<5 ПРАНИЧЕСКИХ СИЛ>
Согласно различным писаниям, в человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. В текстах #Шива-самхита и #Прашна-упанишада даются следующие описания пяти вайю – ветров жизненной силы:
>1< #Апана – локализована в области ног и промежности. Нисходящая энергия по своей природе, согласно «Прашна-упанишаде» «…управляет органами выделения и воспроизведения», связана со всеми выделительными процессами и, соответственно, усиливается каждый раз, когда они включаются.
>2< #Самана – локализована в районе пупка, занимая область от района живота до грудной клетки. Отвечает за переваривание пищи, или, иначе говоря, за огонь пищеварения: «Самана воспринимает пищу и рождает семь пламён» [«Прашна-упанишада»]. Эта же энергия отвечает за усваивание информации и выделение телесного тепла.
>3< #Прана – локализована в районе сердца, занимая область с уровня грудной клетки примерно до носа. Отвечает за жизненную силу. Прана увеличивается от выполнения пранаям. Прана отвечает за дыхательную систему, функции сердца, а также в целом за работу органов чувств (индрий).
>4< #Удана – локализована в районе горла. Определяет характер мышления и соотношение позитивных и негативных тенденций в сознании человека. Удана отвечает за высшую нервную деятельность.
>5< #Вьяна – не имеет локального местонахождения, напротив - движется через всё тело, представляя собой энергетический кокон, поддерживающий баланс вышеперечисленных энергий; нередко проявления именно данного жизненного ветра называют аурой.
«Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая — эти десять #вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.
Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бёдрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах. Самана пронизывает все части тела, наряду с огнём она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по [всем] семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идёт к коже, костям и т.д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнём и пищу над водой (или в ней), она идёт к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.
Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания. Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т.д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.
Вайю выводит урину, фекалии и т.д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. [Функции] праны — вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны — выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны — [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы — поддержание тела прямым и т.д. [Функции] саманы — питание тела. [Функции] наги — рвота и т.д. [Функции] курмы — движение век. [Функции] крикары — вызов чувства голода и т.д. [Функции] девадатты — вызов лени и т.д. [Функции] дхананджаи — порождение мокроты.
Обретя, таким образом, полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади». #Шандилья-упанишада [1.15]
Кроме того, все 5 жизненных токов содержатся в энергетической оболочке, называемой Пранамайя-коша, а процентное соотношение данных энергий в организме человека регулируется исключительно степенью развитости сознания.
Люди — в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на физический мир.
В состоянии сна-со-сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецирует сновидения и создаёт иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.
В глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании «Я»-субъекта - за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.
Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне.
Самана-вайю переживается и доминирует во сне-без-сновидений.
Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна-без-сновидений (турья).
Вьяна-вайю переживается в состоянии трансцендентального единства с Ясным Светом (турьятита).
«Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти». Махасиддх Матсиендранатх «Йогавишая Минанатха» [13]
Ветры самана-вайю и вьяна-вайю связаны с центральным каналом #Сушумна. Прана-вайю – с лунным каналом Идой. Апана-вайю – с солнечным каналом Пингалой. Подъем #Кундалини связан с удана-вайю.
Йогин/Йогиня [в дальнейшем понятия тождественны] стимулирует самана-вайю за счёт объединения прана-вайю и апана-вайю. Когда они смешиваются в области саманы, самана-вайю очищается и пробуждается.
Успешность в занятиях медитацией (дхьиана) напрямую зависит от движения главных и вторичных ветров, циркулирующих по нади. Если ветры успокоены, то умонастроение также будет в покое и безмятежности. Для этого нужно соблюсти следующие условия:
~1~ Позвоночник вертикален и прям (чтобы центральный канал Сушумна не изгибался). Только в этом случае ветер воздуха (прана-вайю), движимый по центральному каналу, сможет течь свободно; так же как и ветер земли (удана-вайю) будет подниматься прямо - благодаря чему тело в медитации ощутит силу и выносливость. Если же отклонять тело вперед, назад, вбок, изгибать, то прана тоже собьётся и отклонится.
~2~ Ветер воды (апана), сохраняющий йогу гибкость тела, если входит в центральный канал - даёт блаженство в медитации и способствует выделению нектара (амрита). Чтобы ввести апану в центральный канал, руки кладут в мудру (либо на колени на одном уровне), и слегка разводят локти, чтобы отвести плечи.
~3~ Ветру огня (самана) свойственно подниматься вверх, а праны воды и земли имеют свойство опускаться. Чтобы ввести саману в центральный канал, слегка опускают подбородок - это не даёт ей подниматься.
~4~ Чтобы ветер воздуха (прана) ввести в центральный канал, следует глаза держать неподвижными, т.к. до тех пор, пока глаза движутся, стихия воздуха не успокоится. Глаза держат неподвижно, глядя на кончик носа либо в пространство перед собой, на ширину четырёх пальцев от носа, тогда прана воздуха входит в центральный канал, а ум успокаивается.
~5~ Губы сложены вместе, сохраняя промежуток; язык прижат к нёбу.
~6~ Ноги складываются в позу лотоса (падмасана) – для того, чтобы удерживать апана-вайю{!!!}.
~
#йога #аюрведа #боевыеискусства #магия #интегральное
Оценили 0 человек
0 кармы