• РЕГИСТРАЦИЯ

Немного о лошадях. Часть 1

3 4020

Образ коня занимает особенное место в традиционной евразийской культуре. 

И в этом смысле вполне понятен интерес евразийских ученых к исследованию общих исторических корней через призму изучения древних памятников культуры. В данном случае рассмотрим сакральный образ коня в номадической культуре. Издавна кочевники у древних греков воспринимались в образе кентавров – мифических полуживотных-полубогов, сильных и недосягаемых. Номады, совершая свои набеги, живя на лоне природы, в степном ареале внезапно появлялись и так же внезапно исчезали из поля зрения равнинных людей. Поэтому их боялись, о них придумывали всевозможные мифы и легенды.

Об их ловкости, мощи и пассионарной силе спустя много веков напишет великий русский историк Николай Гумилев. Он точно подметит незаурядные способности степных полководцев и увидит в этом особый смысл и знак. Знак людей, способных изменять судьбы целых народов и целых поколений людей: «Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка обучают верховой езде. Ашамай – это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, «окпан». Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек – это небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы, чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон вышивают, обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая – колтырмаш. Колтырмаш – это тонкая опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая. В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула.

К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого во все новое с головы до ног, пришивали перья филина. Казахи очень ценили филина, полагая, что это птица, оберегающая от злых духов и бесов. Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подсадки мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков».

Таким образом, свое обучение верховой езде, боевым искусствам, охоте и другим навыкам, свою первую школу сыновья степных народов начинали с малых лет. Это была целая система мировоззрения и особая культура, своего рода степной университет, который «заканчивал» каждый джигит к своему совершеннолетию. Экзаменом служили боевые походы, которые и были боевым крещением молодого воина.

До сих пор многие города и страны имеют в качестве государственных символов животных или птиц. Например, символ Алматы не только вкусный алматинский апорт, но и древний сакский воин, летящий верхом на барсе. Возвращаясь к изучению образа коня, мы можем привести множество примеров почитания этого животного у разных народов.

Изготовление сосудов с зооморфными ручками было также широко распространено в степях Евразии. Фигурки животных с головой, обращенной к устью сосуда, по древним верованиям, охраняли его содержимое от нечистой силы. Современные вышивки узбекских сузани (панно), таджикской одежды в изобилии предоставляют нашему воображению примеры культа растений, а ковры казахов и киргизов свидетельствуют о поклонении животным, среди которых сакральный образ коня фигурировал как неотъемлемая часть бытия евразийского кочевника.

«Конь издревле олицетворял культ солнца, был атрибутом солнечного божества. Наскальные изображения изящных коней в Южном Кыргызстане (Араван, Айрымач-Тоо) подтверждают развитый культ коня. Под изображением животных сделаны полочки для жертвенных возжиганий. Священная роль коня была известна как у земледельческих, так и степных племен и народов. Уже в эпоху бронзы фигурками лошадей украшались навершия кинжалов. В раннежелезном веке распространяется обряд захоронения с конем. Предметы его почитания в огромном количестве находят на территории Туркестана.

Китайский автор IX в. сообщает, что арабы пытались уничтожить статую бронзовой лошади, которой поклонялись в храме, расположенном в Кобадиане (Таджикистан). Культ коня просочился и в мусульманские легенды. «В Ура-Тюбе (Таджикистан), Араване (Южный Кыргыстан) население почитает следы копыт и тень Дуль-Дуля, легендарного коня Али. У казахов и в XIX в. по окончании поминок голова любимой лошади умершего клалась на надгробный памятник или наса-живалась на шест, иногда вместе с хвостом животного. По сей день некоторые восточные казахи, горные кыргызы могут оставлять на могиле череп коня, заколотого на поминках».

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы с «усами» – каменными грядами и подбойные погребения. Курганы с «усами» были особенно распространены в Центральном Казахстане, меньше – в Семиречье и на Сырдарье. «Большие курганы содержат под насыпями погребения людей в глубоких грунтовых ямах овальной формы, а под насыпью малых курганов обычно находят конские скелеты и грубые глиняные горшки. Этот вид памятника был традиционен для населения степей Сары-Арки. Возникнув в VII веке до н.э., он намного пережил своих создателей и почти не изменил своего вида в течение целого тысячелетия». Причина такой долговечности объясняется большой стойкостью традиций культового строительного искусства и религиозных обычаев у древних скотоводов Центрального Казахстана, связанных с поклонением солнцу.

С солярным культом тесным образом был связан обряд жертвоприношения коня. Много раз зафиксированный археологами обычай захоронения коней в курганах «с усами» находит объяснение в древних индо-иранских письменных источниках. «В Ригведе, например, коню посвящаются погребальные гимны, где он уподобляется солнцу. В Авесте сюжет быстроконного солнца получает дальнейшее развитие. С солярным культом связан и третий элемент комплекса кургана «с усами» – каменные выкладки, всегда построенные входом на восток, к утреннему солнцу».

В эпоху бронзы была развита резьба по кости. В поселении Шортанды-Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников. По мнению выдающегося казахского ученого Маргулана, народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. «Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов».

Далее Маргулан считал, что казахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна, которые в огромном количестве открыты в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. «Эти рисунки казахи называют тулпар тас – камень скакуна. Аль-Бируни и Казвини отмечали, что этим рисункам поклонялись огузы и кипчаки. Изображение копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например мавзолея Келин-там на реке Кенгир (XIII век).

Если была так высока культура почитания лошадей, то почему же в Турции коней не едят, а в Казахстане самыми лучшими деликатесами считаются блюда из конины? Такой вопрос мог бы прозвучать только из уст несведущих людей. Нет ничего вкуснее еды для потомков великих кочевников, чем казы, карта, бешбармак, кумыс – гордость казахской национальной кухни. Ответ известен многим. Если в Турции, как мы знаем, благоприятный для произрастания всевозможных фруктов климат позволял питаться в более щадящем режиме, то кочевой образ жизни казахов диктовал свои условия выживания. Скотоводы-кочевники питались тем, что давал им их образ жизни и природа, ведь мандариновых и апельсиновых рощ в Казахстане не было. Материальная и духовная культура любого этноса всегда зависела от природных климатических условий.

Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, они также являются предметом особого почитания у казахов и считаются оберегами, приносящими людям счастье. И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань уважения прошлому и как наследие древней архаической культуры народов Евразии. 

    Они ТАМ есть: «кому нужнее»

    Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

    Рыльск, Казань, массовые поджоги: О сути террора

    Опять протяжный вопль «доколе!» разносится над бескрайними русскими просторами. Сразу предупреждаю, лично произношу кое-что позабористее после каждой новости «ударили кассетными боеприп...

    Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине

    Культурная ассоциация «Сперанца» взяла на себя обязательство привлечь внимание общественности в Италии к двум политическим заключённым, находящимся в украинских тюрьмах: правозащитнице ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Дархан 6 октября 2016 г. 15:12

      "Курт - драгоценный камень"

      «Курт - драгоценный камень» Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она впервые рассказала сотрудникам музея «Алжир», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам. Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирал...
      1355
      Дархан 16 сентября 2016 г. 06:30

      По Степным столицам

      У оседлых народов и кочевников разное восприятие времени и пространства, общества и себя. Пространство для оседлого ограничено пределами его города или государства, какими бы обширными они ни были, а для кочевника оно - безгранично и мистически притягательно.В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближа...
      1346
      Дархан 15 марта 2016 г. 07:26

      Казачьи Стан

      Казах и “казак”. Эти этнонимы, которые на казахском языке звучат практически одинаково, уже только этим, казалось бы, говорят о том, что история казаков - субэтноса русского народа – и история казахов (в совсем недавнем прошлом – кипчакского субэтноса) взаимосвязаны и очень близки. К глубокому сожалению, застарелая болезнь исторической науки по имени национализм не по...
      2476
      Дархан 26 февраля 2016 г. 12:01

      ДЕЖАВЮ...

      Имперские игры.   Во второй половине XIX века, когда большая часть земного шара уже была поделена между ведущими мировыми державами, огромные пространства Евразийского континента стали ареной драматичного противостояния двух великих империй - Российской и Британской. Это соперничество, в которое были вовлечены страны Ближнего и Дальнего Востока, Центральной и Южн...
      950
      Дархан 25 февраля 2016 г. 14:57

      Было бы глупо не признавать величия Европы. Но было бы также глупо забыть величие Азии.

      "Великую цивилизацию нельзя завоевать извне, пока она не разрушит себя изнутри" Уилл Дюрант.   В последнее десятилетие в борьбе с историческим европоцентризмом сломано немало копий. Хотя его научные положения давно опровергнуты, в общественном сознании и на бытовом уровне он продолжает процветать. К этому можно добавить многочисленные локальные этноцентризмы...
      1138
      Дархан 22 февраля 2016 г. 09:14

      Феномен семьи

      Великая восточная метафора гласит: "Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу". Она была основой и в представлениях древних тюрков.Божественная искра – кут (в переводе с казахского - душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, на...
      1808
      Дархан 21 февраля 2016 г. 16:32

      Евразийцы

      История Евразии в именах и названиях В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились усто...
      1934
      Дархан 21 февраля 2016 г. 08:33

      Жертвы собственного нравственного превосходства. Продолжение и заключение.

      Различные племена индейцев верили в существование множества духов и божеств, но среди них в большинстве случаев одно божество обязательно почиталось как высшее. В литературе наиболее известен алгонкинский Гитчи Маниту (или просто Маниту), что буквально переводится как «Великий Дух». Сиу называли его Вакантанка («Великий и Таинственный»), виннебаги - Творец Земли и т.д...
      3195
      Дархан 20 февраля 2016 г. 08:49

      Генерал из рода Аргын

      Сегодня стало модным героизировать белогвардейских генералов. Но если вспоминать о них, то, в первую очередь, надо вспомнить основателя Белого движения, единственного человека, который бы мог задавить революцию, - генерала Лавра Георгиевича Корнилова. Тем более что он мой земляк - родом из казахских степей. Причем метис: отец - русский, мать - казашка.Корнилов родился...
      4198
      Дархан 20 февраля 2016 г. 08:48

      ЖЕРТВЫ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА

      Жертвы собственного нравственного превосходстваXV-XIX века стали временем неудержимого распространения европейской цивилизации по всему миру. Впрочем, слово «цивилизация» уместно здесь лишь отчасти, поскольку эпоха великих географических открытий, предшествовавшая этому процессу, открыла дорогу невиданному по своему размаху колониализму, который продемонстрировал скор...
      5830
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика