• РЕГИСТРАЦИЯ

Как снимали замечательный фильм «Земля Санникова»..

18 11013

Более ста лет загадка земли, затерянной среди арктических льдов, волновала путешественников, но никто не мог достичь ее. Герой фильма, политический ссыльный Ильин, отправляется в экспедицию, которую финансирует богатый золотопромышленник. Отважные путешественники обнаруживают среди ледяного безмолвия цветущий оазис...

Премьера фильма состоялась 1 октября 1973 года. За первый год показа на широком экране, фильм посмотрели более 40 миллионов зрителей, таким образом, несмотря на присвоенную ему изначально 3-ю категорию, фильм стал одним из лидеров советского кинопроката за всю историю отечественного кинематографа.

История появления фильма тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный (Новосибирские острова), на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.

На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе – онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.

Все эти факты и мифы заставляли исследователей Севера неоднократно, в течение более чем 100 лет, снаряжать новые и новые экспедиции в поисках загадочной Земли. Многие из путешественников, в частности, барон Толль, также видели очертания гор в месте, указанном Санниковым.

Первым попытался развенчать легенду об Арктиде (Земле Санникова) Фритьоф Нансен, пройдя летом 1893 года на своем корабле значительно севернее места, где, по легенде, должна начинаться загадочная Земля, и не найдя абсолютно никаких ее признаков.

Легенда о Земле Санникова очень понравилась ученому и популяризатору науки, по совместительству писателю, академику Владимиру Обручеву. В 1922 году он начал писать роман «Земля Санникова», изданный в 1926. Роман являет собой скорее научно-популярное, нежели художественное произведение: все взаимоотношения главных героев обрисованы более чем схематично, зато описания геологических процессов, флоры, фауны и т.д. – занимают львиную долю текста.

Один из режиссеров «Земли Санникова» (их было два), Леонид Попов, «заболел» идеей фильма после прочтения романа (которое случилось уже в 30 летнем возрасте), с чем и пришел на «Мосфильм».

Так сложилось, что к тому времени в недрах киностудии уже приютился сценарий «Земли Санникова», написанный Владиславом Федосеевым, почти точно воспроизводящий роман Обручева.

Сценарий был принят в производство, но именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и единорогов не хотели (компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала «ощущения правды жизни», а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим). Появление режиссера, готового снимать «Землю Санникова», было воспринято благожелательно.


Был один негативный момент: до этого Попов снимал только документальное кино. Посему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. По легендам «Мосфильма», рассматривались даже кандидатуры Гайдая и Турова, но оба режиссера были заняты своими проектами. Поэтому напарником Попова практически случайно стал Альберт Мкртчян, до сего момента снявший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек для «Фитиля».

Прочитав сценарий, Мкртчян тут же решил, что снимать это все – мартышкин труд, и предложил Попову кардинально переиначить сценарий. В то время прошло полтора года после премьеры «Белого солнца пустыни» Мотыля, и влияние «второго советского вестерна» (после «Неуловимых мстителей») на творческий процесс «почти молодых» советских режиссеров (к началу съемок Попову было 33 года, Мкртчяну – 45) было достаточно велико.

Поэтому папку со сценарием Мкртчян отнес Марку Захарову, тогда – режиссеру Театра сатиры и автору знаменитых писем Сухова жене Катерине Матвеевне из «Белого солнца». После редактуры Захарова из сценария были исключены все упоминания о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна.

Собственно, по признанию Мкртчяна, от сценария Федосеева практически ничего не осталось, хотя он и упомянут в титрах фильма как второй сценарист. Ну а от романа Обручева осталась только сама идея поиска неизвестного вулканического острова в Арктике и некоторые – немногие — шрихи.

Даже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные.

Подбор актеров – тоже интересная тема. Изначально Захаров (активно участвовавший в съемочном процессе), настаивал на следующем актерском составе: Армен Джигарханян в роли руководителя экспедиции Ильина; Евгений Леонов в роли слуги Игнатия; Игорь Ледогоров или Олег Даль в роли каторжанина Губина и Владимир Высоцкий – в роли авантюриста Крестовского.

Но первые четверо даже не пришли на пробы, так как были заняты другими делами и «не загорелись» фильмом. Восторженно идею фильма встретил только Высоцкий, получивший одобрение не только Захарова, но и обоих режиссеров.

После долгих переборов, режиссеры приняли за основу следующий актерский состав: Владислав Дворжецкий – Ильин, Георгий Вицин – Игнатий, Сергей Шакуров – Губин и Высоцкий в роли Крестовского.

К этому времени Высоцкий написал для фильма три песни: «Белое безмолвие» (для начальных титров), «Кони привередливые» (для сцены в ресторане) и «Балладу о брошенном корабле» (для сцены в Арктике).

Эпизодическую роль невесты Ильина должна была сыграть Марина Влади. Для всех актеров уже пошили первые костюмы (в том числе и меховые), и состоялись пробные репетиции некоторых разговорных сцен.

Этот состав и был представлен на утвеждение руководству «Мосфильма». Но в 1971 году на радио «Немецкая волна» (Кельн, ФРГ) прошла передача с песнями Высоцкого, в которой он упоминался как диссидент и оппонент советскому режиму.

Гендиректор «Мосфильма» Сизов был непреклонен: «никаких Высоцких и их песен в фильме быть не должно» (интересно, что в 1971-72 годах Высоцкий снялся на том же «Мосфильме» в другой картине, и подобных нареканий не возникло).

Заступничество некоторых именитых режиссеров, актеров и руководителей среднего партийного звена не помогло. Высоцкого в срочном порядке заменили неожиданно согласившимся на эту роль Олегом Далем, а музыку к фильму написал Александр Зацепин. Естественно, не стала играть эпизод и Влади.

Сразу же обнаружились проблемы с Далем – актера редко кто видел трезвым даже во время утренних съемок. Доходило до того, что Даль на съемочной площадке открыто ругался с режиссерами фильма, доказывая, что «эти дилетанты снимать кино не умеют».

Позже Дворжецкий и Шакуров приняли сторону Даля, и переругивание перешло в открытую конфронтацию. Произошло это на съемках «арктических» сцен. Вицин, со свойственной ему тактичностью, пытался спасти ситуацию, но это не помогло.

В довершение всего, режиссеры стали ругаться между собой. Дошло в конце концов до того, что актеры отказались выходить на съемочную площадку и отправили руководству «Мосфильма» телеграмму, в которой просили заменить режиссеров, в противном случае угрожая отказаться от участия в съемках.

Телеграмма заканчивалась эпически: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий, Вицин, Даль, Шакуров».

После этого весь актерский состав вызвали в Москву на переговоры. Режиссеров руководство менять отказалось наотрез, обещая лишь убедить Попова и Мкртчяна вести себя тактичнее.

В конце концов, при посредничестве Вицина, удалось уговорить Дворжецкого и Даля продолжить съемки. Шакуров отказался, написал заявление, получил выговор и был отстранен от роли.

После этого с Дворжецким и Далем актер не общался никогда, считая их беспринципными людьми. Через несколько дней на роль Губина был утвержден Юрий Назаров. Кадры, уже отснятые с участием Шакурова, переснимать не стали, и в некторых «арктических» сценах у Губина – его лицо, хоть в титрах актер и не упомянут.

Съемки продолжились, хотя контакт между актерами и режиссерами так налажен до конца и не был. Напряжение возникало еще не раз, особенно когда Мкртчян начинал менять что-то в сценарии или заменять диалоги главных героев более, по его мнению, подходящими. Почти после каждого такого случая шли переговоры с Москвой.

Многих онкилонов на съемках сыграли профессиональные танцоры. Чтобы придать нации онкилонов особый колорит, балетных набирали из национальных театральных трупп с характерной неславянской внешностью.

А чтобы добавить шарма, всем оникилонам к темным лицам придумали светловолосые парики. В роли шамана снялся знаменитый Махмуд Эсамбаев. Он же сам придумывал все «шаманские танцы».

Олег Даль, любивший придумывать красивые истории (как и его герой Крестовский), позже рассказывал о красотах Долины Гейзеров на Камчатке, где якобы побывала вся съемочная группа фильма для игры в натурных сценах. На самом деле, в Долине Гейзеров побывали только режиссеры и операторы, в целях проведения панорамных съемок.

Сцены с участием актеров снимались в других местах: в павильоне «Ленфильма» (эпизоды в помещениях); в Выборге (подъем Крестовского на башню); на Финском заливе («Арктика»); в горах Кабардино-Балкарии («Земля Санникова»), а проблемы с «гейзерами» и «извержениями» решались пиротехническими средствами.

Песни для фильма записал Олег Даль. До самого окончания съемок все были уверены, что именно его голос и прозвучит в песнях фильма. Однако, уже при монтаже, Альберт Мкртчян принял решение переозвучить песни.

Для переозвучки был приглашен Олег Анофриев, тактично получивший перед этим разрешение от Даля. Поэтому в сценах с песнями можно заметить некоторый рассинхрон изображения и звука (если актер изначально «поет» под готовую фонограмму певца, этого не происходит).

По слухам, в сценарии Захарова было запланировано, что до материка в конце фильма доберутся два главных героя – Ильин и Крестовский.

Однако загулы Даля становились настолько частыми, а его поведение – настолько неконтролируемым, что режиссеры приняли решение «убить» Крестовского, чтобы снять финальные сцены без Даля. Этим же обусловлено крайне редкое появление Крестовского в кадре во время событий на Земле Санникова.

Во время съемок фильма случались курьезные эпизоды.

Во время съемок эпизода, когда каскадер-дублер Даля завис на башне на металлической решетке, оператор заметил, что в кадр попадают телеантенны на крышах двух стоящих рядом домов.

Времени было мало – близился вечер. Поэтому ассистенты режиссера забрались на крыши домов и повалили мешающие съемкам антенны. Разгневанным жильцам, у которых перестали показывать телевизоры, Мкртчян распорядился выплатить по 100 рублей – внушительные в те времена деньги.

Махмуд Эсамбаев в костюме шамана любил заезжать в магазины и кафе и пугать народ.

Среди приглашенных на съемки балетных актрис не нашлось необходимой по сценарию рослой и широкоплечей актрисы. Поэтому режиссеры приняли решение снять в этой эпизодической роли реквизиторшу съемочной группы Зину, подходившую «по параметрам». Интересно, что позже Зинаида снялась более чем в десятке кинофильмов.

Режиссеры хотели снимать женщин-онкилонок «по сценарию» — в набедренных повязках с голыми ногами. Дворжецкий предупредил Мкртчяна – киностудия сразу «зарубит» фильм, увидев на экране такое количество голых женских ног. В итоге удалось получить разрешение «на ноги» от руководства киностудии.

Ради некоторой достоверности, было принято решение показать в фильме хоть какую-то островную фауну. Поэтому в нескольких кадрах появляется тигр. Но не доисторический, конечно, а самый обыкновенный, уссурийский.

Уже после окончания съемок фильма парторг киностудии «Мосфильм» нашел в зарубежной прессе упоминание, что в самом начале своего романа Обручев, под видом докладчика, рассказывающего о полярной экспедиции, выводит образ адмирала Колчака (который был известен не только исследованиями русского Севера, но и активным участием в белом движении).

Но, поскольку фильм практически ничего общего с романом не имел, претензия была снята.

В интернете много обсуждают: а что было бы, если бы был утвержден первый режиссерский состав актеров (Дворжецкий – Вицин – Высоцкий – Шакуров), и все актеры снимались в фильме до завершения съемочного процесса?

Во-первых, я думаю, что Шакуров и Высоцкий (учитывая неопытность дуэта режиссеров и крайне непростые характеры актеров), по-любому не дошли бы до финала съемок. Во-вторых, имеет ли смысл обсуждать то, чего не случилось?

А в общем случае, если собрать в кулак все мыслимые допуски и забыть про невозможность сослагательного наклонения в Истории,– это был бы совершенно другой фильм.

Какой? А кто ж его знает…


 "Есть только миг" Слова -  Леонида Дербенева, музыка Александра Зацепина, исполняет - ОЛЕГ ДАЛЬ!!!    

ИСТОЧНИК

КИНОПОИСК

Любопытства ради:

Автор: Каневский Зиновий Михайлович

Загадки и трагедии Арктики

Загадочное и трагическое, идут в Арктике рука об руку. Погибшие и исчезнувшие экспедиции далекого прошлого, суда Русанова и Брусилова, пропавшие уже в XX в., исчезнувший самолет Сигизмунда Леваневского, секреты, связанные с эпопеей спасения ледоколом «Красин» генерала Нобиле, таинственная Земля Санникова и подобные ей острова-миражи в Ледовитом океане — об этом и многом другом читатель узнает из книги. И еще об одной, наименее известной странице истории Крайнего Севера — об уничтожении советских полярников (моряков, летчиков, зимовщиков) в 30—50-е гг. нашего столетия. 


Веселье не вечно и печальное конечно

    "Сбивают сразу 36 ракет". В России нашлось противоядие от ATACMS

    МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Российская армия способна уничтожать американские оперативно-тактические ракеты ATACMS. Аналитический центр по вопросам воздушно-космической обороны (АЦ ВКО...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      vesiolyi 12 апреля 04:35

      "На нас шло оранжевое чудище.."

      Ельчанинов Владимир - Встреча в Клушино, 1988 Андрей Шатилов - ПервыйПервая встреча Гагарина после приземления с людьми была описана много раз. О бабушке Анне Тахтаровой с внучкой Ритой, накормившей первого космонавта земли молоком и хлебом, не раз в интервью рассказывал сам Гагарин. Впоследствии писал им письма, старался не забыва...
      179

      Девочка и дельфин..

      Поэтический этюд о дружбе девочки и дельфинаРежиссер: Розалия ЗельмаКомпозитор: Эдуард АртемьевГод: 1979Жанр: мультфильм, короткометражкаИз рецензий КИНОПОИСКА:" .. Мне кажется, что этот мультфильм очень рано разбудил во мне что-то хорошее и взрослое. Наверное, он научил меня чувствовать.А еще благодаря ему я заочно полюбила море. Ко...
      238
      vesiolyi 31 марта 04:41

      Первым делом, первым делом самолёты..

      Летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки перспективен для перевозки пассажировСибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует сертифицировать летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» как гражданский пассажирский самолет, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя о...
      267
      vesiolyi МузЧас
      31 марта 04:02

      78 МузЧас (The Necks)

      из ИНТЕРВЬЮ:Если когда-либо существовала группа, воплощавшая идеал "открытости", то это, несомненно, должны быть The Necks: открытые моменту и эпическим структурам, открытые своим индивидуальным голосам и способам смешивания этих голосов, открытые самым разнообразным музыкальным стилям и самым разнообразным способам их обработки, открытые...
      207
      vesiolyi Почитаем?
      13 марта 21:07

      Соперники.

      титульный лист - Черный король. Альманах "Шахматного Обозрения" за 1902 г. - 29 - - 30 - - 31 - - 32 - - 33 - - 34 - - 35 - - 36 - - 37 - - 38 -Рассказ Н.Ведкова выбран из Альманаха Черный Король "Шахматное Обозрени...
      398

      Идеальный дворец Фердинанда Шеваля

      Каждый день почтальон Фердинанд Шеваль проделывал путь в 25-30 километров, доставляя почту в окрестные деревни. Однажды он споткнулся и упал, и его внимание привлек камень причудливой формы. Шеваль забирает «камень преткновения», и ему приходит в голову идея строительства сказочного дворца для своей маленькой дочки.В течение последующих 3...
      319
      vesiolyi МузЧас
      28 февраля 04:35

      77 МузЧас (Zventa Sventana)

      Алена Романова и Тина КузнецоваВ композициях проекта Zventa Sventana можно услышать не только фольклорные напевы в электронной обработке, но и классические инструменты — от скрипки до контрабаса, а также звуки отходящей от станции электрички. История проекта началась в 2005 году, когда уроженка Казани джазовая певица Тина Кузнецова н...
      235
      vesiolyi 23 февраля 02:03

      Католическая церковь знает божественную тайну России

      На фоне антирусской истерии, казалось бы, объединившей подавляющее большинство представителей политической элиты Запада, Католическая церковь, одна из важнейших духовных и властных институций западного мира, раз за разом заявляет о своей особой позиции и категорически отказывается присоединиться к шельмованию русской истории и культуры.Подобное положени...
      333
      vesiolyi МузЧас
      21 февраля 05:10

      76 МузЧас (Софья Сергеева #Софьюшок)

      Хрустальный, звонкий, словно ручей, вокал екатеринбурженки Софьи Сергеевой не оставит равнодушными тех, кто любит романтические и душевные песни. В репертуаре одаренной необычайно чистым голосом певицы преимущественно советские песни и романсы, но встречаются и авторские работы, пользующиеся не меньшей любовью аудитории.Биография Софьи Ал...
      506
      vesiolyi ИЗО
      17 октября 2023 г. 03:19

      читать наличники..

      «А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали бо...
      512
      vesiolyi 11 апреля 2023 г. 23:49

      Первые одиннадцать Героев Космоса!!!

      Одиннадцать первых космонавтов, СССР, 1967 год. Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров, Павел Беляев, Алексей Леонов. Кто изображен на этой фотографии? Кто эти люди и почему они так стоят?Перед нами первые одиннадцать наших героев кос...
      1085
      vesiolyi МузЧас
      4 апреля 2023 г. 02:55

      75 МузЧас (Scott Bradlee's Postmodern Jukebox)

      Старые песни на новый лад? Нет. Новые песни - на старый лад! Такое придумал Скотт Брэдли, американский музыкант, создатель проекта Postmodern Jukebox.Postmodern Jukebox - это современные песни, исполненные в "старых" стилях первой половины двадцатого века. Проект возник усилиями Скотта и его друзей в 2011 году. Тогда Брэдли выпустил A Mot...
      467
      vesiolyi МузЧас
      8 марта 2023 г. 03:44

      74 МузЧас (Quadro Nuevo)

      Очень занятный германский акустический джазовый квартет, играющий около-джазовые композиции, основанные на итальянских мелодиях начала 20 века.Quadro Nuevo образовались в 1996. В один серый январский день четыре молодых человека припарковались недалеко от Зальцбурга. Это гитарист Robert Wolf (1996 - 2008), который до этого ездил в ту...
      462
      vesiolyi 6 марта 2023 г. 23:23

      Микроба

      Владимир Парошин. Старая арка. Армянский переулок, музей электрификации МосквыИ дней моих поток, так долго мутный,Теперь утих дремотою минутнойИ отразил небесную лазурь.А. Пушкин Владимир Парошин. Дом на Большой Ордынке Подъезд был угловой, старый и затаённо-влажный, каким он всегда и помнился. Мужчина сидел на лавочке, смотрел. Поз...
      417
      vesiolyi 25 февраля 2023 г. 22:03

      Тайные знаки Себастьяна Феллера..

      Перспективный француз Себастьян Феллер был разоблачен на шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске в 2010 г., ему пророчили большое будущее. Оказалось, что блестящая игра этого юноши была основана на подсказках компьютера.По-настоящему блестящим во всей этой истории был лишь план, по которому действовали спортсмен и его сообщники — еще один ф...
      2416
      vesiolyi МузЧас
      24 февраля 2023 г. 02:27

      73 МузЧас (Bobby McFerrin)

      На протяжении десятилетий Бобби Макферрин нарушал все правила. 10-кратный обладатель премии "Грэмми" стирает грань между поп-музыкой и изобразительным искусством, разгуливая босиком по лучшим концертным залам мира, исследуя неизведанные вокальные территории, вдохновляя целое новое поколение певцов а-капелла и движение битбокс. “Я все...
      523
      vesiolyi ИЗО
      20 февраля 2023 г. 00:03

      Волшебно тёплый и уютный лоскутный мир Саши Русской

      Если вы однажды попадете в лоскутный мир Саши Русской, то захотите остаться там навсегда. Яркий, удивительный, неповторимый, сказочный, самобытный — все эти эпитеты подходят для описания этого волшебного и уютного мира."Я - Саша Русская, это мой псевдоним. Как я к нему пришла? Он мне приснился)), чему очень рада. Моё настоящее имя Ирина. ...
      1040
      vesiolyi МузЧас
      7 февраля 2023 г. 18:58

      72 МузЧас (Gaby Moreno)

      Мария Габриэла Морено Бонилья, известная под своим сценическим псевдонимом Габи Морено - гватемальская певица, автор песен и гитаристка. Родилась 16 декабря 1981 г. В 2009 году она выпустила свой первый сингл и альбом. Позже в том же году она гастролировала с Pop Singer Трацы Цхапман.С тех пор, как она переехала в Лос-Анджелес и...
      439
      vesiolyi ИЗО
      8 декабря 2022 г. 02:07

      Красочные Вести из Столицы Акварели..

      Красавчик!!!БЕЛЕНЬКАЯ Вера Михайловна - Юноша у стены. 2020.  Напомню, с 2002 г. каждые четыре года в Кургане проходит выставка Акварели. В этом 2022 году - 6 раз.. Событие это знаковое и на этом празднике собирается все больше и больше народа.. картин присылают приличное количество, в этом больше 1500.. Требовательный ...
      506
      vesiolyi 27 ноября 2022 г. 11:57

      Человек-песня..

      На 90-летие замечательного советского певца Юрия БогатиковаВосхищаясь силой его таланта, его неповторимой личностью, всё отчётливее ощущаешь, как не хватает нам этого поистине звёздного человека, его песен. Нет сомнения, что помнят его и далеко за пределами некогда большой страны – в Венесуэле, Венгрии, Германии, Италии, Китае, Корее, Перу, Польше, Фран...
      371
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика