оповещаю, делюсь: я очень довольна, что меня считают за человека. Я их [районный отдел культуры – А.Р.] тоже всегда выручаю и занимаю первое всегда место». В 2002 году, побывав в Москве, между прочим отмечает: «Я выступала правильно, весь зал [слово подчеркнуто – А.Р.] был в восторги [слово подчеркнуто – А.Р.]».

С годами, приобретая опыт выступлений, общаясь с другими исполнителями, фольклористами, журналистами, собирая и перечитывая газетные и журнальные публикации о себе, Трушина начинает рассуждать о современном состоянии народного творчества: «Нового пока ничего нет; фольклор у нас в районе развалился, нет ничόго!» В другом письме: «Новости, но какие теперь могут быть, живу только теми воспоминаниями, что было раньше, а теперь уже ни до чего; фольклор теперь отошел, теперь только реклама [слово подчеркнуто – А.Р.] и больше ничего».

Слава и почет совершенно не изменили Ольгу Владимировну, она всегда оставалась внимательной, доброй и отзывчивой к людям, которые приезжали к ней из разных городов, как к наставнику, учиться песням. Многие по нескольку дней жили в ее комнатенке, например, Тамара Смыслова – солистка знаменитого фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского или руководитель группы «Живая земля» Татьяна Калмыкова, которая тоже в пела в ансамбле Покровского. Калмыкова так отвечала на вопрос радиожурналистки о собирании фольклора: «Один раз я точно знала, куда еду. Я ехала к Ольге Владимировне Трушиной. Это деревня Нетризово Смоленской области. У меня дома была пластинка, там были песни Смоленского края и – Трушина. Меня поразил ее звук, ее песни, я сидела, слушала, пыталась повторять. Какой-то у нее звук нечеловеческий просто. И вот я решила к ней поехать. Приехала вначале в Смоленск, садилась на какие-то автобусы, по дороге спрашивала людей: «Где живет Трушина?» Оказалось, что таких певуний действительно мало. Порой километров за 30 от этой деревни я иду с диктофоном и, чтобы время зря не терять, спрашиваю: «А вот споете, может быть, вы мне что-то?» Многие говорили: «Да что мы будем петь? У нас есть Ольга Владимировна Трушина». <…> Мне запомнилось, как Ольга Владимировна меня будила в 6 утра: «Таня, вставай! Поешь блинков, а то с голоду во сне умрешь!» <…> Мы с ней ходили гулять. Я у нее долго, неделю где-то жила. <…> Когда идем, на природе [Трушина начинала петь – А.Р.] <…> у нее голос такой широкий, полетный, далекий, на эти луга смоленские. Очень здорово было! А дома она как будто вполголоса пела».

Кроме несомненного учительского таланта у Ольги Владимировны был талант собирателя: встречаясь на разных концертах с певцами из других мест, она тут же быстро перенимала (память у нее была отличная) у них понравившиеся ей песни. За счет этих новых песен ее репертуар постоянно расширялся.

Со временем, чем чаще Ольга Владимировна выступала на концертах, тем больше стал проявляться ее артистизм, ее умение держать себя на сцене уже не как народный исполнитель, а как профессиональная певица.

Несмотря на всеобщее признание, последние годы жизни Ольги Владимировны были особенно трудными: солидный возраст, болезни, смерть сына в 2002 году, переселение в Кардмымовской дом престарелых. Наверное, последним счастливым днем для нее было празднование в этом доме 80-летия певицы в 1999 году.

Но навсегда останутся в памяти ее слова: «Роднее вас, Саша и Сережа, – писала Ольга Владимировна в одном из писем, – у меня никого нет. Вы меня прямо жить заставили. Ведь я живу по-настоящему лишь после встречи с вами».

Память об этой великой исполнительнице жива: это открытая еще при жизни Трушиной и ей посвященная экспозиция в Кардымовском краеведческом музее, статьи о ней в научных трудах, Смоленской и Кардымовской энциклопедиях, заметки в областной и районной периодике, брошюры, буклеты. В Кардымове ежегодно отмечается день рождения Ольги Владимировны. Многие песни из ее репертуара выложены в интернете. 




Речка. (Сергей Старостин и Татьяна Ларина)

Речка. (Сергей Старостин и Татьяна Ларина)

Ольга Владимировна Трушина. Пластинка "песни смоленского поднепровья".
№13 "Разлилась, разлилась речка быстрая.."


Разлилась, разлилась речка быстрая,
через тую речку пирякладинка ляжыць.
там ишли-прашли три сястричуньки,
ани шли-ишли, разгаваривали:
"А каму из нас напярёт идить"?
старшая систра на пярёт пашла.
Пирикладинка абламилася,
старшая систра утапилася.
там ишол-прайшол яё брат радной.
"Ни хади, братиц мой, па крутому биряшку,
Не тапчи, братиц мой, шолкавую траву,
Не зьбивай, братиц мой, белы камушки,
Ни лави, братиц мой, белу рыбицу,
ни мути, братиц мой, ты рячную ваду,
ты ня пей, братиц мой, ключавую ваду.
а крутой беряжок - эта груть мая,
шолкавая трава - эта волас мой,
белы камушки - эта гласки маи,
бела рыбица - эта тела маё,
а речная вада - эта сьлёски маи,
ключувая вада - эта кроў мая".




Рассматриваемый материал в МузЧасе является двойной альбом записей Ольги Трушиной “Песни Смоленского Поднепровья” выпущенный в 1985 г. Всесоюзной студией грамзаписи (фирма «Мелодия»). Авторы записей – звукорежиссеры Осипов А.В. и Шифф В.П. и музыковед Фролов С.В. Это собрание истинных жемчужин древнего русского фольклора, "это высокая лирика, это повествование о вечных проблемах человеческой жизни, о женской доле, о любви, о горестях, о счастье". 



Итак слушаем..

Ольга Трушина - Песни Смоленского Поднепровья

Ольга Трушина - Песни Смоленского Поднепровья

Содержание:


1. Зародила мяне матушка..- 2.29
2. Э, стороною дождь.. - 2.17
3. Вы, луги мои, вы зяленаи.. - 4.23
4. Хорошо тому на свете.. - 2.07
5. И ой да зеленейся, зелянейся.. - 2.55
6. Э, не шатайся, да ты не валяйся.. - 1.50
7. Э, со вечера дождь идеть.. - 3.13
(лирические песни)
8. И ты, зялененький дубочек.. - 2.35
(свадебная песня)
9.Коло саду Ванька ходит.. - 2.46
10. По долинке, ой, Дуня гуляла.. - 2.58
11. Голова моя болить.. - 2.05
(лирические песни)
12. А в андреевым да и в домику.. - 4.32
13. Разлилась, разлилась речка быстрая.. - 5.36
(поминальные стихи)
14. Ой, зелена, зелена да в поли трава.. - 3.00
15. Надоело мне горе, надокучило.. - 3.22
16. Ходила б я, гуляла б я в зеленом саду.. - 2.48
17. И ох, поздно, поздно в эту пору.. - 3.35
18. Я в горюшке родилася.. - 5.50
19. И ходила б я, плакала.. - 2.36
(лирические песни)
20. И святы вечары пришли.. - 3.14
21. Ой вишня моя, садовая моя.. - 1.28
22. И благослови, Божа, да новую песнь петь.. - 1.07
(святковские песни)
23. Как по морюшку, морю синему.. - 1.26
24. Разлився Дунай, разлився.. - 0.56
25. Ти не жаль тобе, даи Леночка.. - 1.12
(свадебные песни)
26. И уж ты, жена, больна-нездорова.. - 5.01
27. Не унывай-ка ты, моя милая.. - 4.44
(лирические песни)



СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ПЕСНИ В МП3 +


Веселье не вечно и печальное конечно

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      vesiolyi 8 ноября 02:51

      учёные крысы и ИИ..

      Neiry: российские ученые первыми в мире подключили мозг крысы к ИИ".. Российские ученые первыми в мире подключили мозг крысы к искусственному интеллекту (ИИ), он подсказывает правильные варианты ответа на любые вопросы, рассказали РИА Новости в биотех-лаборатории Neiry."Российская биотех-лаборатория Neiry совместно с учеными из МГУ презентовала пер...
      181
      vesiolyi 23 октября 02:10

      "Чей туфля?."

      рисунок Елены Селиной "Люди боятся выйти из дома": Агрессивные птицы держат в страхе подмосковный ЖК..В Подмосковье вороны камнями разбили 10 машин.В городе Люберцы вороны забросали камнями припаркованный во дворе BMW. А до этого точно так же "расправились" и с другими иномарками жильцов местного ЖК.Битва птиц с населением ЖК на Красноармейской улице,...
      297
      vesiolyi 12 октября 22:54

      А на «Уралвагонзаводе» разберут и изучат «Леопард»..

      Концерн «Уралвагонзавод» в своем телеграм-канале сообщил о том, что на предприятие доставлен подбитый российскими военными в ходе СВО танк «Леопард»."В настоящее время вражеская машина поставлена на домкраты. Специалисты Концерна "Уралвагонзавод" приступили к препарированию узлов, систем и агрегатов "Леопарда". После проведения (патологоанатомическ...
      1021
      vesiolyi 17 мая 03:32

      Герой..

      Представившийся писарем боец ВС России подбил Leopard и Bradley27-летний Иван Жарский, представившийся на выставке трофейной техники стран НАТО на Поклонной горе в Москве как «писарь», на самом деле совершил подвиг, уничтожив танк Leopard и несколько БМП Bradley.На вопрос посетителей выставки о том, за что он получил звание Героя России, надо отметить, ...
      1587
      vesiolyi 12 апреля 04:35

      "На нас шло оранжевое чудище.."

      Ельчанинов Владимир - Встреча в Клушино, 1988 Андрей Шатилов - ПервыйПервая встреча Гагарина после приземления с людьми была описана много раз. О бабушке Анне Тахтаровой с внучкой Ритой, накормившей первого космонавта земли молоком и хлебом, не раз в интервью рассказывал сам Гагарин. Впоследствии писал им письма, старался не забыва...
      298

      Девочка и дельфин..

      Поэтический этюд о дружбе девочки и дельфинаРежиссер: Розалия ЗельмаКомпозитор: Эдуард АртемьевГод: 1979Жанр: мультфильм, короткометражкаИз рецензий КИНОПОИСКА:" .. Мне кажется, что этот мультфильм очень рано разбудил во мне что-то хорошее и взрослое. Наверное, он научил меня чувствовать.А еще благодаря ему я заочно полюбила море. Ко...
      395
      vesiolyi 31 марта 04:41

      Первым делом, первым делом самолёты..

      Летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки перспективен для перевозки пассажировСибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует сертифицировать летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» как гражданский пассажирский самолет, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя о...
      405
      vesiolyi МузЧас
      31 марта 04:02

      78 МузЧас (The Necks)

      из ИНТЕРВЬЮ:Если когда-либо существовала группа, воплощавшая идеал "открытости", то это, несомненно, должны быть The Necks: открытые моменту и эпическим структурам, открытые своим индивидуальным голосам и способам смешивания этих голосов, открытые самым разнообразным музыкальным стилям и самым разнообразным способам их обработки, открытые...
      349
      vesiolyi Почитаем?
      13 марта 21:07

      Соперники.

      титульный лист - Черный король. Альманах "Шахматного Обозрения" за 1902 г. - 29 - - 30 - - 31 - - 32 - - 33 - - 34 - - 35 - - 36 - - 37 - - 38 -Рассказ Н.Ведкова выбран из Альманаха Черный Король "Шахматное Обозрени...
      604

      Идеальный дворец Фердинанда Шеваля

      Каждый день почтальон Фердинанд Шеваль проделывал путь в 25-30 километров, доставляя почту в окрестные деревни. Однажды он споткнулся и упал, и его внимание привлек камень причудливой формы. Шеваль забирает «камень преткновения», и ему приходит в голову идея строительства сказочного дворца для своей маленькой дочки.В течение последующих 3...
      471
      vesiolyi МузЧас
      28 февраля 04:35

      77 МузЧас (Zventa Sventana)

      Алена Романова и Тина КузнецоваВ композициях проекта Zventa Sventana можно услышать не только фольклорные напевы в электронной обработке, но и классические инструменты — от скрипки до контрабаса, а также звуки отходящей от станции электрички. История проекта началась в 2005 году, когда уроженка Казани джазовая певица Тина Кузнецова н...
      351
      vesiolyi 23 февраля 02:03

      Католическая церковь знает божественную тайну России

      На фоне антирусской истерии, казалось бы, объединившей подавляющее большинство представителей политической элиты Запада, Католическая церковь, одна из важнейших духовных и властных институций западного мира, раз за разом заявляет о своей особой позиции и категорически отказывается присоединиться к шельмованию русской истории и культуры.Подобное положени...
      462
      vesiolyi МузЧас
      21 февраля 05:10

      76 МузЧас (Софья Сергеева #Софьюшок)

      Хрустальный, звонкий, словно ручей, вокал екатеринбурженки Софьи Сергеевой не оставит равнодушными тех, кто любит романтические и душевные песни. В репертуаре одаренной необычайно чистым голосом певицы преимущественно советские песни и романсы, но встречаются и авторские работы, пользующиеся не меньшей любовью аудитории.Биография Софьи Ал...
      1063
      vesiolyi ИЗО
      17 октября 2023 г. 03:19

      читать наличники..

      «А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали бо...
      708
      vesiolyi 11 апреля 2023 г. 23:49

      Первые одиннадцать Героев Космоса!!!

      Одиннадцать первых космонавтов, СССР, 1967 год. Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров, Павел Беляев, Алексей Леонов. Кто изображен на этой фотографии? Кто эти люди и почему они так стоят?Перед нами первые одиннадцать наших героев кос...
      1225
      vesiolyi МузЧас
      4 апреля 2023 г. 02:55

      75 МузЧас (Scott Bradlee's Postmodern Jukebox)

      Старые песни на новый лад? Нет. Новые песни - на старый лад! Такое придумал Скотт Брэдли, американский музыкант, создатель проекта Postmodern Jukebox.Postmodern Jukebox - это современные песни, исполненные в "старых" стилях первой половины двадцатого века. Проект возник усилиями Скотта и его друзей в 2011 году. Тогда Брэдли выпустил A Mot...
      636
      vesiolyi МузЧас
      8 марта 2023 г. 03:44

      74 МузЧас (Quadro Nuevo)

      Очень занятный германский акустический джазовый квартет, играющий около-джазовые композиции, основанные на итальянских мелодиях начала 20 века.Quadro Nuevo образовались в 1996. В один серый январский день четыре молодых человека припарковались недалеко от Зальцбурга. Это гитарист Robert Wolf (1996 - 2008), который до этого ездил в ту...
      610
      vesiolyi 6 марта 2023 г. 23:23

      Микроба

      Владимир Парошин. Старая арка. Армянский переулок, музей электрификации МосквыИ дней моих поток, так долго мутный,Теперь утих дремотою минутнойИ отразил небесную лазурь.А. Пушкин Владимир Парошин. Дом на Большой Ордынке Подъезд был угловой, старый и затаённо-влажный, каким он всегда и помнился. Мужчина сидел на лавочке, смотрел. Поз...
      537
      vesiolyi 25 февраля 2023 г. 22:03

      Тайные знаки Себастьяна Феллера..

      Перспективный француз Себастьян Феллер был разоблачен на шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске в 2010 г., ему пророчили большое будущее. Оказалось, что блестящая игра этого юноши была основана на подсказках компьютера.По-настоящему блестящим во всей этой истории был лишь план, по которому действовали спортсмен и его сообщники — еще один ф...
      2561
      vesiolyi МузЧас
      24 февраля 2023 г. 02:27

      73 МузЧас (Bobby McFerrin)

      На протяжении десятилетий Бобби Макферрин нарушал все правила. 10-кратный обладатель премии "Грэмми" стирает грань между поп-музыкой и изобразительным искусством, разгуливая босиком по лучшим концертным залам мира, исследуя неизведанные вокальные территории, вдохновляя целое новое поколение певцов а-капелла и движение битбокс. “Я все...
      657
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика