Речь сейчас пойдёт о научных и исторических основаниях христианской веры. Этот материал рассчитан на самую широкую аудиторию – от людей, честно пытающихся оправдать своё неверие, до людей, так же честно ищущих разумные и логические утверждения для своей веры.
Понятно, что доказывать бытие Божие подобно теореме Пифагора невозможно и бессмысленно, но, с другой стороны, совершать свой жизненный выбор о том, посвящать себя Богу или, наоборот, полностью отвергать Его, не потрудившись даже ознакомиться с накопленными наукой знаниями о Нём – ещё более неразумно и неосмотрительно.
Сразу хочу сказать, что задумываться о разумном основании веры, это не только наша прерогатива, жителей XXI века. На протяжении всей человеческой истории люди, особенно пытливого ума, искали эти разумные основания веры.
Достаточно вспомнить апостола Фому. В силу его особенностей и склада характера, этому апостолу (греч. - посланник) оказалось мало свидетельств и слов других людей о том, что Христос Воскрес! Мало ли, кто ему, что рассказал! Ведь он сам видел Христа несколько дней назад распятым и умершем на кресте. Фома хочет убедиться, увидеть факты, свидетельства и самому прийти к выводу, что Он Воскрес.
Это вполне разумно и рационально. И, как мы знаем, Спаситель благословил его и позволил вложить персты в раны. И на основании этих фактов и свидетельств апостол Фома совершил разумное и рациональное открытие – открытие веры. И сделал, поистине, больше других на этом поприще проповедуя Евангелие в Индии. (Кстати, апокрифическое «евангелие от Фомы» к апостолу Фоме не имеет никакого отношения, но эту тему мы затронем ниже).
Наверное, многие задавали себе фундаментальный вопрос – «Зачем я живу, что такое жизнь?»
Это стихотворение Александр Сергеевич написал в трудной жизненной ситуации, находясь в отчаянии. Но оно не осталось без ответа и Пушкину откликнулся его современник, митрополит Московский Филарет, ещё при жизни называвшийся Филаретом Мудрым. К сожалению, это стихотворение гораздо реже цитируется.
Пытливый человек может найти смысл своего бытия в Боге, который сотворил и этот мир, и нас. По определённому замыслу, по Своему усмотрению. И в исполнении этого замысла каждый человек, каждая личность может черпать и приобретать смысл своей жизни, своего бытия.
В чём уникальность христианства? Оно утверждает, что Бог Сам явился на Землю 2 тыс. лет тому назад как Человек Иисус Христос. Уникальность нашей веры в том, что мы можем знать о Боге от Него Самого.
Бог 2 тыс. лет назад вступил на Землю, в человеческую историю, стал Человеком, и как Человек жил среди людей. Наша вера основывается на этом историческом событии, в этом её уникальность.
Потому мы и поздравляем с нашим самым главным Праздником, говоря, «Христос Воскресе!» Т.е. утверждаем свершившийся факт, и в ответ, кстати говоря, получаем подтверждение, что так оно и было - «Воистину Воскресе!» Мы констатируем уже свершившийся факт истории. В этом её абсолютная уникальность – она покоится на историческом факте.
И событие это произошло не на другой планете, не в каком-то другом измерении, не в особом духовном состоянии, когда открылись чакры. Это часть нашей истории, т.е. наша вера исторична.
Т.е. этот диалог начался задолго до этого события, он продолжается и сейчас. Богоявление, Боговоплощение является высшей точкой, в которой Бог стал одним из нас.
Говоря - «Христос Воскресе!» мы ведь не выражаем какую-то надежду или пожелание, что что-то такое произойдет в будущем, и тогда всё всем станет ясно. Это не какой-то призыв, типа «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Мы констатируем уже свершившийся факт.
То, что наша вера исторична, ещё 2 тыс. лет тому назад это было ясно Апостолу Павлу.
Т.е. Бог стал Человеком и явился миру в наибольшей полноте. В том виде, в каком одна Личность может явиться другой.
Но человек всегда может сказать - откуда мы достоверно знаем, что произошло 2 тыс. лет назад?
Естественно, всю основную часть событий прошлого мы знаем из исторических документов. А конкретно об этом историческом событии мы знаем из книги, которая называется «Книга», она же Библия, вторая её часть, Новый Завет. В нём оно подробно описывается.
Но возникают естественные вопросы. Истинны ли Евангельские повествования об Иисусе Христе? Откуда мы знаем, что текст Библии достоверен, т.е. достоин доверия?
Ведь нам не всё равно, во что верить.
Является ли Библия исторически достоверным документом? Это вопрос не праздный. Насколько надёжен источник информации – Библия? Современному пытливому уму человека подавай факты, свидетельства науки.
Вы хочете фактов!
Их есть у меня!
Итак, о фактах! Вся наша вера на них покоится. Этим она и уникальна. Вопрос о надёжности Библии как источника информации на самом деле состоит из 3-х частей
Первое. Вопрос происхождения.
На самом ли деле, скажут скептики, этому документу 2 тыс. лет? На самом ли деле её составили компетентные авторы - участники и свидетели событий, которые происходили 2 тыс. лет назад?
Может он, этот документ, как утверждают некоторые, написан 350 лет спустя после этих событий, в эпоху императора Константина? По его личному указанию? Прошло 350 лет, свидетелей нет, можно писать всё, что угодно.
Так на самом ли деле этому документу 2 тыс. лет и его написали свидетели и участники тех событий?
Второе. Это вопрос сохранности.
Цифровых носителей тогда ещё не было. А тогдашнии носители информации были очень хрупкими – в основном, пергамент и папирус. Сохраняются они очень плохо, в открытом виде всего 30-40 лет. И большинство из них не хранились в закрытых герметических сосудах, где могли находиться 2 тыс. лет. Поэтому оригиналов тех самых рукописей до нас не дошло. Ни одного. Ни Старого Завета, ни Нового Завета.
Казалось бы, вот он, звёздный час противников Библии! Так и слышу их радостные крики – ну вот, мы же говорили. Но они не понимают самого простого, говоря о том, что с тех пор до нас не дошло ни одного оригинала. Ведь имеется в виду, что не дошло вообще ничего, а не только Ветхого и Нового Заветов. Ни Флавия, ни Аристотеля, ни Цезаря, ни Гомера с Демокритом и Пифагором в оригинале у нас нет. У нас есть лишь копии и копии копий.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы на этом основании утверждали об искажении произведений Аристотеля, Сократа или Платона. И не услышите. Или Конфуция, который жил в конце ветхозаветной эпохи и писал на сложнейшем древнекитайском языке. Но нет, когнитивно бедные люди говорят только о Библии.
Есть такая наука палеография. Она восстанавливает тексты оригиналов по множеству рукописных копий, которые дошли до нас. И эта наука отвечает на вопрос - читаем ли мы тот самый текст, который был написан 2 тыс. лет тому назад.
Третий, самый интересный вопрос – о достоверности фактов.
Ведь если эти события ещё тогда , 2 тыс. лет тому назад были описаны авторами не точно, где-то добавлено что-то от себя, где-то приукрашено, а мы теперь это 2 тыс. лет повторяем, и если оно 2 тыс. лет назад было не истинным, то от того, что мы эти 2 тыс. лет его повторяем, оно истинней не станет.
Прав ли великий М.В.Ломоносов?
Что бы этот текст для нас имел какой-то смысл и ценность, первоначальные авторы должны были описать события именно так, как они происходили.
Святитель Иннокентий Аляскинский, замечательный миссионер, ещё 150 лет назад писал
Давайте же сравним этот текст как исторический документ, с другими историческими документами, которым вполне доверяет современная наука.
Возьмем для примера "Записки о Галльской войне".
В любой энциклопедии говорится, что эти записки являются самым полным, самым достоверным, самым подтверждённым документом, свидетельствующим о тех событиях. Написано за 50 лет до Р.Х. Написал вполне компетентный автор – римский император Гай Юлий Цезарь.
Однако, начнем с чисто технической детали, с того, что Г.Ю.Цезарь вообще ничего не писал. Не императорское это занятие – брать августейшими перстами письменные принадлежности. Он правил империей, занимался политикой, управлял войсками и т.п., а в свободное от основной работы время диктовал свои мемуары придворным летописцам, и те записывали его слова на папирусе и пергаменте, затем лист скручивался в трубочку и ставился на полку в императорской библиотеке. Ни одна из этих рукописей до нас не дошла, дошли их копии.
Как появлялись копии? Представьте, к Цезарю приехал именитый гость и, как жест доброй воли императора, он дарит ему копию своей рукописи. Так появлялись копии и копии копий. И по этим копиям палеографы восстанавливают текст оригинала. Соответственно, чем больше рукописных копий того или иного документа имеется в распоряжении учёных, тем достовернее они знают, что было в оригинале.
Представьте, что какой-то документ дошёл до нас в количестве одной копии. Он весь фальшивый, или весь подлинный – мы этого никогда не узнаем. Т.к. сравнивать не с чем. И наоборот, чем больше копий, тем достовернее мы знаем, что же в оригинале. Это вполне научный критерий, которым пользуются палеографы.
Вернемся к Цезарю. Он написал свои Войны в 50-м году до Р.Х.
Напомню, что печатный пресс и первые печатные копии стали делать в начале 15 века.
За период рукописной передачи текста сколько копий рукописных манускриптов имеется в распоряжении учёных? Посмотрим на эти цифры, которым вполне доверяет современная наука.
Большую часть того, что мы знаем из истории, мы знаем по документам, копии которых дошли до нас в считанных единицах. Но есть и исключения.
«Галльские войны» Цезаря - имеем 251 копию.
Геродот 109 копий,
Ливий 150 копий,
Софокл 193 копий,
Платон 210 копий.
И по количеству копий можно смело говорить о достоверности данных документов.
Единственное исключение составляет Гомер – целых 1757 копий!
Сколько же копий Нового Завета имеется в распоряжении учёных?
Но об этом, и о многом другом поговорим в следующей части.
АНОНС СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ
Оценили 11 человек
30 кармы