* Больше 20 лет Лидия Николаевна была музой, секретарем, натурщицей, помощницей, другом и вдохновительницей великого художника Матисса, а после его смерти еще не один десяток лет служила его памяти, заботясь о наследии великого художника.
* Она понравилась семье Матиссов молчаливостью, исполнительностью и мягким характером. Матисс дал ей не только деньги и крышу над головой, но и общение, семью, любовь и дело, котрому Лидия служила всю свою жизнь.
* в ее изысканном лице он черпал вдохновение, в ее спокойствии - силу работать, а в женской мудрости - интерес к жизни.
* В одном из писем она писала: "Вас интересует, была ли я "женой" Матисса . И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении - даже больше, чем да. Так как я была в продолжении 20 лет "светом его очей", а он для меня - единственным смыслом жизни".
* Из всей семьи только Лидия была рядом с ним: война разбросала детей художника по всей стране. Делекторская разбивалась в лепешку, чтобы обеспечить пожилому художнику достойную жизнь, и именно благодаря ей Матисс все это время продолжал работать. Он передвигался по мастерской в инвалидной коляске, быстро уставал, и Лидия стала его правой рукой, помогая ему во всем, от добывания денег до замешивания красок.
* "Когда Лидия Делекторская приближается, я исцелен. Когда Лидия Делекторская удаляется, я обессилен. Боже милостивый, не действует ли это то, что называют "славянским шрамом"? А дело просто-напросто в том, что она добрая", - писал Матисс.
* До самой своей смерти Лидия покупала на собственные деньги работы Матисса, - картинки, рисунки, скульптуры, книги - и передавала их в дар то московскому музею изобразительных искусств имени Пушкина, то ленинградскому Эрмитажу.
* Она не хотела пользоваться благосклонностью художника, лишая его плодов труда, и к тому же, как она говорила, "если произведение будет подарено, то оно утратит часть своего очарования" - ведь тогда для его получения не будет приложено никаких усилий.
Сам Матисс во многом служил ей примером. Обладал редким тактом помочь нуждающемуся в деньгах так, чтобы не обидеть. Он всегда с удовольствием работал не за деньги, для него было радостью помогать другим, и он умел делиться этой радостью. "Матисс потому и Матисс, - говорил Пикассо, - что у него внутри есть солнце!"
* Его теплом Лидия грелась до последнего дня, но и она сама поддерживала горящий в нем свет. Последние дни художника были очень тяжелыми; чтобы как-то отвлечь его от гнетущих мыслей, Лидия не без умысла заметила: "Завтра вы попросите у меня карандаш и бумагу". "Дайте мне бумагу и карандаш", - ответил Матисс и начал рисовать. На следующий день он умер на руках у Лидии. Сразу после его смерти она собрала чемоданы и уехала. На похороны ее не пригласили.
* Все свои дары - не требуя за них ни благодарности, ни признания, - она считала данью памяти Матисса, искренне уверенная, что ему самому было бы приятно знать, что его работы находятся в российских музеях. И в СССР и во Франции Делекторская считалась одним из виднейших специалистов по творчеству Матисса. Со временем она сама написала о Матиссе две монографии.
* Опекая русских туристов и эмигрантов, она собрала значительную коллекцию русского народного искусства, которую после смерти завещала Франции.
из биографии.
Благодарю за прочтение статьи. С любовью и уважением.
Оценили 0 человек
0 кармы