• РЕГИСТРАЦИЯ

Кто вырождается — язык или мы сами? Часть 1

4 494

Когда в метро «Площадь Александра Невского» читаешь что-то вроде «Эдука-центр», то «Вижен сервис» начинает казаться брильянтом! (А упомянутый в очерке Шумейко адмирал Шишко «бриллианты» переименовал в — сверкальцы.) А тут — Эдука!..

Но разве в России так не было с первых дней Петровых? Еще в начале 20 века парикмахер Пупкин покрикивал на подмастерьев: «Эй, малшик, шипси! Да шевелись, дьявол!»

Лакей, знавший пяток ломаных французских слов, притворялся парижанином, а аристократ, изъяснявшийся не хуже парижанина, гордился российской родовитостью. Пушкин носил в лицее кличку "Француз" и наполнял свой прославленный словарь как чужеземными, так и истинно русскими выражениями, вплоть до матерных. И неизменно демонстрировал, что и соленое словцо хорошо на своем месте. Что хорошо в казарме, неуместно в салоне, что хорошо в окопе, нелепо на семинаре. А смешение языков есть не обогащение, но обеднение языка: слова утрачивают краски породившей их среды — матросской, шоферской, научной, купеческой....

Язык выродиться не может, вырождаются только люди. Дай душевно развитому человеку самый примитивный словарь, и он из него сделает роскошный язык, превращая буквальные выражения в иносказательные, создавая новые словосочетания и проч. И дай какому-нибудь нынешнему лицеисту не из самых умных хотя бы тот же пушкинский словарь — и он извлечет из него десяток существительных, пару глаголов, да так и поселится среди великолепного дворца в шалаше из блин, как бы, в кайф, фишка, прикольно…

Но случись всемирный потоп, после которого уцелеет лишь обиженная богом и языком парочка новых Адама и Евы — и через тысячу лет их убогий сленг превратится в высокий язык, на котором будут писать гениальные стихи: высокие чувства наполнят убогие слова высоким смыслом и тем самым превратят их тоже в сколь угодно высокие.

Любое новое слово, новое выражение только обогащает язык — если в публичную, литературную, «высокую» речь они проникают лишь через фильтр культурной аристократии, которая метит их или одобрением, или насмешкой, или брезгливостью, или штампом «ограниченно годен для узко профессионального использования», всегда отчетливо различая в словах образ мыслей и чувствований породившей их социальной группы и ее функции: канцелярские, военные, извозчичьи, церковные, научные, уголовные…

И главная опасность сегодняшнего языкового разгула не в нем самом, а в отсутствии аристократической инстанции вкуса, которая бы ставила языковые новообразования, да и старообразования на должное место. Без этой сортировки слова и обороты, вполне уместные в языке программистов, моряков, пожарных, врачей, лакеев, уголовников, грузчиков, утрачивают стилистическое воспоминание о породившей их среде, тогда как именно в порождаемых ими ассоциациях с предками и заключается едва ли не главная их ценность. Именно поэтому к широкому проникновению мата в литературу я отношусь точно так же, как к инфляции — как к массовому выпуску ассигнаций, не обеспеченных золотом: их ценность быстро падает до нуля, и выигрывает только тот, кто пускает их в ход первым. Сильные выражения лишь до тех пор и остаются сильными, пока их употребляют в исключительных ситуациях, когда они воспринимаются выплеском страсти, не сумевшей удержаться в социальных берегах. Но если исчезнут сами берега, исчезнет норма, то исчезнет и ощущение ее нарушения. Что почти уже и произошло: литературные матерщинники оставили нас без мата.

А заодно и без роскошной культуры намеков, иносказаний, шуток — тонкости и ухищрения ни к чему там, где все можно сказать прямо. Иными словами, примитивизация языка лишь следствие примитивизации общества, следствие неспособности культурной элиты выполнять свою извечную обязанность — отделять высокое от низкого, остроумное от вульгарного, утонченное от хамского. Перемешиванию «культурных» и «некультурных» слов всегда предшествует перемешивание культурных и некультурных слоев.

В своем анализе национальных конфликтов я исхожу из того, что экзистенциальные проблемы стратегически важнее социальных: духовная деятельность человека в огромной степени направлена на преодоление страха перед собственной мизерностью и бренностью, и с тех пор как многократно ослабела экзистенциальная защита, даруемая религией, ее место пытается занять социальное и прежде всего национальное фантазирование. Люди в своем воображении пытаются эмоционально слиться с каким-то могущественным и долговечным объектом, и в качестве таких объектов издавна конкурируют между собою два фантома — изолированная нация и то или иное объединение наций, которое часто именуют той или иной цивилизацией — западная цивилизация, восточная цивилизация, иудео-христианская, буддийская, исламская, англосаксонская, славянская цивилизация...

Цивилизации как средства экзистенциальной защиты имеют то преимущество, что они более могущественны и охватывают более крупные массы людей, но они и более абстрактны, ими не накоплено такого арсенала трогательных образов, рисующих нацию по образу и подобию семьи, что дает радикальный перевес в пропаганде: убивают наших братьев, насилуют наших сестер… За каждой нацией стоит огромная мифология о подвигах и страданиях предков, о какой-то особой исторической миссии — цивилизационным мифологиям по части воодушевления, то есть экзистенциальной защиты с национальными мифологиями тягаться трудно. К слиянию с той или иной цивилизацией влекут лишь сравнительно маломощные рациональные мотивы и — гораздо более мощное эмоциональное стремление присоединиться к тем нациям, которые ощущаются лидерами человечества или, по крайней мире, могущественными соперниками таких лидеров.

Иными словами, на объединение работает желание присоединиться к победителям, а на разъединение — страх занять в стане победителей слишком жалкое место, страх, вынуждающий держаться за национальную экзистенциальную крышу, чтобы не остаться вовсе под открытым небом. И в этой борьбе между национальным изоляционизмом и цивилизационным выбором заметным участком на передовой оказывается борьба между языками национальными и языками наднациональными, общецивилизационными. И ненависть националистов (изоляционистов) обычно обращается на тот чужой язык, который в данный момент оказывается особенно влиятельным и притягательным. В этих случаях объединяющему языку приписываются самые немыслимые пороки — в противовес таким же немыслимым достоинствам собственного языка. Если же между носителями объединяющего и отъединяющего языка намечается военный конфликт, ненависть к враждебному языку у националистов выходит на грань психоза. (Впрочем, почему «на грань»? Массовые психозы и есть одна из главных причин современных войн.)

Иоганн Готфрид Гердер писал, что многонациональные империи являются государствами испорченными, развращенными. Более того, оскверняет не только совместное проживание в одном государстве, но даже пользование чужим языком — прежде всего французским, поскольку к концу восемнадцатого века именно французский язык считался языком высшего общества. И шишковская «Беседа любителей русского слова» не доходила до такой ненависти: «Так выплюнь же, перед порогом выплюнь противную слизь Сены. Немецкий твой язык, мой немец!». — После наполеоновских завоеваний эта ненависть, естественно, удесятерилась — поражение прусской военной машины списывалось на франкофилию: «Да будем же яростно ненавидеть французов и особенно наших французов (курсив мой. — А.М.), обесчещивающих и оскверняющих нашу работоспособность и невинность!» (Эрнст Мориц Арндт). И не вызывали смеха филиппики «отца гимнастики» Фридриха Яна, публично утверждавшего, что изучение французского языка толкает девушек на проституцию, — языку приписывалась почти мистическая власть над умами и душами.

Первые слова, по Гердеру, не были звукоподражаниями или чистыми условностями — «они выражали любовь или ненависть, проклятие или благословение, покорность или противоборство!» — языки и спустя тысячелетия несут в себе невидимые отпечатки давно забытых чувств и событий; человек, говорящий на иностранном языке, обречен жить искусственной жизнью (ведь так просто провести границу между естественным и искусственным в человеческом мире, где искусственно все!). Фихте же пытался доказать, что одно лишь присутствие в языке иностранных слов способно загрязнить источники политической нравственности.

Ну, а если народ вообще переходит на иностранный язык, то он усваивает с ним и чужеземные пороки (но почему-то не достоинства): так французы, перешедшие с германского диалекта на новолатинское наречие, и доныне страдают «от несерьезности в отношении к общественным делам, самоунижения, бездушного легкомыслия».

«Только один язык, — писал Шлейермахер, — прочно врос в индивида. И именно ему индивид принадлежит целиком, сколько бы других языков он ни выучил впоследствии… Для каждого языка существует особый способ мышления, и то, что мыслится в одном языке, никогда не может быть тем же образом выражено в другом… Таким образом, язык, как церковь или государство, есть выражение особой жизни, создающей внутри него и развивающей через него единое языковое тело».

Не только, стало быть, поэты, но даже целые нации суть органы языка… Это стремление к языковому единообразию, конечно, еще не фашизм, который и есть бунт простоты против трагической сложности социального бытия, но уже шаг к нему. Следующими шагами могут стать, и в конце концов стали, мировоззренческие и политические требования: одна нация, одно мировоззрение, одна партия, один вождь.

Между тем еще никто не доказал, что выбор языка — развитого, разумеется — хоть сколько-нибудь существенно влияет на мышление, но это тема слишком серьезная и неразработанная, чтобы касаться ее мимоходом.

Британский историк Эли Кедури, чей классический труд «Национализм» (СПб, Алетейя, 2010) вышел в России лишь через полвека после публикации на английском, подытоживал доктрину первых националистов примерно так: человечество естественным образом разделено на нации, а язык главнейший критерий, по которому нация может быть признана существующей и имеющей право формировать собственное государство. Притом в тех границах, которые она сочтет зоной распространения своего языка. Кедури не останавливался на критериях различия самостоятельных языков и так называемых диалектов, вероятно, понимая, что границу между нами может провести лишь вооруженная сила, — его возмущало уже и то, что «акцент на языке преобразовал его в политическое дело, ради которого люди готовы убивать и уничтожать друг друга, что прежде было редкостью. Языковой критерий осложняет к тому же жизнеспособность сообщества государств. Чтобы такое сообщество функционировало, государства должны быть разумно стабильными, с ясно выраженным единством, известным и признанным на всем пространстве контролируемой ими территории, с четко зафиксированными границами, обладать характерной принудительной силой. Но если язык становится критерием государственности, ясность о сущности нации растворяется в тумане литературных и академических теорий, и открывается путь для двусмысленных претензий и неясных отношений. Ничего иного не приходится ждать от теории национализма, которая открыта учеными, никогда не стоявшими у власти и мало что понимавшими в необходимости и обязательствах, присущих взаимоотношениям между государствами». ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Александр МЕЛИХОВ

Сетевой литературно-исторический КАМЕРТОН существует с 2009 года

    Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

    Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

    Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

    Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Camerton.web Вчера 13:17

      Военный экзамен советских путейцев

      Вопрос о времени и месте первого поражения гитлеровской машины требует введения объективных критериев. Спорят, например, что контрнаступление Резервного фронта Г.К. Жукова в Смоленском сражении (август—сентябрь 1941) было до Победы под Москвой декабря 1941 года! Тогда враг потерпел поражение, отступил, 6 сентября 1941 возвращена Ельня: Победа. И первое ...
      536
      Camerton.web 20 декабря 13:21

      Социалист с человеческим лицом

      От редакции День Прямой линии Президента России перекрыл… «все и всяческие» мировые информационные поводы. Интересно, не случись именно в этот день — подведение итогов года 2024-го… — вспомнили бы о том, что 19 декабря 1906 года родился Леонид Ильич Брежнев? Именно с его кончиной Калейдоскоп Истории закрутился быстрее и с тех пор скорость по ощущению по...
      100
      Camerton.web 19 декабря 12:50

      Фашистский эксперимент западных элит: причины, итоги

      Кто виноват в развязывании Второй мировой войны? Расхожих объяснений немало, — но они призваны больше завуалировать глубинные причины мировой бойни. Главная из которых — выгода для США, опять же — больше по экономической сфере. Действительно, если бегло обобщить самые распространенные объяснения происходившего в Европе в 30—40-е годы, самыми доминирующи...
      443
      Camerton.web 18 декабря 12:54

      Крёстная дочь генерала Брусилова

      Действующие лица: Антонина Пальшина (1897—1992) — участница Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов и двух Георгиевских медалей «За храбрость». Алексей Брусилов (1853—1926) — генерал от кавалерии, русский и советский военачальник. Место действия — Восточный фронт (Русская армия). Время действия — 1914—1916 гг. Автор (из-за кулис): Война ...
      109
      Camerton.web 18 декабря 09:59

      Конец тридцатых: Турция меж трёх огней...

      ОКОНЧАНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬШаткая позицияСвежеиспечённая позиция Турции относительно возможности заключения какого-либо оборонительного договора — отход от своих же предложений — объяснялась новыми тенденциями в политике...А именно: развитием преимущественной ориентации на западные державы в политической, экономической и военной областях, ...
      214
      Camerton.web 18 декабря 09:56

      Неодолимое пророчество. И в Сирии

      Зимние воспоминания об «Арабской весне»Сирийские репортажи, гордые свергатели Асада, позирующие перед камерами с черчиллевским знаком «V», паляшие из автоматов в небеса и бегущие от израильских солдат… напомнили картины 2011 года. Мне тогда довелось беседовать с одним весьма просвещенным арабским деятелем, послом Ирака в России (до войны 2003 г.), крупн...
      1128
      Camerton.web 18 декабря 09:54

      Туркестанская автономия: «демократия» или «ИГИЛ* столетней давности»?

      28 ноября 1917 года в Ташкенте была провозглашена так называемая Туркестанская автономия. Увы — эту «демократию» подкосил радикальный исламский фундаментализм, начавший кровавую «войну с неверными». Советская власть лишь вовремя пресекла все это безобразие… В литературе часто встречаются две даты провозглашения этого образования — и 27 и 28 ноября. Особ...
      105
      Camerton.web 15 декабря 10:08

      «Его Монгольская империя». Часть 3

      ОКОНЧАНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬБуддистские ламы считали его новым воплощением страшного и многорукого, украшенного черепами Махагалы — бога войны, защитника буддизма. Барон Унгерн действительно был богом, только не войны, а бед и странствий. В царской армии он путешествовал по полковым канцеляриям, в которых получал направления одно страшнее д...
      196
      Camerton.web 14 декабря 09:10

      Как японцы под Сингапуром ассимметрично ответили «Владычице морей»

      10 декабря 1941 года недалеко от Сингапура японской авиацией были потоплены два самых мощных британских корабля в этом регионе. После этого вопрос падения самой важной военно-морской базы стал делом времени, а не принципа. Говорят, что фраза «у короля — много!», которой британские моряки провожают взглядами свой идущий на дно корабль, зародилась в Ройял...
      468
      Camerton.web 14 декабря 09:08

      Смертельная зараза: «Свобода. Равенство. Братство!» Восстание против властей предержащих

      К попытке госпереворота 14 декабря 1825 г.«Бенкендорф во время очных ставок со мной молчал. А Чернышёв продолжал шипеть!» Декабрист ЦебриковВ считанные дни перед казнью декабристов А. Х. Бенкендорф отметил в блокнотике: «Меня влекло к тому не одно любопытство, но и сострадание: то были большею частью молодые люди, дворяне хороших фамилий…» Волки и овцы....
      376
      Camerton.web 13 декабря 12:56

      Тест Ломинадзе

      От редакцииИтак, 2024 год. Интернет, СМИ полны историй, откровений самых разнокалиберных релокантов и… ре-релокантов. Второй термин пока хождения не имеет, ввожу его, потому что «хождение» имеют люди, немалое число, недавно стали... ре-ре. (Вернулись в Россию). Впрочем, мой консервативный ВОРД подчеркнул красной волной и релокантов и… ре-релокантов. Ему...
      149
      Camerton.web 12 декабря 11:52

      120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака. Прозорливый был писатель!

      В своей книге «Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего?» (М.: Наше завтра, 2021) я только один раз упомянул имя американского писателя Клиффорда Саймака.Потому что в упомянутой книге писал о произведениях в жанре антиутопии. Из американцев, работавших в этом жанре, я особенно выделил Рэя Брэдбери (1920—2012) с его романом «451 град...
      106
      Camerton.web 12 декабря 09:54

      Алогизмы бытия. Бескрайний мир вечного узника из деревушки Круассе

      12 декабря 1821 года родился Гюстав Флобер, французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.Я, как говорится, медведь. Живу монахом. ФлоберСкрывай свою жизнь. ЭпиктетСкажем сразу — да, Флобер возвеличивал прошлое. Отрицая (в какой-то мере) настоящее. Происходящее здесь и сейчас. В некоей степени коррелируя с д...
      99
      Camerton.web 11 декабря 18:30

      Со святыми упокой...

      Владимир КРУПИНПоминовение старших братьев, учителей: Абрамов, Астафьев, Белов, Гребнев, Кузнецов, Лихоносов, Распутин, Солоухин.Надо успеть отдать поклон старшим моим братьям, обязательно надо. Надо же не просто повторять ежедневно: «Подаждь, Господи, оставление грехов отцам, братиям, сестрам нашим и сотвори им вечную память», но и, в меру сил помочь у...
      109
      Camerton.web 11 декабря 17:21

      Пантюркизм. Учебники и прогулянные уроки

      После распада СССР в течение года по инициативе Турции был создан «Тюркский совет», ныне «Организации тюркских государств». Цель — распространение влияния на бывшие союзные республики, а теперь — независимые государства Центральной Азии и Закавказья. Идеологический мотор этого влияния «Международная тюркская академия» (Turkish World Educational and Scie...
      80
      Camerton.web 10 декабря 16:27

      Некрасов и Фет: назад к истокам

      Ко дню рождения НекрасоваЭто не музыкальная точка зрения переносить центр тяжести интереса на текст. ГегельЛюбопытно получается. В прошлый год я писал к 200-летнему юбилею Фета. Где сопоставил его с Некрасовым. Не ахти что за приём, нужно сказать. Учитывая, что тандем Некрасов-Фет — литературоведческая фишка ещё со школы. Причём и в XX, и XIX вв. Но я н...
      171
      Camerton.web 10 декабря 10:18

      Народные заступники и политическая мастурбация

      От редакцииПодобно безобразно разросшемуся списку «олимпийских видов спорта» (греки бы ужаснулись этим бегающим по льду со швабрами?) — с 19 века пополнился и их список Муз. Потеснив греческую прекрасную девятку, и особенно — Клио (муза Истории), на Парнасе командует: муза Демагогии. Но, свергая эту… «нуворишку», Александр Мелихов бережно хранит Эвтерпу...
      117
      Camerton.web 8 декабря 17:34

      Русский культуртрегер и «Открытое письмо Иисусу Христу»

      От редактораНаш соотечественник и автор Наталия Янкова по просьбе «Камертона» рассказала об организованных ею в Ганновере выступлениях российских писателей. Но не удержавшись… [«Широк (русский) человек!» — Ф.М. Достоевский] поделилась впечатлениями и о презентации уникальной статьи «Открытое письмо Иисусу Христу». — Автор, профессор-теолог университета ...
      96
      Camerton.web 7 декабря 09:25

      Турция 1930-х: новые шаги в двусторонних отношениях

      ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬСССР — надёжный посредник!Во внешней политике Турции начала 1930-х гг., как и в 20-е годы, значительное место занимал СССР — как фактор, способствовавший укреплению её независимости и международных позиций, также стабилизации в районе Ближнего и Среднего Востока.Специфической особенностью в отношениях Советов с...
      191
      Camerton.web 7 декабря 09:22

      Журавль в небе

      Слушайте, а это правда, что Кашпировский реинкарнировался? То есть опять появился в медиа-пространстве?Листая на неделе страницу ВК, я не придал этому значения и не стал узнавать, на каких операциях он теперь заменяет анестезиолога. Но для себя отметил, что в наше, подконтрольное финансовому капиталу время, ничего так просто не происходит. Моё поколение...
      172
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика