24 июля отмечается память святой равноапостольной княгини Ольги. Но святость этой любимой нашим народом святой не является целью данной статьи. Мы поговорим о ней, как о М. Тэтчер. Проблемы этой женщины в годы её правления в Великобритании были неимоверно сложные и громадные. Но они не идут ни в какое сравнение с той, казалось бы, отчаянной и безнадежной ситуацией, в какой оказалась княгиня Ольга.
Мы посмотрим на её жизнь и труды в историческом контексте и с точки зрения политической психологии.
При всей патриархальности Руси X века н.э., надо сказать, что начало строительства государства связано отнюдь не с мужчиной, а с женщиной. И, кстати сказать, довольно старой.
Именно с ней связано начало образования государства Руси. Всё, что мы называем Русью до нее – это некие временные и случайные рефлексии, не рассчитанные на историческую перспективу и если имеют какие-то исторические умыслы, то временные и тактические.
Мы точно не знаем дату её рождения. Где-то около 880 года. Мы не знаем к какому этносу она относится. Её можно считать, как дочерью какого-нибудь скандинавского дружинника, или дочерью знатного рода из кривичей. И то, и другое будет не доказуемо и служить предметом исторического научного спора. В литературе присутствуют и экзотические версии о месте ее рождения и об её происхождении: что она была дочерью Вещего Олега, что она родилась в Болгарии в городе Плиска или в прикарпатском селе Плеснеска (это последнее напоминает версию шумеров о том, что французы – это украинцы в прошлом. Поскольку их раньше называли галлами, соответственно выходцами из галичины). Согласно житию, Ольга родилась в близлежащей к Пскову деревне Выбуты. Житие не упоминает имен ее родителей, сказано только, что они были незнатного рода от народа варяжского.
Нестор, указав в летописи время её вступления в брак с Игорем и вступления в высшую элиту в не самое спокойное время – это 902 или 904 год. Впрочем, у России никогда не было спокойных периодов. В течении 40 лет о ней далее вообще молчит. Но это не значит, что княгиня в это время не принимала участия в управлении страной.
Если вспомнить, что её муж князь Игорь большее время года совершал полюдье, то ведь кто-то должен был находиться на месте и держать управление страной. Полюдье, это термин, означающий объезд князем с дружиной своих владений. В это время производился сбор дани с подчиненных племен, разрешались спорные вопросы, на пиры собиралась племенная знать, и т.п., т.е. демонстрировалась его власть. Полюдье совершалось с ноября по апрель, когда реки, болота, земля замерзали и передвижения становились проще.
Вот в этот период княгиня Ольга и набиралась опыта в управлении страной. Страной, в то время ещё очень рыхлой, в любую минуту готовой расползтись конфедерацией. Всё это кто-то должен был держать твёрдой рукой.
События 945 года, когда погиб её муж, показали, что княгиня Ольга овладела искусством управления государством и стала очень опытным политиком. Она приступила к управлению страной уже имея программу государственного строительства и идеи для её реализации. В этом проявился великий масштаб её личности.
Инструментом княгини Ольги станут потрясающие люди, такие как Свилланд, Хиглап, и сам Свенельд, которые ещё при жизни Игоря приняли её абсолютное лидерство, говорит о ней как о человеке не просто властном, а сумевшем завоевать такой авторитет, который не снился и прочим мужикам. Умела княгиня работать с людьми и подбирать кадры. Это тоже искусство.
Т.е. по всем параметрам перед нами человек не просто выдающийся, а великий. Если бы её не называли Ольгой Мудрой, то могли бы назвать Ольгой Строителем. Строителем государства, государства Руси.
Она есть тот человек, который определил историческую судьбу восточно-европейских народов на последующую тысячу лет. А поскольку мы с вами слишком крупное историческое явление, то, следовательно, святая княгиня Ольга сформировала образ цивилизации средневековья, а также нового и новейшего времени.
Вернёмся к князю Игорю. На момент гибели ему было уже хорошо за 70. Он был не в состоянии проводить системные реформы. А логика развития государства требовала именно таких реформ. И его состояние здоровья, а также его традиционность не дают надежд на то, что он эту реформу хотя бы начнёт. Но даже если и начнёт, есть такое понятие «исчерпанность личности». Необходимо новое лицо, новое дыхание. Нужен прорыв, как говорит наш Президент. Кто-то должен осуществить этот прорыв. И это надо делать срочно, откладывать нельзя.
Смерть князя Игоря была неожиданной и могла иметь неприятные последствия для еще не окрепшего Древнерусского государства. Сыну князя, Святославу, к тому времени исполнилось не более 4 лет, править он не мог, между князьями и дружинниками могла начаться борьба за власть, которая разорвала бы нарождающееся государство.
Нам всем очень повезло, что князь Игорь пропадал в полюдье так много времени, а его жена княгиня Ольга 40 лет набиралась опыта и училась управлять государством, 40 лет она входила во власть и укрепляла себя во власти.
Итак, после смерти мужа, княгиня Ольга мгновенно формирует новое правительство и против древлян производится образцово-показательная картельная операция. При отсутствии налаженной судебной и полицейской машины кровная месть в случае убийства долго еще оставалась единственным надежным средством защиты человеческой жизни, орудием сурового и безотказного правосудия. Когда же жертвой покушения был не частный человек, а правитель государства, месть приобретала грозные масштабы. У славянских, как и у германских народов при отсутствии мстителей мужского пола долг совершать отмщение за мужей, отцов или братьев возлагался на близких родственниц, если они располагали к тому средствами. Поэтому по этическим представлениям своего времени, месть вдовы убитого князя его убийцам – дело доблести, а изобретательность, обнаруженная Ольгой в обдумывании ее способов, воспринималась окружением как хитрость, равносильная мудрости.
Посольство древлянского князя Мала к Ольге с предложением брака выглядит вовсе не «сказкой» и не наглостью победителей Игоря. Это вполне логичный политический шаг — предложение мира и союза. С тем, чтобы переродить Русь из «варяжского» в восточнославянское государство. Но и Ольга была очень умной женщиной. Даже если не учитывать моральной стороны вопроса, а только политическую, такой вариант не сулил ничего хорошего для страны. Альянс с древлянами поссорил бы Ольгу не только с варяжским военным сословием, но и с полянами, врагами древлян. А там и остальные племена начали бы качать права. И Русь неотвратимо развалилась бы. Вывод: мятеж требовалось быстро и сурово подавить.
Кроме того, скорее всего она провела чистку в высших эшелонах власти. Понятно, что многие не хотели видеть её во главе государства. Но она имела опору в лице могущественного Свенельда и других могущественных военачальников. Шансов у её противников не было.
Реформы княгиня Ольга стала проводить не откладывая, без раскачки. Это началось прямо на тризне по князю Игорю. Тризна по князю – событие длительное, где-то полгода. Во время этих мероприятий, когда все съезжаются в Киев, княгиня отдает приказ, который выполняется. Приказ о том, чтобы 100 дружинников взяли в жёны 100 славянских девиц.
Понятно, что дружинник, это не простой человек. Понятно, также что девицы тоже не из простых. Дочери родовых и племенных вождей и старост. Т.е. произошла заготовка к общерусской аристократии. Это будут аристократические роды в удельных княжествах, которые просуществуют до конца 13 века.
На 93% (данные проф. Кобрина) они будут уничтожены при столкновении с монголо-татарами. Но какая-то часть уцелеет и до времени Петра Великого.
Т.о., исчезает дружина. Дружина – это герметически закрытая военная корпорация. Совершенно закрытый от постороннего влияния специфический мужской коллектив с общим имуществом. И это общее имущество одновременно с общим имуществом князя.
Т.е. княжеская дружина – это единственная опора. Политическая, социальная и любая другая. И князь сам заложник этой опоры. Он, конечно, первый среди равных. Но равных. Князь очень сильно зависел от мнения дружины.
Вообще, это система, немножко похожая на мафию или на орден.
Теперь мы этот орден распускаем и дружину надо формировать на основе заинтересованности. И соответственной платы. Потому, что дружинники перестали быть членами «мужского клуба». У них теперь появляются семьи. Семьи в славянской среде. И они теперь представители славянских кланов. А можно сказать, что они теперь представляют при центральной власти эти славянские кланы.
Понятно, что число 100 условно, оно означает много. Когда они стали членами семьи у них появляется родовая защита. Они больше не чужие одиночки в этом мире. У них появляются родственники, много родственников, у них появляется имущество. Своё, личное. А раньше даже постель была общая.
Теперь, с одной стороны, от службы деваться не куда, он обязан служить верой и правдой. А с другой стороны, теперь, чтобы он служил верой и правдой, его лояльность и опыт надо будет покупать. За серебро и золото, за деньги, за какой-то товар и за землю, которая является теперь тоже разменной стоимостью.
И тут тоже возникает интересный момент – если раньше земля была сугубо общинной, то теперь она мгновенно приобретает стоимость и обретает характер товара.
Появляется понятие «вотчина», т.е. то, что дано с отечеством, с наследством. Это «безусловное» имущество, это право, которым будут заманивать на службу. Теперь любой может пойти служить, а не только варяг. Ведь варяги умрут, но у них останутся дети, от славянских жен. Говорить они будут по-русски, воспитывать их будет славянская среда. Т.е. уже во 2-м поколении исчезают культурологические определители варягов. А это уже середина правления князя Владимира. А к Ярославу Мудрому мы можем уже о варягах вообще не вспоминать. И летопись уже вспоминает о них, как о чужих людях, которые живут за Балтийским морем.
Если до этого говорили о варягах, как о нас. То теперь о тех, кто за Балтийским морем. Это означает, что реформа княгини Ольги в этом аспекте завершилась. На это всё ушло менее 40 лет.
Есть ещё один очень ответственный момент. Это управление страной. Обратите внимание – она совершила полюдье один раз за всю жизнь. А дальше территория страны была разделена на уряды. Во главе каждого стоял тиун. Уряды были определены таким образом, чтобы они не совпадали ни с племенными, ни с родовыми границами.
Т.е. Ольга разрушает родоплеменную систему. И она этого почти добьётся. Она создает административную сетку управления. Тиуны будут иметь свои укрепленные городища. В них будут свозить положенные выплаты дани. А также там будет осуществляться суд. Если вы им не удовлетворены, то уже имеете право обращаться к главе государства.
Ольга дистанцируется от мелких вопросов. Мелкие вопросы всегда самые опасные, в них никогда не бывает полного удовлетворения ни у одной из сторон.
Выражаясь современным языком, она создает бюрократию, без которой ни одно государство существовать не может.
Со временем некоторые из этих городищ превратятся в крупные города. Витебск, Муром, Суздаль. И у этих городищ, поскольку они княжие, не будет никаких народных веч, т.е. всех этих демократий. И мы не можем осудить за это Ольгу, потому что она носитель центральной власти.
Первое, чем тиуны будут озабочены – это появление дорог. Они начинают прокладываться между этими городищами. Возникает дорожная сеть. Без неё государства тоже не бывает.
Раз есть тиуны и центральная власть, есть бюрократия, то должна возникнуть переписка. Бюрократии без переписки не бывает. А следовательно, возникает центральный аппарат бюрократов.
Это всё уже называется государственный аппарат, и он уже начинает работать автономно. Это всё было сделано Ольгой к концу 40-х годов, т.е. менее чем за 5 лет.
Годы правления княгини Ольги на Руси ознаменовались началом каменного строительства. А каменное строительство – это дороги, это специально подготовленные люди, это образование, это экономическая деятельность. Это атрибут государства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие княгине. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.
Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.
Это всё был внутриполитический момент.
Но есть ещё и внешнеполитический. Это хазары, это Византия, это легализация Руси. Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны.
В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально. В те годы Византийская империя имела вес, аналогичный или близкий к весу США в их лучшие годы.
Но вместе с тем, несмотря на достигнутые договорённости, Ольга отказала прибывшим от императора Византии послам в предоставлении русских войск для греческих войн. Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше, чем предприимчивым грекам и сосредотачивала силы.
Если кратко, её внешняя политика была сосредоточена на дипломатических миссиях. Она сосредотачивала силы, берегла человеческие ресурсы. Это позволило её сыну Святославу разгромить хазарский каганат.
Княгиня Ольга характеризуется как сильный и разумный правитель, она твердо и уверенно держала в своих руках власть над целой страной. В ее житии сказано: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Почитание Ольги было так велико, что в 1547 году она была признана не просто святой, но равноапостольной, т.е. по своему достоинству равной Апостолам. Таких женщин во всем мире еще только 5, в числе которых, например, Мария Магдалина.
И ещё, последнее. Она ведь не только правитель, но ещё и бабушка. И в этом качестве не менее ценна, т.к. в том, что её великий внук князь Владимир стал христианином, есть и её вклад. Она пример всем бабушкам.
Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божием именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.
Оценили 36 человек
66 кармы