Прошло сто лет с трагических событий 1917 года, когда предали законного правителя, Николая Второго, и совершили государственный переворот.
В специальном телепроекте Царьграда "Прости нас, Государь!" историки, духовные лица и эксперты детально разобрали события, которые привели к трагедии, объяснили, почему некорректно говорить "отречение" от престола, и рассказали о монархии. Полная версия текстовой трансляции с фотографиями доступна здесь.
Приводим самые интересные цитаты и оценки событий 1917 года.
Протоиерей Валентин Асмус: Революция не была неизбежной
Протоиерей Валентин Асмус подчеркнул, православная монархия выполняла роль Катехона - удерживающего фактора от царства зла. Причина революции 1917 года - духовный кризис русского общества, подкрепленный войной.
"Революция не была неизбежной. Но поскольку кто-то хотел ее, она, к горю русского народа, состоялась".
"Я боюсь, что он не в полной мере понимал, что происходит. Он был человеком абсолютно честным, и он очень много сил последние годы своего правления отдал войне. Ему очень хотелось, чтобы война кончилась, и кончилась непременно русской победой".
"Монархия - это неразрывная, неотделимая часть нашей православной традиции. Речь идет не о национальных, государственных традициях, а в первую очередь о православных".
Протоиерей Андрей Ткачев: Переворот был срежиссированным
Переворот был хорошо срежиссированным, отметил протоиерей Андрей Ткачев. Государя сжали в тиски - в сторону отречения в пользу его брата.
"Сам факт отречения или ухода от правления часто повторяется. Государю очень важно знать, что он легитимен в плане признания народа".
Епископ Тихон Шевкунов: Причина - доверчивость народа
Наместник Московского Сретенского монастыря епископ Тихон Шевкунов видит причиной революции то, что народ забыл Бога. "Народ отошел, даже внешне пребывая в Церкви. Церковный формализм, обюрокрачивание, потери связи с Богом привели к таким страшным испытаниям".
Владимир Лавров: Мы еще одной ногой в революции
"100 лет после революции прошло, а мы одной ногой еще там. Мы не определились кто мы, откуда", - отметил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров.
"Мы живем в окружении идолов Ленину, Дзержинскому, Свердлову. Даже где убит Николай Второй стоит памятник Свердлову. Мы из этого не вышли: Ленину 10 000 памятников, Дзержинскому более 1000 топонимических названий. Мы восхваляем тех, чьи руки по локоть в крови!"
"Сегодняшняя стагнация не только экономическая. Это еще и мировоззренческая стагнация".
Михаил Якушев: Мы еще не вышли из революции
"В масштабе православного мира это величайшее событие. В масштабе мирского общества это событие вообще может быть незаметным", - сказал Михаил Якушев – генеральный директор аналитического центра «Катехон», вице-президент фонда Святителя Василия Великого, кандидат исторический наук.
"Соглашусь с тем, что мы еще не вышли из революции. Век прошел, а потомки людей, которые творили революцию, есть среди нас и занимают весомые посты. В этой ситуации очень трудно говорить о том горе, которое постигло нас 100 лет тому назад. Потому что не только Государь, но помазанник Божий был отстранен от власти, от престола".
Дмитрий Шаховской: Главной задачей Николая Второго было сохранение мира
"Я думаю, что понятие империи началось с Ивана Третьего. А удельный политический вес это понятие приобрело при Иване Грозном. Именно в это время Московское царство обогатилось Сибирью", - отметил князь Дмитрий Шаховской. По его словам, главной задачей Николая Второго было сохранение мира.
"Когда Российская Империя вышла на европейскую арену, все изменилось. И у меня впечатление, что именно тогда появляется понятие русофобии. Нельзя было не замечать величия России в XVIII веке".
Михаил Смолин: Для некоторых революция и эмиграция были толчком к спасению, который им был необходим в личной жизни
"У нас принято говорить, что чем ближе к революции, тем хуже обстояли дела с духовной жизнью, но общество развивалось разнонаправленно. 7,5 тысячи храмов и 250 монастырей - более четверти всех существующих в России - было построено в царствование Николая II. Значит, люди тянулись к вере", - отметил заместитель главного редактора телеканала Царьград Михаил Смолин.
"Я считаю, что та часть общества, которая противодействовала секуляризации, жила очень активной духовной жизнью. Общество раскололось в духовном плане, и какая-то его часть пошла по тому пути, который привел нас в итоге к революции".
"Для определенного числа людей революция и эмиграция были толчком к спасению, который им был необходим в личной жизни".
Сергей Капнист: 2017-й должен стать годом возвращения исторической правды
"После всех этих событий произошел исход - миграция огромного числа людей", - рассказал граф Сергей Капнист, президент АО "Русский Красный Крест С.О.", член-учредитель Координационного совета Российских соотечественников во Франции.
"Это был стержень этой части русского общества. Дух был очень сильный, часть русского общества не соблюдала тщательно все праздники, но православие было укоренено в их душе, и остается там до сих пор".
"Крайне важно донести до молодого поколения правду. Чтобы 2017 год стал годом возвращения исторической правды".
"Я думаю, что пример царской семьи - пример для нас всех и для современного общества. Это отношение к Церкви, умение общаться с людьми, и теперь, безусловно, мы должны учитывать эту историю, она должна стать примером".
Он напомнил, что православие в советские годы было единственным, что связывало нас с досоветской Россией, с нашей историей, и то, что дало нам возможность пережить советский период.
Николай Бурляев: Мы предали самую идеальную для России форму правления - монархию
"Все то, что было тогда - в 1914, 1917 году - и тогда были либералы, масоны, заговоры против Государя. Когда они стали говорить о монархии, царь ответил так: демократия и либеральная история ведут к вседозволенности и диктатуре. Там, где все правят, там не правит никто. Запад всегда ненавидел нас. Европа все время что-то готовила против нас", - сказал заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры народный артист России Николай Бурляев.
"Мы предали самую идеальную для России форму правления - монархию. Нам не подходит ни демократия, ни аристократия, ни коммунизм. Нам история дает шанс сделать правильные выводы: там, в России, была правда".
"Мы должны покаяться за это преступление, которое было задумано самим дьяволом".
Протоиерей Димитрий Смирнов: Впервые за столетие Господь дал России святого царя
"Главным борцом против Российской Империи были газеты и те, кто их читает… Зарубежная пресса и российская - это две руки одного тела. Все шло из одного источника", - отметил протоиерей Димитрий Смирнов.
"Это был сильнейший фактор, который влиял на публику, туда входили все сословия. Все командующие, генералы призывали Государя к сложению полномочий. И духовенство выступило после Февральской революции с заявлением. И рабочие были распропагандированы. И, конечно, те люди, которые бредили всякими либеральными идеями. Парламент выступил формой краснобайства, манипуляции народом.
"Впервые за столетие Господь дал России святого царя".
"Такая была пропаганды клеветы, и никто из этой публики не удосужился его защитить, кроме пары маргинальных организаций, и даже они подверглись остракизму. Кроме крестьян. В своей массе они остались верны, за что и поплатились позже", - напомнил протоиерей.
"Огромное количество людей работает над тем, чтобы свернуть мозги людям. Это мы можем наблюдать в Украине. То, что там происходит - театральная постановка нашего Февраля".
Петр Мультатули: Это не "отречение" - это свержение
"Если брать этот период, то самое главное - неизбежность победы России в войне. В 1916 году говорили о том, что Четверной союз на грани разрушения. Только эта революция их спасла. Николай II добился от союзников присоединения всех необходимых важнейших территорий - Босфор и Дарданеллы и т.д., они не хотели выполнять этих обязательств. Глобалистам становилось ясно, что если победит Антанта, то первой скрипкой станет Россия. А глобалисты не для этого начинали войну", - отметил историк Петр Мультатули.
"Наступит время, когда Государь (Николай Второй - прим.ред.) будет одним из самых величайших государей в нашем сознании, это еще и Солоневич писал".
"Нам надо отходить от термина "отречение". Это свержение. 40 тысяч старших офицеров было выгнано Временным правительством из армии за монархизм. И 5 или 6 владык были сняты за отказ признавать Временное правительство. Были крестьянские бунты, просто об этом не говорили. Самое роковое предательство - армейской верхушки".
Константин Малофеев: Государь пострадал именно за Христа
"Кто явился победителем, выгодоприобретателем от того, что рухнула Русская Империя? Выгодоприобретателями стали наши враги. Кто был нашим противником? Германия, Турция, Австро-Венгрия", - сказал генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев.
"В историческом смысле печально смотреть на то, что уроки не извлечены. Сейчас люди точно так же глумятся, скача, над верховной властью - пусть она не помазана миром, но мы знаем, что Владимир Путин - это лидер, данный нам Богом, об этом говорят афонские старцы.
Когда мы видим, что сейчас происходит, когда считается хорошим тоном саркастически говорить о власти, нам легко представить атмосферу 100 лет назад. То, что сейчас пишут блогеры, сто лет назад писали газеты, теми же самыми словами.
Мы не маленькая Бельгия - мы цивилизация с большой миссией. И когда ты глумишься над властью, ты глумишься над страной. Когда ты глумишься над мироточащим бюстом, ты глумишься над верой".
"Во-первых, он (Государь) не отрекался. Он не сопротивлялся - это мы тоже знаем, не сопротивлялся заключению под стражу, не сопротивлялся, когда их отвозили от наступавших белых войск, чтобы всегда находиться под угрозой смерти в руках красных - за это он и прославлен в лике святых. Он пострадал именно за Христа. Он был предан Христу до конца. Он понимал, что он Божий помазанник, он повел первый на эти испытания, на эту Голгофу свой народ, он показал пример, пошел вслед за Христом на эти крестные муки. Он не сбежал в Англию, даже семью туда не отправил. За это мы молимся ему как святому. От бюста его происходит мироточение. Весь наш народ спасся через него. Он многое искупил своей жертвой, поэтому другие новомученики пошли за ним. Началось потрясающее исповедание веры в 1920-1930-е годы, поэтому началось возрождение веры сейчас. Мы видим, что происходит в православной Греции, где имя Христово умаляется, и мы видим, что происходит в России, которая была безбожной еще 20 лет назад".
Леонид Решетников: Есть надежда, что Россия возвратится на эту позицию защитника
"Николай Второй нигде не заявлял об отречении, нигде своей рукой не писал, что отрекается. Ничего нет, нет его слов. Он никогда этого нигде не произносил", - подчеркнул генерал-лейтенант в отставке, председатель Наблюдательного совета телеканала Царьград Леонид Решетников.
"Армия в растерянности - они в окопах, на фронте, в штабах, а в это время в Петербурге что-то непонятное происходит. Эта растерянность продолжалась 3-4 месяца, а затем эти люди сконцентрировались на юге страны, и они сражались еще 5 лет. Это были русские офицеры, и большая часть офицерства себя достойно повела".
"Уроки истории, к сожалению, мало кто учит. Ведь мы не просто царя свергли, мы отказались от Бога. И если вспомним обращение Господа к пророку Самуилу, он сказал: "Они не тебя не хотят, они меня не хотят". И сейчас мы Бога не хотим. Мы обсуждаем, стоит ли отдавать церковь Церкви!
Мы строили Советский Союз на крови, на страшной крови. С этого началось - разрушение церквей, издевательство над верующими, осквернение икон. Это были дьявольские силы, которые свергли царя, и это не фигура речи. Самая настоящая бесовщина!"
"Мы отказались от своего исторического имени, назвали себя СССР - а когда вернули это имя, вернулась и надежда, что мы опять будет выступать как защитники. Это важное всемирное историческое значение этого факта. Государь - смысл и образ Российской Империи. И есть надежда, что Россия возвратится на эту позицию защитника".
Оценили 4 человека
4 кармы