• РЕГИСТРАЦИЯ

«Однажды в… Голливуде»: влияние трампизма и образ России

43 7170

«Однажды в… Голливуде» – это совсем не развлекательное кино. Оно вряд ли соберёт большие кассы, хотя и вызывает куда больше обсуждений, чем многие лидеры проката. Идти на него неподготовленным – означает совсем не понять многие посылы режиссера. Кто не готов к этому, лучше сходите на «Форсаж» или «Король Лев». Тарантино приучил своего зрителя к эффектным шоу, к своеобразному, но авторскому и стильному развлечению. Своим девятым фильмом он намеренно обманывает ожидания многих своих поклонников, показывая им что-то одновременно для себя и архетипичное, и нетипичное.

Например, 21-летний российский футболист Данил Круговой отозвался в одном из интервью о фильме таким образом: «Я сейчас сходил на "Однажды в Голливуде" и хотел уйти на 20-й минуте. Я вообще не понял его. Ходил с братом, он говорит: "Пойдем отсюда". Там что-то интересное началось, говорю: "Ладно, сейчас поймем суть". В итоге 2:45 просидели, но как будто не были».

Абсолютно нормально, что аудитория Квентина Тарантино выросла вместе с ним. Он и не старался, чтобы его картину поняли миллениалы и тем более представители поколения Z.

В свою очередь, культуролог, преподаватель ГИТР и РАНХиГС Павел Владимирович Сурков на лекции в Культурном центре ЗИЛ, которая была посвящена современным сериалам и политике, назвал «Однажды в Голливуде» «величайшим кино всех времён и народов».

Конечно, я нашёл кого сравнить – футболиста и культуролога. Но их мнения о картине настолько разнятся, что хочется задаться вопросом, а почему эти мнения настолько полярные? Мы же обсуждаем не какой-то артхаус, а картину от известнейшего режиссера, каждое кино которого – это событие, в котором обычно принимают участие самые топовые голливудские актёры. И девятая лента Тарантино не стала каким-то исключением из правил, хотя и не добрала должное количество звёзд по сравнению с его предыдущими работами.

Я не буду пересказывать сюжет фильма, но не из-за страха выдать спойлер – кто хотел, уже посмотрели эту картину не единожды – просто в этом нет никакого смысла. Многие кинокритики и рецензенты сделали это уже множество раз, рассказывая о предыстории тарантиновской истории. Мне интересно совсем другое. Почему вышло это кино? Почему оно вышло именно сейчас? Для чего оно вышло? Конечно же, с точки зрения политики и идеологии.

Влияние трампизма

Трампизм в США, когда он только зарождался и когда уже задышал полной грудью, вызвал большое количество рефлексий. Это проявилось и в кино, и американском искусстве в целом. Под трампизмом, мне кажется, правильно понимать идеологический и политический реванш белых консервативных американцев, который уже долгое время оставался лишь в мечтах провинциальной Америки. Трамп сумел аккумулировать эти настроения вопреки всему и всем, став президентом в 16 году.

Вполне уверенно можно говорить о том, что трампизм повлиял на Квентина Тарантино, а картина «Однажды в Голливуде» стала результатом этого осмысления. Важно отметить при этом и то, что эта картина – не какой-то договорняк между Тарантино и Трампом, на что намекают многие представители антитрамповских элит.

Подыгрывая этим настроениям, многие успели назвать кино настоящей пощечиной лево-либеральному дискурсу со стороны Тарантино. Я считаю это ошибкой и упрощением, попыткой увидеть то, чего многие хотят увидеть в этой работе. Тем более, сейчас очень модно хоронить либерализм. Это делают многие евроскептики, трамписты и даже Владимир Путин успел заявить об этом на весь мир. Но всё куда сложнее.

Дональд Трамп и на словах, и на деле защищает «старую добрую Америку». Квентин Тарантино в фильме защитил её по-своему. Он, казалось бы, защитил «старую добрую Америку» от левых и либеральных хиппи, которые хотят её разрушить. «Консервативная Америка» в фильме при этом представлена в лице актёров Голливуда. Выходит, что «старая консервативная Америка», которую пытается воссоздать Трамп – это грёзы, сказка, представленная в видео мифического образа, существующего в чьих-то фантазиях, будь это даже и президент. И большой вопрос, является ли стратегически верным стремление воссоздавать что-то из прошлого, тем более когда это прошлое наполнено скорее стереотипами и ностальгией.

В России не так давно представитель Агентства стратегических инициатив Дмитрий Николаевич Песков, являющийся специальным представителем президента по вопросам цифрового и технологического развития заявил: «Мы хотим восстановить Россию времен Николая II, это наш идеал… Это одно из самых прекрасных времен, со всякими большими социальными катаклизмами, сложностями и всем остальным».

Сомнительный образ по целому ряду причин, но я не хотел бы вступать тут в исторические споры, так как считаю их бессмысленными. Для меня все, кто очень сильно ностальгирует по прошлому – будь то сталинскому, ленинскому или николаевскому – уже являются проигравшими в политическом процессе, так как никакого образа будущего у таких людей нет. Они предлагают людям какие-то образы прошлого, сконструированные опять же на ностальгии, стереотипах и даже мифах. Является ли любой исторический миф прошлого хорошим примером для подражания в настоящем? Очень сомнительно. На мой взгляд, претензии Тарантино к трампизму строятся примерно на этом же.

Актёры Голливуда, которые цинично убивают хиппарей, отнюдь не являются положительными героями. Клифф Бут убил свою жену, Рик Далтон – человек с кучей комплексов и личностными проблемами, готовый ради своей цели на всё. В герое актёра Ди Капиро мы вполне можем увидеть прообраз Трампа, который строит из себя защитника «старой доброй Америки», но сам, по сути, готов «сжечь» людей ради воплощения своей мечты, о которой постоянно говорит. Тут намёк на те же шутинги, которые участились в США, а Трамп, как последовательный оружейный лоббист, ничего с этим не делает. Он готов на эти жертвы, ведь для него его цель – это самое важное. Но является ли эта цель абсолютным благом для будущего Америки?

Мы видим, как Рик Далтон цинично быстро забывает про кровавую бойню, случившуюся в его доме, так как перед ним открываются новые перспективы – его зовут к себе в дом на светский раут более успешные голливудские персоны. Его не сильно заботит, кто погиб в его доме и по каким причинам это произошло. Он жаждет новых успехов и славы, новых ролей и высокие гонорары. Тарантино показывает этим, насколько трампизм сам по себе является тупиковым путём для США. Можно критиковать с консервативной точки зрения либерализм, можно пытаться вернуть старые уклады во все сферы общества – это всё красиво лишь на словах. В действительности и того, и другого быть не может. Потому что в действительности секта Чарльза Мэнсона добилась своего и убила людей. Вернуть старое доброе прошлое можно только в грёзах. Поэтому Трамп ведёт Америку в очередной тупик. Этот посыл Тарантино читается весьма определенным образом. Именно поэтому нельзя сказать, что этот фильм в пользу Трампа.

«Трамповские герои» в голливудских картинах

Образы «трамповских» героев в голливудских картинах присутствовали всегда. Американцы в этом плане куда более открыты, чем мы, поэтому они способны к коллективной рефлексии многих своих болевых точек. А уж обсуждению кризиса американского пути посвящено очень много голливудских работ. И не потому, что существовали какие-то указания сверху на этот счет, а потому что сами создатели таких картин не живут в вакууме. Они живут в этом обществе, проблемы которого влияют на всех его членов, поэтому их рефлексия абсолютно естественна.

Я вспомню только два своих любимых фильма. Первый – это «С меня хватит!» («Falling Down») 1993 года, второй – «Хранители» («Watchmen») 2009 года.

В картине «С меня хватит!» главный герой, которого играет Майкл Дуглас, представляет из себя того самого «сердитого белого мужчину» (Angry white male), которые намного позже в 2016 году избрали президентом Дональда Трампа, совершив тем самым невероятный исторический реванш. В картине 93 года герой Дугласа был показан не просто брошенным меняющимся глобализирующимся обществом одиноким человеком, а в качестве умирающего стереотипа белого консерватора, которые были вроде бы обречены на исторический провал. В картине «Однажды в Голливуде» герой Майкла Дугласа перевоплощается в героя Брэда Питта и сполна отвечает своим обидчикам, с цинизмом убивая лево-либеральных сектантских хиппарей.

Этот же реванш берет и герой «Хранителей» Роршах, который в картине Зака Снайдера выглядит защитником той старой умирающей консервативной Америки. Знаменитый монолог Роршаха – это монолог разочарованного защитника того общества, понимающего, что конец неизбежен, но его принципы не позволяют ему сдаться даже «перед лицом Армагеддона»: «Собачьи туши в переулке поутру, след шины на разорванном брюхе. Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо: улицы - продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты, вся эта мразь начнет тонуть. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: "Спаси нас!". Но я прошепчу: "Нет". Теперь весь мир стоит на краю, глядя вниз в чёртово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны… И отчего-то вдруг никто не знает, что сказать. Подо мной этот ужасный город, – он вопит как скотобойня, полная умственно-отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью...».

Герой Майкла Дугласа и Роршах – те герои «старой доброй Америки», которые попытались что-то сделать, будучи высокоактивными социопатами, но были изначально обречены на поражение. Это подчеркивают авторы этих картин. Герой Брэда Питта, будучи схожим с ними по характеру, пером Квентина Тарантино сумел не просто взять реванш, а изменить историю. И влияние трампизма тут велико – именно под его влиянием Квентин Тарантино пошел на утопический шаг, попытавшись показать, что ход истории не линеен. Если вчера «трамповские герои» были обречены на провал, то сегодня они добиваются успеха, хотя это, по сути, ни на что и не влияет. Совершил бы Чарльз Мэнсон свои преступления или нет, как это повлияло бы на развитие США? Тарантино отвечает, что это событие ни на что не повиляло.

Образ России

Обсуждение воздействия трампизма на американскую культуру невозможно без обсуждения роли русских в этих процессах. Трампизм будет всегда ассоциироваться, так или иначе, с Россией и Путиным.

Можно ли найти образ русских в фильме Тарантино? Сначала нужно определиться с тем, что именно мы ищем. Как сегодня в американских медиа представлены русские? Это те силы, которые вмешивается во внутриамериканские дела, разрушая американское общество и сталкивая его между собой. Именно такой устоявшийся стереотип сформировался в США в последние годы.

Кто в «Однажды в Голливуде» является тем, кто напрямую не делает ничего, но как бы подстрекает к столкновению двух Америк? Чарльз Мэнсон. Мэнсон в фильме – и есть Россия. Он появляется в картине лишь однажды с убийственной ухмылкой на лице, приветствуя одного из главных героев картины. Американские медиа любят показывать Владимира Путина именно смеющимся над Дональдом Трампом.

Чарльз Мэнсон – одна из самых мрачных страниц в американской истории. Это настоящий враг государства номер один, который не просто заставлял людей убивать друг друга, но стремился к войне внутри американского общества.

Квентин Тарантино не просто так приезжал в Москву на презентацию фильма. Он пытался найти тут того самого Чарльза Мэнсона, виновного в расколе американского общества. Пытался рассмотреть его на московских улицах и в музеях Кремля. Уверен, что у него этого не вышло, так как ни Мэнсон, ни Россия не смогли бы расколоть американское общество. Если это и происходит, то только по вине самих американцев, готовых к тому, чтобы им подбрасывали «образы врагов», новых Мэнсонов, которых можно обвинить по всех своих бедах, неудачах и проблемах. Хотя обществу иногда очень полезно иметь «козла отпущения», чтобы в саморефлексии не дойти на самоуничтожения. Очень хочется, чтобы роль «козла отпущения» быстрее перешла от России к кому-нибудь другому.

О политике, идеологии и поп-культуре

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Евгений ВАЛЯЕВ | public 4 июня 2020 г. 19:02

      Ультиматум Джорджа Флойда: последствия для Старого и Нового Света

      В США расовые конфликты имеют большую историю, они повторяются там достаточно регулярно. Это не та тема, о которой можно сказать, что она навсегда ушла в прошлое. Движение за гражданские права чернокожих в США – это современная история страны, которая вроде бы закончилась в конце 60-ых, но, по другим подходам, эта борьба продолжается до сих пор. Американские поли...
      2708
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 3 июня 2020 г. 17:58

      «Дельфин» в клипе «Лето» без оптимизма и пессимизма хоронит государственных лидеров

      Андрей Лысиков всем известный как Дельфин занимается в России музыкой с 1991 года – почти 30 лет!И если первый этап его творчества в составе группы «Мальчишник» был исключительно хулиганским и эксплуатировал табуированную в советские годы тему секса, то лирика под брендом «Дельфина» продемонстрировала нам взросление артиста. С первых альбомов конца 90-ых мы вспомним т...
      3128
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 28 апреля 2020 г. 17:59

      Noize MC в клипе «26.04» – про вчерашний Чернобыль, но сегодняшний вирус

      Noize MC на 34-ую годовщину чернобыльской катастрофы выпустил клип, посвящённый тем трагическим событиям. Эту тему было не принято вспоминать в истории современной России, ведь это горе произошло в уже несуществующей стране, а сама дислокация стала проблемой и частью соседа. Вроде мы уже и не при делах. Но именно Россия является идеологическим и истор...
      1845
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 18 марта 2020 г. 23:36

      Little Big победил на Евровидении-2020. И вот почему

      Лидер группы Little Big Илья Прусикин очень много раз показывал, что способен эффективно продвигать любые свои проекты и достигать поставленных целей, ведь он вывел в лидеры индустрии не только свой коллектив, но и запустил еще несколько музыкальных проектов. Плюс он является активным игроком на рынке youtube-блоггеров, создающих развлекательный немузыкальный контент....
      6153
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 17 марта 2020 г. 17:48

      «Аигел» в клипе «Youʼre Born» – о семиотике властного ритуала

      Новый клип «Аигел» начинается как сиквел сериала «Бригада», снятый в 2020 году. Стильные кадры того, как босс выходит из самолета, садится в Майбах (Аурус достать, видимо, для съемок не смогли) и в сопровождении пяти Гелендвагенов с мигалками мчится по взлетной полосе… Хотя постойте-ка, речь же не о каких-то бандитах – при чём тут «Бригада»? Так обычно передвигаются м...
      2761
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 6 марта 2020 г. 17:46

      Хватит называть любое оскорбление расизмом

      Новость на спортивных ресурсах: «Вратаря английского футбольного клуба «Лидс» Кико Касилью дисквалифицировали за расизм. Он назвал футболиста Джонатана Леко грёбаным ниггером».Таких сомнительных историй становится всё больше в мировом спорте. Но искать в них именно расизм – не просто глупо, но и опасно. Оскорбления всегда основаны на каких-то стереотипах...
      1754
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 6 августа 2019 г. 19:30

      Влияние шутингов в США на президентскую кампанию 2020

      Проблему шутингов в открытых, а не тоталитарных обществах полностью решить невозможно. Это точно не зависит от того, легализовано ли в конкретном обществе гражданское огнестрельное оружие. Например, в России свободно купить оружие невозможно, но и мы становимся свидетелями, когда психологически неустойчивые люди устраивали у нас расстрелы. Можно вспомнить массовый рас...
      3673
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 31 июля 2019 г. 16:37

      «Солнцестояние»: взгляд на квазитрадиционность

      Когда идешь в современный кинотеатр, то предполагаешь увидеть там уже достаточно классическое голливудское кино. «Игра престолов», марвеловская эпопея – яркие представители современного развлекательного контента. Если что-то отходит от этой линии, то это уже можно причислять к немассовому и авторскому жанру. И такие картины всё меньше и меньше идут в кинотеатрах.«Солн...
      6152
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 3 июля 2019 г. 23:21

      Деление на левых и правых не устарело

      Деление на левых и правых в современном мире хоть и претерпевает изменения, но его нельзя считать искусственным. Это деление будет оставаться, ведь в этом состоит суть политики – в противостоянии политических и идеологических альтернатив. Левые и правые взгляды по гуманитарным вопросам и вопросам экономики всё ещё очень разнятся. Это зачастую противоположные вещи. Поэ...
      5417
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 16 февраля 2017 г. 19:22

      От Максаковой и Вороненкова к политической ответственности

      По Максаковой и Вороненкову не хочется скатываться в очередное саркастическое бурление.Хочется немножко о серьезном - об ответственности и о кадровой революции.Меня, например, очень беспокоит то, что вообще такие люди как Максакова и Вороненков оказались в Государственной Думе. Беспокоит, что вообще такие люди могут оказаться у нас в России так высоко на политической ...
      4056
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 23 августа 2016 г. 16:45

      Олимпиада в Рио-де-унынье наконец-то закончилась

      Досматривая церемонию закрытия Олимпиады в Рио, в очередной раз убедился, что это была наиболее скучная и унылая Олимпиада в новейшей истории. А самое интересное, что было показано на открытии и закрытии Игр – это японский кусочек, который стал превью следующей Олимпиады в Токио. Уверен, что в 2020 году японцы дадут жару, покажут всему миру современные технологии и св...
      2703
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 21 августа 2016 г. 15:55

      Единая ли Россия? Взгляд через олимпийскую призму

      В дни Олимпиад часто возникают споры о первичности гражданства и национальности спортсменов. Чаще всего эти споры ведут русские националисты, которые хотят поддерживать русских, выступающих за иные сборные – особенно за такие страны как, например, Казахстан. За ту же сборную Белоруссии мы всегда болеем почти так же, как и за свою команду.И на Олимпийских играх в Рио м...
      2611
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 20 августа 2016 г. 19:08

      Как придать Олимпиадам смысл

      Мировой спорт должен пережить реформу самой своей сути...Как в Новой Зеландии считают медали Олимпиады, пишет Sports.ru.  В таблице учитывается соотношение населения страны и количества заработанных медалей. Лидируют Багамы с одной золотой медалью, а численность население 388 тысяч человек. Следом идут команды Ямайки и Фиджи. Сама Новая Зеландия рас...
      2339
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 28 апреля 2016 г. 19:53

      Кто из религиозных сект попал во внимание российских спецслужб после украинского кризиса?

      После украинского кризиса в России обратили внимание на деятельность религиозных сект, новых религиозных движений и даже вполне себе традиционных религиозных организаций. Почему и зачем?Для начала стоит вспомнить, что при организации Евромайдана в Киеве происходила мобилизация людей по линии новых религиозных течений. Всевозможные протестантские общины и организации, ...
      4357
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 29 марта 2016 г. 21:37

      Внешние успехи через внутренний прогресс: проблемы выхода России на новый уровень геополитической экспансии

      Стоит ли ожидать, что террористические атаки отрезвляюще скажутся на изменении отношения европейцев к России? В один миг, действительно, произойти ничего не может. Нужно ждать изменений не столько политики, сколько идеологии европейских государств. Произойти это может только после выборов, когда в европейских странах укрепят свои позиции евроскептики, которые, по боль...
      18074
      Евгений ВАЛЯЕВ | public 17 марта 2015 г. 10:41

      Русская ось европейской политики

      26 января 2015 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за поправки к резолюции о лишении российской делегации права голоса и права участвовать в управляющих органах Ассамблеи до конца года: 148 голосов – за, 64 – против. ПАСЕ всегда являлся сугубо консультативным органом, имеющим хоть какой-то авторитет во времена отсутствия Евро...
      7794
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика