Это доклад исследовательской группы Школы складности и Института стратегического управления социальными системами об анализе Специальной военной операции с точки зрения её влияния на трансформацию социума внутри России.
Когда мы говорим в рамках этого доклада об СВО, мы не рассматриваем его в контексте военных действий, мы рассматриваем его именно в контексте социального проекта, можно сказать, пересборки России.
Мы не даем в рамках этого доклада оценок "плохо", или "хорошо" само явление или какие-то процессы, которые ему сопутствуют, мы просто рассматриваем их как некий набор инструментов и знаков социальной трансформации. Нас интересует СВО, как социальное явление.
Обращу внимание, что на этот раз наш доклад можно не только прочитать, но и прослушать...
Для начала, немного обсудим контекст, в котором это социальное явление происходит, и для этого рассмотрим его, используя метод ситуационной композиции: игроки, поляна, статус и отношения.
Начнём с "поляны".
Мы строго ограничиваем нашу "поляну" рамками России. Мы не берём то, что происходит "за ленточкой", на линии боевого соприкосновения, мы не рассматриваем контекст всего мира и международных отношений, а сосредоточимся именно на происходящем в российском обществе.
Различение внешнего и внутреннего и методика выделения аналитических слоёв позволяют избежать демагогии при обсуждениях и уберечься от перескакивания оппонентом с одного слоя на другой, когда недостаточно глубокие рассуждения заводят его в тупик. Поэтому мы сегодня осознанно не будем обращаться к темам мирового заговора, договорняка глобальных тысячелетних планов и другим внешнеполитическим раскладам.
Игроками в нашей композиции выступают четыре сложившихся ниши гражданского общества. Это капитал, то есть частная собственность на средства производства, это государство, то есть, способность поддерживать целостность социальной системы, это человеческий интеллект, как идея высшего приоритета умственного труда и это свобода личности, как возможность не соглашаться ни с какими навязанными точками зрения, чего бы это ни стоило.
Эти ниши постоянно присутствуют в нашем обществе на протяжении веков. Людей, подвизающихся в этих нишах мы называем капиталисты, государственники, вольнодумцы и интеллигенция. Эти люди могут с течением жизни менять свои предпочтения. Например, некоторые лицеисты современники Пушкина, с возрастом, из вольнодумцев стали ярыми государственниками.
По отношению друг к другу эти ниши обладают свойством взаимоисключения своих ценностей.
В результате, в каждый конкретный момент всё общество распределено по этим нишам без остатка. Однако, декларация каждого человека о своей принадлежности к нише, равно как и о якобы частичной принадлежности, не столь значима и реальность проверяется только практикой: что будет защищать конкретный человек в кризисной ситуации. А характер упомянутых четырёх ценностей таков, что не позволяет в кризис выбрать одновременно даже две.
Иногда люди меняют нишу. Например, бессмысленно как-то ассоциировать себя с капиталом, если не владеешь собственностью, или не занят ее обслуживанием. В то же время, если она внезапно появилась, или, может быть даже просто устроился на работу в частный бизнес, и наконец, зажил на широкую ногу, то мнение о том, что хорошо и что плохо может радикально поменяться от зависти и нигилизма до ярой поддержки.
Но это не общее правило и есть примеры того, как люди, сделавшие очень крупный бизнес остались в душе государственниками и принесли свой бизнес в жертву социальной идее.
Следующий элемент нашей ситуационной композиции - статус. У каждой из этих ниш есть свой политический проект и именно проект даёт нише статус действующей общественной силы.
Так например у капиталистов, - это проект "Насос".
Суть его хорошо всем знакома:
Жить здесь (жить приходится рядом со средствами производства).
Договариваться - здесь и там.
А зарабатывать - качая всё туда.
Сейчас в России есть временные трудности с выводом капитала, но будьте уверены, как только эта возможность вновь откроется, она снова станет наиболее привлекательным направлением перекачки средств. Иначе и быть не может: во-первых, капиталист постоянно боится, что его раскулачат и стремится создать себе заначку в другой юрисдикции. А во-вторых, капиталист живёт выгодой, а чем больше дальность поставки, тем выгода выше.
Примечательно, что многие чиновники и депутаты, которые, казалось бы, должны быть государственниками, долгое время тоже относились к категории капиталистов, поскольку были с головой заняты обслуживанием интересов крупного бизнеса. Отсюда и широко распространённые в этой среде двойные гражданства и виллы на чужих тёплых берегах. Сегодня эта ситуация меняется.
Проект государственников называется "Опрична".
Ключевой его особенностью является то, что посвятив себя становлению страны, люди оказываются зависимы от её дальнейшего благополучия. Именно это благополучие обеспечит им пенсию и медицину, детям - жильё и работу, внукам - образование. Поэтому ослабление, или потеря целостности государства их страшит более всего и ассоциируется с крахом собственной жизни.
Опрична - это охранительский проект, направленный на стабилизацию всего достигнутого, а его участники в душе считают себя опричниками, теми, кто обязан смотреть за порядком. Опричники искренне считают, что развиваться необходимо строго по плану, желательно по заветам предков и что любые ветры перемен, кроме приводящих к их власти, губительны.
Основные тезисы проекта "Опрична":
Здесь жили наши предки и будут жить наши потомки. Это мы уже обсудили.
Не отдавая стране, ты забираешь у нас. Это центральный тезис их идеи распределения.
Не можешь - научим, не хочешь - заставим. То есть, утверждение тотального приоритета социального над личным.
К опричникам, в норме, относится политическая элита, чиновники, служащие, идейные работники цепочек государственного заказа. Хотя это - лишь преимущественный перечень, а отнюдь не правило.
А правило в том, что если в критической ситуации капиталист побежит спасать свой бизнес, опричник встанет на защиту государства. И, если необходимо, будет защищать его ценой своей жизни.
Следующий проект.
Проект интеллигенции называется "Нерусский мир".
Это принципиально критическая позиция, которая с одинаковым апломбом будет обличать любые существующие порядки. Внутреннюю суть русского интеллигента отлично раскрыл Бердяев и про неё важно понимать, что не существует и не может существовать таких порядков и такого политического строя, про который интеллигент не сказал бы, что это совсем другое, никуда не годится и вы просто ничего не понимаете.
Проект получил своё название по основополагающим тезисам:
Россия без русских.
Страна хорошая, только быдло раздражает.
Жить там, зарабатывать здесь.
Нельзя сказать, что данные тезисы для конкретно этого проекта не оправданы. Такова форма его существования. Бердяев утверждает, что проект интеллигентов мог бы иметь более конструктивные и менее болезненные формы, к+абы не многовековая история России, которая отвела интеллигенции именно это место.
Интеллигенту необходима паства, которую он будет интеллектуально окормлять. Поэтому заработок его будет преимущественно в России. И, казалось бы, что жить его душой тянет на Запад просто ради комфорта, но дело глубже. Речь идёт действительно об интеллектуальной элите, людях, как правило, начитанных и креативных. И им, как воздух, необходима информация - много информации и много знаний. И какой бы прогрессивной ни была Россия, этих знаний в её периметре всегда будет для них недостаточно.
Именно интеллигенты тащат к нам внутрь всевозможные западные, да и восточные идеи прогресса и на голубом глазу рассказывают о том, как мы, немытые, все з+ажили бы, если бы только смогли их воспринять. Вот только население в этот проект никогда не вписывается. Отсюда и название.
И если в капиталистической тусовке ценится наличие зарубежных активов, в то время, как жизнь за рубежом воспринимается, скорее, как изгнание, как удаление от возможности подключать шланг своего насоса к каким-то новым источникам ресурсов, то в тусовке интеллигентов наоборот - жизнь за границей, ближе к источнику неведомых светлых истин, добавляет авторитета.
Нишевые виды деятельности для апологетов нерусского мира - это наука, культура, спорт, образование, а также наукоёмкие производственные профессии, такие, как аналитика данных.
Ну и четвёртый проект.
Проект вольнодумцев называется "Раздербан".
Чего бы они ни хотели сегодня, по итогу они предлагают одно и то же.
От апологетов проекта "Рздербан" вы услышите, что:
Коррупция и расходы на ВПК всё сожрали.
Надо всё это поделить и тогда всем хватит.
Поскольку власть не согласна делиться, её необходимо менять.
Такова была концепция Навального. Но и без Навального, и даже поданная под патриотическим соусом, она всегда сохранит эту позицию. Апологетов раздерб+ана мы найдём в любых видах деятельности. Они могут быть настроены как либерально, так и патриотически, быть как молодыми, так и в возрасте. И с одной стороны, в этой нише довольно много людей не состоявшихся в жизни, но, с другой стороны, много и тех, кто действительно пробует жизнь на прочность, кто исследует и внедряет новые формы общественных отношений и переворачивает всё с ног на голову.
Когда мы начали предметно исследовать эту композицию, обнаружилась достаточно интересная вещь: вольнодумца и интеллигента достаточно сложно различить по риторике. Однако момент истины возникает, когда у них появляется возможность что-то сделать. Вольнодумец обязан этот момент решить в пользу "сделать", то есть, когда возникает возможность воплотить то, чего он хотел, он встанет и пойдет делать. Он пойдёт и на конформизм с государством и вообще продаст душу, но не предаст идею.
А классический интеллигент найдет причину, по которой это все не то. Что он имел в виду совсем другое и предложенное ему для реализации полностью бессмысленно здесь и сейчас. Потому что его ниша, на самом деле, в постоянной оппозиции. И именно эту свою позицию он и будет беречь, а вовсе не какие-то приземлённые задачи. И, хотя нам на первый взгляд, это может показаться предосудительным, но именно из этой позиции рождены многие великие произведения русской культуры и искусства. И может быть, их бы и не было без подобного критического взгляда.
Итак, мы определили поляну, игроков, статус.
Теперь давайте посмотрим на четвёртый компонент композиции - отношения.
Каждый из упомянутых проектов борется за ресурс, и ресурсом проектов является привлечение внимания людей, их вовлеченность в эти проекты, как количественная, так и энергетическая.
Внимание людей - это сила проектов, это то, за что они борются.
И эта борьба имеет диалектический характер: с одной стороны, это четыре части нашего российского общества и для них нет никакой возможности куда-то с этой поляны исчезнуть.
С другой стороны, они все находятся во взаимном противоречии из за взаимоисключения их целеполагания и способа его реализации.
Как же развиваются их отношения?
На самом деле, мы можем видеть, что каждый из этих проектов - с бревном в глазу. Каждый проект чает что-то своё. И механика их взаимодействия так устроена, что каждый из этих проектов в России по своему сроку получает силу.
Обычная история, которая происходит вслед за сменой ведущего проекта развивается так, что он пытается договориться с двумя другими, а ослабшую, но нагулявшую бока прежнюю ведущую нишу пустить на мясо.
Затем, ресурс, на котором проект живет, исчерпывается и на его смену приходит следующий проект, принадлежащий какой-то другой нише. Какой ресурс будет наиболее легко доступен, такой проект и придёт. Когда много ресурсов - приходят капиталисты и ставят свой насос, когда много денег - приходят опричники, когда ресурса нет и необходимо затянуть пояса - в силу входят интеллигенты, а когда новые технологии (не важно - технические, или социальные) становятся рычагом изменений, то приходят вольнодумцы.
А с другой стороны, ни один из этих проектов не способен вовремя остановиться, отпустить вожжи, мирно поделиться с другими. Потому что у них есть постоянные точки страха.
Капиталист всегда боится, что его раскулачат. Ведь всегда есть те, кто сильнее. И они вне капитала, они, как правило, в государстве.
Государственники очень боятся потерять будущее, которое они заслужили своим трудом. Пенсию, чины, льготы, социальное обеспечение, которые они считают выражением справедливости. И поэтому, когда бюджет начинает трещать, они начинают бояться, что все это превратится в тыкву.
Интеллигенция постоянно сидит на измене. Она боится, что сейчас придет КГБ и всех закроет за их длинный язык. Но дело здесь, как обычно, несколько глубже. Ключевая особенность интеллигенции и её проектов в том, что они находятся на содержании - либо на грантах государства, либо на грантах иностранных благодетелей. Эта ниша не генерирует прибавочной стоимости. Поэтому, в основном, им страшен риск, что их отлучат от грантовой кормушки.
А вольнодумцам все время хочется пробовать что-то новое. Иногда этим новым будет План ГОЭЛРО, взять ответственность за который могли только те, кому сделать дело важнее любого риска. Но чаще они просто берут что попало. Это могут быть и 56 полов и биткоин и что угодно. И для них потеря возможностей выглядит страшнее, чем даже опасность преследования государством. Они часто готовы на некоторое время потерять какие-то права ради того, чтобы все-таки не потерять свою свободу. Свободу тащить все, что попало и как-то получать из этого опыт. Благодаря этому опыту, именно вольнодумцы способны не только натащить кучу мусора, но и выкопать из неё алмазы, которые обеспечат развитие общества.
И никто из них не в силах остановиться. Поэтому при истощении текущего ресурса прежний проект просто сметают и раскулачивают.
Итак, мы разобрали ситуационную композицию Российского общества. И от неё порядком веет вековой безысходностью.
Причём же здесь СВО?
Когда мы посмотрели с описанной точки зрения на то что происходит в нашем обществе на фоне Специальной военной операции, у нас получилась очень интересная картинка.
Казалось бы, проект СВО запущен опричниками, и он должен принять достаточно радикальные формы, с мобилизационной экономикой и переходом на военное положение. Однако, по какой-то причине этот проект не стал доходить до своего логического предела и открыл двери в себя для других проектов.
Мы стали это явление анализировать по методике которую далее попробуем показать, и у нас вышло, что СВО, как социальный проект - больше, чем каждый из упомянутых нишевых проектов по отдельности.
Возникновение Специальной военной операции очень легко объяснить с позиций любого проекта, но ни одно из этих объяснений не будет достаточным.
С опричной точки зрения, опираясь на геополитическую ситуацию, можно объяснить её возникновение. Однако, остаётся незакрытым вопрос, почему мы не переходим к мобилизационной экономике и жёстким социальным мерам ради победы.
С капиталистической точки зрения можно объяснить, почему мы не переходим к жёстким мерам, но нельзя объяснить, зачем мы вообще в это ввязались.
С интеллигентской точки зрения можно объяснить укрепление власти элит, но остаётся незакрытым вопрос, почему эти же элиты остались крайне лояльны к широким формам критики, запретив, по сути, только отрицание самой возможности существования России.
С вольнодумческой точки зрения можно было бы объяснить возникновение различных нездоровых потоков воровства средств, но в эту идею плохо укладываются одновременно проводящиеся социальные программы.
Если посмотреть на это в совокупности, то становится видно, что социальный проект, возникший на фоне Специальной военной операции, является чем-то большим, чем проект любой отдельно взятой части российского общества.
В прежние периоды у нас каждый проект был открыт только для трёх частей из четырёх. Это приводило к перетоку ресурса из старого состояния дисбаланса в новое.
Проект СВО открыт для всех частей общества.
В нём открылись широкие и очень востребованные каналы для волонтёрства, для энтузиастов, для инженеров и организаторов.
В нём открылись возможности инвестиций и производства, а также возможность получения высоких зарплат для рабочих специальностией.
В нём открылись возможности как высокого заработка на военной службе, так и использования её в качестве социального лифта и получения льгот и гарантий.
И, наконец, в нём открылись возможности для набора новой паствы: на поддержке, на критике, на стабилизации общественного мнения и т.д.
В частности, многочисленные военкоры и обозреватели относятся именно к этой нише деятельности.
Если прежде нашем обществе среди четырёх описанных социальных групп всегда была одна не просто обиженная, но и фатально запертая в невозможности занять достойное социальное положение, то сегодня для любой группы эти каналы открыты и они не находятся в сфере невозможного, не выдвигают к этой группе требований отказаться от своей внутренней природы. Новый социальный проект позволяет получить ресурс не зависимо от природы его извлечения.
Это обстоятельство создаёт не просто социальную тягу старого образца, основанную на перетоке благ и концентрации её в новой нише, а новую форму этой тяги, основанную на том, что каждая ниша лишь усиливает переток этих благ через себя, но не способна долговременно их накапливать. Не способна вызывать своей деятельностью новый застой.
Сегодня присоединяться к этому проекту выгодно и чем больше людей из разных проектов находят эту возможность, тем быстрее закручивается воронка. Этому новому проекту всего три года и мы видим его на взлёте, пока он ещё не набрал полную мощность. Однако проектная мощность этой воронки больше, чем мощность каждого нишевого проекта, взятого в отдельности.
Понимание описанного процесса ценно для нас в плане предсказания тенденций и позволяет лучше ориентироваться в происходящем.
Ну и, наконец, очень похоже, что в своей кульминационной точке этот социальный процесс может выступить новой поляной общественного развития и оказаться способен видоизменить сами общественные проекты, их статус и их отношения. Похоже, что для четырёх общественных проектов появился шанс пересобраться в более конструктивном, поддерживающем друг друга ключе.
Такова социальная роль СВО, как предтечи формирования новой реальности нового мира.
Многие страны сегодня воюют со страха, или действительно, чтобы выжить, чтобы получить право на чьи-то ресурсы, или чтобы оттяпать у соседа кусок территории. В следующей части мы покажем, что Россия делает нечто другое: она воюет, чтобы измениться.
Оценили 2 человека
6 кармы