Ранним утром 1727 года фрегатом из Ревеля прибыл в Санкт-Петербург Андрей Матвеев. Одиннадцать лет провел он в Голландии, обучаясь живописному мастерству.
Матвеев был одним из талантливых юношей, которые были отправлены учиться живописи в Европу Петром 1.
Петр 1, будучи как-то в Новгороде, приметил в Софийском соборе Андрея, крестьянского сына, и попал он в число 20 счастливчиков, отправившихся кто в Италию, кто кто в любимую Петром Голландию.
Обучался Матвеев живописи у знатных мастеров К. Моора, А . Боонена, потом в Антверпенской академии художеств.
Петр платил за них по 100 гульденов, немалую сумму по тем временам, желая увидеть в России талантливых людей, хорошо освоивших искусства не только живописи, но и ваяния, зодчества и архитектуры.
Андрей Матвеев, возвратившись в Россию через 2 года после смерти Петра, попал в царствование Екатерины 1, когда все дела , начатые Петром, замерли, затихли, не видя ни цели, ни необходимости их завершения.
И поэтому, талант А. Матвеева, его отточенное мастерство, постепенно затухало, не находя применения, в разного рода второстепенных работ - в украшении триумфальных арок, росписи отдельных помещений, устройства праздничных увеселений.
До нас дошло очень немногое из того, что сделал художник, умерший в 37 лет и растративший все силы своего таланта в ежедневной напряженной работе.
Живописная команда от строений, руководимая А.Матвеевым, сыграла выдающуюся роль в подготовке и развитии русского искусства, и особенно, в подготовке новых художников.
Манера письма Матвеева стала во многом определяющей для русской портретной живописи и в дальнейшем.
Это " Аллегория живописи", первая в России сохранившаяся для нас станковая картина. Она изображает аллегорическую фигуру живописи в окружении амуров. Ей позирует Афина Паллада, которой на картине приданы черты Екатерины1. Такое становится понятным, если помнить, что Матвеев послал его императрице с просьбой о продлить обучение.
Произведение несет в себе черты барокко и выявляет богатое колористическое дарование художника.
Впервые в России художник написал и двойной автопортрет с женой Ориной.В ней без всякой манерности изображена пара любящих, счастливых супругов.
Лица живые, раскованные, свободные. Орина выступает во всей своей живой плоти, сердечности и невыразимой трогательности. Её светлое лицо выражает достоинство, ум и гордость. Андрей стремился всё передать так, как виделось его влюбленному, доброму, восторженному взору.
А рядом приписал себя - простого, молодого, дерзкого, полного сил и уверенности человека, смело смотрящего в будущее, любящего и любимого.
Вместе с Матвеевым работали в то время архитекторы, создавшие на века образ Санкт-Петербурга - Д. Трезини, Ж.-Б.Леблон, М.Г. Земцов, Б. Растрелли, возле которых выросло новое поколение живописцев и зодчих.
Одним из них был Иван Яковлевич Вишняков, он не учился за границей, его учителями были русские мастера, в Живописной команде среди учеников Матвеева он стал прекрасным портретистом.
И.Я Вишнякова называют загадочным мастером не только потому, что о его жизни творчестве мало сведений, но ещё и потому, что огромное наследие художника представляет собой грустно номинальный перечень, а сохранилось только 10 портретов.
А это портрет Сарры-Элеоноры Фермор.
Можно подумать, что это произведение западно-европейского художника, на самом деле- это портрет дочери начальника Канцелярии от строений в Петербурге В. Фермора.
И если бы И. Я. Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только этот очаровательный образ Сарры Фермор, то лишь за этот портрет его могли бы считать символом всего русского искусства XVIII века, эпохи декоративного стиля, основанного на синтезе русского барокко и рококо.
Использованные материалы:
1. Петровское барокко lekctsii.com/1-64941.html
2. www. school.edu.ru.
Оценили 26 человек
36 кармы