• РЕГИСТРАЦИЯ

"Прототартарийцы" Забайкалья

35 4452

"Данные радиоуглеродного анализа говорят о том, что мужчины из токуйского и жиндинского погребений жили около 7-8 тысяч лет назад. Населяющие Забайкалье люди в ту пору проходили стадию мезолита или раннего неолита. Они уже знали лук и стрелы, уже приручали первых домашних животных и умели делать составные орудия из камня... В токуйском погребении кроме костяка были найдены шлифованные орудия, что говорит о принадлежности к раннему неолиту, или позднекаменному веку. Погребение в Жиндо на тысячу лет древнее, а это уже чистый мезолит...

— Токуйский оказался моложе, ему порядка 30 лет, второму около 40. Совершенно точно, что оба они монголоиды, но весьма своеобразные. У них высокая для монголоидов перенось. Это раннемонголоидный тип, черты которого находят отражение и в строении американских индейцев. Позже, приспосабливаясь к погодным условиям, перенось монголоидов снижалась, чтобы более эффективно беречь организм от холодного воздуха. Предварительно этот тип человека определён как палеоазиатский, он сочетает в себе черты будущих монголов, бурят и эвенков — но пока это предварительно.

https://www.chita.ru/articles/...

Для сравненения можно разсмотреть облик обитателя Липецкого края эпохи энеолита (жившего пять тысяч лет назад)

Сарматы Урала

Эти и другие портретные реконструкции можно найти на сайте:

http://www.rusanthropology.ru/...

Меня заинтересовала статья А.Д. Цыбиктарова "Становление производящего хозяйства в Южном Забайкалье в эпоху энеолита и ранней бронзы (конец III - середина II тыс. до н.э.)", ибо изложены не только сведения о том, как жили и чем занимались жители Забайкалья в столь давнее время, но и показано, как природные условия и изменения климата привели к тому или иному пути развития этноса.

"Эпоха энеолита и ранней бронзы в степных и горно-степных зонах Евразии была временем освоения металлургии меди и бронзы, завершения перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводство и земледелие к концу этого периода заняли доминирующее положение в палеоэкономике, оттеснив охоту, рыболовство и собирательство на положение вспомогательных отраслей хозяйства. На основе этих процессов произошло сложение новых культур. Обитатели же горнотаежных районов оставались охотниками, рыболовами, собирателями и сохраняли во многом неолитический уклад и образ жизни. Эти общие закономерности в полной мере проявились в облике культур населения степных и таежных районов Южного Забайкалья. На заре бронзового века, в энеолити-ческо-раннебронзовое время, в конце III - первой половине II тыс. до н.э., здесь сложились две культурные области: степная и лесная. Каждая из них имела особенности в характере памятников, материалов, общем облике культуры.

Степная культурная область занимала степные и лесостепные районы Южного Забайкалья. Здесь в это время сложилась селенгинско-даурская археологическая культура. Население вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют культурные слои поселений мощностью до 30-50 см. Они содержали разнообразные изделия из камня и кости, керамику, большое количество костей как диких, так и домашних животных. Каменный и костяной инвентарь включал наконечники стрел, дротиков, скребки, скребла, стерженьки составных рыболовных крючков, роговые гарпуны с односторонне расположенными зубцами, заготовки блесны в форме рыбки, крупные рубящие орудия, молот-отбойник, диски- и кольца-утяжелители мотыг, мотыгообразные каменные изделия, плоские плитки, зернотерки и т.д. [21, с. 212; 11, с. 300; 12, с. 323; 13. с. 312; 14, с. 164-166; 15, с. 287; 5, с.35-38; 6, с.7-8, 12-14; 7, с. 29-31; 3, с. 60-61, 64, 66, 69, 71, 133; 4, 47-59; 22, с. 74-86]. Характер находок позволил реконструировать комплексный многоотраслевой характер палеоэкономики. Она сочетала отрасли развитого присваивающего хозяйства (охоту, рыболовство, собирательство) и набиравшего силу производящего хозяйства (земледелие, скотоводство), которое к концу раннебронзового времени заняло ведущее положение в экономике степного населения [22, с. 150-157].

В жизнь обитателей стоянок Забайкалья в это время впервые входит металл - медь и бронза. Свидетельствами не только знакомства с металлом, но и начала его выплавки являются как отдельные изделия, так и медно-бронзовые шлаки и капельки металла. В Забайкалье куски медно-бронзового шлака, обломки глиняных льячек, металлические изделия - медный рыболовный крючок, четырехгранное шило, фрагменты других предметов - были найдены на поселениях Дворцы, Ишахан, Куль-кисон, Харга I и др. [3, с.64; 4, с. 51, 54, 60; 5, с. 36; 6, с. 7, 14; 14, 1980, с. 164, 166].В Южном Забайкалье выделяется три типа погребений времени энеолита и ранней бронзы. Они показывают эволюцию от неолитических захоронений, почти не обозначенных на поверхности, к погребениям с невысокими овальными кладками курганного типа, а затем к прямоугольным кладкам толщиной до 70 см. Таким образом, погребальный обряд степного населения, по сравнению с неолитическим временем, претерпел принципиальные изменения. Если в неолите могилы на поверхности не обозначались или над ними располагались неплотные каменные выкладки, которые быстро заплывали землей и становились невидимыми, то над могилами раннебронзового времени устанавливались достаточно мощные кладки подпрямоугольной формы, хорошо видимые издалека на фоне степного ландшафта. Они как бы обозначали право владения скотоводов пастбищами в местах расположения родовых и семейных могильников [22, с. 88-93, 152-255].

Эти новации были связаны с процессом утверждения производящего хозяйства. Они свидетельствуют о формировании новых особенностей в духовной культуре населения степных и лесостепных районов Монголии и Южного Забайкалья с вхождением в эпоху металла. Происходившие изменения отразились также в облике и семантике петроглифов степного стиля этого времени. Наиболее характерными их сюжетами становятся скопления пятен в сопровождении человеческих фигурок. Жертвенники в виде оградок, располагавшиеся рядом с наскальными рисунками, наряду с другими находками, содержали челюсти коровы, овцы, лошади [8, с. 26-27; 9, с. 87-88]. Эти домашние животные стали основными объектами жертвоприношений, что подчеркивало их важное значение в жизни степного населения. Вполне возможно, что пятна символизировали поголовье скота или посевы обитателей забайкальских степей начальной поры бронзового века, обозначенных на петроглифах в виде схематических человеческих фигурок. Петроглифические комплексы с жертвенниками представляли собой святилища, на которых осуществлялись различные религиозные обряды, в том числе связанные с культом плодородия животных и растений. В этих новационных изменениях культуры степного населения Монголии проявились закономерности, выявленные для степных культур Евразии эпохи энеолита и ранней бронзы.

Археологический комплекс Усть-Менза

Лесная культурная область охватывала горно-таежные районы Хэнтэй-Чикойского нагорья. В бассейне верхнего и среднего течения р. Чикой была изучена серия поселений, содержавших материалы эпохи раннего металла: Усть-Менза, Студеное, Нижняя Еловка, Алтан, комплексы Егоркиной пещеры и несколько захоронений из Усть-Мензы III и V. В лесных районах в это время жило население хэнтэйской археологической культуры, которое занималось охотой, рыболовством и собирательством. При раскопках в памятниках этой культуры были обнаружены разнообразные изделия из камня и кости, керамика, большое количество костей диких животных. В состав каменного и костяного инвентаря входили наконечники стрел, дротиков, скребки, скребла, ножи, пилки, вкладыши, проколки-острия, провертки, сверла, резцы, долота, топоры, тесла, молот-отбойник, плоские глиняные плитки, инструменты для плетения или вязания сетей и т.д. [18, с. 113-119; 19, с. 11]. Следы выплавки металлов (кусок окисленной медной руды, кусочки шлака, капельки бронзы, яма для обжига древесного угля) и металлообработки (фрагменты литейных форм), находки бронзовых предметов указывают на зарождение очага бронзовой металлургии, основанного на эксплуатации местной сырьевой базы [17, с. 67; 19, с. 10; 20, с. 153]. В погребальном обряде лесных жителей Хэнтэй-Чикойского нагорья сохранялись типично неолитические черты. В могилы помещался невыразительный инвентарь или он отсутствовал вообще, обильно использовалась охра, умерших укладывали в сильно скорченном положении [1, с. 69; 16, с. 74].

В целом в лесных и степных районах Южного Забайкалья в эпоху раннего металла проживало монголоидное население, в материальной культуре которого прослеживался ряд общих черт. Они проявлялись в технике изготовления керамики и ее орнаментации, а также в некоторых типах каменного и костяного инвентаря. Однако это население не было единым в этнокультурном отношении. На это указывают различия в погребальном обряде. Захоронения степных жителей существенно отличаются от неолитических могил. Редкие же погребения в таежных районах, напротив, сохраняют во многом неолитические черты. Это означает, что развитие степного и лесного населения в это время шло разными путями. Причины заключались в формировании уклада скотоводов и земледельцев у жителей степей и сохранении присваивающего хозяйства у обитателей таежной зоны. Лесные охотники и рыболовы продолжали совершенствовать прежние формы адаптации к окружающей среде, а жители степей вырабатывали новые, все больше переключаясь на скотоводство и земледелие. Большое значение имели изменения в природной обстановке, происходившие в конце III - начале II тыс. до н.э. В это время на территории Монголии и Забайкалья шел процесс аридизации климата. Это сыграло, в конечном итоге, решающую роль в утверждении скотоводческого направления в производящем хозяйстве степного населения к середине II тыс. до н.э. Изменения в хозяйственной сфере вызывали появление новых черт в материальной культуре и погребальном обряде. Постепенно различия в материальной и духовной культуре степного и лесного населения Южного Забайкалья начинают, по всей видимости, приобретать этнокультурный характер [22, с. 172-174].

И так, важной особенностью эпохи энеолита и ранней бронзы в степях Монголии явилось упрочение производящего хозяйства, которое зародилось еще в период развитого неолита. О дальнейшем развитии скотоводства и земледелия свидетельствуют более частые находки костей домашних животных и орудий труда, связанных с обработкой земли и продуктов земледелия. Рост значения производящего хозяйства в жизни населения селенгинско-даурской культуры нашел отражение в идеологических представлениях. Это очень значимый момент, т.к. изменения в материальном производстве могли отразиться в сфере духовной жизни только после того, как они прочно вошли в обыденную повседневную жизнь людей. Свидетельством таких явлений стали изменения в погребальном обряде и наскальном искусстве. Они свидетельствуют о том, что производящее хозяйство в эпоху раннего металла прошло, надо полагать, значительный путь прогрессивного развития. Накопление опыта в сфере скотоводства и земледелия вело к росту их удельного веса в хозяйстве.

Существенным фактором, способствовавшим такому перевороту в хозяйственных занятиях и идеологических представлениях населения степей Южного Забайкалья, могли быть изменения климата в сторону аридизации (aridization от латинского aridus — сухой - Взор) и похолодания в конце III - начале II тыс. до н.э. В это время, по мнению палеогеографов, произошло первое заметное увеличение сухости климата [22, с. 54-67]. Аридизация ухудшала условия для развития земледелия, несколько ограничивала возможности охоты и рыболовства, в то же время расширение степных пространств, представлявших собой прекрасные пастбища, должно было стимулировать развитие скотоводства. Затем началась фаза сухого теплого климата, продолжавшегося около 300 лет в пределах второй четверти II тыс. до н.э. в промежутке примерно 3880-3600 л.т.н. [22, с. 54-67]. Такое сочетание особенностей климата в конце раннебронзового времени могло привести к перелому в соотношении различных отраслей производящего и присваивающего хозяйства в пользу скотоводства. Вместе с тем трансформация климата происходила постепенно, поэтому изменения в хозяйственной деятельности в сторону скотоводческой направленности происходили, вероятно, достаточно плавно.

Не стоит и переоценивать значение производящих отраслей в экономике степного населения Южного Забайкалья в начальный период эпохи раннего металла. Частые находки на поселениях костей диких животных и рыб, наличие средств охоты и рыбной ловли свидетельствуют о значительной роли присваивающих отраслей в это время. В соседней Монголии в погребении Норовлийн-уул начала энеолитического времени [22, с. 89-90] были найдены украшения и подвески из клыков марала и кабарги, являвшихся объектами охоты. Погребение сопровождалось фигурками животных, по очертаниям напоминавших медведя или кабана [2; 10, с. 78-81].

В целом эпоха раннего металла была, вероятно, временем ведения комплексного хозяйства, сочетавшего отрасли развитой присваивающей и набиравшей силу производящей экономики. Они дополнялись появившейся металлургией. При этом присваивающие виды занятий еще не отошли на второй план, а новые еще не стали ведущими отраслями. Рассматриваемый период был, по всей видимости, временем коренной ломки старых представлений и вхождения новых норм, устоев, обычаев и традиций в жизнь и быт людей. Были развиты и различные виды так называемого домашнего производства, связанные с обработкой камня, кости, дерева, продуктов хозяйства, изготовлением глиняной посуды и т.д. Но к концу эпохи ранней бронзы скотоводство, по всей видимости, судя по материалам уже последующих периодов развитой и поздней бронзы второй половины II тыс. до н.э., вышло на первый план в хозяйственных занятиях степного населения Монголии и Южного Забайкалья и стало основой его экономики [22, с. 149-158, 182-183].

Климатические изменения конца III - начала II тыс. до н.э. вряд ли оказали какое-либо существенное воздействие на хозяйственные занятия таежного населения. Аридизация могла вызвать лишь некоторое смещение границы лесов к северу и вверх по склонам гор и хребтов. Общая же экологическая ситуация в лесной зоне не могла измениться в такой степени, чтобы вызвать какие-либо кардинальные перемены в образе жизни и хозяйственных занятиях населения. Иначе говоря, и в эпоху ранней бронзы таежные обитатели продолжали вести привычный образ жизни лесных охотников, рыболовов и собирателей, совершенствуя традиционное хозяйство.

Итак, население разных культурных областей Южного Забайкалья эпохи раннего металла в хозяйственном укладе имело черты своеобразия, во многом обусловленные особенностями окружающей природной среды. В горно-таежных районах у населения хэнтэйской культуры сохранялся присваивающий тип хозяйства. Охота, рыболовство и собирательство представляли собой оптимальную форму адаптации к внешней среде в условиях таежных ландшафтов. В степных и лесостепных районах существовал комплексный тип хозяйства. Он сочетал отрасли производящего и присваивающего хозяйства.

Различия между селенгинско-даурской и хэнтэйской культурами касались не только материальной стороны, но и духовной жизни населения. Следовательно, различия между культурами носили этнокультурный характер. Это означает, что в Южном Забайкалье на заре бронзового века существовали две древние этнические общности. При этом носители селенгинско-даурской и хэнтэйской культур были монголоидами. Таким образом, на заре бронзового века население региона было однородным в антропологическом отношении.

В целом этнокультурная ситуация на территории Южного Забайкалья на заре бронзового века характеризовалась относительной стабильностью, обусловленной достаточно высоким (для того времени) уровнем развития палеоэкономики ее населения, полностью удовлетворявшей жизненные потребности людей. Вследствие этого не возникало особой необходимости осуществлять какие-то перемещения с целью хозяйственного освоения новых угодий, расширения зоны расселения, а значит, и выхода на более широкие этнические контакты. Хозяйственные и культурные связи осуществлялись в основном внутри выделенных областей, не выходя широко за их пределы. Эпоха раннего металла была, вероятно, временем относительно замкнутого существования общинных поселков ранних скотоводов и земледельцев Забайкалья. Поскольку образ жизни был оседлым, то можно предположить наличие долговременных прочных жилищ. Рядом с поселками возделывались поля. Посевы, вероятно, огораживались. Более совершенные, по сравнению с каменными, медные и бронзовые орудия труда позволяли обрабатывать не только мягкие пойменные почвы речных долин, но и твердые степные почвы. Это открывало определенные перспективы развитию земледелия. В степи поблизости выпасался скот, на ночь загонявшийся, скорее всего, в специально сооруженные для этого на поселениях загоны. В зимнее время скот находился, надо полагать, в стойловом содержании. Таким образом, скотоводство носило придомный пастушеский характер. Поскольку природная обстановка в то время все еще оставалась достаточно благоприятной, видимо, можно не сомневаться, что отрасли укреплявшегося производящего и развитого присваивающего хозяйства стабильно и в достаточном объеме обеспечивали население степных и лесостепных районов Южного Забайкалья необходимыми для жизни продуктами питания и производственным сырьем.

Накопленный в течение эпохи энеолита и ранней бронзы опыт в области развития производящего хозяйства в совокупности с продолжавшейся с конца III до середины II тыс. до н.э. аридизацией климата обусловили, вероятно, к концу периода ранней бронзы перестройку хозяйства населения степной зоны региона преимущественно на скотоводческую направленность. Земледелие к этому времени играло, вероятно, сравнительно небольшое значение в хозяйственной жизни степного населения. К середине II тыс. до н.э. в степях Южного Забайкалья сформировался подвижный тип скотоводческого хозяйства, связанный с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. Вместе с переустройством палеоэкономики произошло формирование новой археологической культуры времени развитой и поздней бронзы. Эти важные изменения в хозяйственном и культурно-историческом развитии степного населения обозначились в сложении культуры плиточных могил в Южном Забайкалье. Она сформировалась на основе селенгинско-даурской культуры предшествующего времени энеолита и ранней бронзы.

Могильник культуры плиточных могил (конец II - первая половина I тыс. до н.э.)

Литература

1. Базарова Л. Д., Васильев С.Г., Конюхов А.Ю. Усть-Менза 3: проблемы стратиграфии и поиск палеокультуры // Четвертичная геология и первобытная археология Южной Сибири: тез. докладов всесоюз. конф. Ч. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БФ СО РАН, 1986. -С. 68-69.

2. Волков В.В. Погребение в Норовлин уула (Монголия) // Археология Северной и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1975. - С. 76-79.

3. Ивашина Л.Г. Неолит и энеолит лесостепной зоны Бурятии. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1979. - 158 с.

4. Ивашина Л.Г. Поселения эпохи позднего неолита - раннего металла у озер Кулькисон и Харга // По следам древних культур Забайкалья. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1983. - С. 45-61.

5. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье: учеб. пособие. - Иркутск: Типография Читин. управления издательств, полиграфии и книжной торговли, 1979. - 96 с.

6. Кириллов И.И. Стоянка Дворцы и некоторые вопросы периодизации развития культуры населения Восточного Забайкалья в эпоху палеометалла // Памятники эпохи палеометалла в Забайкалье. - Улан-Удэ, 1988. - С. 3-17.

7. Кириллов П.П., Ковычев Е.В., Кириллов О.И. Дарасунский комплекс археологических памятников. - Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2000. - 176 с.

8. Мазин А.И. Петроглифы таежной зоны Приамурья и Восточного Забайкалья: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 1988. - 39 с.

9. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1994. - 241 с.

10. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. - М.: Наука, 1989. - 383 с.

11. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монгольской АССР // История и культура Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - С. 297-301.

12. Окладников А.П. Археологические исследования в низовьях реки Селенги // История и культура Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - С. 302-306.

13. Окладников А.П. Работы Бурят-Монгольской археологической экспедиции в 1947-1950 гг. // История и культура Бурятии. - Улан- Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - С. 307-314.

14. Окладников А.П, Кириллов И.И. Юго-Восточное Забайкалье в эпоху камня и ранней бронзы. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1980. - 176 с.

15. Рыгдылон Э.Р. Неолитические находки на Нижне-Березовской стоянке // СА. - 1950. - Т. XII. - С. 287-288.

16. Родникова Е.А., Селин В.В. Усть-Менза 5: погребение бронзового века // Четвертичная геология и первобытная археология Южной Сибири: тез. докладов всесоюз. конф. Ч. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БФ СО АН СССР, 1986. - С. 74-75.

17. Семина Л.В. Кристинкина пещера - памятник раннего металла Южного Забайкалья // По следам древних культур Забайкалья. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1983. - С. 61-70.

18. Семина Л.В. Керамика эпохи неолита и бронзы Юго-Западного Забайкалья // Древнее Забайкалье и его культурные связи. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1985. - С. 104-122.

19. Семина Л.В. Эпоха неолита и палеометалла Юго-Западного Забайкалья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1986. -16 с.

20. Семина Л.В. Эпоха неолита и палеометалла Юго-Западного Забайкалья: дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1986 (хранится в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета).

21. Сосновский Г.П. Древнейшие следы скотоводства в Прибайкалье // Известия ГАИМК. - 1933. - Вып. 100. - С. 210-222.

22. Цыбиктаров А. Д. Центральная Азия на заре бронзового века (конец III - середина II тыс. до н.э.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006. - 236 с.

Цыбиктаров Александр Дондопович, доктор исторических наук, профессор кафедры Всеобщей истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: kafedra vist@bsu.ru

Tsybiktarov Alexander Dondopovich, doctor of historical sciences, professor, department of general history, Buryat State University, Ulan-Ude.

http://cyberleninka.ru/arti...

Интересный материал на сайте http://museums75.ru/zalarheolo...


Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Куда исчез Борман?
    • Zimin
    • Вчера 11:03
    • В топе

    Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3062
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2582
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1849
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3998
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2551
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4128
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2581
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4178
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3636
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5478
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6736
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6947
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4990
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7960
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2569
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16943
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6755
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3184
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7829
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6213
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика