Толстой,возможно, и крив, но отражает
Дзен разродился статей *, которая отражает злобу дня. Поверхностоно-жаренное распространяется сразу. В данном случае Лёф (Лев) оказался созвучен современности. И вот в каких моментах.
Граф писал «Необходимо, чтобы народ узнал нужду и сам бы сократил свои расходы, — говорят представители администрации»
О, как бы возликовали ныне представители администраций правительства, чиновники министерств и агентств, многие руководящие служащие аппаратов губернаторов и мэров! Призвать народонаселение сократить расходы — заветная мечта. Такими призывами сократить расходы можно разом накрыть ожидания народонаселения к сохранению (хотя бы не сокращению!) доходов.
За пару столетий ничего не переменилось. Едва России стоило поворотиться вспять, к капитализму и буржуинству, как опять администрациям и администраторам пригожи такие речи: «крестьяне надеются на такую помощь, которую они не могут получить. От этого происходит то, что люди не идут на предлагаемые работы и пьянствуют больше, чем когда-либо». Слова эти — как свидетельствует граф — «говорят представители администрации и — собирают подати».
Ныне у нас государство — в лице Президента — вынужденно напоминать, тормошить чиновников — надо, надо вовремя выдавать компенсации жертвам стихийных бедствий! Надо, надо вовремя исполнять обещания по восстановлению! Однако то же государство постоянно печется о том, как бы усовершенствовать статотчетность подостовернее. В итоге выходит …. а шиш его знает, что выходит.
Граф описывал — почти два столетия назад примерно такую же картину: «Чтобы правильно определить степень нужды крестьянина, нужны не списки, а надо призвать прорицателя, который предскажет, кто из мужиков и его домашних будет жив, здоров, будет жить в согласии с семьей, работать и найдет работу, кто будет воздержан и аккуратен, а кто будет болеть, ссориться и не найдет работы, поддастся соблазнам и увлечениям. Прорицателей таких нет, и узнать этого нельзя. Нельзя заранее узнать нуждающихся, и потому правильно распределить даровое пособие народу не то что трудно, но прямо невозможно.
Люди, мало думавшие об отношениях богатых к бедным, обыкновенно думают, что только бы богатые отдали бедным, или были бы принуждены отдать часть своего богатства, и всё будет прекрасно. Но это большая ошибка. Попробуйте раздавать деньги бедным в городе, да это и пробуют. И что же выходит?
Лет семь тому назад в Москве, по воле умершего купца, раздавали шесть тысяч по два рубля всем бедным. Набралась такая толпа, что двух задавили досмерти и большинство денег досталось здоровым золоторотцам, а бедным, слабым ничего не досталось.»
А ещё граф описывает то, что «не задулось», сохранилось и даже процвело в нашей космополитической толерстой глобалистической реальности. Не задули, извини...
«Разве не то же, что делали эти дети с везущей их лошадью, когда они гнали ее, делали и делают люди богатых классов с рабочим народом во все времена и до и после освобождения. И разве не то же, что делают дети, стараясь, не слезая с лошади накормить ее, делают люди общества, придумывая средства, не изменяя своего отношения к народу — прокормить его теперь, когда он слабеет и может отказаться везти?
Придумывают всё возможное, но только не одно то, что само просится в ум и в сердце: слезть с той лошади, которую ты жалеешь, перестать ехать на ней и погонять ее....
...Неужели так трудно понять это? Неужели нужно или клеветать на него, как бессовестно делают одни, говоря, что народ беден оттого, что он ленив и пьяница; или обманывать самого себя, как делают другие, говоря, что народ беден только оттого, что мы не успели еще передать ему всей мудрости нашей культуры, а что мы вот с завтрашнего дня начнем, не утаивая ничего, передавать ему всю эту нашу мудрость, и тогда уж он перестанет быть беден; и потому нам нечего стыдиться того, что мы теперь живем на его шее, — всё это для его блага?
Нам, русским, это должно быть особенно понятно. Могут не видеть этого промышленные, торговые народы, кормящиеся колониями, как англичане. Благосостояние богатых классов таких народов не находится в прямой зависимости от положения их рабочих. Но наша связь с народом так непосредственна, так очевидно то, что наше богатство обусловливается его бедностью, или его бедность нашим богатством, что нам нельзя не видеть, отчего он беден и голоден. А зная, отчего он голоден, нам очень легко найти средство насытить его.
Средство одно: не объедать его.
...
Народ голоден оттого, что мы слишком сыты.»
Не стоит понимать под голодом одну только пищу. Не хлебом единым. Невежество, суеверия, одичалость, ожирение от суррогатов, голод до здоровья и оптимизма — вот наш голод ныне.
А могло ли быть иначе? Нет, нет и нет!
И на вопрос об исходе ответил граф: «не выйдет из запустения, бедствования и невежества народ «в тех условиях, в которых он живет, то есть при тех податях, при том малоземельи, при той заброшенности и одичании, в котором его держат, должен производить всю ту страшную работу, результаты которой поглощают столицы, города и деревенские центры жизни богатых людей?»
* - Источник - https://zen.yandex.ru/media/kotofei/narod-goloden-ottogo-chto-my-slishkom-syty-statia-tolstogo-kotoruiu-v-rossii-zapretili-publikovat-5d83065ec31e4900aef07047
Первоисточник (текст) - http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/o-golode.htm
Оценили 20 человек
41 кармы