Ещё одна сторона строительства Исаакиевского собора

41 5681

Любое дело начинается с принятия решения о необходимости этого дела :о) Строительство - не изключение, тем более, строительство культового сооружения, например, такого, как Исаакиевский собор. За принятием решения следует не только проектирование, но и создание своего рода "штаба" строительства. Раньше это называлось комиссией. О комиссии, занимающейся делами строительства Исаакиевского собора, и её деятедьности я и нашла статью, которую предлагаю вашему вниманию.

Бубнева Нонна Александровна

Деятельность Комиссии о построении Исаакиевского собора 1818-1858 гг.

Деятельность комиссии о построении Исаакиевского собора, ее цели, задачи, казалось бы, хорошо известны. Однако существует много вопросов, которые мало изучены.

Многочисленные архивные данные о строительстве Исаакиевского собора: «Дело Комиссии о построении Исаакиевского собора», «Журналы Комиссии», «Высочайшие повеления данныя комиссии о построении Исаакиевского собора», «Кабинет Монферрана» и многие другие воссоздают интересную картину от одной из крупнейших строек Петербурга.

Начало XIX века знаменуется расцветом мировых торговых отношений, усилением влияния России на международную обстановку. Россия выходит в число развитых передовых европейских стран. Благодаря экономическому развитию страны увеличивается рост городов. Поэтому именно в первой трети XIX столетия растет градостроительное искусство, которое особенно ярко проявилось в архитектуре Петербурга. Петербург в это время окончательно получил тот «строгий стройный вид» благодаря которому он заслужил славу одного из самых красивых городов мира.

В 1825 г. население Петербурга достигает 425 тыс. человек1 , город быстро растет, реконструируется его центр, возводятся административные, общественные здания, возникают городские ансамбли.

Большие градостроительные работы требовали авторитетного архитектурного руководства.Таким руководством в Петербурге были:

1. Совет Академии художеств;

2. Комитет по делам строений и гидравлических работ;

3. Строительные комиссии при «Кабинете Е.И.В.».

Совет Академии художеств рассматривал, консультировал, а иногда и исправлял проекты наиболее значительных зданий.

Комитет строений и гидравлических работ, организованный в 1816 г. под председательством известного инженера А.А. Бетанкура, руководил планировкой и застройкой столицы, т.е. был основной инстанцией, которая определяла качество художественного уровня строительства в Петербурге.

Высокая квалификация состава комитета способствовала успешному развитию сложных градостроительных задач.

Строительные комиссии создавались непосредственно при возведении того или иного крупного сооружения указом императора и непосредственно подчинялись ему и прекращали свою деятельность после окончания сооружения. В эти комиссии входили крупные сановники, инженеры, архитекторы; создавалась канцелярия, ведавшая документами. Задачей комиссии было наблюдение за правильным и экономичным расходованием отпускаемых средств. Комиссии ведали хозяйственной, технической и художественной стороной строительства.

«Комиссия о построении Исаакиевского собора» была основана в 1818 г. указом Александра I, когда решено было перестроить 3-й Исаакиевский собор. В указе Александра I от 20 февраля 1818 г. написано следующее: «Я признаю нужным главное попечение о совершении оной возложить на особую комиссию, состав оную – под председательством вашим (имеется в виду Н.Н. Головин, прим. автора), из членов: тайного советника министра Духовных дел и народного просвещения князя Голицына и генерал-лейтенанта Бетанкура, поручив производство строения означенному архитектору»2.

Кроме перечисленных лиц, в нее входило еще 2 человека. Следовательно, комиссия сначала состояла из 6 человек: 2-х сановников; 1-го архитектора; 1-го инженера; 1-го письмоводителя; 1-го каменных дел мастера.

В 1819 г. комиссия состояла уже из 11 человек: председателя комиссии Н.Н. Головина; членов комиссии: министра внутренних дел генерал-лейтенанта Козодавлева; казначея Бетанкура; правителя письмоводства; чиновников канцелярии; 1-го каменных дел мастера; 1-го у приема материалов; при строении – Монферран и два помощника3.

В 1820 г. Александр I регламентирует деятельность комиссии и ее взаимоотношения с архитектором: «Занятия комиссии имеют заключать два отдельных предмета:

а) управление;

б) распоряжение всем тем, что касается до построения церкви.

Комиссия под председательством графа Головина будет пещись обо всех хозяйственных действиях, как то: распоряжаться суммами, производить торги, заключать условия на поставку материалов и рабочих людей, назначать денежные отпуска и пр.

Распоряжение работами, до построения церкви принадлежащими, возлагается на одного из членов комиссии (на генерала Бетанкура и под его наблюдением на архитектора, производящего строение. Они отвечают каждый за то, что до кого по части строения принадлежать имеет»4.

3 сентября 1822 г. утверждается бухгалтерия, 1-м бухгалтером был назначен Рогинский с жалованием 200 рублей в месяц, вводится должность комиссара, т.е. теперь комиссия представляла собой уже серьезную и обширную организацию, и помимо основного штата работников имела огромный аппарат низших чинов.

Финансировалась комиссия по линии Кабинета Министров.

С увеличением объема работ, с появлением серьезных проблем в строительстве происходят изменения в качественном и количественном составе комиссии. В 1824 г. утверждаются новые правила комиссии. Деятельность комиссии делится на две части: «хозяйственную и искусственную».

Главных членов комиссии становится уже 7 человек: председатель, 3 члена возглавляют хозяйственную часть, 3 члена возглавляют «искусственную». Создается канцелярия, во главе которой стоит правитель канцелярии.

Члены комиссии по хозяйственной части должны были рассматривать и утверждать сметы расходов, заботиться о торгах и подрядах на материалы и рабочих. Если среди членов возникали разногласия, то вопросы решались большинством голосов. Члены комиссии по «искусственной» части должны были рассматривать детальные чертежи, сооружения машин, инструментов, изобретения и наблюдать за производством работ.

Комиссия по искусственной части состояла из 3 архитекторов (один из них главный и 2 помощника), туда же во время про-изводства работ входили каменные мастера. Их количество зависело от объема работ.

Также при комиссии учреждался совет по части строительной и художественной. Совет должен был состоять из 9 членов: известных архитекторов, художников, каменных мастеров, которые в постройке собора не участвовали. 3 члена совета должны быть профессорами архитектуры Академии художеств, 3 инженерами, знающими строительство из ведомства путей сообщения и 3 чиновников или художников, занимающих должность архитекторов или каменных мастеров в других казенных ведомствах.

Совет собирался по приглашению комиссии в назначенное на то место и время и обсуждал вопрос, который предлагала ему комиссия»5.

В 1826 г. снова вводятся новые разъяснения по поводу штата комиссии: «Искусственная часть делится на 3 разряда:

1. Само производство сооружения или здания, куда входят художники, мастера, различные рабочие, архитекторы.

2. Канцелярия письмоводителя.

3. Проверка смет, журналов, рабочих счетов.

1-й штат подчиняется архитектору, распоряжающемуся работами.

2-й штат подчиняется правителю дел Комиссии.

3-й – контролеру по искусственной части»6 .

Остановимся на документе, из которого видно, сколько человек входило в штат Комиссии (табл. 1).

Таблица 1

Штат Комиссии о построении Исаакиевского собора на 4 сентября 1826 г.

Сначала Комиссия не имела места для заседаний, они происходили у председателя Комиссии графа Головина, а после его смерти – у графа Милорадовича.

Канцелярия комиссии помещалась в Кабинете Его Императорского Величества, а деньги хранились там же в кладовой.

На заседаниях комиссии от 15 и 26 апреля 1824 г. было решено нанять для комиссии помещения за 6500 рублей в год у княгини Лобановой-Ростовской, т.к. дом находился рядом с Исаакиевским Собором: 1-я адмиралтейская часть в 3-й квартале под № 179. 1 мая 1824 г. были наняты 2 квартиры: одна в 1-м этаже из 9 комнат и кухни, другая в 3-м этаже из 4-х комнат и кухни. Квартиры были распределены следующим образом: «Для присутствия Комиссии в 1-м этаже с парадного входа находились Канцелярия, Чертежная, Казначейство, а остальные – с черного входа 2 комнаты для жительства одного из чиновников Канцелярии, а кухня для жительства сторожей.

Другую квартиру в 3-м этаже из 4-х комнат и кухни определить для жительства особо назначенного чиновника»8 .

Комиссия заседала два раза в неделю, но понедельникам и средам, с 14.00 до 16.00. Любопытна одна деталь. Bo-время заседания комиссии не разрешалось ездить экипажам, «дабы столь слышен стук, что во время заседания препятствует чтению и слушанию дела».

В 1831 г. заседания комиссии разделяются на три раза. Члены по хозяйственной части собираются каждый понедельник для слушания и решения своих дел и проведения торгов. Члены по искусственной части, где часто дела не терпят отлагательства, собирались при покойном графе Оппермане по мере надобности, и по назначенным в общем присутствии делам к разрушению искусственной части.

Наконец, все члены и контроль собираются каждую среду для решения вступивших общих дел или для утверждения в полном собрании журналов по хозяйственной и искусственной частям»9 .

Деятельность комиссии фиксировалась записями в специальном журнале, где записывались ее заседания и вопросы, которые там решались.

Была выработана форма: слушали, определяли, постановили.

В начале каждого года Государственное казначейство отпускало определенную сумму на строительство, оставшиеся деньги от этой суммы шли на выплату пенсий, пособий чиновникам и служителям, а также на награждение наиболее отличившихся на службе.

«Вся назначаемая сим Штатом сумма согласно § 22 правил Комиссии, отпускаемая в начале года из Государственного Казначейства – остаток оной суммы, какой может служить по минованию каждого года обращается ликвидированию на необходимое по самой комиссии надобности в пособие чиновников и служителям, а также в награждении наиболее отличивших»10 .

При Николае I комиссия получила еще большие полномочия, распространив свою компетенцию на другие сооружения, став как бы общегосударственным комитетом по вопросам архитектуры.

В 1828-1840 гг. комиссия занимается реставрацией Казанского собора (иконостас, ремонт кровли и др.). В 1826 г. комиссии было поручено обследовать строительство другого крупного сооружения; храма на Воробьевых горах в Москве.

Далее комиссия принимает участие в организации конкурса на создание памятника Александру I (Александровской колонны) дает указания Монферрану по проекту возведения.

Таким образом, под руководством этой комиссии строится ряд крупных монументальных сооружений.

Комиссия была упразднена 4 января 1862 года, после того, как она сыграла свою роль. Собор был закончен и освящен в 1858 г., небольшие работы по недоделкам продолжались еще четыре года под руководством помощника Монферрана. После смерти Монферрана в 1858 году штат комиссии и ее деятельность с каждым годом сокращались, вместо комиссии при соборе в 1862 г. был создан технический совет.

Сооружение гигантского по размерам здания Исаакиевского собора стало значительным этапом в развитии строительного искусства в России, большой школой в деле развития строительной техники и обучения многочисленных строителей и архитекторов.

В ходе работ решались сложные технические и инженерные задачи: изготовление металлических конструкций купола, конструирование оригинальных лесов для подъема колонн, создание подъемных механизмов, вытеска гранитных колонн, их транспортировка, подъем и многое другое.

Здесь нашли применение такие совершенные для того времени приспособления, как рельсовый путь для перевозки мрамора, проложенный от пристани до строительной площадки.

Всем этим ведала комиссия, куда входили крупнейшие зодчие, инженеры и художники.

Можно перечислить многих инженеров и архитекторов, которые отдали свои силы и знания на постройку собора. Сам Монферран отдал 40 лет жизни Исаакиевскому собору. Начальником контроля по строительной части был назначен опытный инженер, который одновременно возглавлял Главное (Николаевское) училище: генерал-лейтенант Ломновский, который проработал в комиссии 31 год и «...в продолжение 31 года службы своей при строительстве Исаакиевского собора, имел постоянное наблюдение за успешным и правильным ходом работ и неутомимый в своей деятельности весьма много содействовал и окончанию строения»11 .

Его помощник, инженер-полковник, был членом Комиссии в течение 29 лет (с 1829 по 1858 г.), директор канцелярии, действительный тайный советник Орлов – 40 лет (с 1818 по 1858 г), письмоводитель по искусственной части Голиков – 33 года (с 1825 по 1858 г.).

Комиссия стремилась использовать при сооружении здания Исаакиевского собора новые изобретения.

6 мая 1819 г. в журнале Комиссии записано: «Имели рассуждения о построении паровой машины для приготовления цемента, причем Генерал-лейтенант Бетанкур отозвался, что поручено от него заказчику Берду приготовить таковую машину»12 .

«... построили внутри собора леса на высоту 280 футов, и на верхней части оных железную дорогу с подвижными лесами к удобнейшему повороту лесов при производстве в куполе живописи»13 .

Когда в 1836 г. Б.С. Якоби открыл гальванопластику, и в Петербурге впервые в мире было создано крупное промышленное предприятие – гальванопластическое заведение герцога Лейхтенбергского, основанное в 1844 г., Комиссия о построении Исаакиевского собора воспользовалась новым изобретением для выполнения скульптуры. Этот метод заключался в том, что он дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла и упрощая монтаж, а главное – облегчая нагрузку на строительные конструкции.

В заведении герцога Лейхтенбергского работали талантливые техники и рабочие, превосходно изготовлявшие гальванопластическую скульптуру, несмотря на низкую техническую оснащенность. Многочисленные архивные документы несомненно свидетельствуют о грандиозной работе по созданию скульптуры, которую проделали русские мастера.

Монферран писал: «Мы шли в ногу с прогрессом в области чисто технической, и в постройке собора доказали в некоторых случаях нашу инициативу в деле внедрения в строительство новейших открытий».

_____________________

1Грабарь И.Э. История русского искусства. - Т. VIII. - Кн.1. - М., 1963. - С. 45.

2 РГИА, ф.1311, оп.1, д.1, 1818-1820 гг.

3 Там же, 1818-1822 гг.

4 Никитин Н.П.Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. – Л.,1939. – С.274.

5 РГИА, ф.1311, оп.1, д.222.

6 Там же, д.342, л.22, 1826 г.

7 Там же, д.342, л.33, 1826 г.

8 Там же, д.225.

9 Там же, д.696, 1831г.

10 Там же, д.342, л.34.

11 Там же, л.54.

12 Там же, д. 13, л.4, 1819-1821 гг.

13 Там же, оп.4, д.7, л.16, 1848 г.

http://www.isaac.spb.ru/cathed...

Обратите внимание, сохранились документы, которых, как нам пытаются внушить, не существует. В статье упомянуты новые для нас имена людей, существование которых можно проверить так же, как и существование Монферрана.

Документы, связанные со строительством и с именем Монферрана хранятся во многих архивах и библиотеках. Например, существует:

Библиотека Петербургского государственного университета путей сообщения, которая "ведет свое летоисчисление с 1809 года, когда в приложении к Манифесту о создании Института Корпуса путей сообщения было сказано, что «библиотека должна заключать в себе превосходнейшие сочинения и журналы, до Инженерной науки относящиеся, равно как планы, карты и чертежи всех водяных и сухопутных сообщений».

За время своего существования в библиотеке сложился фонд литературы, который представляет ценность не только для русской, но и для мировой культуры. Прежде всего, следует отметить фонд рукописных изданий, который насчитывает свыше 1000 единиц хранения и включает подлинные проекты, чертежи, объяснительные записки, отчеты о заграничных командировках преподавателей и питомцев Института. В основном эти работы датируются ХIX веком и по своей тематике относятся к строительству зданий, мостов, шоссейных и железных дорог. Число рукописей, относящихся к XVIII веку, невелико, но среди них выделяются уникальные материалы по строительству Ладожского канала.

Историческую ценность представляют материалы О. Монферрана по строительству Исаакиевского собора, Александровской колонны, рисунки Биржи и Соляного Буяна в Санкт-Петербурге Тома де Томона, папки с чертежами мостов П. Базена, подлинные чертежи первого постоянного моста через Неву С. Кербедза, а также небольшой фонд, но известный далеко за пределами России, подлинных чертежей землечерпалок и моста через Малую Невку Августина Бетанкура, первого ректора Института."

Източник:  http://www.pgups.ru/struct/nau...

Другие статьи по этой теме:

https://cont.ws/post/247990 Был ли такой человек вообще (и в Петербурге в частности)

https://cont.ws/post/251257 Каменоломни

https://cont.ws/post/248860 О рисунках Монферрана

https://cont.ws/post/248160 О процессах и людях

https://cont.ws/post/245438 О Монферране

https://cont.ws/post/244626 К чему нам врать? Мы разберёмся.

https://cont.ws/post/244330 Лепта реставраторов

https://cont.ws/post/227803 О Бетанкуре

https://cont.ws/post/227495 Свидетельство в пропорциях

https://cont.ws/post/223462 Цепь превращений


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Бесполезно. Нам завтра расскажут, что 200 томов документов за три дня написал лично директор Росархива, а еще за три - развез по всем подведомственным учреждениям. Да, в заграничные архивы тоже отвез, разве кто-то может сомневаться?
    • iona
    • 29 апреля 2016 г. 07:37
    Впустую все ваши старания. Не могли и точка ! Всё что могли ето перекрасить и подштукатурить (коряво). Тут уже и до Мексики добрались, так что жду про мезоамерику разоблачения, хватит русским козлами отпущения быть, нехай и испанцы, ацтеки и майя побудут.
  • Замечательно! Бухгалтерская отчетность - ценный источник сведений о любой эпохе, причем непредвзятых. Не слушайтесь пессимистов, делайте ваше дело и продолжайте радовать нас прекрасными фотографиями Северной столицы. Спасибо за труд и приверженность к теме!
    • KAMAS
    • 29 апреля 2016 г. 08:35
    Против бухгалтерии не попрешь)