• РЕГИСТРАЦИЯ

Эвенки. Аристократы Сибири под Полярной звездой

29 840

До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии это имя переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.

Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем».

Где живут

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется постоянными длительным перекочевками: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 квадратных км неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами: Север — Северный Ледовитый Океан; Юг — река Амур, территории Прибайкалья; Восток — Охотское море; Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО.

Существует две версии появления этноса:

В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.

В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами. Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.

Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.

В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.

К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.

Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.

Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.

Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.

Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Для эвенков характерны  вот такие черты внешности: средний рост, непропорциональное телосложение, округлая форма лица, широкие дугообразные брови, узкие темно-коричневые глаза, широкий плоский лоб, выдающиеся скулы, заостренный подбородок, широкий рот, черные жесткие волосы, слабая растительность на лице и теле.

Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Все исследователи Сибири отмечали необыкновенную отвагу и отменное благородство эвенков. Интересный факт - в эвенкийском языке нет даже слова для таких понятий как «вор» или «грабитель».

За свой благородный вид и достойное поведение эвенков, их искусно пошитую одежду, напоминающую фраки, европейцы даже нарекли «французами леса» и «аристократами Сибири».

Одежда

Называли эвенков «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.

Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.

Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.

Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм: олени (от 2 до 15), отработка в семье невесты, обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.

Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.

В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.

Жизнь

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда. Средний — земной, где живут люди и духи. Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.

Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».

Интересно, что именно эвенки первыми в истории додумались изготовлять солнечные очки. Мастерили такой аксессуар из кости животных, обтягивали кожей, в которой прорезали узкие отверстия для глаз.

Очки эвенков

Эвенки не освоили искусства обращения с лошадьми. Но зато великолепно научились скакать на северных оленях. Причем, могли проводить верхом на этих своенравных животных по много часов... Легко себе представить, какое впечатление производили на европейцев эвенкийские всадники на оленях...

Благодарю за внимание!

Источник: https://travelask.ru/articles/...


Свет любви и Милосердие пронзают мрак мира

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

    Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

    «Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

    С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Римма Гущина Вчера 22:06

      6 мая - день памяти Святого Георгия Победоносца

      Знаю, Георгий, тебе одиноко.Конь под тобою - ветер с востока.Плащ твойиз майского неба скроен,В поле сегодня один ты воин.А на краешке самом копья,В мокром окопе, Господи, я.И кричу я ангелу, как соседу,с которым в атаку иду:«Чтобы своим принести Победу нужно чужим возвратить беду!»Чёрный ком я на запад всю ночь качуи невесту увидеть во сне хочу.В этот...
      169
      Римма Гущина 5 мая 12:49

      Аллилуйя любви. Песни Великой страны

      Дети 21-го столетия!Начался ваш новый век!Неужели вечно не ответитНа вопрос согласья человек?Две души, несущихся в пространстве,Полтораста одиноких лет,Мы вас умоляем о согласьи,Без согласья смысла в жизни нет.Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!Аллилуйя возлюбленной пареМы забыли, бранясь и пируя,Для чего мы на землю попали –Аллилуйя любви, Аллилуйя!Аллилуйя ...
      123

      Великий Четверг. Моление о чаше

      В Великий четверг Святая Церковь воспоминает Моле́ние Спасителя о Чаше перед самым Его арестом, молитву в Гефсимáнском саду.В Геф­си­ман­ском са­ду …И в этот час, гла­сит пре­данье,Ког­да, сом­не­ни­ем то­мим,Из­не­могал он от стра­данья,Все прек­ло­нилось пе­ред ним.За­тих­ла ночь в бла­гого­венье,И слы­шал он: «Мо­их вет­вейКо­лючий терн – вен­цо...
      136

      Митрополит Антоний Сурожский о Великой Среде

      Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, ...
      97

      30 апреля – Великий вторник Страстной седмицы

      Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Церковь именует эти дни Страстными, или Великими, каждый из них посвящен воспоминаниям об особых событиях.Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. Все содержание богослужений направлено к тому...
      379
      Римма Гущина 29 апреля 08:44

      Очень музыкальный и адекватный Евгений Маргулис

      Когда-то Евгений Маргулис стоял у истоков «Машины времени», которая заложила фундамент нашего русского рока и серьёзно повлияла на отечественную рок музыку. Конечно, мы все знаем, кто в первую очередь ассоциируется с этим коллективом, но ведь кроме вокалиста там играли и другие замечательные люди. Один Подгородецкий чего стоит. Но говорить мы будем не о...
      267

      С Вербным Воскресением!

      Я услышал Твой голос рано,Очень близкий и очень чистый,Но в туманной стране обманаЯ дошёл до Тебя не быстро. Стать не чьим-то –Твоим желая,Я не знал, Кто Ты есть и где Ты.Мне хотелось коснуться раяИ на всё обрести ответы. Я искал их в пылу полемик,Средь высоких заумных мыслей,Средь открытий, менявших время,Среди сотен имён, средь «истин»… На пути повида...
      133

      Пища нас не удаляет от Бога и не приближает к Богу.

      Кушайте во славу Божию пищу постную вдоволь, нечего себя  голодом морить. Схиархимандрит Зосима (Сокур) († 2002). Думаешь, что будешь голодная – так уже спасешься?  Абсолютно нет, будешь тогда злая ходить, аж страшно будет смотреть на тебя. Да лучше ты накушайся да будь добродушная, ласковая, хорошая тетка.Так что Благоразумны во всём будьте....
      460
      Римма Гущина 25 апреля 13:54

      Проект «Погуляй собаку» и его основатель, Дмитрий Михайлов

      «Самый простой способ помочь животным в приюте — это приехать погулять», - говорит Дмитрий Михайлов.  Дмитрий Михайлов. Фото от «Погуляй Собаку». Дмитрий Михайлов – руководитель проектов в крупной ИТ-компании. А в свободное время он предан своему хобби – помощи бездомным собакам. Дмитрий строит утеплённые будки (на его счету уже больше сотни!), кр...
      129
      Римма Гущина ИЗО
      23 апреля 09:49

      Михаил Абакумов: живописец света, радости и красоты русской земли

      Нежная зима "Быть может я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию": признался Михаил Георгиевич Абакумов. Картины художника полны лирических оттенков и пронзительной любви к своей стране.Творчество народного художника России Михаила Абакумова никого не оставит равнодушным. Все произведения Михаила Георгиевича освещены любовью к Родине...
      175

      В апреле. Влад Маленко

      Сандро Ботичелли "Весна"В апреле ремонтируют скворцыПрозрачный воздух на границе леса.Щелчок один, и упадёт завеса,И все мы, как прозревшие слепцы,Себя увидим в новых зеркалах,Покатится из глаз вода морская,И солнце, наши головы лаская,Напомнит о божественных делах:Тут кто-то вдруг полюбит ни за что,Там сын с войны вернётся невредимым;Последний снег за ...
      132

      Как отец Гавриил по Тбилиси путешествовал

      Отец Гавриил сидел на проспекте Руставели в Тбилиси, рядом с ним лежали иконы, а в руках он держaл крест. Он смело и громко проповедовал о Боге. Милиционеры несколько раз требовали, чтобы он прекратил проповедь, но он не останавливался. Когда ничего не подействовало, его посадили в коляску мотоцикла и повезли в милицейский участок. Отец Гавриил воспольз...
      511
      Римма Гущина 20 апреля 14:30

      Мать-и-мачеха. Весенний подарок природы

      Весной так хочется ярких красок и ясного неба! И природа приготовила людям подарок после однотонной и не ласковой зимы. Мать и мачеха радует душу и сердце, зацветая одной из первых. Еще совсем нет травы, а она уже радует нас своими яркими желтыми цветами. Мать и мачеха любит селиться по солнечным местам: вдоль дорог, на обрывах, взгорках и лугах. Мать-и-...
      148
      Римма Гущина 18 апреля 21:03

      Древний волжский город Городец

      Городец раскинулся на высоком берегу Волги в 53 км от Нижнего Новгорода выше по течению великой реки. Городец — город древний, возник во второй половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от волжских булгар. Точная дата основания города неизвестна, мнения расходятся.  Городец раскинулся на высоком берегу Волги Вид на Вол...
      759
      Римма Гущина 15 апреля 19:42

      Неспособный

      - У вac oчeнь нepaзвитый мaльчик. И нecпособный. - Ольгa Ивановна выговapивaла Аce все свoи пpeтензии отнocительно Димкинoго развития с таким видoм, что той xoтелось пpoвалитьcя сквозь землю. А Димка стоял рядом и улыбался. Улыбался свeтло и paдостно. Он был рад тому, что Ася пришлa за ним ceгодня пораньше. - Одевайся. - Попросилa oна.- Ага. - Кивнул сын...
      1775
      Римма Гущина 13 апреля 17:17

      Лесной богатырь - дубонос.

      Дубонос - безусловный красавец, тело птицы, как будто отлито из металла. Самцы дубоносов очень нарядны: оперение буровато-коричневое с рыжими вкраплениями, на шее черное пятно, хвост также черный. На черных крыльях выделяется яркая светлая полоса. Окрас самок гораздо бледнее.Его главная отличительная черта — массивный конусообразный острый клюв гол...
      495

      Радуйся, ибо ты живёшь!

      Cжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять...
      433

      Бог с нами во все дни до скончания века

      Вообразим себе: вот мы пришли из храма домой, пальто сняли, переобулись. Вошли в комнату и видим, что за столом сидит Господь Иисус Христос. Кто-нибудь из нас, увидев Его живого, вот так сидящего за столом, осмелится к телевизору подойти, включить его и сесть смотреть - когда там, в комнате, живой Христос сидит? Или начать ругаться с соседом, или по тел...
      162
      Римма Гущина 9 апреля 09:43

      Он писал прекрасные песни, которые пел весь СССР. Памяти композитора Сергея Дьячкова

      Песни этого композитора выходили на пластинках, которые расходились многомиллионными тиражами. Их с успехом исполняли «Весёлые ребята», «Цветы», «Самоцветы», «Синяя птица». Дворовые гитаристы распевали по всей стране: «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво, отбивать девчонок у друзей своих...» Сергей Дьячков — внизу справа. Но сам композитор так и...
      1034
      Римма Гущина 8 апреля 10:40

      Натуралист наших душ. Виталий Бианки

      Книги Виталия Бианки были в каждой советской семье. Трудно представить наше познание животного мира без этих добрых тёплых рассказов. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения писателя Лето будущий литератор в детстве проводил в Лебяжьем. Это такой лоцманский посёлок недалеко от Кронштадта. Там селились те, кто занимался проводкой кораблей по нужно...
      177
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика