Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

4 641

Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.

К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)

Генеалогия Субэдэя в его 1-м жизнеописании в цзюани 121 «Юань ши» (далее – ЮШ) не совпадает с используемыми в литературе сведениями из «Сокровенного сказания» (далее – СС). Это расхождение обычно или игнорируется, или предпочтение отдается СС, что не может быть принято без фундированного объяснения, какового ранее не было дано. Тем не менее уже имеется объяснение вышеупомянутого противоречия и впервые оно было представлено автором в 2011 г. (см. Храпачевский 2011).

Оно сводится к тому, что имеющаяся в СС генеалогия принадлежит не известному полководцу Субэдэю, а его дальнему родственнику – Чаурхан-Субеетай-Баатуру: ведь его имя, состоящее из 3-х формантов, использовалось по тексту СС также и частично, то есть и как «Субеетай», и как «Чаурхан». Это было обычным явлением для СС – так, соратник Чингисхана барулас Хубилай, тоже имел двойное имя Хубилай-Худус, но чаще всего в СС использовался только первый формант, т.е. просто Хубилай.

То же касается и отца Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатура – его полное имя Чжарчиудай-Евген, но чаще в СС используется просто Чжарчиудай. Появление Чаурхан-Субеетай-Баатура у Чингисхана датируется событиями после ухода последнего от Чжамухи, т.е. ок. 1186 г. – так, в §120 СС сказано, что после этого ухода к Чингисхану пришли люди из разных родов, в т.ч. и урянхайцы «Чжельме, младший его брат, Чаурхан-Субеетай-Баатур». Еще это показывает, что при первом сообщении о нем в СС, он назван именно полным именем, состоящим из всех 3-х формантов. Но тот Субэдэй, что из ЮШ, родился в 1176 г. и в 1186 г. никак не мог быть этим Чаурхан-Субеетай-Баатуром (он не мог иметь уже в 10 лет звание батура, т.е. «великого воина»), не говоря уже о полном расхождении его родословия, известного авторам ЮШ до 5 поколений его предков и потомков, с тем, что о Чаурхан-Субеетай-Баатуре сообщает СС. Ведь Чаурхан-Субеетай-Баатур пропадает из описаний событий в СС около 1203/04 г. (не считая ретроспективных сообщений). Поэтому дальнейшие сообщения СС о «Субеетае» касаются не Чаурхан-Субеетай-Баатура, а уже другого Субэдэя, что по времени примерно совпадает и с ЮШ – там первое датированное сообщение его официального послужного списка относится как раз к 1212 г.

Остается рассмотреть вопросы точности передачи авторами ЮШ юаньских первоисточников и аутентичности последних, т.к. в работе 2011 г. не затрагивался вопрос достоверности сообщений ЮШ о генеалогии Субэдэя. Это сделано сейчас, когда стал известен юаньский текст 1295 г. – первоисточник сведений авторов ЮШ о Субэдэе. Степень его достоверности и аутентичности рассмотрен в специальной работе автора, см. (ДГ-2021). Если коротко, то юаньские авторы конца XIII – первой трети XIV в. имели доступ к содержанию документов монгольской каанской канцелярии XIII в. и семейных архивов крупных сановников Юань, а потому достаточно точно воспроизводили их в мемориальных текстах, созданных по приказам императоров Юань. Именно таким и был текст стелы храма предков рода Субэдэя, созданный в 1295 г. официальным юаньским историографом Ван Юнем (1227–1304) по приказу императора Тэмура. Так, Буралгидай, сын Ачжу (1234–1287), внука Субэдэя, просил Тэмура приказать историографам создать данный мемориальный текст, на что и последовал соответствующий высочайший указ последнего как высшим правительственным чинам Юань, так и лично Ван Юню.

В тексте Ван Юня сообщена вся генеалогия рода Субэдэя: перечислены 4 поколения его предков и 2-х его потомков, а также подробные жизнеописания как его самого, так и его единственного сына Урянхатая (1200–1271) с внуком (т.е. Ачжу), с точными датами их смерти и количества прожитых лет. С учетом того, что это писалось для храма предков (что требовало точности в датах смерти – как по соображениям почитания культа предков, так и по требованиям астрологии и для гороскопов потомков) и на основе как архивных данных, так и семейных документов этих высокопоставленных лиц империи (причем относительно вскоре после их смерти – через 47, 24 и 8 лет, соответственно), а также и со слов их потомка Буралгидая, то поэтому их достоверность и аутентичность следует признать весьма высокими.

Генеалогия эта начата с их первопредка Нельбе, имевшего прозвище духулан (т.е. «лучший певец» по-монгольски), у которого был сын Бохудук-батур по прозвищу чжэлима, а у его сына Хачиун-батура были сыновья Хабал и Хабул; именно Хабал был отцом Хулухура и его младшего брата Субэдэя (Ван Юнь С.383). Эти сведения Ван Юня были почти целиком взяты авторами жизнеописаний Субэдэя в ЮШ, но использованы с сокращениями (не упомянут Хабул и прозвище духулан). То же касается и использования авторами ЮШ сообщений Ван Юня в его жизнеописаниях Субэдэя (1176–1248), Урянхатая и Ачжу – основные даты их жизни приведены полностью, а вот сведения из их послужных списков (т.е. взятых Ван Юнем из архивов монгольских и юаньских канцелярий каанов и использованных им в тексте 1295 г.) приведены почти целиком, хотя и с некоторыми сокращениями, редактированиями и переделками.

Таким образом, урянхайцы Чжарчиудай-Евген с сыновьями Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатуром из первой части СС (до 1206 г.) представляют иную родословную ветвь, чем у того урянхайского Субэдэя, что жил в 1176 – 1248 гг. При этом весьма вероятна реконструкция их генеалогии и родственных связей с той родословной схемой, которую сообщает текст Ван Юня. Дело в редком слове чжэльмэ (в китайской передаче – чжэлима), зафиксированного для урянхайского обока, общего и для Чжарчиудай-Евгена с сыновьями, и для потомков Нельбе. Т.е. более чем вероятно, что Чжэльмэ (известный сподвижник Чингисхана и полководец) был назван в честь Бохудук-батура, еще известного как чжэлима, т.е. слова, означавшего «человек, составляющий сложные планы и стратегии» (Ван Юнь С.383).

Такое в монгольских традициях имянаречения возможно для внука (реже правнука), когда имя/прозвище знаменитого предка повторяется в 3-м (или 4-м) поколении. Скорее всего Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур были внуками Бохудук-батура, он же чжэлима (точнее Чжэльмэ – как равнозначное прозвищу имя, о чем см. ниже). Тогда Чжарчиудай-Евген является младшим (или сводным) братом Хачиун-батура, а его сыновья Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур приходятся кузенами Хабалу и Хабулу, и, соответственно, двоюродными дядями Хулухуру и Субэдэю. А все они вместе имели общего первопредка – Бохудук-батура, сына Нельбе.

Вышеприведенные результаты подтверждаются и уточняются недавно обнаруженным мемориальным текстом юаньского историографа Хуан Цзиня (1277–1357), который в начале 1349 г. получил указ императора Тогон-Тэмура – написать текст стелы при могиле урянхайца Есудара (1298 – 19.02.1348), внука того Хулухура, что был старшим братом Субэдэя, для чего провести необходимые исследования по истории его рода и послужных списков предков. В этом тексте, независимо от Ван Юня (что видно по иной транскрипции этнонима урянхай, другой записи имени Хачиуна, причем без титула батур, прочим вариациям иероглифов в транскрипциях etc), тем не менее приводится та же родословная схема: Чжэлима (у Хуан Цзиня Бохудук-батур назван только по прозвищу) родил Хачиуна, Хачиун родил Хабала; Хабал имел двух сыновей, по именам Хулухур и Субэдэй; далее приводятся жизнеописания Хабала и Хулухура (более расширенные, чем у Ван Юня), потом большой рассказ о сыне Хулухура Хадане, отце Есудара; при этом сказано, что Хадан служил под началом своего родственника Ачжу, внука Субэдэя (там же). А в преамбуле Хуан Цзинь прямо указывает на основной источник своих сведений – архив семьи Есудара и его предков, который хранился в Шанду, в резиденции его внука, высокопоставленного юаньского сановника и военного наместника этой второй столицы Юань.

Таким образом, текст Хуан Цзиня, основанный на другом корпусе источников, независимом от первоисточников Ван Юня, подтверждает генеалогию Субэдэя в вариантах Ван Юня и ЮШ во-первых, а во-вторых – показывает, что прозвище чжэлима равноправно использовалось и как имя «Чжэльмэ». Ввиду всего вышеизложенного, можно считать вполне установленными два момента: 

1. генеалогия рода Субэдэя в ее наиболее полной и аутентичной форме приведена в тексте Ван Юня начала 1295 г.; 

2. доказано наличие двух разных «Субэдэев» в тексте СС – т.е. Чаурхан-Субеетай-Баатура (умершего до 1206 г.) и его двоюродного племянника, знаменитого полководца Субэдэя (1176–1248).

Китайский рисунок, изображающий монгольского полководца

Учителей заставили ставить «лайки» мэру Мытищ, которая выдала мигрантам сертификат на 24 млн

Мытищи продолжает трясти после того, как глава города, Юлия Купецкая, вручила мигрантам сертификат на 24 миллиона рублей. Причём события творятся какие-то непредсказуемые, удивительные!...

Обсудить
  • Спасибо!
  • Здесь еще важно указать, что неверно отождествлять урянхайцев времен Чингисхана и тувинцев, что стало модным сегодня. Урянхайцы - это монгольский отог, в имперские и постимперские времена - тумен, осколки которого до сих пор сохраняются среди всех монголов - южных, халхасцев, ойратов, бурятов. Шойгу не является потомком Субэдэя, как бы это кое-кому ни хотелось.