• РЕГИСТРАЦИЯ
Беспредел в 87-ом полку и бесконечное враньё. Много новых подробностей в деле «Гудвина» и «Эрнеста» в телеграмм

Обувь: просто, да не просто :о)

12 9735

Народ - это не только ментальность и гаплогруппа :о)

Народ - это ещё и образ жизни, и культура, и быт. Вроде бы немного времени и прошло, как появились резиновые сапоги, кросовки и прочее, что на ногах наших. А глядишь, уже и многие названия видов обувки выходят из употребления, становятся незнакомцами. Предлагаю взглянуть на название обуви в связи не только с той или иной погодой или  с формой, но и с технологией изготовления. Слово народное - меткое.

Г.П. Луппова — Лексическая группа с концептом «обувь» в русских говорах Алтая

Русские говоры до сих пор остаются главными носителями и хранителями традиционной славянской (русской) материальной и духовной культуры.

Мир сельских жителей не ограничивается рамками только хозяйственной деятельности, домашней работы, семьи, но и имеет свою систему ценностей, свое миропонимание, свое видение окружающего мира. Поэтому исконная русская речь жителей Алтайского края, диалектные слова являются богатейшим источником сведений для лингвистов, этнографов, историков, культурологов.

Мы предполагаем рассмотреть состав лексико-самантической группы (ЛСГ) с концептом «обувь» на материале диалектологических экспедиций разных лет (последней — в июле 2009 г.), а также словаря русских говоров Алтая [1].

1-лапоть, 2,3-поршни, 4-7-чоботы, 8-башмаки, 9-10-сапоги, 11-сапог Москва- 15-16век, 12-13-сапоги- 17век, 14-башмаки -17век, 15-коты

На территории Алтая бытуют говоры смешанного типа, представляющие собой не что иное, как сосуществование говоров старожилов, новоселов и сибирского коренного населения. В рассказах информантов о своей жизни, прошлой и настоящей, отражается интерпретация действительности диалектоносителей, не обогащенных образованием. Особые природно-климатические условия региона, история его заселения, оторванность от материнских говоров не могли не повлиять на формирование специфической региональной картины мира.

Обращение к концепту «обувь» обусловлено ее значимостью в отражении черт национального характера, окружающей среды, обычаев и нравов. Обувь является одним из ключевых понятий в жизни народа, занимая в традиционной культуре особое место, поэтому так много названий ее зафиксировано в русских говорах Алтая (около 70).

Слово обувь в русской письменности известно с самых древних текстов. Оно даже служило счетной единицей при перечислении обувок. Г. В. Судаков отмечает «…в устюжской таможенной книге за 1650 год записано: 65 обувей Сапогов телятинных большия да малыя пятеры обуви» [2, с. 108].

Работа — это главное в диалектной картине мира и закономерным является обращение к эмоционально-оценочному дискурсу носителей говора. Мы выявили лексемы, репрезентирующие социальные понятия.

1. Рабочая обувь: сапоги, бахилы, бродни, чоботы, тоболяны (в зависимости от хозяйственных занятий).

Сапог — обувь с голенищем до колен и выше. Слово это было известно в древнерусском языке (XIII—XIV вв.). Кожаная обувь разных моделей была найдена на раскопках в г. Новгороде под руководством академика А. В. Арциховского [3, с. 147].

По свидетельству И. И. Срезневского, в слове тот же корень -соп-, что и в словах сапати — соплю, т. е. храплю, — видимо, по скрипу, которую обувь издает при ходьбе [4, с. 139].

Чоботы (чёботы) — вид сапог с голенищами до колен. Слово отмечено во многих районах края. «Эта таки сапоги не шибко длинны, убирасся в их, када грязь на улице». В Благовещенском районе чоботами называют самокатные пимы с галошами. Это слово употреблялось в древнерусском языке с XVI в. в значении «сапог с каблуком и загнутым носком». Возможно, это заимствование из тюркских языков, может быть, из татарского [5, с. 370]. В той же огласовке оно известно и другим славянским языкам (украинскому, польскому).

В сибирских говорах отмечено слово чеботарь в значении «сапожник». Распространено во многих районах Алтая (Усть-Калманский, Ребрихинский, Змеиногорский, Топчихинский и др.). По всей вероятности, оно образовано от чоботы с помощью суффикса -арь- так же, как сапожник от сапог (суффикс -ник-). Это слово зафиксировано Г. Н. Потаниным в XIX в. [6, с. 37]. В былинах и песнях, собранных С. И. Гуляевым на Алтае, часто встречается слово чоботы. Например, «он грозно по горенке похаживает, чоботами в пол поколачивает», «.в одних тоненьких порточках без чоботов сохватились добры молодцы ручным боем» [7, с. 125,135].

В речи старших диалектоносителей распространен глагол чебота¬рить в значении «шить», «катать валенки», а также с семой «что-либо мастерить», вообще «делать что-то». Например, «что это ты чеботаришь, покажика» и др.

Бахилы — грубые рабочие сапоги. При их описании диалектоносители делали акценты на их ширине: «чтобы портянки толсты надеть», «эта така обувка из кожи сырой, конской, чунями еще их называли, широки таки».

Бродни — высокие кожаные сапоги для грязи. «Ну вот када слякоть, дороги нету, надевают их, до хвермы и не дойдешь в других-то, утонешь, а эти высоки таки, и шлепаешь в их, или када по болоту». Этимология слова прозрачна. В древнерусском языке слово бродъ жило в трех значениях: 1. топкое место, грязь; 2. брод; 3. рыбная ловля [5, с. 216]. Н. Г. Потанин зафиксировал это слово по всей Сибири в одном значении — «сапоги для рыбной ловли» [6, с. 28]. Постепенно значение расширилось, и слово стало означать «обувь для грязи».

Названные лексемы входят в активный словарный запас диалектоносителей.

2. Повседневная обувь: обутки, обувка, обува, обужа, обуха, обурки, обувайка, чарки, черки, чирки, опушки, обутки выворотные, ичиги, баретки.

Обува — в значении «обувь». Синонимом выступают слова обужа, обуха. «Раньше-то ни обужи, ни одежи на было, в лаптях да босиком». Обутки — это завсегдашняя обува. «Каво тут рассказывать, щас, пожалста, обувайки тебе, одевайки — все есть».

Обутки носили и мужчины и женщины, но они различались по внешнему виду. К женским обуткам пришивали оборки и опушень. Опушень — это меховая оторочка обуви. Мужские были больше похожи на сапоги, только шире. «Из кожи шили обутки. Каторы с голяшками — это мужски. Они как сапоги, а женски как калоши. Опушень пришьешь, шнурочек подвяжешь и к ногам привязывали». В Красногорском районе отмечено словосочетание обутки выворотные. Шили их из кожи так, чтобы швы были внутри. Это сочетание распространено в Новосибирских говорах, на Алтае также встретилось в Топчихинском, Бийском, Павловском районах.

Обуй — то же, что обува. «Чо-нибудь бы мне из обую зимнего надо». Слово обуй имеет и другое значение — «домашняя обувь». «Любой обуй для дома, щас тапки зовут, а мы обуй».

С уничижительным значением употребляются следующие слова: обувенка, обутёнки, обуишко. «Да каво там, плохонька обувенка была». В Бийском районе слышала частушку: «Как у наших у девчат / Обутенки шебуршат».

К изделиям своих рук относились с любовью. Известно и ласкательное слово к обуткам — обуточки: «Пойдешь плясать — обуточки только щик-щик». Лексема обуточки зафиксирована нами и в значении «детская обувь». Бабушка, обращаясь к внучке: «Гляди-ка, каки обуточки тебе купили». «Щас в нашем магазине обуточки детские всяки продают, загляденье. И бареточки, и цандалики, чо хошь».

Опушки — род кожаной повседневной обуви с опушкой, часто из меха. Выворотные обувки обшивали опушнями и называли их опушки. «Да где носили, везде, и дома, и куда пойдешь, тепло в их».

Шубенки шили из старой шубы, из овчины, из шубных рукавов. «Холодно зимой, пол-то холодный, а в них тепло». Следует отметить, что слово шубенки употреблялось в говорах и в значении «рукавицы».

Ичиги — вид кожаной обуви с голенищами, без каблуков, на мягкой подошве. Слово распространено на Алтае повсеместно. «Всяку обувь ладили, сапоги, чирки, выворотны обутки, ичиги. Шили ичиги, долгие таки, далеко ходить, щас уж не носют их. Не каблуков не было, мягка почва (подошва. — Г. Л.) была».

Баретки — вязанные из шерсти домашние тапочки. «Баретки вот связала, надень, а то пол у нас холодный» (Павловский р-н, с. Топчиха). «У нас баретки зовут, а другие — чуньки» (Краснощековский р-н, Бийск).

Чарки (черки, шарки, щирки) — род мягкий женской обуви с опушкой и завязками. «Чарки — это как калоши, без каблуков. Шарки, щирки, чарки — кто как звал — все одно — обутки женски и со шнурками».

Слово бытует повсеместно в русских говорах Алтая, томских говорах. Сейчас на Алтае чарки — это женская обувь, а более ста лет назад Г. Н. Потанин записал на Алтае интересное слово чарошники: «Казаки, живущие на Алтае, — чарошники, потому что носят чарки с холщовыми голяшками» [6, с. 48]. Следовательно, чарки тогда обозначали и мужскую обувь.

3. Праздничная обувь: полботинки, румынки, коты, бизон.

Бизон — сапоги из кожи высшего качества. Мягкие сапоги. «Сапоги бизоны носили в праздники, из хорошей кожи» (Павловский, Первомайский р-ны). «Бизоновые сапоги легкие, светлые, мягкие» (Целинный р-н). Слово отмечено в говорах Сибири. Бизон — заимствованное слово с 1930-х гг.

Румынки — женские ботинки. «Румынки — это вот женские праздничные ботинки были такие, красивые». Румыночки — уменьшительно-ласкательное к румынки. «Румыночки зашнуровывались, на каблучке были, внутри мех, и сами мехом обделаны» (Первомайский, Бийский р-ны).

Коты — теплая зимняя обувь. «Коты заместо пимов носили, овчиной изнутри крыли. Тепло было в них» (Волчихинский р-н). Отмечено в говорах Новосибирской области. Коты украшались медными гвоздиками, светлым мехом, надевались на вязаные шерстяные носки.

В сознании человека год делится на теплое и холодное время, и обувь в зависимости от времени года была разная. В силу своей значимости в жизни человека обувь представлена многими наименования¬ми. Рассмотрим некоторые названия обуви, связанные с определенным временем года. Эта группа слов представлена общерусскими и диалектными словами.

1. Зимняя обувь: валенки, пимы, коты, катанки, самокатки, обкатки, поярки, чёсанки, чёски, калоши пимные, бутылы.

Бутылы — вид мягких сапог с двойной подошвой. «Бутылы на любую ногу надевались. И не пим, и не сапог, и не промерзают, бутылы назывались» (Топчихинский р-н). «Это как сапог, но с двойной почвой (подошвой. — Г. Л.)»(Первомайский р-н). Название отмечено в сибирских и других русских говорах.

Поярки — валенки из поярковой шерсти высокого качества, фетровые. «Пимы таки хороши. Их носили богатые, поярками назывались». Поярковая шерсть — это шерсть первой стрижки. Поярка — молодая овца. У нее очень мягкая шерсть.

Чёски — то же, что чёсанки. Очень тонкие валенки из чесаной овечьей шерсти, плотно скатанные. Носили их всегда с галошами. Часто они украшались цветными нитками. Слово широко распространено на Алтае, в Сибири и других говорах.

2. Осеннее-весенняя обувь: калоши, литики, литухи, ботинки.

«Весной и осенью литухи носили, ну пимы с калошами, а иногда од¬ни литухи с носками» (Бийск, Старая Чемровка, Шубенка и др.). «Раньше калоши литиками звали, их и щас носют, молодежь так не говорит, это мы стары» (Павловский, Родинский, Краснощековский р-н).

3. Летняя обувь. Зимой носили то, что согревало ноги, а летом — охлаждало.

В с. Фунтики Топчихинского района нами отмечено удивительное слово — охолонки. Это летняя свободная, иногда плетеная обувь, чтобы ноги не перегревались. «Летом в охолонках бегали, таки широки, как тапки, тут дырочки, чтоб продувало».

В русских говорах Алтая летняя обувь представлена следующими наименованиями: плетушки, плетенки, цандали, баретки, лычики, чибрики, охолонки, чуни, чули, щебетки, варварки.

Плетушки, плетёшки — легкая летняя обувь, напоминающая лапти, но без пяток. «А летом в плетёшках ходили, кто чулки надевал, кто так» (Косихинский, Алейский р-н). «Раньше-то покупали тока кабеднишние обувки, а завсегдашнюю изготовляли сами». «Дед из прутиков делал, тальник нарежем, а прутики у него длинненькие, гибкие — и такие плетушки получаюца, легонькие, меня дед учил» (Баевский р-н).

Лычики делали из коры молодых ивовых деревьев. «Лычики — самоделки, щас уж никто не делает» (Косихинский р-н).

Баретки — женские туфли на каблуке. «В гости обували баретки» (Косихинский р-н). «Бареточки были на шнурочках, и каблучок маленький» (Тогульский р-н). В Тогульском районе была записана частушка: «Баретки шили хорошо, да шили торопилися, далеко мы не ушли — подошвы отвалилися».

Варварки — женская обувь из коровьей кожи на шнурках.

Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой)

1-3 - мягкие туфли из Старой Ладоги; 4-21 - мягкие туфли, сапоги и поршни Х1-ХШ вв. Новгород, Псков; 22-25 - детали туфель и сапог ХIV-ХVI вв. Новгород, Псков

Названия детский обуви в диалектном дискурсе представлены весь¬ма скудно: пимки, обуточки, лапоточки, бареточки, цандали, цандальки, цандалики.

Наблюдение над составом ЛСГ свидетельствует о том, что значительное число видовых названий связано с материалом, из которого сделана обувь, и способом ее изготовления. Преимущественно использовались выделанная шкура животных, шерсть, резина. Это можно проследить в приведенном ниже перечне наименований.

Из кожи: чоботы, бизон, обутки, бродни, свистяшки, полботинки, тоболяны, канаши, канашины.

Из мягкой кожи: чарки, опушни, ичиги, бутылы, варварки, бахи¬лы и др.

Из шерсти: пимы, катанки, обкатки, чесны, поярки, самокатки и др.

Из резины: калоши, литики, литухи.

Из прутиков и коры: плетушки, плетешки, лычики, плетенки.

Из конопли или веревки: чули.

Из сукна: чуни, щебетки.

Из очины: шубенки, коты.

Проведенное исследование позволяет говорить о значительном пласте диалектной лексики с концептом «обувь» в русских говорах Алтая. Названия обуви весьма многообразны и интересны в мини-семантической системе регионального языка. Ареал распространения их широк. Многие диалектные названия обуви известны не только на Алтае, но ив других сибирских регионах (ичиги, бутылы, пимы, чарки, чоботы, чуни и др.).

Большинство названий сохранилось в основном в речи старших диалектоносителей, отдельные лексические единицы либо ушли в пласт устаревшей лексики, либо находятся на стадии архаизации. Так, к архаизмам в говорах можно отнести щебетки, варварки, обрезки, отопки, отопцы, охолонцы, лычики, плетушки, свисташки, свистяшки, тоболяны, чибрики, канаши, бизон, румынки, обуй, чули.

Исследуемые нами лексемы демонстрируют отличие лексики говоров от литературного языка. Эмоционально-оценочные суффиксы фиксируют размер и функциональное предназначение обуви, а не только эмоционально-оценочный характер, как в литературном языке.

При изучении корпуса слов со значением «обувь» видно, что заимствований в названиях мало. Изготовление обуви указывает на то, что использовали подручный материал, а разнообразие значений диалектных слов связано главным образом с функцией названного предмета обуви.

В названиях обуви можно увидеть любопытный источник сведений по этнографии. Разные бытовые предметы, одежда, обувь сохранили в наше время местные различия, которые изучает этнография, а сами диалектные названия являются важными этнографическими признака¬ми, что свидетельствует о двусторонней связи диалектологии и этнографии.

Наряду с изучением истории и этнографии Алтайского края изучение местных диалектов является важным компонентом краеведческой работы. Считаем, что все собранные в краеведческом музее орудия труда, предметы быта, одежда, обувь и т. п. должны иметь диалектные на¬звания той местности, откуда они взяты.

Источники и литература

1. Словарь русских говоров Алтая. Т. 1-4. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1993-1998.

2. Из бытового словаря Древней Руси // Русская речь. № 5. 1986.

3. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М., 1985.

4. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М., 1999.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1973.

6. Потанин Г. Н. Юго-Западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этногр. сб. Вып. VI. СПб., 1864.

7. Былины и песни Алтая. Из собрания С. И. Гуляева. Барнаул, 1988.

Названия обуви в русских говорах Алтая

Източник:  http://arheologija.ru/luppova-...

Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Бессмысленность Зе-бытия

    Вот смотрю я на всё происходящее на украине и думаю, как тот плачущий дедушка-мафиози из известного фильма, «В чём смысл?!».   Вот в чём смысл всех безумных трепыханий Зелен...

    «Коротко и по делу»
    • Nikkuro
    • Вчера 19:04
    • В топе

    Министр культуры Словакии Мартина Шимковичова на пресс-конференции осадила представителя ЛГБТ*.  Когда министру задали вопрос на тему поддержки педерастов под предлогом «толерантности» и «ра...

    Тьфу на вас гиперзвуком

      Обратили внимание, как засмущались американцы после удара хуситов гиперзвуковой ракетой? Сразу как-то тема про дальнобойные удары ушла. Нужно сказать, что для специалиста такой у...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3028
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2559
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1818
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3970
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2525
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4088
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2558
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4144
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3601
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5438
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6695
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6893
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4948
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7886
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2542
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16883
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6717
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3152
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7789
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6184
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика