• РЕГИСТРАЦИЯ

ЖЕРТВЫ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА

9 5799

Жертвы собственного нравственного превосходства

XV-XIX века стали временем неудержимого распространения европейской цивилизации по всему миру. Впрочем, слово «цивилизация» уместно здесь лишь отчасти, поскольку эпоха великих географических открытий, предшествовавшая этому процессу, открыла дорогу невиданному по своему размаху колониализму, который продемонстрировал скорее моральную дикость европейских завоевателей, чем их цивилизованность.

Колониальные захваты европейцев формально опирались на два основания: необходимость пропаганды христианства и право первого открытия. Любая ранее неведомая территория, к берегам которой подошел европейский корабль, автоматически считалась владением того государства, под флагом которого совершено открытие. При этом первооткрывателей, а затем и колонистов нисколько не смущало то обстоятельство, что на «новых» землях уже жили люди, и что их права на владение этой землей были гораздо более весомыми. Впрочем, о правах коренных обитателей Америки не было и речи. Мало кто знает, что первоначально, в конце XV-начале XVI веков индейцев вообще не считали людьми, так как о них ничего не было сказано в Библии. Некоторые католические теологи на этом основании утверждали, что жители Нового Света - существа, созданные сатаной для его личных целей. Однако такой взгляд на индейцев противоречил ортодоксальной христианской доктрине о том, что только единый Бог способен творить.1 Для окончательного решения вопроса о «человеческом статусе» коренного населения Америки потребовалась специальная булла папы римского (!), которая была издана в 1537 году и формально признала индейцев людьми.2 Для окончательного решения вопроса о «человеческом статусе» коренного населения Америки потребовалась специальная булла папы римского (!), которая была издана в 1537 году и формально признала индейцев людьми.

Европейской колонизации подверглись Африка, Америка, Австралия, значительная часть Азии. Многие государства на этих континентах были уничтожены или завоеваны, не меньше пострадали и те народы, которые находились на стадии родоплеменных общественных отношений. Практически везде колонизаторы встречали вооруженный отпор, но самое упорное и организованное сопротивление нашествию европейцев или их потомков оказали североамериканские индейцы. И именно они (из числа родоплеменных обществ) пострадали больше всего.

Да, население Африки понесло огромные потери от работорговли, почти вся территория «черного континента» была поделена между европейскими державами. Но множество племен во внутренних районах материка сохранило относительную автономию, а их традиционная культура хоть и испытала влияние культуры колонизаторов, все же не была уничтожена. Да, в Индии колониальная политика Англии была особенно жесткой, страну сотрясали восстания, однако и там дело не дошло до откровенного геноцида и полного искоренения местной культуры. Даже в Южной Америке, где испанские конкистадоры так прославились своей жестокостью, покорение индейцев не носило тотального характера. В некоторых странах современной Латинской Америки индейцы являются полноправными гражданами и составляют значительную часть населения, а их языки имеют статус официальных.

Совершенно иначе сложилась история освоения и покорения Северной Америки. Здесь коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ христиан не заставил себя долго ждать. Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.

Индейское сопротивление в Северной Америке (без учета истории Мексики) продолжалось около 370 лет! Первая исторически зафиксированная попытка европейцев завоевать часть североамериканской территории состоялась в 1521 году, когда испанский первооткрыватель Флориды Хуан Понсе де Леон решил захватить полуостров. В бою с местными индейцами его экспедиция была разгромлена, де Леон погиб. А последней датой «индейских войн» считается 1890 год, ознаменовавшийся резней индейцев при Вундед-Ни. К тому моменту индейцы степных резерваций предприняли последнее, мирное усилие, чтобы сохранить свою культуру и духовную идентичность. Эта масштабная акция протеста вошла в американскую историю как Пляска Духов. Но после Вундед-Ни она пошла на убыль. К 1890 году сдались и последние группы партизан-апачей на юго-западе США. Между этими двумя датами - летопись беспрецедентного геноцида, направленного не просто против отдельных племен, а против всего коренного населения целого материка! Ничего подобного мировая история, в том числе история колонизации, не знала. Почему же Северная Америка стала исключением, почему судьба ее обитателей сложилась столь трагично? Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо напомнить основные тенденции и исторические особенности взаимоотношений североамериканских индейцев и некоренных американцев.

Индейская политика колонизаторов, и прежде всего США, поражает своей жестокостью, цинизмом и бескомпромиссностью. В отличие от других континентов, где, как я уже отметил, белые колонисты более-менее мирились с соседством местного населения, английские, а затем и американские поселенцы в Новом Свете с поистине маниакальным упорством стремились очистить занятые или приобретенные территории от индейцев. Белые абсолютно не выносили присутствия краснокожих рядом (исключение составляли христианские миссии, где проживали крещеные индейцы, но даже эти поселения нередко подвергались атакам колонистов и вытеснялись в другие районы). Движение поселенцев на Запад чем-то напоминало ковровые бомбардировки - с той лишь разницей, что на определенной территории разрушались не объекты врага, а полностью захватывалось жизненное пространство коренных обитателей. В этот период американские военные и поселенцы руководствовались донельзя циничным лозунгом, почти на целое столетие опередившим многие высказывания нацистов: «Хороший индеец - только мертвый индеец».

Именно в Северной Америке возник феномен границы (знаменитый «фронтир»): по одну сторону - белые, по другую - индейцы. Официально фронтир появился в 1763 году, после великого восстания Понтиака. Напуганные размахом индейского сопротивления, английские власти запретили колонистам самовольно занимать индейские земли к западу от условной линии, которая протянулась на тысячи километров с севера на юг по Аппалачским горам. Однако поселенцы не соблюдали королевский указ и продолжали перемещаться на запад. Вместе с ними перемещался и фронтир. Кстати, противоречия между поселенцами и колониальными властями по поводу нарушений индейской границы стали одной из причин Американской революции 1775-1783 гг.

Но и после образования США несанкционированное освоение индейских территорий так называемыми скваттерами продолжалось, что приводило к непрекращающимся вооруженным столкновениям между поселенцами и местными племенами. Американцы, тем не менее, старались избегать войн с участием регулярных войск, и действовали хитрее. Власти США формально признавали индейцев собственниками земли, поэтому решали территориальные вопросы на договорной основе. Вот только у этой основы было «двойное дно». Индейцам навязывались земельные уступки любыми способами. Иногда достаточно было подкупить или напоить некоторых вождей, чтобы они отказались от владений своего племени в пользу белых. Если же путем мошенничества нельзя было получить желаемую землю, американцы создавали видимость равноправных справедливых отношений с индейцами. Переговоры с ними протекали обычно по одинаковому сценарию. Вождям заявляли приблизительно следующее: «Плохие белые люди уже поселились на вашей земле, и мы не можем прогнать их назад. Вам надо подписать договор и отказаться от этой части земли. Но зато оставшаяся земля будет признана собственностью племени, и ни один белый не появится на ней без вашего разрешения». Индейцы также не желали войны и соглашались на подобные условия. Граница приобретала официальный характер, а все земли свободных племен получали статус Индейской территории - на нее не распространялась юрисдикция США. И в то же время, например, это не помешало Соединенным Штатам купить в 1803 году гигантскую Луизиану, которая по сути была сплошной Индейской территорией. Но племена, обитавшие там, даже не знали о совершенной сделке.

Для любого вождя соблюдение договоров и обязательств - вопрос чести. Поэтому индейцы, соглашаясь на земельные уступки, никогда не нарушали договоров в одностороннем порядке (за исключением тех случаев, когда продажа земли происходила без согласия всего племени). Однако США нарушили 99% всех договоров, заключенных с индейцами. Поселенцы продолжали самовольно захватывать землю, и фронтир все больше наступал на Индейскую территорию. В ответ индейцы выходили на тропу войны, за колонистов заступалась армия, и начинались боевые действия. Рано или поздно индейцы терпели поражение, после чего под дулами ружей их заставляли уступить очередную «порцию» земли. Составлялся новый договор, но через несколько лет ситуация повторялась.

Чтобы оправдать бесконечные захваты индейских земель, американцы придумали теоретическое обоснование: мол, это «предначертание судьбы». В литературе хорошо известна позиция, высказанная так называемой Бигхорнской ассоциацией, а затем подхваченная многими американскими политиками: «Богатыми и живописными долинами Вайоминга по воле судьбы должна владеть и получать от них средства к существованию англосаксонская раса. Богатство, которое в течение многих веков лежало сокрытым в наших горах… было заложено тем самым Провидением, чтобы вознаградить тех отважных духом людей, кому суждено было составить авангард цивилизации. Индейцы должны посторониться, или они будут сметены непрестанно продвигающимся… потоком эмиграции. Относительно судьбы аборигенов… не следует заблуждаться. Тот же непостижимый Вершитель судеб, который предопределил падение Рима, обрек на вымирание краснокожих Америки».

Остановить нашествие американских поселенцев и бесконечный захват земли попытался великий Текумсе - первый государственный деятель североамериканских индейцев. Он создал мощный союз племен в противовес Соединенным Штатам и объявил, что земля как дар Великого Духа является собственностью всех индейцев, поэтому ни одно отдельное племя не имеет права продавать свои владения без согласия остальных. Движение Текумсе имело все шансы перерости в образование огромного и сильного индейского государства, которое могло остановить американскую экспансию, однако после поражения в битве при Типпекану (1811 г.) и гибели выдающегося вождя в англо-американской войне 1812-1814 гг. надежды индейцев рухнули.

С избранием на пост президента США Эндрю Джексона (он особенно ненавидел краснокожих) для племен к востоку от Миссисипи настали поистине черные времена. С подачи Джексона в 1830 году был принят закон о переселении индейцев на Запад. Если племена не соглашались переселяться добровольно, их депортировали насильственно. Именно так поступили с чироками, которых армия просто изгнала на Индейскую территорию. Свое переселение чироки назвали Дорогой слез - по пути из Джорджии в Оклахому погибли около 4000 членов племени. За чироками последовали крики, шауни, чокто, чикасо, ирокезы, виннебаги и другие племена. После поражения семинолов в героической войне 1835-1842 гг. почти вся территория к востоку от Миссисипи была очищена от коренного населения. Великая река была признана «постоянной индейской границей». За ней простирались бескрайние дикие прерии, где нашли приют последние свободные племена. Они просто не могли поверить, что бледнолицые, захватив всю территорию от Атлантики до Миссисипи, придут и сюда, на эти вольные равнины. Индейцы считали, что земля велика, и места на ней хватит всем. Но они жестоко ошибались.

Как только поселенцы освоили Висконсин, Иллинойс, Огайо, Индиану и южные штаты, они в очередной раз нарушили фронтир и устремились в прерии. Первой жертвой колонизации среди степных племен стали пауни - они раз за разом уступали пришельцам свои земли. Но такие племена, как дакоты (сиу), чейенны, арапахи, юта, апачи, команчи и кайова оказали американцам упорное сопротивление, достигшее своего пика в 60-70 годы ХІХ века.

Борьба с непокорными племенами Великих Равнин оказалась для США нелегким испытанием. Чтобы решить проблему раз и навсегда, американцы применили против индейцев самые изощренные и беспрецедентные карательные меры: белые варвары целенаправленно уничтожали огромные стада бизонов (миллионы и миллионы животных!), охота на которых являлась для степных племен основой жизни, индейцам дарили зараженные оспой одеяла, после чего среди них вспыхивали катастрофические эпидемии. Все это привело к тому, что целые племена вымирали. Именно тогда практика «предоставления» индейцам резерваций достигла кульминации геноцида. Если первоначально резервации представляли собой по сути автономные индейские территории, где то или иное племя пользовалось относительной свободой (к примеру, до переселения семинолов на Запад их земли во Флориде считались резервацией), то затем так называемые индейские агентства превратились в концентрационные лагеря. Такие резервации создавались на самых бесплодных землях, а жившие там индейцы влачили нищенское существование, довольствуясь мизерными подачками от государства. Подобные резервации - исключительно североамериканский феномен, до такого колонизаторы не додумались ни в Азии, ни в Африке. Система резерваций стала апофеозом ненависти белых по отношению к индейцам, последним шагом на пути физического и морального уничтожения коренных жителей Северной Америки. По оценке специалистов, до открытия Америки на территории современных США и Канады проживало до 3 миллионов человек. К концу ХІХ века их численность сократилась до 200 тысяч.

И все же: почему настолько трагически сложилась именно судьба индейцев? Почему на протяжении нескольких столетий «два мира, два образа жизни» так и не научились сосуществовать? Почему борьба между двумя культурами должна была закончиться полным поражением одной из них - культуры индейцев? Почему североамериканские колонизаторы так настойчиво стремились буквально стереть коренное население с лица земли? Причина проста и очень сложна одновременно: абсолютная духовная и нравственная несовместимость белых и индейцев, полное несовпадение их мировоззрений. Чтобы понять весь трагизм этой исторической ситуации, необходимо вникнуть в систему религиозных и моральных ценностей коренных жителей Северной Америки.

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

    "Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

    Картинки 5 ноября 2024 года
    • Rediska
    • Сегодня 10:59
    • В топе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Дархан 6 октября 2016 г. 15:12

      "Курт - драгоценный камень"

      «Курт - драгоценный камень» Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она впервые рассказала сотрудникам музея «Алжир», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам. Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирал...
      1339
      Дархан 16 сентября 2016 г. 06:30

      По Степным столицам

      У оседлых народов и кочевников разное восприятие времени и пространства, общества и себя. Пространство для оседлого ограничено пределами его города или государства, какими бы обширными они ни были, а для кочевника оно - безгранично и мистически притягательно.В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближа...
      1333
      Дархан 15 марта 2016 г. 07:26

      Казачьи Стан

      Казах и “казак”. Эти этнонимы, которые на казахском языке звучат практически одинаково, уже только этим, казалось бы, говорят о том, что история казаков - субэтноса русского народа – и история казахов (в совсем недавнем прошлом – кипчакского субэтноса) взаимосвязаны и очень близки. К глубокому сожалению, застарелая болезнь исторической науки по имени национализм не по...
      2461
      Дархан 15 марта 2016 г. 06:07

      Немного о лошадях. Часть 1

      Образ коня занимает особенное место в традиционной евразийской культуре. И в этом смысле вполне понятен интерес евразийских ученых к исследованию общих исторических корней через призму изучения древних памятников культуры. В данном случае рассмотрим сакральный образ коня в номадической культуре. Издавна кочевники у древних греков воспринимались в образе кентавров...
      3986
      Дархан 26 февраля 2016 г. 12:01

      ДЕЖАВЮ...

      Имперские игры.   Во второй половине XIX века, когда большая часть земного шара уже была поделена между ведущими мировыми державами, огромные пространства Евразийского континента стали ареной драматичного противостояния двух великих империй - Российской и Британской. Это соперничество, в которое были вовлечены страны Ближнего и Дальнего Востока, Центральной и Южн...
      941
      Дархан 25 февраля 2016 г. 14:57

      Было бы глупо не признавать величия Европы. Но было бы также глупо забыть величие Азии.

      "Великую цивилизацию нельзя завоевать извне, пока она не разрушит себя изнутри" Уилл Дюрант.   В последнее десятилетие в борьбе с историческим европоцентризмом сломано немало копий. Хотя его научные положения давно опровергнуты, в общественном сознании и на бытовом уровне он продолжает процветать. К этому можно добавить многочисленные локальные этноцентризмы...
      1116
      Дархан 22 февраля 2016 г. 09:14

      Феномен семьи

      Великая восточная метафора гласит: "Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу". Она была основой и в представлениях древних тюрков.Божественная искра – кут (в переводе с казахского - душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, на...
      1801
      Дархан 21 февраля 2016 г. 16:32

      Евразийцы

      История Евразии в именах и названиях В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились усто...
      1920
      Дархан 21 февраля 2016 г. 08:33

      Жертвы собственного нравственного превосходства. Продолжение и заключение.

      Различные племена индейцев верили в существование множества духов и божеств, но среди них в большинстве случаев одно божество обязательно почиталось как высшее. В литературе наиболее известен алгонкинский Гитчи Маниту (или просто Маниту), что буквально переводится как «Великий Дух». Сиу называли его Вакантанка («Великий и Таинственный»), виннебаги - Творец Земли и т.д...
      3157
      Дархан 20 февраля 2016 г. 08:49

      Генерал из рода Аргын

      Сегодня стало модным героизировать белогвардейских генералов. Но если вспоминать о них, то, в первую очередь, надо вспомнить основателя Белого движения, единственного человека, который бы мог задавить революцию, - генерала Лавра Георгиевича Корнилова. Тем более что он мой земляк - родом из казахских степей. Причем метис: отец - русский, мать - казашка.Корнилов родился...
      4169
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика