• РЕГИСТРАЦИЯ

Описание славные реки Иртыша.

41 5557

1. Наказ, данный Спафарию при отправлении его послом в Китай.

Лета 7183 году февраля в 25-й день указал Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея Великия, и Малыя и Белыя России самодержец, ехати Николаю Гавриловичу Спафарию для своих, Великаго Государя, дел к Китайскому богдохану в послех; а ехати ему с Москвы на Сибирские городы, на Тоболеск, а из Тобольска на Китайское государство на Калмыцкие улусы, проведав подлинно какими месты ближе и податнее.

Да про то ему, Николаю, проведать всякими мерами накрепко, будет впредь у Царскаго Величества с Китайским богдоханом дружба и любовь и ссылка будет, и в Китайское государство от государевы отчины, от Сибири, на которые [152] земли и улусы или кочевья ходить податнее, и не будет ли впредь в тех местех над государевыми людьми какия шкоды; и сухим путем, или водяным, или горами. И сколько от которого города и до котораго города, или улуса до улуса верст, или милей, или днищ.

И на чем сухим путем ходят, на лошадях ли, или на верблюдах, и сколько от которого города за провоз найму с вьюка дают; и в которой китайский украйный город из улусов или из каких мест ни буди приезжают. И сколько в Китайском государстве от которого города и места до которого ж города и места дорогою верст, или миль, или днищ считают. И на одно ли место и городы в Китай дорога лежит, или розныя дороги; и будет розныя, и какою дорогою ближе и безстрашно. И какие люди по дороге меж Сибири и Китайского государства живут, и которые князьки особные живут, и Великому Государю они послушны ли; и кто имяны те князьки и которых улусов, и нет ли где от них проезжим служилым и торговым людям шкоды. Или из тех князьков есть иные Государю и непослушны, а голдуют кому иному; и какими промыслы промышляют — о всем о том однолично ему проведать всякими мерами накрепко многими ведущими людьми до пряма. А проведав про то про все достаточно, написати в статейной список подлинно, по статьям, порознь всякую статью имянно, и все Китайское государство; и от Тобольска по дороге до порубежного китайского города изобразити все землицы, городы и путь на чертеже. Да и во всем ему, Николаю, будучи в Китайском государстве и едучи дорогою, Великого Государя делом промышлять и вестей всяких проведывати по сему Великого Государя наказу и смотря по тамошнему делу и как его Бог вразумит и Великого Государя именованье и чести остерегати и искати везде Великого Государя имя и во всех городах и местах выславливати и говорить то, чтоб было государскому имени к чести и к повышенью.

А как из Китай отпущен будет, и ему, выехав из китайских рубежей, для проведывания прямого пути к Москве на Астарахань послать, из которых мест пригоже, тобольских детей боярских дву человек добрых, да с ними подъячего [153] добра и велети им всем месты изыскивати путь на Астарахань, чтоб впредь могли с Москвы для торговаго пути и промыслу ходить в Китайское государство через Астарахань.

И как они тот путь обыщут и в Астарахань приедут, и из Астарахани ехати им к Великому Государю к Москве (Спафарию не удалось выполнить это поручение. В статейном списке посольства сказано, что для проведывания пути к Астрахани хотел Спафарий послать из Китая в Бухарскую землю, будто для покупки ревеню, но китайские власти ему этого не позволили.). А самому ему, Николаю, с хановыми послы, буде с ним будут отпущены, ехати к Москве тем же путем, которым он ехал в Китайское государство. А на Москве явится и всему тому статейный список и описание Китайскому государству и дорогам, на которыя места с Москвы в Китай, и с Китай к Москве ехал, подать чертеж в посольском приказе боярину Артемону Сергеевичу Матвееву да дьяком — думному, Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Степану Пояркову, Емельяну Украинцеву.

2. Докладная выписка, служащая дополнением к предыдущему наказу.

За Китайским государством на востоце, во Окияне море, от китайских рубежей верст с 700, лежит остров зело велик, имянем Иапония.

И в том острове большее богатство, нежели в Китайском государстве, обретается, руды серебряныя и золотыя, и иныя сокровища. И хотя обычай их и письмо тожде с китайским, однакожде они люди свирепии суть и того ради многих езувитов казнили, которые для проповедывания веры приезжали (Почти тождественны сведения о Японии, которые сообщил Спафарий в своем статейном списке. “В Пекине”,— говорит он,— “приходили к нему, Николаю, два езуита, и Николай спрашивал их, откуду они в начале и как пришли в Китай. И они говорили, что многие годы есть, как они пришли в первые из Епонскаго острова, который остров превеликий и богатой от Китай 700 верст, и по их речам недалеко будет от устья Амурского”.). [154]

Меж востока и полудня, за Китайским государством лежит остров имянем Фромоза, который не так великий, яко богатый есть. И в том острове, пишут, что недавно Галандцы морем приходили и завладели того острова и крепость учинили.

В порубежных на полуднях лежит Индия. И как пишут езувиты, с карваном сухим путем приходили от стольнаго города китайского Камбалыка до стольнаго ж города Индийскаго царя Агра в 214 днях и с вьюками, потому что часто приходят карваны сухим путем из Индии в Китай, и из Китай в Индию.

А на западе порубежный с Китайским государством суть степи пустыя, в которых кочуют многих народов Калмыцких и Татарских.

А на северную страну живут Татары Мугальские, которые и прошлого году присылали послов своих, и ныне к его Царскому Величеству посылают; а с тем Мугальским есть порубежное царство Сибирское.

А на докладной выписке помета дьяка Василья Бобинина такова:

Написать Николаю (Спафарию) в наказ, чтоб он обо всем том проведал имянно и в статейный список написал.

3. Справки об отправлениях в Китай Федора Байкова, Сейткула Аблина и Игнатия Милованова, доставленные из Сибирского приказа в Посольский приказ в 1675 г.

(Выписку из статейного списка Федора Байкова, присланную для отпуска в Китай Спафария из приказа большой казны, мы здесь не помещаем в виду того, что описание пути Байкова достаточно известно по изданиям Сахарова (Сказания Русского народа, т. II) и Спасского (Сибирский Вестник 1820 г.). О путешествии Байкова также подробно говорено в нашем введении.)

В прошлом во 182 году, июля в 13-й день, в Сибирской приказ к околничему к Родиону Матвеевичу Стрешневу в памяти за твоею Васильевой приписью написано: Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Руси самодержец, указал прислать в посольский приказ к тебе боярину, к Артемону Сергеевичу Матвееву и [155] к вам дьякам — думному к Григорью Богданову, и к Ивану, и к Василью отпуск в Китайское государство Федора Байкова и приезд его к Москве, а также отписать, на которые городы в Китайское государство путь належит, летом и зимою одним ли путем ездят, и водяной путь есть ли.

И по указу Великаго Государя в Сибирском приказе выписано: Отпуску Федору Байкову в Китайское государство из Сибирскаго приказу и приезду его в Сибирский приказ не было, а отпуск ему был из приказу большие казны.

А во 177 году по указу Великаго Государя послан в Китайское государство тобольский Бухаретин Сейткул Аблин с товарыщи. А в статейном списке Сейткула Аблина 183 написано: ехал де он из Тобольска в Китайское государство мимо Тары города до Ямыша озера. А от Ямыша сухим путем на Аблаев улус; а от Аблаева улуса на урочище на Акбазар речку, а с той речки в улус к Чокуру-Абаше. А от Чокура-Абаши на Сенгин улус, а от Сенгина улуса на Мугальскую землю до улуса Елденя-тайши, а от Елденева улуса до Мугальсково тайши Катана-Баатыря улусу. А от Катанова улусу мимо Лабина улусу до улуса Саина-хана. А из того улусу до границы Китайскаго государства, а от границы к китайской каменной стене, к воротам. А из Китайскаго государства ехали через Мунгальскую землю на Калмыцкой Паганев да Араптаров тайше улусы, а от того улуса к Ямышу озеру. А от Ямыша озера водяным путем в Тобольск в судех, в которых судех приходят в Тобольск к Ямышу озеру по соль.

Да из Тобольска водяным и сухим и зимним путем ходу в Дауры (Это — путь, избранный Спафарием после расспросов, которые он делал в Тобольске, хотя, по наказу, ему предлагалось ехать в Китай через Калмыцкие улусы, то есть, путем Байкова, Сейткула Аблина и Перфильева (см. первую отписку Спафария к Царю в приложении II-м).) мимо Сургут, Нарым, Кецкой, Енисейск. А из Енисейска таким же путем да через Байкал море до Нерчинского и Албазинского Даурских острогов; а другой путь — мимо Илимского.

А по отпискам из Даур Данилы Аршинсково, и по [156] челобитной, и по сказкам Даурских служивых людей (Здесь идет речь об Игнатии Милованове и его товарищах, отправленных в 1670 г. из Нерчинска Данилой Аршинским. Более подробно маршрут Милованова изложен в предлагаемой выписке. В Дополнениях к Актам Ист. (т. VI, № 6) помещены также документы касательно посольства Милованова, в которых впрочем топографические сведения о его пути через Китайскую Даурию значительно короче, нежели в издаваемых нами архивных документах.), ход в Китайское государство из Даур от Нерчинского де острогу на лошадях верхи до Аргуни реки; а живут де в тех местех нерчинские государевы ясачные люди Торгуты (Тунгусы? (сравн. выписку о пути Милованова).). А от Аргунн до Гана и до Кайлара рек; а меж теми реками кочюют Мугальские царя Чеченкановы люди Баргуты. И от Кайлара к Зайдуну реке; и подле тое реки живут временем Богдойскаго царя люди торг чинить, кочевьем, и хлеб сеют. А от Науни до стены и города каменнаго; а в городе живут Богдойскаго царя люди. А от стены из города в Китайское государство мимо каменных семи городов; а живут в тех местех Китайские ж люди. А от Китайского до Нерчинского острогу вниз Амуром рекою в судех до Албазинского острогу сухим путем на лошадях Богдойскаго царя до людей. А ныне на тех местех, которыми месты в Китайское государство ходили Федор Байков и Сейткул Аблин, и из Даур на путех какие иноземцы живут, и в Китайское государство теми месты идти мочно ль, того неведомо, и о том из Сибирского приказу в прошлом во 182 году июля в 17-й день в посольской приказ к тебе, боярину к Артемону Сергеевичу Матвееву, и к вам, дьяком, к думному к Григорью Богданову, и к Якову, и к Василью писано.

4. Выписка о пути Игнатия Милованова (Этот же Игнатий Милованов отправлен был Спафарием в Китай из Енисейска с известием о посольстве. См. в приложении II-м седьмую отписку Спафария к Царю и наше примечание к ней.) из Нерчинского острогу до Китая (1670 г.).

Августа в 29-й день в Сибирском приказе Даурские [157] служилые люди, которые присланы из Даур Богдойскаго царя с листом к Москве, Игнашко Милованов, Антошка Филев, Гришко Кобяков, как они посланы были из Даур к Богдойскому царю в посланниках, по допросу сказали:

В прошлом де во 178 году апреля в 9-й день по указу Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича... послал их Игнашку и Антонка и Гришку да с ними Даурских же служилых людей 3-х человек из Даур из Нерчинского острогу Данило Аршинской к Богдойскому царю с его Богдойскаго царя Даурскими людьми, которые приезжали в Нерчинской острог для торгу с Шарадаем с товарыщи. А что им Богдойскому царю говорить, и о том дал им Данило Аршинской наказную память.

И ехали де они, Игнашка с товарыщи, к Богдойскому царю из Даур от Нерчинского острогу на лошадях верхи до Аргуни реки семь днищ; а та река велика и большими судами ходить мочно. А живут де до тое реки государевы ясачные люди Тунгусы Нерчинского уезду, а за тою де рекою государевых ясачных людей нет (Итак, граница русских владений в 1670 году считалась по р. Аргуни. Между тем в издаваемом путешествии Спафария находим известие, что граница Сибири с Китаем проходит по речке Улучи под хребтом Таргачинским (Хинь-ган). Такое разногласие объясняется новыми завоеваниями Русских в пятилетний период (1670—1675 гг.), о которых находим сведения в отписке Енисейского воеводы Приклонского 1675 г. о походе Албазинского прикащика Михаила Черниговского в Китайские улусы на р. Ган (Доп. к Акт. Ист., VI, № 133); эти местности были тогда приведены в ясачный платеж.).

А от Аргуни реки до Гана реки ехать Мугальскаго царя Чеченка новыми людьми Баргуты два днища; а те де Баргуты кочевные. А Ган река мелка, местами на лошадях переезжают; а широтою будет с Москву реку.

От Гана до Кайлару же реки ехали три днища; а Кайлар река такова ж широка, что и Ган река, а бродов чрез тою реку нет, потому что глубока. А меж теми Ганом и Кайларом реками кочуют те ж Баргуты. А те де они две реки перевозились в батах, а делали они те баты сами. [158]

От Кайлара реки ехали к Задуну реке до броду с полднища и меньши и через тою Задун реку переехали на лошадех. И та Задун река мелка и узка. И подле тое Задуна реки ехали вверх до камени полтора днища; а тот камень не высок: на лошадях верхи и на телегах ездить мочно. А подле Задуна реки живут временем Богдойскаго царя люди Торгочины.

А от того камени Богдойскаго царя до ясачных Даурских пашенных людей и до Науна реки ехали три днища. А Наун река велика и глубока: большими судами ходить мочно. А живут меж каменем и Науном рекою Богдойскаго царя люди Торгочины кочевьем и хлеб сеют. И у тое Наун реки встретили их, Игнашку с товарыщи, Богдойскаго царя два боярина да дьяк, да с ними сорок человек служилых людей, и их приняли и везли с собою вместе наскоро на заводных подводах до Китайскаго государства; а до Науна реки ехали они на своих лошадях.

И от Науна реки ехали до стены каменные 10 днищ... А от Нерчинского острогу до Китайскаго государства подле рек лесы: топольник, осоковник, ивняк, черемошник да в редких местех сосняк; а на степях местами черносливник и орешник. Да до Китайского государства за четыре днища лес дуб, липняк, клен, ясен.

(Далее следует уже описание Китайского государства, не имеющее отношения к первой части путешествия Спафария, издаваемой нами).

5. Досмотр Ново-Селенгинского острога и его окрестностей, произведенный в 1673 г. тобольским сыном боярским Степаном Поляковым.

(Список с доезду Полякова вытребован был из Сибирского приказа для сообщения Спафарию перед его отправлением).

182 года, июля в 15-й день, в указе Великаго Государя из Сибирскаго приказу в посольский приказ за приписью дьяка Григорья Порошина написано:

В нынешнем во 182 году, июля в 13-й день, в указе [159] Великаго Государя в Сибирской приказ за Васильевою приписью написано: Великий Государь указал прислать в посольский приказ Тобольскаго сына боярскаго драгунскаго строю капитана (Преобразование сибирских войск в полки рейтарские, драгунские и солдатские совершено было в 1661 г. (см. летопись Сибирскую Ильи Черепанова). Драгунский капитан Степан Поляков в 1679 г. был назначен начальным человеком Исетского острога (см. Доп. к Акт. Ист., VIII, 219, 220); более о нем ничего неизвестно.) Степана Васильева сына Полякова, и для чего он посылан в Селенгинский острог отписать и с чем прислан и какие с ним есть чертежи.

И то все прислать к отпуску в Китайское государство переводчика Николая Спафария в посольский приказ не замотчав.

И по указу Великаго Государя в Сибирском приказе выписано: “В прошлом во 179 году, июля во 2-й день, по указу Великаго Государя послана его Великаго Государя грамота в Тобольск к боярину и воеводам ко князю Ивану Борисовичу Репнину с товарыщи велено послать из Тобольска в Селенгинской острог из тобольских детей боярских добраго и знатнаго человека того острогу досмотреть тот острог, впредь Великому Государю прочен ли и ясак в сборе и прибыл из того острогу будет ли; и близко того острогу какие иноземцы живут и ясак Великому Государю платить учнут ли, или близко того острогу живут Калмыцкие или Мугальские люди, и не чает ли от них к тому острогу приход и служилым и промышленным людем обид и разоренья. А как тот сын боярской из Селенгинского острогу в Тобольск приедет, о том велено отписать и досмотру его список прислать к Москве”.

Вследствие этого указа воевода Тобольский Петр Михайлович Салтыков, сменивший князя Репнина, по возвращении из Селенгинского острога сына боярскаго драгунскаго строю капитана Полякова отправил последняго в Москву вместе с представленными им “списком досмотру и чертежем всяким крепостям”.

А в Сибирском приказе тот Поляков подал доезд за своею рукою, да два чертежа: один — Селенгинскому острогу, [160] который чертеж писан в Тобольской отписке, а другой — чертеж — сверх Тобольской отписки — Енисейску и Селенгинскому и иным острогам; и Даурам, и Мугалам и Китайскому и Никанскому государствам. И про тот чертеж, что сверх отписки Тобольской он, Степан, в Сибирском приказе сказал: Делал он тот чертеж едучи из Тобольска к Москве на дороге на Чюсовой в Строгонове городке подлинной сам, для того что в Селенгинском остроге и в Енисейску иконников не было писать никому. А в Тобольске от того чертежа не делал, для того что посылки себе к Москве не чаял. И тот чертеж подал он в Сибирском приказе с тем Селенгинским чертежем и статейным списком, для того что он, Степан, в тех местех бывал. И по указу Великаго Государя из Сибирскаго приказу в посольский приказ к тебе, окольничему к Артемону Сергеевичу Матвееву, да к дьяком сын боярский драгунского строю Степан Шляков и два чертежа (Второй из этих чертежей, представлявший всю местность от Енисейска до самого Китая, мог быть особенно полезен для Спафария, и вероятно, дан был ему из Москвы.) и досмотру его Степанова список послан Сибирского приказу с подъячим с Алексеем Чешихиным.

Список с доезду.

“181 году (1673 г., то есть, за два года до проезда Спафария через Селенгинский острог.), ноября в 23-й день, по указу Великих Государей и по Государевы грамоты и по Тобольской наказной памяти боярина и воеводы князя Ивана Борисовича Репнина с товарищи послан из Тобольска в новой Селенгинской острог драгунского строю капитан Степан Поляков для дозору новаго острогу, и каковы в нем крепости и около его какия есть угодья, и много ли пашенных земель, и какие живут люди, и то писано в сем списке ниже сего порознь по статьям именно.

И по его, Степана Полякова, досмотру новой Селенгинской острог поставлен в Мугальской земли на усть Чика реки над Селенгою. И с приходу от Селенги с западную сторону стены [161] мерою 28 сажень 1 аршин; а в стене поставлены две избы, а на верх изб свершено по башенному. А на одной избе наверху на башне поставлена караулка теплая мшеная с печью для зимнего караулу. И меж избами в стене острожной порозжие большие ворота, и над воротами поставлена бревенчатая часовня. А с приходу в киоте образ грозных сил воеводы Михаила Архангела. А от ворот на правую руку до избы в стене 40 острожин, а от избы на правую ж руку в стене до угла острожного 60 острожин. А на левую руку, идучи в ворота, от ворот до избы 30 острожин. А от избы на левую ж руку до угла острожного 70 острожин. А с северную страну мерою стена 19 сажень, а острожин в ней 220 острожин и 3 быком, а бык на углу поставлен с подошевным боем и с верхним. А с восточную сторону стена 28 сажен 1 аршин, а острожин в стене 350, а на углу бык с подошевным боем и с верхним, а середи стены калитка и ворота с замком. А от быка с полуденную сторону стены 19 сажен 2 аршина, а в стене 220 острожин. А в том остроге поставлен малой острог к востоку, в малом остроге в стене поставлены две избы, а на избах поставлены вышки, а свершены по башенному: одна вышка выше большого острогу и видет в поле далеко, и на той вышке в летнее время живет караул.

А острог сверху покрыт тесом и середний бой, а бламы намощены тесницами, по шти и по осми тесниц.

А на остроги катки кладены слеги для приступнаго времени. А в большем острогу кругом поставлены 12 анбарцев их казачьих для летняго времени. А кругом всего острогу надолбы и около церкви.

А за острогом в надолбах поставлена церковь Божия во имя нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другой престол — образ во имя Михаила Архангела, а 3-й престол — во имя Николы Чудотворца и с Деисусы, а Деисусов — три пояса с Апостолы, и с праздники господские и с пророки. А от острожнаго углу до церкви 17 сажен 1 аршин; а поперег по паперти 5 сажен, да от олтарнаго угла на восточной стране 4 сажени. [162]

А за острогом к Селенге реке от казачьи строенье поставлено изб и дворов 21 двор.

А вниз по Селенге реке от Селенгинского острогу ехати легким конем 2 дни построена заимка, а на заимки поставлено 6 изб и дворов.

А в прошлом во 178 году Енисейского острогу казачей десятник Любимко Федоров на той заимке для опыту и поселенья на Великих Государей спахал 3 осминника, а на 3 осминника посеяно 4 пуда ржи ко 179 году; а в ужине тое ржи было на тех трех осминниках 4 сотницы 40 снопов, а в умолотех вымолочено того хлеба 84 пуда. А во 179 году он же Любимко спахал на Великих Государей десятинку ко 180-му году и посеял на ту десятину 5 пуд ржи; и в 180 году в ужине 6 сотниц 89 снопов, а в умолоте 92 пуда ржи. И обоего за расходом аманацким по перемере Степана Полякова того хлеба и в анбар всыпано 166 пуд. А у него же Любимка на его заимке на себя и у служилых людей ко 181 году своей пахоты спахано и посеяно у них на себя 29 десятин и около их казачьи заимки выше и ниже пахатной земли по его Степанову досмотру человек на 60 и больши будет. Да в 180 году у него же, Любимка, спахано и посеяно на Великих Государей ко 181 году полторы десятины и посеяно полвосма пуда ржи.

А около Селенгинского острогу кочюют Мунгальского Очироя-Саина-хана и Гыгана хана их тайши многие улусами своими, Мунгальские многие люди. А есть Тунгусы, живут по сторонним рекам: вверх по Хилку и по Чикою. А от Селенгинского острогу езду до тех Тунгуских людей конем ехати 5 дней, и живут вверх по тем рекам многие неясачные Тунгуские люди за Мунгальскими людьми, а ясаку они Великим Государям не платят; а не многие люди Тунгуские платят ясак Мунгальским тайшам.

А вверх же по Селенге реке ехать дней с 10 конем и больше, и в ту-де Селенгу реку пал исток с правую сторону из Косогору озера, а то-де озеро, Косогор зело велико, и около того озера живут люди сидячие и кочевные Баргуты и Тувинцы и Тунгусы, и по их иноземской сказке будет луков сот с пять и больши. А Селенгинских служилых людей малолюдство, и тех неясачных людей Великим Государям в ясачной платеж и [163] в вечное холопство привести не мочно, потому что те люди стали за Мунгальскими людьми, а с Мунгальских тайшей и с их улусных людей ясачнаго платежу потому ж не чаю, что Мунгальских розных тайшей и их улусных людей многолюдство, и ясак платят те Мунгальские люди своим Мунгальским ханом и тайшам.

А соляное озеро от Селенгинского острогу по нем ехати день целой, и соль садится бела, и урядна, и солка; а около Селенгинского острогу рыбныя угодья и зверей ловят много.

Да он же, Степан Поляков, Табунуцкого мунгальского лабу, имянем Сорзея, да манзея его Чанбая спрашивал: от Селенгинского острогу до Китайского государства много ли езду. — И тот Табунуцкой лаба и манзей сказали: ехать-де от Селенгинского острогу до Китайского государства тихою издою со вьюками конем месяц, а что ж де верблюдами идти и быки и овцы гнать от Селенгинского острогу до Китайского государства ехать самою тихою ездою — полтора месяца. А в Китайское государство чрез Селенгинской острог дорога путем ехать близко, а подъемами перед иными дорогами будет в полы. А от торговых людей в пошлинах будет Великим Государям сбор и прибыль большая, а в ясашном сборе Великим Государям будет сбор и прибыль большая ж. А как будет в Селенгинском остроге многолюдство, и буде Великие Государи изволят прислать в Селенгинской острог людей на прибавку, и Братцких и Тунгуских неясачных людей и иных землиц мочно будет привесть под государскую высокую руку и в ясачной платеж. А которые ныне в Селенгинском остроге служилые люди, и тем служилым людям Великим Государям службы показать не кем, и прибыли от них не будет, и приказного человека у них нарочитого нет же. А по его, Степанову, досмотру и дозору в той земле и в Селенгинском остроге Божиею милостью и Государей счастием и святою его государскою молитвою однолично будет прибыль большая, а жить в той земле и быть в Селенгинском остроге опасливо и с великим береженьем.

181 году, генваря в 20-й приезжали в Селенгинской острог из каменнаго города, от Мунгальскаго Кутухты ламы, большого [164] его Кутухты ламы посланники, для послования и торгу, Мунгальские люди 6 человек, имянем Шабанай-Зайсан, Чиндобони, Билкиту, Ирника, Карча, Кичикту, и дозорщику Тобольскаго города драгунскаго строю капитану Степану Полякову на посольстве и в речах своих сказали: Есть-де Тола река, а пала в Оркон, а Оркон пала в Селенгу выше Селенгинского острогу. И по Толе вверх поставлен город каменной, а в том городе живет большой Кутухта лама всей Мунгальской земли. А ставили-де тот город 7 лет в нынешних не в данных годех. А от Селенгинского острогу ехать конем 10 дней. А в том городе у них родится золото и плавят на хана на Очироя-Саина Мунгальского, а мастеры-де у них свои Мунгальские земли. А ту-де речь говорили на посольстве не скрытно, а толмач был Селенгинского острогу служилой человек Иван Григорьев Бодорой и при многих служилых людях.

А служилых людей в Селенгинском остроге сто сорок девять человек”.

6. Маршруты на реку Амур, данные Спафарию (из Москвы).

На великую реку Амур плавною итить (Путь Ерофея Хабарова в 1648 году.):

Не доплыв до Якуцкого острога за пять дней впала в Лену реку Алекма река; в том месте острожек Великого Государя Алекминской. И тою рекою Алекмою вверх до реки Тугура дощениками недель шесть, а легкими судами недели четыре.

А Тугуром рекою итить до Тугурского острожку шесть дней вверх же; а ныне тот острожек пуст: запустел при воеводе Голенищеве-Кутузове. А от того Тугурскаго острожка чрез Тугур реку и чрез Нюгзю реку волоку сухим путем десять дней до край Амура реки великой.

А зимним путем нартами пять дней итить.

А перешедши волок на усть Урки реки, ту делать суды на Амуре великой реке, а в том месте никаких людей нет.

А пониже того плыть день стоит городок, Албазин [165] словет, живут ныне в нем казаки, которые сбежали с Илимского острогу. На Амуре реке, на берегу тот городок.

Другой ход на ту ж великую реку Амур (Путь Василия Пояркова в 1643 году.):

Из Якуцкого острогу плыть Леною рекою до Алдана реки сутки.

А Алданом итить вверх семь недель и меньши, только ветров встречю не будет, до Тонтора реки; а тут, на Тонторе реке, Великого Государя ясачное зимовье к Якуцкому острогу.

Да Тонторою рекою итить вверх же неделя до Катыма реки.

Да сухим путем итить волоку пять дней до Зеи реки, тут суды делать.

А Зеею рекою наниз в Амур реку великую плыть недели две и меньши, только ветров не будет.

А в том месте по Зее реке живут многие люди, Тунгусы и Дауры пашенные, а не воинские, хлеба у них и животины всякой много.

А Алданом рекою итить на великую реку Амур ближе, и кормнее и лутче Алекмы реки, и порогов нет; а Алекмою рекою двенадцать порогов великих.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году // Записки русского географического общества по отделению этнографии, Т. X вып. 1, СПб. 1882 http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Spapharij/pril1.phtml?id=1758

СПАФАРИЙ, НИКОЛАЙ

Путешествие в Китай

Описание славные реки Иртыша.

(См. примечание 2-е: “Р. Иртыш по Спафарию”.)

Река Иртыш у древних и нынешних греческих и латинских земнописателей неведома есть, для того что вершины ея истечения из Камени и степью чрез непроходимых мест, где они и слухом не слыхали, какия реки суть, и какие люди живут. И то подлинно есть, что и древние, и нынешние земнописатели, так Греки, как и Латины, страна тая земли, которая превелика есть, от Хвалынскаго моря и от царства Астраханскаго начинающе, что есть за Волгою рекою и даже до Окияна моря [41] Севернаго и Ледовитаго, и меж Иртыша и Оби реки, и Енисейска, и Тангуска и Лени, и Амура даже и до самого Китайского государства, где превысокия и предолгия стены Китайския суть, ничего ни о той стране, или о реках и о жителях ничего до сего дня писати не ведают. А кто и писал что об них, только басни писали, для того что толко слухом слыхали, а никого из искусных не бывало. Только пишут и древние, и нынешние земнописатели, что славная река Обь учинит предел меж двумя частями света, се есть меж Асию и Европию, и что есть на левой стороне Оби то Европию сочитают, а что на правой стороне, то Асиею предают. Однакожде и то ложно разделяют для того, что она начинающе предел учинити меж Асиею и Европию в первом в Белом море до самого до Царяграда, а потом Черное море, а потом Азовское море, а потом как держится река Дон даже до вершины ея. И от вершины ея даже до ближнего берега Оби реки, потому что они чают, что от вершины Дон реки недалеко быти до берега Оби реки. И ведают, что превеликое разстояние есть меж вершины Дон реки и меж берега Оби реки, что будет разстояние то против половины Европия. А лутче бы положили предел меж Асиею и Европию вершины Дон реки, а потом прямо едучи чертеж учинили к левому берегу Двине реки и Архангельскому городу ко Акиянскому морю: то и ближней бы и прямой предел был бы; но о том в описании славные и великие реки Оби пространное напишем, а ныне опять возвратимся ко описанию славные реки Иртыша.

Вершины реки Иртыша текут из Мунгальских гор, которыя по руски именуются Камень, и от того места розделяются вершины Иртыша на две протоки: и одну протоку называют Мугальцы и Калмыки Уренгою, а другую Балаган. И от того места недалеко есть рубеж Китайскаго государства, и при вершине Иртыша кочюет Мунгальской тайша Зурухта-кун. И от того места до самого китайского рубежа все Камень, и место тесное, и кочюют один род Мунгальской, а над ними владелец — многие мелкие тайши. А из Тоболска до самой вершины реки Иртыша мочно лехкими суды ходить. А от вышереченнаго Зурухта-куна тайши до другого Мугалского тайши Ирдени-сулева [42] ходу 7 дней меж Камени, возле реки Иртыша. И от того тайши до другого тайчина первого Мугалского тайши ходу 10 дней, возле реки Иртыша.

И у тех Мугалцов язык калмыцкой. А лес и трава займищами. А того тайши до озера Кизылбаш ходу 9 дней возле реки Иртыша. И сквозь то озеро прошла река Иртыш и не мешается с озером и опять за озеро течет своим течением. А в том озере вода пресная зелёная, и рыбы много и зверей. И в нем есть зверь некоторой незнаемый, которой ловит лебедей и гусей и иныя птицы, будто крокодил; и мошно бы и крокодилом быти, только нихто не ведает; а калмыцким языком именуют то озеро Кизылбаш, и в давних годах близ того озера плыли из Тоболска и сыскали слюду, однакожде была худа и для того промыслу не учинили.

А от того озера до Контайшина городка ходу 4 дни по недалеку от реки Иртыша, и городок тот есть глиняной, а в нем две палаты кирпичныя, кирпич зженой. А стоит тот городок в низком месте меж гор, и в том городке живут лами калмыцкие, се есть жерцы идолов и болванов их. И у Контайши родится всякой еровой хлеб и овощ всякой руской.

А от того городка до Сенгея-тайши и детей Контайшиных ходу 5 дней по недалным местам реки Иртыша.

А от Сенгея-тайши до речки до Бешки, где владеет Аблай тайша, ходу 14 дней по недалеку реки Иртыша. И та речка Бешки течет из Камени и падет в реку Иртыш. А на той речке Аблай тайша сделал 2 палаты из зженаго кирпичю в крепком месте меж гор каменных, а мастеры к нему присланы были из Китайского государства, потому что Мугалские и Калмыцкие тайши ссылаются часто с Китайским ханом и поминки емлют и дают для того, что ныне в Китаех владеет род Калмыцкой и Татарской.

А от речки Бешки до Аблаевых пашенных Бухарцов ходу 12 дней подле реки Иртыша. И у Аблая тайши всякой овощ и еровой хлеб родится. Се есть пшеница, ячмень, просо, горох и иное, и скота всякого много, а избы у пашенных Бухарцов глиняны, а промеж тех пашенных течет речка невелика, имя ей Карбуга, и течет та речка из Камени в Иртыш; и иныя многия речки текут в Иртыш, которым имяна неведомо. [43]

А от тех Аблаевых пашенных Бухарцов до Калмыцкого лами ходу 2 недели, и река Иртыш оставается налево, а идти меж гор каменных, а в горах улусы калмыцкие многие кочевные — Аблая тайши, а в горах лес березник и сосняк. А где гор нет, и в таких местах лесу нет, кроме таволжника, карагалника, и водою скудно. А тот идолский жрец, лама Калмыцкой, живет подле реки Иртыша на левой стороне и поставлены у него две палаты кирпичныя, кирпич зженой смазыван известью, а пашню у того лами пашут Бухарцы, а родится у них всякой хлеб и овощ.

А от того лами вниз подле реки Иртыша по левую сторону речки Енкуля ходу 3 дни, а выпала та речка из Камени в Иртыш.

А от речки Енкуля до Долен-карагаю ходу день: Долен-карагай — калмыцким языком, а по руски — стоят 7 сосен.

А от Долен-карагаю до Кабал-Гасуна ходу 2 дни: Кабал-Гасун — калмыцким языком, а по руски — палата каменная: кирпич зженой, пустая. Дело старинное.

А от Кабал-Гасуна до Белых вод ходу 3 дни, все те места ходит подле реки Иртыша.

А Белыя воды слывут для того, что протока течет из Иртыша быстрая, а вода в ней белая, и здесь близко есть возле реки Иртыша 3 озера: два — направо, а третье — налево, все соленыя. А по татарски словет Ямыше озеро, и зде скончается царство Сибирскаго рубеж, а на тех озерах ежегод ходят из Тобольска и из Томского и из иных сибирских городов по 30 и по 40 дощаников по соль, и соль собирают в дощаники из озера самородною в пост Успения Богородицы. И то Ямыше озеро от реки Иртыша верст с 5, а есть исток из Иртыша до озера. А в то время, как Руские люди собирают соль из озера, учинится ярмарок. И приходят многие тысящи людей Калмыки и Бухарцы и Татары и торгуют с Рускими людьми. И они продают лошади, и ясырь, и иные китайские товары. И держат тот ярмарок недели по 2 и по 3, и Руские люди, взяв соль и торгуя, возвращаются к Тоболску, а Калмыки и прочие — в улусы свои, и то место остается опять пусто; а мошно бы в том месте острог построить при реке Иртыше, [44] или при озере. И хлебу родится мочно, потому что земля добрая, а водяной путь по Иртыш реке вверх до Тары города ходят недели по 3 и по 4, а от Тары города до Ямышева озера до пристанища, с котораго места ходят по соль, ходу 4 недели. А Ямыше озеро от реки 5 верст. А от того пристанища и от тех соляных озер вверх по Иртышу ж воденой путь до Ясана озера, которого выше того писали, что по калмыцки Кизылбаш именуется, мелкими судами ходу 20 дней.

А от Соленых озер вниз по Иртыш реке до города Тары ходят дощаником недели по 2 и по 3, и едучи от Соленых озер, на левой стороне реки Иртыша падет река немалая, имянем Камышлов, которая течет издали из степи из озер.

А на правой стороне вниз по реке Иртыш меж Тары и Соленых озер есть озеро Бараба, и около того озера и дале близ Томского города именуется Барабинская волость, и в той Барабинской волости живут Татары, которые преж сего платили есак Великому Государю и Аблаю тайши, а ныне только Великому Государю платят. И те Татары говорят по калмыцки и по татарски, а жилище их есть, копают в земле погребы, и князцы у них есть, и городки копаные, и звериные промыслы всякие промышляют.

А от Бараба озеро тое ж рекою Иртышем вниз ходу неделя, до Тары города; а город Тара стоит на речке Аркарке на красном месте, от Иртыша с версту. А Тара город не малой, и служивых людей много, самые военные для того, что тот город есть на Татарской украйне.

А от Тары ж чрез Барабинскую волость до Томского города сухим путем тихим ходом итить месяц.

А от Тары ж города вниз по Иртышу на левой стороне впадет в реку Иртыш немалая река Ишим, и та река равным разстоянием есть меж городов Тоболска и Тары в средине. При той реке построен острог Ишимской. И судами по той реке ходят и слободы пашенных людей многие сидят, и места самыя хлебородныя, и рыбныя, и угодныя. А вершины ея текут из степи, чрез которую степь дорога идет из Тоболска в Казачью орду и в Бухары. А из Тоболска ж сухим путем до Ишима реки верст со 100. А ниже по Иртышу от [45] устья Ишима на левой стороне, едучи в Тоболск, течет речка Вагай, а при ней острог Албашной. И от той речки вниз по Иртыше, на правой стороне стоит село Абалак. И там церковь Пресвятыя Богородицы с чюдотворным образом, которой словет Абалак.

И от села Абалак недалеко, версты с 2, течет речка малая, имянем Сибирка, и чаят, что от той речки и царство Сибирское именовано, для того что близ речки лежит пустой городок и шанцы Кучюма царя Сибирского, который владел в то время, как приходил Ермак в Сибирь; и место то самое крепкое: остров есть, однакож ныне лежит пусто, толко Тоболския Татары для воспоминания нечистые их веры магмецкие обновили преж сего и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходяще действуют.

А от того места вниз по Иртышу плавающе, на левой стороне до Тоболска с пол 2 версты впадет в реку Иртыш великая река Тобол, а вершины реки Тобола текут из Верхортурские горы, которая по руски словет Каменный пояс, а по еллински Ори Рифея ке Иперворяа, а по латински Монтес Рифеи ке Ипербореи, се есть горы Рифейския и выше севера. А чрез вершины Тобола реки из Тоболска належит путь до Астарахани степью чрез Калмыцкой Дюрбецкой улус, да через Бухарской город Юргенч и мимо Юрлуковы улусы чрез реку Яик езду пол 4 месяца, а дорогою едучи озера и реки есть много, а описати отнюдь не возможно.

А по Тоболу реке есть Тарханской острог и иные многия слободы пашенныя, и место самое хлебородное. И едучи из Тоболска по Тоболу реке вверх до усть Тавды реки ходу 3 дни, на правой стороне. А по Тавде реке вверх до Пелыма города дощаником ходу 16 дней. А Тавда река немалая, течет из Верхотурския же горы, а по ней слободы многия, и Татары кочюют, и место самое хлебородное. А близ Пелыма города падет в Тавду реку река Леля.

А от Тоболска ж вверх по Тоболу реке верст со 100 на левой стороне падет в Тобол Тура река немалая. А Тура река течет из Верхотурскаго Камени мимо Верхотурскаго города, а ниже Верхотурскаго города падет в ту ж Туру реку [46] с правыя стороны река Салда, и недалеко от той реки падет с правой же стороны в Туру реку река Тагил, и ниже того с правой же стороны падут в ту ж реку Туру река Неваква, да река Реж, да река Ирбит, да река Тишма, которыя все из озера из Камени текут и впадут в Туру реку, а Тура вместе с ними в Тобол. А около тех рек и меж ими живут многия слободы и деревни великия, которыя пашут хлеб, а земля зело хлебородная. А из тех слобод привозят дощаниками Турою рекою, а потом Тоболом и Иртышем хлеб в Тоболск ежегод служивым людям.

А из Тоболска ж вверх по Тоболу ж реке, дале усть реки Туры, впадет в Тобол река немалая Исеть, которая течет из озера из Верхотурского Каменя. А в той реке Исети, едучи вверх по ней, падут из Камени ж из озера река Теча, да река Мияс, с левой стороны также река Иртяш, также река Синара, и меж теми реками родится всякой хлеб, и Исетью рекою привозят дощаниками в Тоболеск.

А все те вышеписанныя реки вместе падут в Тобол реку и вмести с Тоболом впадут в Иртыш. И потом река Тобол течет с рекою Иртышем подле самого города Тоболска, потому что город Тоболеск построен на самом берегу Иртыша реки на высоком месте, на яру, которой яр превысокой есть. И тот яр начинается из далека из степи, из пустого и неведомаго места, и потом приближается к реке Иртышу и иногда при береге реки, а иногда отдаляется до самого до усть Иртыша реки, где падет в Обь реку, а идет все по правую сторону реки Иртыша; а после того приближается с правой же стороны к Оби реки, и иногда удаляется и вместе с Обью идет до самого Томскаго города. И от Томского города до самой Калмыцкой степи и пустыни; а Сибиряне сказывают простым речением, что идет тот яр по всей земле, а именуют тот яр — Кряж, а Татары именуют Каш, а Остяки — Вонт. И по истинне тот яр есть так будто гора, потому во многих местах есть превысокой, и лес растет всякой — кедровник, елник, осинник, таволга и иной много всякой лес, и травы многия; и мочно бы по нем сыскать руды, где отдаляется в степи; и звериной по нем промысл: много соболи и лисицы [47] и иные всякие звери. И то чюдо не малое, что по реке Оби, и по Иртышу, и по Кете нет иной горы или холмов, но везде место ровное, опричь того яру Кряжа, который, будто пояс, проходит и разширяется во всех странах и разделяет реки и озера. Но мы ныне, оставляя гору или яр Кряж, опять возвращаемся ко описанию реки Иртыша и при ней сущаго города Тоболска. И понеже описание реки Иртыша от самыя вершины ея до самаго царства Сибирскаго столного города Тоболска опять описали до самаго скончания ея (как выше сего видится лист...), где она река Иртыш широким устьем за Самаровским ямом в 15 верст под Белогорьем впадет в великую реку Обь, и болши того неименуется Иртышем, но называется Обь река до самого Окиянского моря, и для того еще напишем немного об ней, се есть, какие народы по ней живут, и сколь рыбная, сколь глубокая и длинная и иная, которые к тому делу належат.

И потом скончающе об ней, описание учиним Тоболска города и розныя дороги, которые из Тоболска идут в розныя страны и иная, которая ведомостью пристоит.

Река Иртыш имя руское не имеет, для того что Иртыш именуется по татарски, а не по руски; и не токмо Иртыш не имеет имя руское, но и Тобол, и Тура, и иныя сибирския реки имеуются и от Руских людей тем именем, которым именовались прежде взятия Сибири от иноземцов — от Татар или от Остяков. Так же река Иртыш приняла имя свое от Татар, потому что Кучюм, царь Татарской, владел по Иртышу пространно и не токмо над Татары, но и над Остяками и над иными иноземцы, не токмо по Иртыше, но и по Оби реке и по иным сибирским рекам. И ныне, хотя и в подданстве Татары живут, однакожде великое множество народа и веры их живет по Иртыше и по иным рекам; и простирается не токмо в Сибирском государстве нечестивая вера магмецкая, но и до Бухарской земли, и за Бухарскую до самой Индии таже нечестивая вера владеет. А по вершине Иртыша, как выше сего написали, по оба берега ея живут разные Мугалские народы, а ниже по ней потом живут разные Калмыцкие народы, из которых иные жилищем живут, а иные толко кочюют на время при Иртыше. А после Калмыков при Иртыше ниже живет народ Татарский [48] смешен с Русским до Тоболска города и за Тоболском близ Демьянскаго яму; и от того места начинаются жители реки Иртыша народ древней Остяцкий (Остяки себя называют по остяцки Кандаяхи.). И они живут смешены с Рускими до самого Белогорья, где скончается река Иртыш и впадет устьем в Обь реку.

А Остяки именуют Иртыш Сагашудж, се есть — черная вода, к разделению Оби реки, для того что в Оби реке вода белая и мутная. И там на устье Иртыша имеют большую капищу идолов своих; но про народ Остяцкой и про веру их пространно напишем во описании Оби реки, потому что они по Оби реке и по Кете живут болши, нежели по иным рекам. А мы опять возвратимся к Иртышу.

А жители реки Иртыша суть народы, сколко выше того имяновали. А лес по Иртышу есть розной и по займищам, что близ вершины ея, суть горы каменныя, и лесныя, и безлесныя. А после того степь великая и песочная. А потом следует лес тот, которой идет и по Оби реке, и по всему Сибирскому государству до самого до Окиянскаго моря, которой лес преславной есть и превеликой и именуется от земнописателей по еллински “Эркиниос или”, а по латынски “Эрцыниос силва”, се есть, Эркинский лес; и тот лес идет возле берега Акияна до Немецкой и Францужской земли и дале, и чуть не по всей земле, для того и первый лес на свете и преименитый у всех земнописателей есть, однакожде нигде нет так пространной и великой, как в Сибирском государстве. Для того и жилище разных зверей и особные есть, которые индеже на свете не родятся наипаче соболь, которые по сибирски именуются одинцы, но про соболи напишем во ... листе пространно.

А ветры по Иртышу и по Оби реке наипаче суть северы, для того что государство Сибирское по самого северного вертежа.

А рыбы в Иртышу многочисленныя и разныя, наипаче осетры, стерляди и иная многая и разная, кроме белуги; для того и жители той реки болше рыбою питаются. А про течение Иртыша: при вершине и до Ямыша озера быстра зело, а не так глубока; а за Ямыше озеро до самого до устья ея, где во Обь падет, [49] течет тихим течением, однакожде глубока есть, что менши десяти сажен нет, а тритцать и болши живет. А в ширину или поперег сажен будет по 500 (сот) и болши, наипаче за Тоболским городом. Ныне останется писати и про длину ея, которая начинается от самых теплых мест вершины Иртыша; и как исчисляют земнописатели, будет вершины ея начати от четыредесятаго градуса или степеня и течет до самого шесдесятого третяго степеня и болши. И буде воздаем всякому градусу, как земнописатели дают, по осмидесять верст, то будет прямо будучи 1800 верст, а и считая кривость плес Иртыша будет длина ея близ 4000 верст; а хотя и так великая река и славна, что Дунай, однакожде у земнописателей для неведомости никакого воспоминания не имеет, так что и имя ей нет.

А город Тоболеск построен на реке Иртыше на высоком месте, на яру, и место зело красивое, и множество церквей Божиих, и дворов, и людей живут в верхнем городе; так же и под горою посад великой, в котором живут множество Руских людей и Татар. И из Тоболска есть розные пути, которые ходят и в Бухары, и во иныя государства. А и до Казани есть дорога мимо Тюмень и Уфу, езду есть месяц. Да от Тоболска вверх по Иртышу до усть Ишима реки и по правой стороне Ишима через речки Торгой до Камени Олотова езду 3 недели, а от Камени Олотова до речки Кындырли езду 4 недели, а от речки Кындырли до речки Чюя езду 3 дни, а от речки Чюя до Казачьи орды, до города Сузана, езду 2 дни, а от Сузана до города Саврана езду 2 дни, а от Саврана до болшого города до Юсов (Есов.), где царь живет, езду половина дни.

А из Тоболска дорога есть во Индискую землю чрез Казачью орду и через Бухарею; а езду до Индии полгода торгом итти, а от верха Тобол реки от востока под западную сторону потекла река Яик подле Аралтову гору, а на низ плывучи Аралтова гора на левой руке. А с вершины в Яик реку с правой стораны пала река Юрюк-Самар, а ниже Юрюка пала Тругун-Самар, а ниже Тругуна пала Камыш-Самар, а ниже Камыша пала Дюнгил Меншой, а ниже Дюнгила пал Средней; а ниже [50] пал Дюнгил Болшой. А с правой стороны ниже Аралтовы гора пала в Яик река Вор из горы Урака; а Яик пал в Хвалынское море; а которыя иныя реки пали в Яик, и об тех реках писано в Московском чертеже. Да от горы ж Урака потекла река Иргыз под восток и впала в озеро Акбашлы. Да в то ж озеро пала река Иргень; а другая Юрюк-Иргыз, а то озеро в Бухарской земле. Да в той же Бухарской земле с востоку течет река Сыр и пала в Синее море. А в реку Сыр с правой стороны пала река Киндырля из Казачьей орды, и в реку Киндырлю пала река Чюй. Да в той же Казачьей орде есть озеро Коль, а в него пала река Киндырлик. А в Киндырлик пала река Сарсы. А по Сырю (Сарсюрю.) реке вниз от Киндирли реки 150 верст бухарский город Ясырбан, а ниже Ясырбана 9 верст город Туркостан, а ниже Туркостана город Арказа, а ниже Арказа 60 верст город Ингурган, а ниже Ингоргана 70 верст Аккурган, а ниже Аккургана 110 верст на правой стороне Сыра реки город Сайрак, а ниже Сайрака 160 верст город Ташкун. А ниже того города пала в Синее море река Сыр, а из Синяго моря потекла река Арзан и пала в Хвалынское море, а в реку Арзан пала река Амедарня.

http://www.uralstalker.su/archive_pathfinder/2/79/80/256/

А те все городы Бухарские под разными ханами, и из тех городов ходят и торгуют в Сибири, и в Китай, и к Москве те же Бухарцы приходят и торгуют.

И про Тоболской город и про дороги, что от него идут, писали доволно, и ныне опять следуем к нашему путешествию.

***

А от Самаровскаго яму плыли рекою Иртышем толко с 2 версты на низ воды. И потом впали в протоку Обью рекою, которая течет издали из Оби реки и падет в Иртыш и текут вместе с Иртышом до Белогорья верст с пятнадцать от Самаровскаго яму и там совокупятся с Обью рекою и вместе текут до моря. И тая Обская протока именуется Болшая Невулева. И есть и иная протока Обская, от яму на праве, и именуется Меншая Невулева, однакожде и тая из Болшой [51] Невулевы разделяется и течет. И от конца той Болшой протоки Невулева почали плыть против воды в часть света во Асию к востоку, на право, оставляя другую часть света Европа к западу налево. Да на правой стороне болшой протоки Невулева речка, а впала в меншую протоку Невулеву устьем. А меж болшой и меншой Невулевы учинится остров болший. И до началу того острова от устья Иртыша будет верст с 15.

И плавающе против того места в полночь, встретили нас в Болшой Невулевы лды великие, которые шли из Оби реки. И задержали нас пол 2 сутки, и опять плыли...

...Да на той же левой стороне протоки Утоплыя — яр Сургуцкой, а идет на 5 верст, а на нем ростет лес: сосняк, и кедр, и иной лес.

Да на левой же стороне Оби протока Черная, под яром Сургуцким.

А приехали в Сургут маия 23-го числа; а Сургут стоит на яру, на Оби, на левой стороне. А сказывали, что тут преже сего бывала Пегая орда Остяцкая.

Да против Сургута ж протока да остров, да ниже Сургута на правой стороне речка Сургут впала в Болшую Обь, и потому город Сургут и называют. И город Сургут сделан после города Тоболска первый (Лет ныне с 70 из, Сургута посланы служилые люди во все сибирские города: в Томской, в Енисейской и во иные, потому что множество было в Сургуте служилых людей.), прежде всех иных городов Сибирских, для того что многие Остяки живут в Сургуцком уезде больши двух тысяч и для ради покорения их и собрания ясака от них город построен на яру, на красном месте, при берегу Оби реки; и острог сделан, где воевода живет, который посылается с [56] Москвы, и служилых людей много. А хлеб в Сургуте не родится для стужи великия и болотистыя места, толко рыболовья много, и то пременяют на хлеб (А от Сургута чрез волок до Тургуцкаго зимовья озерами и сухим путем ходу 6 недель. А от зимовья вниз по Тазу реки до Мангазейскаго приморского города езды 10 дней.).

Из Сургута (Около Сургута по рекам волости остяцкия: на реке Югане 3 волости, в Балыке реке волость, в Пиму реке волость, в Травьюгане реке волость же, и всего около Сургута в стороне 11 волостей, а в волости Остяков бывает по 40, и по 50, и по 60 и по 70 и по 80 человек, а болше не живет.) поехали маия 24-го числа рекою Обью ж; и на левой стороне Оби речка Бордакова, от города Сургута в недалнем разстоянии.

Да от речки Бордака вышла протока, и тою протокою ехали до Оби, а подле той протоки — яр.

Юганская Обь

Да из той протоки вышли на реку Болшую Обь, а против той протоки на правой стороне реки Оби остров великой, от города 5 верст. А тот остров стоит меж Болшой Оби и Юганской...

http://www.vostlit.info/Texts/...

 1. Фрагмент ойратской карты Джунгарии с изображением Верхнего Обь-Иртышья

Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Заметки на полях скандала про рост цен на масло в России и прочее «мы все умрём»
    • pretty
    • Вчера 14:22
    • Промо

    Кримсон Дайджест За последнюю неделю было очень трудно увернуться от новостей вида:«В октябре 2024 года пачку сливочного масла 180 г в магазинах России можно купить в сред...

    Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

    Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3062
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2582
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1849
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3998
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2551
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4128
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2581
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4177
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3636
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5477
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6736
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6947
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4989
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7959
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2569
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16943
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6754
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3184
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7828
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6212
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика