• РЕГИСТРАЦИЯ

Художник Игорь Грабарь, лучше всех писавший русскую зиму

45 1302

Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Не было  человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

Игорь Грабарь родился в очень интересной семье закарпатских русинов. Его отец Эммануил Грабарь был видным политическим и общественным деятелем Венгрии, который боролся против ассимиляции русской общины в венгерской культуре. Он был членом парламента, однако и он, и вся его семья (в частности, дед Игоря по матери Адольф Добрянский) исповедовала славянофильские взгляды. Такие убеждения преследовались со стороны австро-венгерских властей, поэтому в 1876 году отец Грабаря был вынужден бежать, сначала в Италию, затем во Францию, и, в конце концов, он обосновались в России.

Игорь Эммануилович Грабарь. Автопортрет

Художнику был близок импрессионизм, который он трактовал по-своему, и большинство пейзажей и натюрмортов были написаны именно в этом стиле. Его кисти принадлежат непревзойденные  картины русской зимы, и именно эти полотна принесли ему мировую известность.

Хотя Игорь Грабарь родился в Будапеште, прекрасно говорил на немецком языке, сменил много мест жительства, родители воспитывали его и других детей в русском духе. В Россию его отец вынужден был перебраться ещё в 1876 году, и лишь спустя четыре года мама Игоря Грабаря переехала к своему мужу. Игорь долго рос без отца, его воспитывал дед по материнской линии Адольф Добрянский.

Филипп Малявин. Портрет Игоря Грабаря

Игорь рисовал с детства и первый восторг испытал не от новой игрушки, а когда ему подарили краски. Он впоследствии писал о своих чувствах в то время: «я думал, что не выдержу этого счастья, когда почувствовал чудесный запах свежих красок». В 11 лет он поступил в Московский лицей цесаревича Николая. Учёба давалась ему тяжело в связи с насмешками со стороны богатых учеников из-за его бедности. Зато он много времени проводил, рассматривая полотна Ивана Крамского, Василия Перова и Ильи Репина, представленных на Московской промышленно-художественной выставке — в художественный отдел Игоря, как ученика, пускали бесплатно.

Игорь Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье.

Игорь Грабарь закончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Будущий художник был способным и самостоятельным человеком, он подрабатывал критическими статьями про живопись, делал обзоры художественных выставок и писал биографии художников. В университете он начал писать и первые картины. Имея обширные теоретические знания и большое желание творить, Игорь Грабарь с азартом принялся применять их на практике. 

А в 1895 году Грабарь поехал в Европу знакомиться с картинами европейских мастеров. Оказался и в Париже, бывшим в то время центром мирового искусства — там творили импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и многие другие. Он открыл для себя импрессионизм в столице Франции и остался верен ему всю жизнь. Даже в советское время ухитрялся писать картины в стиле импрессионизма, развив и подстроив его под нашу советскую действительность.

Игорь Грабарь. Сентябрьский снег

А после того, что Грабарь увидел, учиться традиционному академизму в Академии художеств он не хотел и не мог. Нужно быть в авангарде искусства, а не плестись в дальнем обозе — этим принципом Грабарь руководствовался всю жизнь.

С 1902 года Грабарь принимает участие в крупных художественных выставках объединения «Мир искусства» и «Союз художников». Его картины выставляются в Мюнхене и Париже — в Осеннем салоне. В 1906 году — на выставке русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым, в 1909 году в Риме…

Игорь Грабарь. Иней. Восход солнца. Это была первая работа, которую купил сам Третьяков.

Осенью 1902 года Игорю Грабарю удалось осуществить свою мечту, возникшую после поездок в Псковскую и Новгородскую губернии. Он едет в научную экспедицию на Русский Север — в Вологодскую и Архангельскую губернии. В путешествии вдоль рек Вычегда, Сухона и Северная Двина Грабарь изучает архитектуру северных церквей, изб, мельниц, народные промыслы, иконы, шитье.

Игорь Эммануилович Грабарь. Мартовский снег

Возвращается он человеком, изведавшим «северную болезнь». Его тяга к Северу отражается в многочисленных зимних пейзажах, пожалуй, самых знаменитых из всего собрания картин художника. После возвращения в Москву в 1903 году художник часто выезжал на пленэр в Подмосковье.

Все работы Грабаря начала ХХ века словно подчинены принципу импрессионизма — в них живой, струящийся воздух, много света и цветных теней. Свобода и покой русской природы и творчества, не скованного рамками консерватизма, оказались главными в творчестве художника в то время.

Игорь Грабарь. Зимний пейзаж

В 1903—1904 годах он пишет «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег». Затем «Иней» (1905), «Неприбранный стол» (1907), «Дельфиниумы» (1908), «Рябинка» (1909).

Помимо написания картин, Грабарь трудился над «Историей русского искусства» — монументальным трудом, ставшим главным в жизни Грабаря как искусствоведа. И вот тут приходилось выбирать — или научная деятельность или написание картин. Был период, когда он пять лет не прикасался к кисти, хотя тяга к написанию картин никуда не исчезла. Но Грабарь выбрал науку и организаторскую работу — в 1913 году члены Московской городской думы избрали Грабаря попечителем Третьяковской галереи. 

Игорь Эммануилович Грабарь. Берёзовая аллея

В этой должности он и проработал до 1925 года. Сделал немало — из тех изменений, что заметны сразу простым посетителям — изменение места расположения картин в галерее. Он попытался поставить Третьяковку в один ряд с лучшими европейскими музеями, занялся каталогами собрания и международными выставками, изменением экспозиции в залах, встреченным крайне неодобрительно.

Картину «Боярыня Морозова» Василия Сурикова он повесил так, чтобы её было видно издалека через анфиладу залов. Это было верным решением, поговаривали, что сам Суриков очень благодарил Грабаря и даже сделал земной поклон перед ним.

Игорь Грабарь. Зимнее утро

По-прежнему помимо работы в Третьяковке и искусствоведом, Грабарь писал картины, особенно хорошо ему удавались снег и иней. Настоящий импрессионизм во всём его великолепии, чистое искусство и эстетика, возведённые в абсолют. Русскую зиму можно любить и восхищаться ей — Грабарь это убедительно доказал своими полотнами.

Февральская лазурь — одна из лучших работ Грабаря. Его восхитила мощная, могучая берёза, удивительно гармоничная, с правильным расположением веток с сочетанием бесконечной синевы неба, белоснежным снегом и яркостью февральских солнечных дней. Увидеть подобную красоту может каждый, но вот запечатлеть на холсте так, чтобы достоверно передать всё это великолепие, способны лишь истинные художники.

Игорь Грабарь. Февральская лазурь

Грабарь подошёл к написанию берёзы основательно — вырыл в снегу траншею, глубиной около метра, чтобы увидеть берёзу целиком и две недели писал картину, стоя по грудь в снегу. А чтобы точнее передать небесную лазурь, художник установил над мольбертом раскрытый синий зонтик.

Вот как  о работе над «Февральской лазурью» рассказал сам художник:
«…Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…»

Игорь Грабарь. Морозное утро

Между тем на Россию надвигается эпоха перемен, в которой Грабарь принял самое активное участие — и как художник, и как работник музея, и даже как дипломат. Одним из его главных дел стало сохранение памятников культуры и их реставрация.

После Октябрьской революции 1917 года Грабарь не покинул Россию, как многие его коллеги из «Мира искусства», а продолжил работать директором Третьяковской галереи. В 1919 году он написал программную брошюру «Для чего надо сохранять и собирать сокровища искусства и старины» и активно приступил к реставрации Московского, а затем и Ярославского кремля. И привлек к работе Петра Дмитриевича Барановского. Он становится директором реставрационных мастерских.

Игорь Эммануилович Грабарь. Автопортрет

Не смотря на то, что мастер хорошо известен своими пейзажами и натюрмортами, сам он считал, что вершиной живописи был и остаётся портрет. Именно в этом жанре художник может проявить в наибольшей степени своё мастерство, раскрыть характер своего героя, его настроение и состояние. Портретов Грабарь написал много, рисовал себя, близких, знакомых, выполнял заказы по написанию известных людей.

В своём автопортрете художник изобразил триединство своих ипостасей: мольберт и кисти свидетельствуют о его изобразительном таланте; белый халат указывает на его ученую миссию, как реставратора и охранителя культурных ценностей; а строгий костюм и галстук говорят о его организаторских способностях и роли директора Третьяковки и участия во множестве комиссий и организаций.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет Прокофьева

Самым любимым портретом Игоря Грабаря был портрет Прокофьева. Они дружили и были близкими по духу людьми. На картине мы видим Великого композитора, захваченного потоком музыки, в порыве вдохновения он спешит записать музыкальные фразы и вглядывается в глубину мелодии, звучащей в нём.  

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет Марии Михайловны Мещериной, второй жены Грабаря.

Художник пишет Марию Мещерину в тот момент, как будто её окликнул собеседник, и она на минутку отвлеклась от своей какой-то работы. Красивая, не очень юная, спокойная и умиротворенная женщина смотрит с любовью на зрителя, слегка улыбаясь. А глаза её задумчивы и вглядываются прямо в душу, с пониманием и добрым вниманием. Её деятельный характер подчёркивает яркость и энергия ковра, а мягкие и спокойные цвета платья уравновешивают энергию внутренним покоем.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет Веры Дуловой

Портрет известной арфистки Веры Дуловой производит неизгладимое впечатление. Здесь блестящее мастерство художника проявилось в полной мере. Автор отходит от привычного импрессионизма, работа поражает реализмом и тонкостью письма. Блестящий шёлк платья контрастирует с пушистым мехом манто, плотное тяжелое дерево арфы оттеняет хрупкость и воздушность струн, а нежная кожа девушки подчёркнута таинственным сиянием жемчужного ожерелья и матовой темнотой волос. Блестящие глаза арфистки притягивают взгляд, они задумчиво глядят в бесконечную глубину музыки, а её изящные пальцы легко перебегают по струнам, рождая волшебные звуки. 
Художник говорил, что самым трудным было нарисовать струны. Они получились хрустальными нитями, лёгкими, неземными, как мелодии арфы.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет дочери

Когда произошла революция 1917 года, то Грабарь безоговорочно признал советскую власть. Сохранились его отроческие воспоминания о бедности и насмешках богатых учеников, да и его родители всегда придерживались революционных взглядов. Он не стал бы делать революцию — искусство куда интереснее, но раз уж она произошла, то имеет смысл сохранить в годы революционного лихолетья и Гражданской войны все выдающиеся старые произведения искусства, которые некоторые особо горячие революционные товарищи предлагали просто уничтожить как буржуазное.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет сына

Он же участвовал в сохранении и реставрации фресок Дмитриевского собора во Владимире и Андрея Рублева в Успенском соборе. Организовал 15 научно-художественных экспедиций. В монографии Грабаря об Андрее Рублеве изложены и основные принципы реставрации: расчистки, консервации и научного осмысления старинных произведений. Участвовал Грабарь и в реставрации Троице-Сергиевой лавры.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет Чуковского

Советской России пригодились и юридические знания Игоря Эммануиловича. В начале 1921 года Грабарь выезжал в Ригу на конференцию по заключению мирного договора с Польшей в качестве эксперта по искусству. Также Грабарь участвовал в разработке законодательства по охране памятников культуры в СССР.

После начала Великой Отечественной войны были разгромлены многие музеи и памятники живописи и зодчества. Многие потери невосполнимы. Но в начале 1943 года Грабарь, понимая, что Россия может одержать победу над фашисткой Германией, выдвигает идею о репарации — компенсации потерь советских музеев за счет конфискации экспонатов из художественных музеев Германии и ее союзников.

Игорь Эммануилович Грабарь. Портрет Валентины Михайловны Мещериной, первой жены художника

Это — продолжение его деятельности по защите произведений искусства. Теперь их уже изымают не для реставрации, как в церквях и монастырях после революции 1917 года (благодаря этому их только и удалось сохранить до наших дней от варварского разграбления), но для возмещения ущерба стране.

Грабарь всю свою жизнь изучал и спасал искусство, вносил свой вклад, создавая свои удивительные полотна, был удостоен множеством званий и почестей, а главное — занимался любимым делом, которое у него очень хорошо получалось. Не в этом ли и есть счастье человеческое?

P.S. Сейчас в Третьяковской галерее в Инженерном корпусе открыта выставка картин И.Э. Грабаря. Картин немного, но представлены все жанры, в которых работал художник и его всеобъемлющая общественная деятельность.

 Источник  


Свет любви и Милосердие пронзают мрак мира

    Всё, закрываем границы! Бастрыкин был в бешенстве на последнем заседании по мигрантам

    Бастрыкин высказался о необходимости пересмотра миграционной политики РоссииВ ходе встречи с представителями таджикских правоохранительных органов, председатель Следственного комитета Р...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Великий Четверг. Моление о чаше

      В Великий четверг Святая Церковь воспоминает Моле́ние Спасителя о Чаше перед самым Его арестом, молитву в Гефсимáнском саду.В Геф­си­ман­ском са­ду …И в этот час, гла­сит пре­данье,Ког­да, сом­не­ни­ем то­мим,Из­не­могал он от стра­данья,Все прек­ло­нилось пе­ред ним.За­тих­ла ночь в бла­гого­венье,И слы­шал он: «Мо­их вет­вейКо­лючий терн – вен­цо...
      103

      Митрополит Антоний Сурожский о Великой Среде

      Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, ...
      89

      30 апреля – Великий вторник Страстной седмицы

      Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Церковь именует эти дни Страстными, или Великими, каждый из них посвящен воспоминаниям об особых событиях.Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. Все содержание богослужений направлено к тому...
      358
      Римма Гущина 29 апреля 08:44

      Очень музыкальный и адекватный Евгений Маргулис

      Когда-то Евгений Маргулис стоял у истоков «Машины времени», которая заложила фундамент нашего русского рока и серьёзно повлияла на отечественную рок музыку. Конечно, мы все знаем, кто в первую очередь ассоциируется с этим коллективом, но ведь кроме вокалиста там играли и другие замечательные люди. Один Подгородецкий чего стоит. Но говорить мы будем не о...
      259

      С Вербным Воскресением!

      Я услышал Твой голос рано,Очень близкий и очень чистый,Но в туманной стране обманаЯ дошёл до Тебя не быстро. Стать не чьим-то –Твоим желая,Я не знал, Кто Ты есть и где Ты.Мне хотелось коснуться раяИ на всё обрести ответы. Я искал их в пылу полемик,Средь высоких заумных мыслей,Средь открытий, менявших время,Среди сотен имён, средь «истин»… На пути повида...
      126

      Пища нас не удаляет от Бога и не приближает к Богу.

      Кушайте во славу Божию пищу постную вдоволь, нечего себя  голодом морить. Схиархимандрит Зосима (Сокур) († 2002). Думаешь, что будешь голодная – так уже спасешься?  Абсолютно нет, будешь тогда злая ходить, аж страшно будет смотреть на тебя. Да лучше ты накушайся да будь добродушная, ласковая, хорошая тетка.Так что Благоразумны во всём будьте....
      445
      Римма Гущина 25 апреля 13:54

      Проект «Погуляй собаку» и его основатель, Дмитрий Михайлов

      «Самый простой способ помочь животным в приюте — это приехать погулять», - говорит Дмитрий Михайлов.  Дмитрий Михайлов. Фото от «Погуляй Собаку». Дмитрий Михайлов – руководитель проектов в крупной ИТ-компании. А в свободное время он предан своему хобби – помощи бездомным собакам. Дмитрий строит утеплённые будки (на его счету уже больше сотни!), кр...
      121
      Римма Гущина ИЗО
      23 апреля 09:49

      Михаил Абакумов: живописец света, радости и красоты русской земли

      Нежная зима "Быть может я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию": признался Михаил Георгиевич Абакумов. Картины художника полны лирических оттенков и пронзительной любви к своей стране.Творчество народного художника России Михаила Абакумова никого не оставит равнодушным. Все произведения Михаила Георгиевича освещены любовью к Родине...
      168

      В апреле. Влад Маленко

      Сандро Ботичелли "Весна"В апреле ремонтируют скворцыПрозрачный воздух на границе леса.Щелчок один, и упадёт завеса,И все мы, как прозревшие слепцы,Себя увидим в новых зеркалах,Покатится из глаз вода морская,И солнце, наши головы лаская,Напомнит о божественных делах:Тут кто-то вдруг полюбит ни за что,Там сын с войны вернётся невредимым;Последний снег за ...
      125

      Как отец Гавриил по Тбилиси путешествовал

      Отец Гавриил сидел на проспекте Руставели в Тбилиси, рядом с ним лежали иконы, а в руках он держaл крест. Он смело и громко проповедовал о Боге. Милиционеры несколько раз требовали, чтобы он прекратил проповедь, но он не останавливался. Когда ничего не подействовало, его посадили в коляску мотоцикла и повезли в милицейский участок. Отец Гавриил воспольз...
      504
      Римма Гущина 20 апреля 14:30

      Мать-и-мачеха. Весенний подарок природы

      Весной так хочется ярких красок и ясного неба! И природа приготовила людям подарок после однотонной и не ласковой зимы. Мать и мачеха радует душу и сердце, зацветая одной из первых. Еще совсем нет травы, а она уже радует нас своими яркими желтыми цветами. Мать и мачеха любит селиться по солнечным местам: вдоль дорог, на обрывах, взгорках и лугах. Мать-и-...
      145
      Римма Гущина 18 апреля 21:03

      Древний волжский город Городец

      Городец раскинулся на высоком берегу Волги в 53 км от Нижнего Новгорода выше по течению великой реки. Городец — город древний, возник во второй половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от волжских булгар. Точная дата основания города неизвестна, мнения расходятся.  Городец раскинулся на высоком берегу Волги Вид на Вол...
      749
      Римма Гущина 15 апреля 19:42

      Неспособный

      - У вac oчeнь нepaзвитый мaльчик. И нecпособный. - Ольгa Ивановна выговapивaла Аce все свoи пpeтензии отнocительно Димкинoго развития с таким видoм, что той xoтелось пpoвалитьcя сквозь землю. А Димка стоял рядом и улыбался. Улыбался свeтло и paдостно. Он был рад тому, что Ася пришлa за ним ceгодня пораньше. - Одевайся. - Попросилa oна.- Ага. - Кивнул сын...
      1763
      Римма Гущина 13 апреля 17:17

      Лесной богатырь - дубонос.

      Дубонос - безусловный красавец, тело птицы, как будто отлито из металла. Самцы дубоносов очень нарядны: оперение буровато-коричневое с рыжими вкраплениями, на шее черное пятно, хвост также черный. На черных крыльях выделяется яркая светлая полоса. Окрас самок гораздо бледнее.Его главная отличительная черта — массивный конусообразный острый клюв гол...
      492

      Радуйся, ибо ты живёшь!

      Cжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять...
      425

      Бог с нами во все дни до скончания века

      Вообразим себе: вот мы пришли из храма домой, пальто сняли, переобулись. Вошли в комнату и видим, что за столом сидит Господь Иисус Христос. Кто-нибудь из нас, увидев Его живого, вот так сидящего за столом, осмелится к телевизору подойти, включить его и сесть смотреть - когда там, в комнате, живой Христос сидит? Или начать ругаться с соседом, или по тел...
      156
      Римма Гущина 9 апреля 09:43

      Он писал прекрасные песни, которые пел весь СССР. Памяти композитора Сергея Дьячкова

      Песни этого композитора выходили на пластинках, которые расходились многомиллионными тиражами. Их с успехом исполняли «Весёлые ребята», «Цветы», «Самоцветы», «Синяя птица». Дворовые гитаристы распевали по всей стране: «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво, отбивать девчонок у друзей своих...» Сергей Дьячков — внизу справа. Но сам композитор так и...
      1028
      Римма Гущина 8 апреля 10:40

      Натуралист наших душ. Виталий Бианки

      Книги Виталия Бианки были в каждой советской семье. Трудно представить наше познание животного мира без этих добрых тёплых рассказов. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения писателя Лето будущий литератор в детстве проводил в Лебяжьем. Это такой лоцманский посёлок недалеко от Кронштадта. Там селились те, кто занимался проводкой кораблей по нужно...
      175
      Римма Гущина 7 апреля 09:47

      Смешной, стремительный и бесшабашный Джеки Чан. 70 лет любимому актёру, режиссёру, Мастеру боевых искусств.

      7 апреля исполняется 70 лет Джеки Чану. Он - самый известный и великолепный китайский артист, режиссёр, каскадер, каратист и просто Джеки. В Гонконге, где он родился, его имя было Чан Конг-Санг, а количество его фильмов перевалило за 150 штук. А еще именно он внёс в каратешные кинопоединки изрядную долю юмора. Его отец работал поваром в ре...
      431
      Римма Гущина ИЗО
      6 апреля 15:20

      Благовещение Пресвятой Богородицы в живописи

      В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Андрей Рублёв, мастерская. «Благовещение». 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Моск...
      140
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика